тематическое планирование 7 класс
календарно-тематическое планирование по географии (7 класс) на тему
тематическое планирование 7 класс,автор учебника Е.М Домогацких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.docx | 240.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации (от 29.12.2012 №273-ФЗ) « Об образовании в Российской Федерации»;
- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
- понимания географической специфики крупных природных географических оболочек;
- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической экспертизы;
- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
-
Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
Введение. Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.(1 час)
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА — ВЕЛИЧАЙШЕЕ ТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (1 часа)
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы на картах, способы их изображения. Решение задач по карте.
Практическая работа. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.
КАК ОТКРЫВАЛИ МИР (1 часа)
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Раздел I . ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ ( 18 часов)
Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.
Литосфера и рельеф Земли
Гипотезы и теории происхождения и эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Атмосфера и климат Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы, Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Гидросфера Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.
Биосфера
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.
Географическая оболочка
Строение и свойства. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон
Земля — планета людей
Численность населения. Размещение людей по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение людей по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции людей. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, группировка их по различным признакам.
Раздел II МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (49 часов)
Океаны (4 часа)
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов. Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Южные материки
Тема 1. Африка (10 часов)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. История исследования материка.
Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климатов материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи), народные промыслы; религия. Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практическая работа. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка. Обозначение па контурной карче крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема 2. Австралия и Океания (4 часа)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, своеобразие растительного и животного мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современник ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралийский Союз - страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной и Западной, в Восточной Австралии). Столица и крупнейшие города. Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Практические работы. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки.
Тема 3. Южная Америка (9 часов)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения. Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы: Восточная часть и Андийская область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран.
Практические работы. I. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 2. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). 3.Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.
Антарктида (2 часа)
Особенности природы полярных областей. Человек в Антарктике.
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
Практическая работа. Сравнение природы Арктики и Антарктики; составление проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.
Северные материки
Северная Америка (9 часов)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского моря). Крупные города, столицы..
Практическая работа. Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.
Евразия (11 часов)
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области:, внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы зон континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Практические работы. 1. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности. 2. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и др. страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны. Восточная Азия. Китай, Япония. Южная Азия. Индия. Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Практические работы. 1. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии. 3
календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Освоение Земли человеком. | 3 | |||
1 | Что изучают в курсе географии материков и океанов? | 1 | ||
2 | Методы географических исследований и источники географической информации | 1 | ||
3 | Разнообразие современных карт. | 1 | ||
Главные закономерности природы Земли. Литосфера и рельеф Земли. | 7 | |||
4 | История Земли как планеты. | 1 | ||
5 | Литосферные плиты. | 1 | ||
6 | Сейсмические пояса Земли. | 1 | ||
7 | Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. | 1 | ||
8 | Формирование современного рельефа Земли. | 1 | ||
9 | Влияние строения земной коры на облик Земли. | 1 | ||
10 | Урок обобщение и контроля знаний по теме «Литосфера». | 1 | ||
Атмосфера и климаты Земли. | 6 | |||
11 | Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. | 1 | ||
12 | Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. | 1 | ||
13 | Характеристика воздушных масс Земли. | 1 | ||
14 | Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. | 1 | ||
15 | Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей). | 1 | ||
16 | Урок обобщения и контроля знаний по теме: «Атмосфера». | 1 | ||
Мировой океан – основная часть гидросферы. | 6 | |||
17 | Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. | 1 | ||
18 | .Океанические течения. Система океанических течений. | 1 | ||
19 | Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. | 1 | ||
20 | Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Практическая работа№2 Описание основных компонентов природы океанов Земли. | 1 | ||
21 | Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. | 1 | ||
22 | Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Практическая работа№3 Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации. | 1 | ||
Географическая оболочка. | 2 | |||
23 | Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. | 1 | ||
24 | Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность. Практическая работа№4 Описание природных зон Земли. | 1 | ||
Человечество на Земле | 2 | |||
25 | Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. | 1 | ||
26 | Страны на карте мира. | 1 | ||
Характеристика материков Земли. Южные материки. Особеннос ти южных материков Земли. Африка. | 21 9 | |||
27 | Географическое положение Африки и история исследования. | 1 | ||
28 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | ||
29 | Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. | 1 | ||
30 | Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. | 1 | ||
31 | Население Африки, политическая карта. | 1 | ||
32 | Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа). | 1 | ||
33 | Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых). | 1 | ||
34 | Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств). | 1 | ||
35 | Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)). Практическая работа№5 Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации. | 1 | ||
Австралия и Океания. | 3 | |||
36 | Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики. | 1 | ||
37 | Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах). | 1 | ||
38 | Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»). Практическая работа№6 Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации. | 1 | ||
Южная Америка. | 7 | |||
39 | Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. | 1 | ||
40 | Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. | 1 | ||
41 | Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. | 1 | ||
42 | Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). | 1 | ||
43 | Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности). | 1 | ||
44 | Практическая работа№7 Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации. | 1 | ||
45 | Урок обобщения и контроля пол теме: «Южная Америка». | 1 | ||
Антарктида. | 2 | |||
46 | Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Практическая работа№8 Описание основных компонентов природы материков Земли. | 1 | ||
47 | Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде. | 1 | ||
Северные материки. Особенности северных материков Земли. Северная Америка. | 7 | |||
48 | Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). | 1 | ||
49 | Особенности рельефа и полезные ископаемые. | 1 | ||
50 | Климат, внутренние воды. | 1 | ||
51 | Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. | 1 | ||
52 | Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев). Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. | 1 | ||
53 | Описание США – как одной из ведущих стран современного мира. | |||
54 | Практическая работа№9 Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации. | 1 | ||
Евразия. | 11 | |||
55 | Евразия. Географическое положение, история исследования материка. | 1 | ||
56 | Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Практическая работа №10: Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации. | 1 | ||
57 | Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. | 1 | ||
58 | Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение | 1 | ||
59 | Природные зоны материка. Эндемики. Практическая работа№11 Описание основных компонентов природы материков Земли. | 1 | ||
60 | Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей). | 1 | ||
61 | Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики). | 1 | ||
62 | Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны). | 1 | ||
63 | Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)). | 1 | ||
64 | Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты). | 1 | ||
65 | Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона). | 1 | ||
66 | Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм). | 1 | ||
67 | Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»). | 1 | ||
68 | Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая). | 1 | ||
Взаимодействие природы и общества. | 2 | |||
69 | Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. | 1 | ||
70 | Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.). Практическая работа№11 Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования. | 1 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2009.
2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
3. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
Методические пособия
1. Баринова И.И.Современный урок географии. Часть 6. Методические разработки
уроков для 7 класса. М.: 2003
2. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Наш дом – Земля.- М.: Дрофа, 2004
3. За страницами учебника географии. – М.:Дрофа, 2005
4. Коринская В.А. Методическое пособие по географии материков и океанов
5. Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. Книга для
учителя. М.: 2000
6. Сиротин В.И. Пособие для учителя. Практические работы по географии 6-10 классы
- Хабибуллин Р.Х. Раздаточные материалы по географии 6-7 классы. М.:200
Оборудование
1. Физическая карта мира 1:20000000 или 1:25000000
2. Физическая карта мира ( к\к ) 1:20000000 или 1:25000000
4. Великие географические открытия 1:27000000
5. Экологические проблемы мира
6. Географические этнографические открытия и исследования в новое время 1:30750000
7. Почвенная карта мира
8. Строение земной коры 1:25000000
7. Мир. Климатическая карта 1:25000000
8. Схема « Постоянные ветры Земли»
9. Климатические пояса и области 1:25000000
10. Зоогеографическая карта мира 1:20000000
11. Природные зоны мира 1:20000000
12. Растения и животные 1:25000000
13. Африка. Физическая карта 1:8000000
14. Африка. Политическая карта 1:13000000
15. Австралия и Новая Зеландия. Физическая карта 1:6500000
16. Южная Америка. Физическая карта 1:9000000 \ Южная Америка. Политическая карта
17. Северная Америка. Физическая карта 1:9000000 \ Северная Америка. Политическая карта 1:9000000
18. Арктика. Физическая карта 1:11000000 \ Антарктида. Физическая карта 1:11000000
19. Евразия. Физическая карта 1:12000000 \ Евразия. Политическая карта
20. Европа. Физическая карта 1:5000000
21. Европа. Политическая карта 1:5000000
Дополнительная литература
- Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера» 2005 г. - 240с.
- Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя/О.В.Крылова. - 3-е изд. -М.: Просвещение, 2003 г. -95 с.
- Ланге П.В. Континент коротких теней: История географических открытий в Африке: Пер. с нем./ Ред. А.Ю. Грушевского. - М.: Прогресс. 1990 г. - 288 с.
- Митрофанов И.В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания ключи). -М.: ТЦ Сфера, 2003. -112 с.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 кл. - М.: «ВАКО» 2006. - 288 с. ( В помощь школьному учителю).
- Современный урок географии : Методические разработка уроков: Материки и океаны. 7 кл. -М: Школьная пресса, 2004. - 112с. (География в школе библиотека журнала .В. 13)
- Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября» 2000 - 272 с.
Мультимедийные пособия:
- «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
Библиотека электронных наглядных пособий 6 – 10 класс Россия
- География в школе – электронные уроки по темам – Австралия, Арктика и Антарктида, Азия и Европа, Африка, Северная и Южная Америка
Географический атлас. 7 класс. - М.: Дрофа, 2015.
Сиротин, В. И. Рабочая тетрадь по географии. 7 класс. -М.: Дрофа, 2012.
Дополнительная литература:
Душина, И. В., Коринская, В. А., Щенев, В. А. Наш дом - Земля. - М.: Дрофа, 2004.
За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.
Интернет-ресурсы.
Приложения
Перечень обязательной географической номенклатуры:
Тема «Введение»
материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
континенты: Европа, Азия, Африка, Америка, Антарктида, Австралия.
океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Тема «Общая характеристика природы Земли»
Литосфера
равнины: Амазонская, Великая Китайская, Великие равнины, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье.
горы: Альпы, Анды, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Тибет, Уральские.
вершины: Аконкагуа, Джомолунгма (Эверест), Мак-Кинли, Монблан, Эльбрус.
вулканы: Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Орисаба, Фудзияма, Эльбрус, Эребус.
Гидросфера
моря: Балтийское, Беллинсгаузена, Берингово, Восточно-Сибирское, Красное, Средиземное, Тасманово, Филиппинское, Южно-Китайское.
заливы: Бенгальский, Большой Австралийский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский.
проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Мозамбикский.
острова: Великобритания, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Сахалин, Суматра, Японские.
полуострова: Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр.
реки: Амазонка, Волга, Ганг, Дунай, Енисей, Инд, Лена, Миссисипи, Нил, Обь, Парана, Хуанхэ, Янцзы.
озёра: Байкал, Великие Американские, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика.
Тема «Океаны Земли»
Тихий океан:
моря: Берингово, Восточно-Китайское, Жёлтое, Коралловое, Охотское, Тасманово, Уэдделла, Фиджи, Филиппинское, Южно-Китайское, Японское.
заливы: Аляска, Калифорнийский.
проливы: Басов, Берингов, Дрейка, Корейский, Магелланов, Тайваньский, Торрессов.
желоба: Марианский, Перуанский
тёплые течения: Куросио, Межпассатное противотечение, Северное Пассатное, Северо-Тихоокеанское, Южное Пассатное.
холодные течения: Западных Ветров, Калифорнийское, Перуанское.
острова: Алеутские, Гавайские, Зондские, Курильские, Новая Зеландия,Тасмания, Фиджи, Филиппинские, Японские.
полуострова: Аляска, Индокитай, Калифорния, Камчатка, Корея, Малакка.
Атлантический океан:
моря: Балтийское, Карибское, Норвежское, Северное, Средиземное, Чёрное.
заливы: Бискайский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский.
проливы: Гибралтарский, Гудзонов, Датский, Дрейка, Магелланов.
тёплые течения: Антильское, Бразильское, Гвианское, Гвинейское, Гольфстрим, Северное Пассатное, Северо-Атлантическое, Фолклендское, Южное Пассатное.
холодные течения: Бенгельское, Западных Ветров, Канарское, Лабрадорское.
острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские).
полуострова: Аппенинский, Лабрадор, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Флорида, Юкатан.
Индийский океан:
моря: Андаманское, Аравийское, Красное, Тиморское.
заливы: Аденский, Бенгальский, Большой Австралийский, Персидский.
проливы: Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Мозамбикский, Ормузский.
желоб: Зондский.
тёплые течения: Мозамбикское, Муссонное, Мыса Игольного, Южное Пассатное.
холодные течения: Западных Ветров, Сомалийское.
острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.
острова: Зондские, Коморские, Мадагаскар, Мальдивские, Сейшельские, Шри-Ланка.
полуострова: Аравийский, Индостан, Малакка, Сомали.
Северный Ледовитый океан:
моря: Баренцево, Бофорта, Белое, Восточно-Сибирское, Гренландское, Карское, Лаптевых, Чукотское.
проливы: Берингов.
тёплое течение: Северо-Атлантическое.
острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.
острова: Врангеля, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Новая Земля, Северная Земля, Шпицберген.
полуострова: Таймыр, Чукотский.
Тема «Африка»
океаны: Атлантический и Индийский.
моря: Средиземное и Красное.
заливы: Гвинейский и Аденский.
проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский и Мозамбикский.
острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар.
полуостров: Сомали.
крайние точки: мыс Бен-Секка (Рас-Энгела, Эль-Абъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун.
канал: Суэцкий.
равнины: Восточно-Африканское плоскогорье.
горы: Атлас, Драконовы, Эфиопское нагорье.
вулкан: Килиманджаро.
реки: Нил, Белый Нил, Голубой Нил, Конго, Нигер, Сенегал, Замбези, Лимпопо, Оранжевая.
озёра: Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.
водопады: Виктория, Ливингстона, Стэнли.
пустыни: Сахара, Ливийская, Намиб, Калахари.
Контрольно измерительные материалы.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Главные закономерности природы Земли. Человечество на Земле» № 1.
Цели: обобщить и закрепить знания и умения по изученному разделу; формировать навыки работы с картами.
Планируемые результаты: предметные: закрепить знания по разделу «Главные закономерности природы Земли. Человечество на Земле» ( понятия, номенклатура, закономерности взаимодействия между компонентами природных комплексов планеты); скорректировать знания и умения. Регулятивные: ставить цели, задачи, осуществлять рефлексию своей деятельности, самостоятельно оценивать результаты, вносить коррективы.
Система оценивания: Контрольная работа составлена из вопросов на уровне: часть А – базовый уровень (вопросы с одним правильным вариантом ответа), часть В – задания повышенного уровня сложности (на установление соответствия, выбора нескольких правильных ответов, дописать определение, вставить пропущенные слова и т. д). Часть А – каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, часть В и С – 1 балл. Итого -19 б.
Критерии оценок:
«5»: 18-19 б.
«4»: 13-17 б.
«3»: 9-12 б.
«2»: менее 9 б.
Вариант №1.
1. Кто выдвинул гипотезу дрейфа материков?
I) М.В. Ломоносов 3) А. Вегенер
2) А. Гумбольдт 4) О.Ю. Шмидт
2. Что такое земная кора?
1) самая верхняя часть литосферы 2) средняя часть Земли
3) внутренняя часть Земли 4) самая мощная часть Земли
3. Границы между плитами литосферы проходят по;
I) оврагам 2) равнинам и рекам 3) срединно-океаническим хребтам и глубоководным желобам 4) береговой линии материков
4. Из каких частей состоят плиты литосферы?
1) только из материковой земной коры 2) и з материковых и океанических участков земной коры
3) из океанической земной коры 4) из шельфа и ложа океана
5. Укажите правильный вариант ответа. Чем ближе к экватору, тем:
1) Тем больше угол падения лучей и меньше нагревается земная поверхность
2) меньше угол падения солнечных лучей и выше температура воздуха в тропосфере
3) больше угол падения солнечных лучей и сильнее нагревается земная поверхность, а значит, выше температура воздуха в приземном слое атмосферы
4) меньше угол падения солнечных лучей и меньше нагревается поверхность Земли
6. Какие ветры преобладают в тропических широтах?
1) пассаты 2) западные 3) северные 4) муссоны
7. Где на Земле находятся области низкого давления?
1) близ экватора, в умеренных широтах 2) в умеренных и тропических широтах
3) у полюсов 4) только над материками
8. Для какого климатического пояса характерны пониженное атмосферное давление, восходящие потоки воздуха, большое количество осадков в течение года, высокий угол падения солнечных лучей?
1) для тропического 2) для экваториального 3) для умеренного 4) для субэкваториального
9. Для какого климатического пояса характерны нисходящие потоки воздуха, жаркое лето, очень малое количество осадков в течение года?
1) для тропического 3) для умеренного 2) для экваториального 4) для арктического
10. Как называют организмы, пассивно живущие в океане?
I) бентос 3) планктон 2) нектон 4) водоросли
11. Соленость океанической воды зависит от:
1) количества атмосферных осадков 2) испарения
3) притока речных вод 4) всех перечисленных причин
12. Что делает нашу планету' неповторимой?
1) горные породы 3) жизнь 2) воздух 4) вода
13. Как древние охотники проникли в Северную Америку?
1) приплыли на лодках 2) пришли по льду 3) приплыли на плотах 4) пришли по Берингийскому «мосту»
14. Пассаты – это…
15.Самый крупный природный комплекс Земли это….
В1.Укажите источник энергии, под воздействием которого происходит основная часть процессов в географической оболочке.
В2. Как называется оболочка Земли, в которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние слои литосферы, гидросфера и биосфера?
С1. Почему в разных районах Земли плотность населения неодинакова?
С2. Что такое высотная поясность?
Вариант №2.
1. Как называется единый древний материк?
1) Гондвана 3) Лавразия 2) Пангея 4) Евразия
2. Как называются древнейшие устойчивые участки литосферных ПЛИТ?
1) складчатые области 3) равнины
2) платформы 4) ложе океана
3. Как называются самые беспокойные подвижные области земной коры?
1) рельеф 2) складчатые области 3) платформа 4) сейсмические пояса
4. Укажите внутренний процесс, который влияет на формирование рельефа.
1) деятельность текучих вод 2) движение плит литосферы
3) выветривание 4) все варианты ответа верны
5. Восходящее движение воздуха влияет на:
1) образование у поверхности Земли пояса низкого атмосферного давления
2) образование области высокого атмосферного давления
3) выпадение меньшего количества осадков
4) больший нагрев поверхности Земли
6. В каких широтах наблюдается восходящее движение воздуха?
1) в тропических 2) в экваториальных 3) в антарктических 4) в арктических
7. Где на Земле находятся области высокого давления? 1) близ экватора
2) в умеренных широтах 3) у полюсов 4) только над материками
8. Для какого климатического пояса характерны господство западных ветров, ярко выраженные времена года? I) для тропического 3) для умеренного
2) для экваториального 4) для арктического
9. Для какого климатического пояса характерны нисходящие потоки воздуха, жаркое лето, очень малое количество осадков в течение года?
1) для тропического 3) для умеренного 2) для экваториального 4) для арктического
10. Что определяет направление течений?
1) постоянные ветры 2) рельеф дна 3) очертания материков и отклоняющая сила вращения Земли 4) все перечисленное
11. Куда, как правило, направлены теплые течения?
1) к экватору 3) с запада на восток 2) от экватора 4) с востока на запад
12. Укажите природный комплекс.
1) рельеф 3) животные 2) растения 4) море
13. В настоящее время численность населения Земли превышает:
1) 5 млрд человек 2) 7 млрд человек 3) 1 0 млрд человек 4) 6,5 млн человек
14.Образование переходных климатичеких поясов связано…
15. Более всего населена организмами 50-метровая верхняя толща воды, потому что…
В1. Каковы закономерности распределения температур на Земле?
В2. Почему атмосферу называют «броней» Земли?
С1. Как различаются страны по географическому положению?
С2. Что такое широтная зональность?
Повторительно-обобщающий урок по теме: « Африка» № 2.
Цели: повторить, обобщить основные знания закономерностей распределения компонентов природы и населения на материке.
Планируемые результаты: предметные: контролировать уровень своих знаний, осуществлять самоконтроль изученных понятий; применять знания, полученные при изучения курса; характеризовать особенности развития стран; познавательные: применять, обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы; проводить сравнение объектов по заданным критериям; регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.
Система оценивания: Контрольная работа составлена из вопросов на уровне: часть А – базовый уровень (вопросы с одним правильным вариантом ответа), часть В – задания повышенного уровня сложности (на установление соответствия, выбора нескольких правильных ответов, дописать определение, вставить пропущенные слова и т. д). Часть А – каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, часть В – 1 балл. Итого -19 б.
Критерии оценок:
«5»: 18-19 б.
«4»: 13-17 б.
«3»: 9-12 б.
«2»: менее 9 б.
1 вариант.
Блок № 1.
1.В основании большей части материка находится: 1)платформа,
- древние складчатые области, 3)молодые складчатые области.
2.Более высоко приподнятыми частями Африки являются:
1) северная и западная, 2)южная и восточная.
3. Максимальное количество осадков на территории Африки выпадает:
1) вдоль экватора, 2)вдоль Южного тропика, 3)вдоль океанских побережий.
4. Если в африканской пустыне в июле холоднее, чем в январе, то эта пустыня называется: 1) Сахара, 2) Калахари.
5. Определите климатические пояса Африки в порядке возрастания густоты речной сети:
1) экваториальный, 2) тропический, 3) субэкваториальный.
6. Большая часть рек Африки относится к бассейну 1) Индийского океана 2) Тихого океана 3) Атлантического океана.
7. Главной причиной богатства и разнообразия растительности влажных экваториальных лесов является: (одна причина) 1)благоприятный климат, 2) плодородные почвы, 3) густая речная сеть, 4) равнинный рельеф.
8. Установите соответствие. Природная зона: Климатический пояс:
- Пустыни. а) экваториальный,
- Саванны. б) субэкваториальный,
- Влажные экв. леса. в) тропический,
г) субтропический.
9. Антилопы, львы, гепарды, бегемоты — животные природной зоны 1) экваториальных лесов, 2)саванн, 3) пустынь.
10. .Наиболее специфичным стихийным бедствием для стран Центральной Африки являются: 1)засухи, 2)наводнения, 3)песчаные бури, 4)нашествия саранчи.
11. Расположите природные зоны Африки по мере уменьшения в них плотности населения: 1) саванны, 2) пустыни, 3) экваториальные леса.
12. Население Северной Африки относится в основном:
1) к монголоидной расе, 2) к негроидной расе, 3) к европеоидной расе.
13. Самая крупная по численности населения страна Африки:
1)Египет, 2)ЮАР, 3)Мавритания, 4) Нигерия.
14. Водопад Виктория расположен на какой реке:
1) Замбези 2) Конго 3) Лимпопо 4) Оранжевая
Блок № 2
- На каком плоскогорье расположен вулкан Килиманджаро?
- Какое море разделяет Африку и Аравийский полуостров?
3. К какому климатическому поясу относится это описание: «Весь год держатся температуры выше + 20 С, хотя зимой и летом они немного различаются; осадков выпадает достаточно, но их выпадение неравномерно – в году выделяется сухой и влажный сезоны»?
- Почему Африка самый жаркий материк?
- Что такое самум, эрги, хамады?
2 вариант
Блок №1.
1. Ближе других материков к Африке расположена:
1) Австралия, 2) Евразия, 3) Антарктида.
2.Складчатые области примыкают к Африканской платформе:
1) на севере и юге, 2) на западе и востоке.
3. В рельефе Африки преобладают:
- возвышенности и плоскогорья,
- плоскогорья и низменности,
- низменности и возвышенности.
4. В июле в Африке самые высокие температуры наблюдаются в районе:
1) Северного тропика, 2) экватора, 3) Южного тропика.
5. Минимальное количество осадков на территории Африки выпадает:
1) вдоль экватора, 2)вдоль Северного тропика, 3) вдоль океанских побережий.
6. Если в африканской пустыни в январе теплее, чем в июле, то эта пустыня называется:
1) Сахара, 2) Калахари.
7. Распределите климатические пояса Африки в порядке уменьшения густоты речной сети:
1)экваториальный, 2)тропический, 3)субэкваториальный.
8.Различная густота речной сети в отдельных районах материка объясняется в первую очередь особенностями:
- рельефа, 3) почвенно-растительного покрова
- климата,
9. Самая многоводная река Африки:
1) Нил, 3) Нигер,
2) Конго 4) Замбези.
10. .Установите соответствие.
Природная зона: Климатический пояс
- Влажные леса. а) субтропический
- Саванны. б) тропический,
- Пустыни. в) субэкваториальный
г) экваториальный.
11. Окапи, тапир, шимпанзе, леопард живут
природной зоне:
- экваториальных лесов, 2)пустынь. 3) саванн,
12. Страны Северной Африки наиболее часто страдают:
- от нашествий саранчи, 2) от засух, 3)от пыльных и песчаных бурь, 4) от наводнений
13.Расположите природные зоны Африки по мере увеличения в них плотности населения:
1)пустыни, 2) влажные леса, 3)саванны.
14. Когда разливается река Конго?
а) летом б) зимой в) в течение всего года
Блок №2
- Какое море разделяет Африку и Европу?
- К какому климатическому поясу относится это описание: «Каждый день выпадают сильные ливни, средняя температура зимы и лета одинаковая - + 24 С, высокая влажность в течение всего года»?
3. На каком плоскогорье находятся самые высокие горные вершины Африки?
4. В каком климатическом поясе Африки распространены каменистые, песчаные пустыни?
5. Почему образовалась пустыня Намиб?
Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Австралия и Океания» № 3.
Цели: повторить, обобщить основные знания закономерностей распределения компонентов природы и населения на материке.
Планируемые результаты: предметные: контролировать уровень своих знаний, осуществлять самоконтроль изученных понятий; применять знания, полученные при изучения курса; характеризовать особенности развития стран; познавательные: применять, обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы; проводить сравнение объектов по заданным критериям; регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.
Система оценивания: Контрольная работа состоит из 2 вариантов. Вариант содержит 9 заданий, каждое задание оценивается в 1 балл.
Критерии оценок:
«5»: выполнил 9 заданий
«4»: выполнил 7-8 заданий
«3»: выполнил 5-6 заданий
«2» выполнил менее 5 заданий.
Вариант №1.
- Назовите имя голландского мореплавателя, первооткрывателя острова на юге Австралии.
- Какая платформа лежит в основании материка Австралии?
- Назовите высочайшую вершину Австралии.
- Как называется самый крупный приток, самой крупной реки Австралии?
- Какой фактор играет ведущую роль в формировании климата Австралии?
- Перечислите примитивных животных, обитающих только на материке Австралия?
- Почему судоходство на реке Муррей затруднено?
- Назовите столицу Австралийского Союза.
- Как изменился бы климат материка, если бы Большой Водораздельный хребет находился бы на западе материка?
Вариант №2.
- Путешествия какого английского мореплавателя доказали окончательно, что Австралия – самостоятельный материк?
- Назовите низменность, расположенную в центре материка.
- Почему трудно определить точную площадь озера Эйр?
- Назовите климатические пояса, в которых лежит Австралия.
- Из всех материков только в Австралии нет высоких гор и действующих вулканов. Как это можно объяснить?
- Перечислите растения, растущие на материке Австралия.
- Назовите и охарактеризуйте коренное население Австралии.
- Какие полезные ископаемые располагаются на материке Австралия?
- Что способствует образованию «криков»?
Повторительно-обобщающий урок по теме: “Южная Америка” № 4.
Цели: повторить, обобщить основные знания закономерностей распределения компонентов природы и населения на материке.
Планируемые результаты: предметные: контролировать уровень своих знаний, осуществлять самоконтроль изученных понятий; применять знания, полученные при изучения курса; характеризовать особенности развития стран; познавательные: применять, обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы; проводить сравнение объектов по заданным критериям; регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.
Система оценивания: Контрольная работа составлена из вопросов на уровне: часть А – базовый уровень (вопросы с одним правильным вариантом ответа), часть В – задания повышенного уровня сложности (на установление соответствия, выбора нескольких правильных ответов, дописать определение, вставить пропущенные слова, объяснить явление, дать характеристику и т. д). Часть А – каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, часть В и С – 2 балла. Итого – 13б.
Критерии оценок:
«5»: 12-13
«4»: 9-11б.
«3»: 6-8 б.
«2»: менее 6 б.
Вариант 1.
А1. Южная Америка была открыта в:
1) 1498 г, 2) 1598 г.
3) 1698 г. 4) 1798 г.
А2. Какая река Южной Америки самая полноводная?
1) Ориноко 2) Парана
3) Амазонка 4) Риу-Негру
АЗ. Какая равнина самая крупная?
1) Амазонская низменность 2) Оринокская низменность
3) Ла-Платская низменность 4) Бразильское плоскогорье
А4. Какая природная зона занимает 50% территории Южной Америки?
1) саванны 3) пустыни
2) леса 4) степи
А5. В каких Андах находится самая низкая снеговая линия?
1) в Центральных 3) в Южных
2) в Северных 4) в Восточных
А6. Какие страны приняли в колонизации Южной Америки наиболее активное участие?
1) Испания и Англия 2) Португалия и Англия
3) Англия и Франция 4) Испания и Португалия
А7. Как называют потомков от браков европейцев и негров?
1) мулаты 3) самбо
2) метисы 4) креолы
В1. Какой водопад Южной Америки самый высокий?
В2. Какое отношение американские индейцы имеют к Индии?
С1. Почему Амазонка полноводна круглый год? Укажите не менее двух причин.
Вариант 2.
А1. Южную Америку омывают:
I) на западе Тихий океан, а на востоке Индийский
2) на западе Атлантический, а на востоке Тихий океан
3) на западе Тихий океан, а на востоке Атлантический
4) на западе Индийский океан, а на востоке Тихий
А2. Укажите правильный вариант ответа. Южная Америка — самый:
1) высокий материк 2) влажный материк
3) маленький материк 4) жаркий материк
АЗ, Как называют саванны Бразильского плоскогорья?
1) льянос 3) пампа
2) кампос 4) сельва
А4. Какие ветры приносят в Южную Америку наибольшее
количество осадков?
1) пассаты 3) муссоны
2) западные 4) бризы
А5. Какие животные обитают в пампе Южной Америки? 1) пекари, муравьеды, ягуары
2) страусы нанду, нутрии, ондатры
3) броненосцы, страусы эму, пампасов олень 4) гоацины, анаконды, колибри
А6. Какой язык является государственным для большинства стран Южной Америки?
1) испанский 3) английский
2) португальский 4) голландский
А7. Как с языка инков переводится название «Анды»?
1) «золотые» горы 3) «медные» горы
2) «серебряные» горы 4) «высокие» горы
В1. Какая рыба является грозой Амазонки и ее притоков?
В2. Как называется самое большое высокогорное озеро мира?
С1. Почему юг Южной Америки находится в умеренном климате, а юг Африки и Австралии - в субтропическом?
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Северная Америка» № 5.
Цели: повторить, обобщить основные знания закономерностей распределения компонентов природы и населения на материке.
Планируемые результаты: предметные: контролировать уровень своих знаний, осуществлять самоконтроль изученных понятий; применять знания, полученные при изучения курса; характеризовать особенности развития стран; познавательные: применять, обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы; проводить сравнение объектов по заданным критериям; регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.
Система оценивания: Контрольная тестовая работа составлена из вопросов на уровне: часть А – базовый уровень (вопросы с одним правильным вариантом ответа), часть В – задания повышенного уровня сложности (на установление соответствия, выбора нескольких правильных ответов, дописать определение, вставить пропущенные слова, объяснить явление, дать характеристику и т. д). Часть А – каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (21 б), часть В (второй уровень) – 2 б.
( 6 баллов). Часть С – по 2 балла (4 балла). Итого – 31 б.
Критерии оценок:
«5»: 30-31 б.
«4»: 24-29 б.
«3»: 15-23 б.
«2»: менее 15 б.
Северная Америка. Вариант 1.
Часть А.
1.От Евразии Северная Америка отделяется узким…:
А) панамским каналом Б)проливом Дрейка В)Беринговым проливом
2.Какое место по величине занимает данный материк среди остальных:
А) второе Б) четвертое В)третье
3.Цифрой 1 на карте обозначен:
А) Гудзонов залив б) Мексиканский залив в) Карибское море г) Саргассово море
4.Какой цифрой на карте обозначен полуостров Флорида?
А) 2 б) 3 в)4 г) 5
5. Область распространения, какого типа климата обозначена на карте штриховкой?
А) умеренно континентального
Б) умеренно морского
В)умеренно муссонного
Г) субтропического муссонного
6. Какая река обозначена на карте цифрой 6:
А) Маккензи б) Юкон в) Колорадо г) Рио-Гранте
7.Почему Аляску раньше называли «Русской Америкой»?
А) её природа похожа на русскую б)она была открыта и исследована русскими исследователями
Б) её коренные жители разговаривали на русском языке
8. Самая высокая точка в Северной Америке – это:
а) г. Логан в) влк. Орисаба
б) г. Мак-Кинли г) г.Митчелл
9. К горам древней складчатости относятся:
а) Скалистые горы в) Береговые хребты
б) Аппалачи г) Кордильеры
10. Определите, какие народы являются коренными жителями Северной Америки
а) мексиканцы, кубинцы в) индейцы, эскимосы и алеуты
б) нанайцы г) англичане и французы
11. Определите тип климата: Весь год влажная погода с высокими температурами, но большая часть осадков выпадает летом.
А) экваториальный Б) субэкваториальный В) субтропический
12. Определите тип жилища, в котором живут эскимосы:
А)вигвам Б)шалаш В)иглу
13. Столица США - это город: А) Вашингтон Б) Нью-Йорк В)Бостон
14. Укажите остаточное бессточное озеро на внутренних плоскогорьях:
А) Большое Соленое Б) Виннипег В)Эри
15. Водопад Ниагарский находится между озерами:
А) Эри и Онтарио б) Верхнее и Гурон в) Эри и Гурон
16.Реа Миссисипи в переводе с индейского обозначает:
А) большая река б) мутная река в) красная река г) великая река
17. Александр Маккензи, шотландский путешественник назвал ее рекой разочарования:
А) Юкон б) Маккензи в) Колумбия
18. В переводе с индейского эскимосы – это:
А) поедатели сырого мяса б) поедатели сырой рыбы
19. Переходную полосу между лесами и степями Северной Америки называют:
а) пампой; б) прериями; в) сельвой.
20. Главное промысловое животное индейцев, которое европейцы чуть не уничтожили:
А) овцебык б) бизон в) зубр
21. Кто из мореплавателей первым открыл северо-восточные берега Северной Америки?
а) Х.Колумб б) Р.Амундсен в) В.Беринг г) А.Чириков
Часть В.
22.Установите соответствие.
Реки: К бассейну, какого океана относятся:
1. Юкон а) Северный Ледовитый
2. Колорадо б) Атлантический
3. Миссисипи в) Тихий
23. Крайние точки: Местоположение:
1. м. Мёрчисон а) крайняя западная точка
2. м. Принца Уэльского б) крайняя северная точка
3. м. Марьято в) крайняя восточная точка
4. м. Сент-Чарльз г) крайняя южная точка.
24. Природная зона: Растения:
1. Тундра | А)Черная, белая ель, бальзамическая пихта, лиственница, сосна |
2. Тайга | Б) Ель, сосна, береза, дуб, клен, секвойя |
3. Степи и лесостепи (прерии) | В) Мхи, лишайники, карликовые ивы, карликовые березы |
4.Смешанные и широколиственные леса | Г) Злаки (бородач, типчак, бизонова трава) |
Часть С.
25.Почему на полуострове Флорида осадков выпадает больше, чем в Калифорнии?
26. Какая территория С. Америки густо заселена и почему?
Северная Америка. Вариант -2.
Часть А.
1. Самая высокая точка Аппалачей – это:
а) Логан б) Митчелл в) Мак-Кинли г) Орисаба
2. В какой части Северной Америки материк пересекает экватор?
а) в северной в) в центральной
б) в восточной г) в южной д) экватор не пересекает Северную Америку.
3.Цифрой 1 на карте обозначен полуостров:
А) Юкатан б) Флорида
в) Калифорния г) Лабрадор
4.Какой цифрой на карте обозначен Гудзонов залив: А) 2 б) 3 в) 4 г) 5
5.Какая из областей умеренного климата показана на карте штриховкой?
А) умеренно континентального
Б) морского
В) муссонного
Г) континентального
6. Какая река обозначена на карте цифрой 6: А) Колумбия б) Миссури
в) Св. Лаврентия г) Миссисипи
7. Вдоль восточного края Кордильер протянулись:
а) Великие равнины в) Миссисипская низменность
б) Центральные равнины г) Береговые хребты
8. На климат северных территорий материка оказывает сильное влияние:
а) Атлантический океан б) Тихий океан в) Северный Ледовитый океан
9. Какая часть территории Северной Америки расположена в зоне арктических пустынь?
а) Мексиканское плоскогорье в) Центральные равнины
б) полуостров Лабрадор г) Канадский арктический архипелаг и Гренландия
10. Определите тип климата: «Летом преобладают умеренные воздушные массы с западными ветрами, а зимой- арктические с северо-восточными ветрами.Осадков выпадает мало.Средняя температура июля от +8 до +12 градусов, а января от -32 до -24 градусов»:
А )арктический Б)субарктический В)умеренный
11. 2,5-3 тыс. лет назад на территорию С. Америки пришли предки:
А) эскимосов б) индейцев в) европейцев г) алеутов
12. Определите тип жилища, в котором живут индейцы:
А) вигвам Б)шалаш В)иглу
13. Укажите столицу Канады:
А) Оттава Б) Монреаль В)Квебек
14. Б. Медвежье озеро является по происхождению:
А) тектоническим б) ледниковым в) вулканическим
15. Горная цепь Кордельеры относительно Анд:
А) моложе б) старше
16. Река Колорадо в переводе обозначает:
А) большая река б) мутная река в) красная река
17.Эта река названа в честь корабля, моряки которого в 1792 г. открыли устье этой реки.
А) Св. Лаврентия б) Колумбия в) Миссури г) Арканзас
18. Эскимосы себя называют инуитами, что в переводе обозначает:
А) великие люди б) сильные люди в) мудрые люди г) настоящие люди
19. Самыми плодородными почвами характеризуется зона…
А) пустынь; б) прерий; в) смешанных лесов; г) хвойных лесов
20. Назовите самый известный национальный парк США
а) Йеллоустонский б) Вуд Баффало в) Саскачеван
г) в США нет национальных парков.
21. Как называется территория, куда европейцы сослали всех индейцев?
А) резервуар б) резервация в) поселение
Часть В.
22.Установите соответствие.
Природный объект: Местоположение:
1. Антильские острова а) северо-восток
2. о. Гренландия б) запад
3. о. Виннипег в) юго-восток
4. о. Ньюфаундленд восток
23. Полуостров: Океан, в котором он расположен:
1. Юкатан а) Северный Ледовитый
2. Калифорния б) Атлантический
3. Лабрадор в) Тихий
24. Природная зона: Животные:
1. Тундра | А) Койот, вилорог, бизон |
2. Тайга | Б Б) Белый медведь, овцебык, морж, куропатка, северный олень карибу |
3. Степи и лесостепи (прерии) | В) Рысь, лось, олень вапити, толсторогий баран, гризли |
4.Смешанные и широколиственные леса | Г) Росомаха, скунс, енот, серая белка |
Часть С.
25. Почему реку Миссисипи называют первой в мире «обманщицей»?
26. Почему Кордильеры находятся на западе материка?
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Евразия» № 6.
Цели: повторить, обобщить основные знания закономерностей распределения компонентов природы и населения на материке.
Планируемые результаты: предметные: контролировать уровень своих знаний, осуществлять самоконтроль изученных понятий; применять знания, полученные при изучения курса; характеризовать особенности развития стран; познавательные: применять, обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы; проводить сравнение объектов по заданным критериям; регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.
Система оценивания: Контрольная тестовая работа составлена из вопросов на уровне: часть А – базовый уровень (вопросы с одним правильным вариантом ответа), часть В – задания повышенного уровня сложности (на установление соответствия, выбора нескольких правильных ответов, дописать определение, вставить пропущенные слова, объяснить явление, дать характеристику и т. д). Часть А – каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (10 б.), часть В (второй уровень) – 2 балла
( 6 баллов). Часть С – по 2 балла (4 балла). Итого – 20 б.
Критерии оценок:
«5»: 19-20 б.
«4»: 14-18 б.
«3»: 10-113 б.
«2»: менее 10 б.
Вариант 1.
A1. Укажите ошибочный вариант ответа. Огромный вклад в исследование Центральной Азии внес:
1) Беринг 2 ) Н. М. Пржевальский
3) Г.Ш. Семенов 4) В.А. Обручев
А2. Что отличает географическое положение Евразии?
I) ее омывают все четыре океана
2) ее отделяет от Африки только Гибралтарский пролив
3) она расположена во всех четырех полушариях
4) она соединена с Северной Америкой перешейком
АЗ. Укажите правильное соответствие гор и самой высокой точки.
1) Гималаи — Эльбрус 2) Альпы - Эверест
3) Кавказ •- Монблан 4) Алтай - Белуха
А4. Какая низменность наиболее заселена и освоена?
1) Западно-Сибирская равнина 2) Туранская равнина
3) Великая Китайская равнина 4)Среднесибирское плоскогорье
А5. Где находится самая сейсмически активная часть Евразии?
1) на побережье Северного Ледовитого океана 2) на побережье Атлантического океана 3) на побережье Тихого океана 4) в центре материка
А6. Что оказало наибольшее влияние на формирование рельефа севера Евразии? 1)ветер 2) древний ледник 3) снежный покров 4) человек
А7. Какой климатический пояс характерен для тундры?
1) умеренный 2)арктический 3)субарктический 4) субтропический
А8. Какое крупное копытное животное обитает в Тибете на значительной высоте? I) овцебык 2) як 3) кабарга 4) сайгак
А9. К горам Евразии не относятся:
1) Пиренеи, Альпы, Памир
2) Карпаты, Тибет, Кавказ
3) Гималаи. Кавказ, Пиренеи
4) Анды, Атлас, Кордильеры
А10. Как называется крупное месторождение железной руды в Евразии?
1) Кузбасс
2) Курская магнитная аномалия
3) Донецкий бассейн 4) Западно-Сибирское
В1. Для какого климата характерно данное описание погоды?
Зимой здесь часто идут дожди, тепло. Летом устанавливается жаркая сухая погода.
В2. Укажите самую длинную реку Евразии.
В3. Установите соответствие между природной зоной и её представителями
представители природная зона
А) косуля, зубр 1) пустыня
Б) гиббон, колибри 2) степь
В) лось, рысь 3) тайга
Г) фенёк, сурикат 4) переменно-влажные леса
Д) носорог, тигр 5) экваториальные леса
Е) корсар, сайгак 6) широколиственный лес
С1. Почем реки Японии несудоходны?
С2. Почем площадь и численность населения Германии значительно увеличилась в 1990 году?
Вариант 2
А1. Какая природная зона Евразии занимает наибольшую площадь?
1)тундра 2) тайга 3) степь 4) пустыня
А2. Какие почвы соответствуют природной зоне смешанных и широколиственных лесов?
1) подзолистые 2) серые лесные 3) черноземы 4) каштановые
АЗ. Какой самый высокий действующий вулкан Евразии?
1) Фудзияма 2) Этна 3) Гекла 4) Ключевская Сопка
А4. Древние ледники оставили след в северной части Евразии в виде:
1) моренных гряд 2)барханов 3) дюн 4) останцов
А5. Крупное месторождение нефти и газа найдено в:
1) Северном море 2) Красном море 3) Черном море 4) Балтийском море
Аб. Для какого климатического пояса Евразии характерен муссонный климат?
I) для субарктического 2) для умеренного
3) для тропического 4) для экваториального
А7. Какой полуостров Евразии находится в тропическом климатическом поясе ?
1) Индостан 2) Пиренейский 3) Аравийский 4) Корея
А8. Какие острова больше всего страдают от тайфунов?
I) Британские 2) Сицилия и Сардиния 3) Новая Земля и Исландия
4) Японские и Филиппинские
А9. Какой город является столицей Норвегии?
1) Хельсинки 2) Осло 3) Стокгольм 4) Копенгаген
А10. В какой природной зоне обитают песцы и лемминги?
1) в тундре 2) в тайге 3) в степи 4) в пустыне
В1. Назовите самое холодостойкое дерево Евразии.
В2. Укажите самую крупную реку бассейна внутреннего стока Евразии.
В3. Самая длинная река Евразии — это __________________
Самую крупная река бассейна внутреннего стока Евразии — это ________
Самая крупная плоская заболоченная равнина Евразии — это ____
Самое глубокое озеро мира — это ___________________
Самое большое озера мира — это ___________________
С1. Почему тропический климат Евразии характерен только для ее юго-западной части, а не распространяется на весь материк с запада на восток?
С2. Почему центральная часть Евразии слабо заселена?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...