Проблемное изложение в географии
методическая разработка по географии на тему
информация о проблемных заданиях в географии, Этапы решения проблемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_problemnoe_obuchenie_v_geografii.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ⅰ.«Система проблемных заданий по И.Я. Лернеру »
Условия для построения системы: Связь содержания вопроса или задания с ведущими идеями, понятиями и закономерностями в самой географической науке. Возможность раскрытия путей решения проблемы через методы географически-научного познания (в том числе и через реальные ситуации, имевшие место в истории науки).
Связь с мировозренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся. Возможность группировки учебного материала, в том числе и фактического, вокруг решения проблемы.
Ⅱ.«Традиционное проблемное обучение в географии» Решение проблем, заинтересованных их наук и адаптированных к возможностям школьников называются «традиционным проблемным обучением» в географии.
Виды проблемных заданий Задания, в основе содержания которых лежат научная гипотеза (например о происхождении многолетней мерзлоты, об изменении климатов на земле).
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи или вопроса (например, при сопоставлении летних и зимних температур экваториального и тропического поясов Африки, школьники должны определить, почему в более удаленном от экватора тропическом поясе t в июле выше, чем в экваториальном).
Задания, в основе которых лежит разрыв в логике, идущий вразрез с привычными научными или бытовыми представлениями (например, известно, что чем севернее, природные условия в Сибири более суровые. Однако в XV веке освоение этого региона русскими землепроходцами происходило именно с севера на юг).
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей ( какие изменения произойдут на территории Амазонии , если вырубят сельву).
Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями (увеличивается или уменьшается в условиях НТР влияние природных условий территории на жизнь и хозяйственную деятельность человека).
Ⅲ.«Реальное проблемное обучение» Выбор способа поиска решений (много возможных вариантов). Требует применения системы исследовательских процедур, начиная со сбора данных и кончая их анализом, и построением обобщения. Решение реальной проблемы завершается практическими предложениями или даже попыткой внедрить результаты проведенного исследования в жизнь.
Реальная проблема «Как проехать?» I этап. Постановка проблемы. Определить, возможно ли быстро, дешево и безопасно добраться из данного населенного пункта в другой.
Варианты: Проезд до школы и обратно Поездка в места отдыха Проезд из сельской местности в город и т.д
Понятия географии: Транспортный узел Транспортная сеть Транспортный поток (общественный и частный транспорт для перевозок товаров и пассажиров).
II этап. Рекомендуемые виды учебной деятельности. Объединяют в группы Используют наблюдения Интервьюируют и анкетируют местных жителей Изучают маршруты транспорта Обследуют места скопления населения и т.д Систематизируют информацию в виде диаграмм, картосхем, графиков, фотосъемки, написания отчетов Идет обсуждение в классе
III этап. Внедрение результатов работы в практику. Изменение транспортных потоков Ввести вблизи школы улицы с односторонним движением Изменить маршруты и расписания некоторых автобусов для обслуживания населения
Заключение Преимущества реальных проблем очевидны. Они отражают потребности учащихся, помогают овладеть исследовательскими процедурами, формируют положительные мотивы к изучению географии и учебному процессу в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура проблемно-диалогического урока географии
Примерная разработка урока...
Конструирование проблемного изложения учебного материала на уроках физики
Главная задача обучения заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся. Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует ...
Реализация принципа проблемного изложения в компетентностно-ориентированной модели обучения на уроках русского языка.
Данная работа содержит материал для учителей-практиков. Она может заинтересовать словесников. кто задумывался над целесообразностью изложения учебного материала в школьных учебниках. Это разработка од...
Применение проблемного изложения и поисковой беседы на уроках истории.
Рассмотрены методы применения проблемного изложения и поисковой беседы на конкретных примерах....
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...
Методические рекомендации для применения проблемного изложения в математике
Методические рекомендации для применения проблемного изложения в математике...
Технологическая карта урока истории по теме «Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва» с применением метода проблемного изложения
Урок разработан для обучающихся 8 класса по теме "Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва"...