Урок c элементами исследовательской деятельности учащихся по географии и химии на тему: «Агротехнология в Нечернозёмной зоне. Минеральные удобрения»(на примере Щёлковского района Московской области).
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Интегрированный урок с элементами исследовательской деятельности для 9 класса ао химии и географии.
Московская область, Щёлковский район, Нечерноземье . Как можно вырастить богатый урожай? Ответить на этот вопрос и применить свои знания на практике нам поможет агрохимия и тема, которую мы изучили - «Минеральные удобрения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок c элементами исследовательской деятельности учащихся по географии и химии на тему: «Агротехнология в
Нечернозёмной зоне. Минеральные удобрения»
(на примере Щёлковского района Московской области).
Для учащихся 9х классов
Замчалкина О.А., учитель химии Сушенцова В.С., учитель географии
Щелковской гимназии, Московской области
Задачи:
Образовательные
- установить межпредметную связь и взаимосвязь между темами;
- закрепить и развивать навыки эксперимента;
- развивать навыки исследовательской работы;
- изучить способы определения минеральных удобрений;
- закрепить навыки решения расчётных и экспериментальных задач;
- закрепить знания по анализу диаграмм «обеспечённость территории России сельскохозяйственными угодьями».
- продолжить формировать у учащихся умений работать с различными источниками географической информации;
- дать сведения учащимся о комплексе мелиоративных мероприятий, используемых для улучшения качества почвы;
- рассмотреть природные условия и влияние агроклиматических факторов на возможности выращивания различных сельскохозяйственных культур на примере СПК «Жегалово» г, Щелково;
- формировать умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, соблюдать правила по технике безопасности;
Развивающие
- развивать умения сравнивать, выделить в изученном главное, делать обобщение;
- развивать у учащихся в процессе обучения самостоятельность;
- развивать речевые способности учащихся;
Воспитательные
- формировать у учащихся логическое и творческое мышление;
- соблюдение правил работы в классе, коллективе, рабочем месте;
Оборудование: атласы; контуры Московской области и Щёлковского района; коллекции минеральных удобрений; растворы щёлочей; минеральных кислот; хлорида бария; нитрата серебра; гашёной извести; спиртовка; вода; стаканы; индикаторная бумага.
Ход урока
1) Оргмомент
2)Работа по теме
1.Выступление члена группы географов. Земледелие - древнейший вид человеческой деятельности и пока единственный способ консервации солнечной энергии, которые растения отдают всему живому, в том числе и человеку.
«Хлеб - он всему голова!», поэтому все свои чаяния и надежды россиянин всегда связывал с урожаем. Нет другой отрасли земледелия, где значение природы для развития и жизни человека так велико. На практике это можно видеть на агроклиматической карте, по которой определяем, при каких условиях и какие культуры можно выращивать. (Работа по агроклиматической карте. см. Приложение№3) Территория России имеет S=17млн. км, а из всех них используется всего 222млн. га сельскохозяйственных угодий. Из них 60%-пашня.
2.Выступление подготовленного ученика. Из этих данных строим диаграмму, которая покажет, как используются сельскохозяйственные земли.
Учитывая, что из них ежегодно сотни тысяч га «съедает» ветровая и водная эрозия (термины записаны на доске), а так же часть угодий «уходит» под новые города и транспортные магистрали, которые являются конкурентами сельского хозяйства. Поэтому без химии современное развитие сельского хозяйства невозможно, потому что интенсивный путь развития является главным, особенно в Нечерноземье.
3. Выступление ученика группы « Юный химик». Московская область, Щёлковский район, Нечерноземье . Как можно вырастить богатый урожай? Ответить на этот вопрос и применить свои знания на практике нам поможет агрохимия и тема, которую мы изучили - «Минеральные удобрения»
Применение удобрений даёт хороший результат, если соблюдать следующие правила:
- В любом почвенном регионе применение удобрений проводится на фоне высокой агротехники - проведение правильной и своевременной обработки почв, внедрение комплекса мероприятий по борьбе с эрозией, сорняками, различными вредителями и « болезнями»; также использование лучших сортов, например, в Нечерноземье эффективность минеральных удобрений во многом зависит от известкования кислых почв и от фосфорного режима в них.
- Соблюдается сочетание органических и минеральных удобрений, широкое применение местных удобрений (например, зеленых).
- Проводится правильный выбор доз, соотношений и способов внесения удобрений.
4.Вопрос учителя. Почему необходимо применять удобрения? Как вы понимаете слова основоположника сельскохозяйственной химии Ю.Либиха
«Рим выбрасывает в сточные воды плодородие Сицилии»?
5.Ответ учащихся: Вместе с пшеницей из Сицилии в Рим вывозили и важнейшие питательные вещества, которые не возвращались в почву Сицилии, а выносились через сточные трубы в море и океан. Сицилия, бывшая житница Рима, превратилась со временем в район с самыми бедными почвами.
Сейчас по утверждению французского ученого Анри Вуазена 90% удобрений не возвращается в почву.
6.Работа по таблицам №1 , №2.(Приложение №1)
Таблица №1. «Примерный вынос питательных элементов с урожаем сельскохозяйственных культур» (на парте у каждого ученика).
Таблица №2. «Круговорот веществ в земледелии» (на парте) Показаны пути накопления питательных элементов в почве.
7.Вывод делают учащиеся: Получать высокий урожай без пополнения почвы минеральными элементами невозможно.
8.Учитель географии обращает внимание учащихся на запись слова на доске:
УДОБРЕНИЕ- вещество, которое вносят в почву для обеспечения растений элементами питания и изменения свойств почвы.
9.Учитель химии задает вопрос учащимся . 1) Какие удобрения вы знаете?
Вопрос2) Охарактеризуйте роль основных питательных элементов (азота, фосфора и калия) в жизни растений.
10. Учащиеся отвечают. Три важнейших элемента – азот, фосфор и калий - необходимы растениям в больших количествах. Азот входит в состав белков. При его недостатке задерживается образование зелёной массы, растения плохо растут, их листья становятся бледно-зелёными и даже желтеют. Азотные удобрения особенно нужны в весенний период. Фосфор содержится в нуклеиновых кислотах, которые участвуют в окислительно-восстановительных процессах, протекающих в растениях. Фосфор особенно необходим для развития цветов и плодов. Калий ускоряет процесс фотосинтеза и содействует накоплению углеводов (сахара в сахарной свекле, крахмала в картофеле)
Азотные - например, аммиачная селитра, сульфат аммония, мочевина. Калийные – хлорид калия, сульфат калия, зола. Фосфорные – суперфосфат, фосфоритная мука. Есть комплексные удобрения, которые содержат сразу несколько элементов – аммофоска, калиевая селитра.
11.Самостоятельная работа учащихся – решение задач по химии (Даётся два варианта). Решение учащимися задач-неудач.
I Вариант.
Поздней осенью фермер решил, что называется убить двух зайцев сразу: известковать участок с кислой почвой и провести подкормку её хлоридом аммония. Однако весной оказалось, что желаемый эффект не был достигнут. Почему? Ответ подтвердите уравнением реакции в молекулярном и в ионном виде. (На доске записывается уравнение реакции, учеником раньше всех справившегося с заданием).
II Вариант.
Молодому фермеру предложили внести в почву хорошо растворимое удобрение, содержащее фосфор. Формулы вещества на этикетке не было , но сохранились результаты анализа: азота-12,2% , водорода-5,2% , фосфора 27 %, кислорода – 55,6%. Что же это за вещество? Вывести молекулярную формулу. (Задачу ученики решают самостоятельно. Конечный результат проверяется -дигидрофосфат аммония).
12.Ученик группы географов-исследователей. В городе Щёлково находится тепличный комбинат на (СПК - сельскохозяйственный производственный комплекс) Жегалово.
Учащиеся 9-х класса посетили (этот комплекс. Сейчас они отчитаются по своей экскурсии. На примере СПК Жегалово можно убедиться о значимости правильного и рационального использования удобрений. (Отчёт. См. Приложение №.2)
13.Ученик- лаборант:
Удобрений много, попробуй в них разберись. Есть много способов оценить неизвестное удобрение с помощью подручных средств. Для этого нужно хорошо знать свойства солей.
14. Демонстрационный эксперимент.
Средство №1 . Вода.
Ход эксперимента: измельченное в порошок удобрение помещается в стакан, заливается водой (1,5- 2 г. твердого вещества на 30-40 мл воды). Температура раствора определяется на ощупь: если стакан становится «ледяным», то-значит, испытываемое вещество – селитра, дающая при растворении эндотермический эффект. Если соль не растворяется, то это, скорее всего фосфаты: суперфосфат, фосфоритная мука.
Средство№2. Гашеная известь.
Ход эксперимента: смешать примерно равные части удобрения и гашеной извести (гидроксида кальция) и нагреть. При появлении запаха аммиака можно с уверенностью заключить, что удобрение относится к солям аммония.
14.Учитель химии предлагает учащимся решить несколько экспериментальных задач.
15.Правила поведения в химической лаборатории. (повторение техники безопасности).
Ход эксперимента.
В склянках под номерами даны удобрения. Необходимо распознать их наиболее рациональным путём ( внешний вид, растворимость в воде, взаимодействие раствора удобрений с серной кислотой и медью, с раствором хлорида бария, с раствором щелочи при нагревании, с раствором нитрата серебра). Составить уравнения проделанных реакций в молекулярной и ионной формах. На парту выдается необходимый набор реактивов и индивидуальных заданий. Задания выполняются в тетради и сдаются на контроль.
16.Учитель химии предлагает сделать вывод о значении удобрений в сельском хозяйстве.
17. Работа учащихся со схемой « Влияние удобрений на урожай-ность сельскохозяйственных культур», говорит о пользе и вреде удобрений, о правильном выборе доз, соотношений и способов внесения удобрений, о сохранении экологического равновесия в природе. Учащиеся делают вывод о том, какие удобрения нужно вносить в Нечерноземье для улучшения структуры почвы.
18. Подведение итогов урока.
19.Выставление отметок и их комментирование.
20.Домашнее задание:
1.По географии даётся задание на дом на контуре Щёлковского района отметить типы почв, объекты сельского хозяйства, химической промышленности.
2.По химии повторить тему: Минеральные удобрения (учебник Габриелян. О.С. «Химия 9 класс», стр.212-218,Хомченко И.Г. «Сборник задач и упражнений по химии» №13.65-13.67).
Приложение №1
Примерный вынос основных питательных элементов с урожаем сельско-хозяйственных культур
Культуры | Урожай основной продукции, т/га | Вынос с урожаем, кг/га | ||
N | P2O5 | K2O | ||
Зерновые злаковые | 3,0-3,5 | 90-110 | 30-40 | 60-90 |
Зерновые бобовые | 2,5-3,0 | 100-150 | 35-45 | 50-80 |
Картофель | 20-25 | 120-200 | 40-60 | 180-300 |
Сахарная свёкла | 40-50 | 180-250 | 55-80 | 250-400 |
Кукуруза (зелёная масса) | 50-70 | 150-180 | 50-60 | 180-250 |
Капуста | 50-70 | 160-230 | 65-90 | 220-320 |
Хлопчатник | 3,0-4,0 | 160-220 | 50-70 | 180-240 |
- Фиксация N2 клубеньковыми и свободноживущими бактериями.
- Азот NH4+ ; NO3-; NO2- с осадками.
Потери в результате денитрификации.
Приложение №2
Тепличный комбинат находится на СПК «Жегалово» Щелковского района Московской области.
Огурцы.
Под стеклом 5 гектаров. На основном блоке выращивается 4 гектара огурцов сорта «Эстафета». Опыление производится пчелами (ставятся ульи). 0,5 гектара рассадочное отделение, там выращивается рассада. Посев семян в рассадочном отделении в горшочки.
С 10 по20 декабря рассада выращивается 30- 35 дней при дополнительном освещении. С 10 по 20 января подготовленная рассада высаживается в теплицу по 3 растения на 1 квадратном метре, т.е. на 1 гектаре – 30 тысяч растений. Перед посадкой завозится шасиками компост 200-300 тонн на гектар. Далее производится вспашка, фрезерование и укладка калачей - это подземное отопление.
Температура для огурцов 22-24 градуса, при пасмурной погоде 20-21 градус, ночью 18-19 градусов.
Основная заправка двойным суперфосфатом-300 килограмм на гектар. После высадки растений производятся подкормки из азотных и калийных удобрений
- аммиачная селитра;
- аммиачно-калийная селитра;
- кальциевая селитра;
- калий сернокислый;
- магний сернокислый;
- крестолон желтый и микроэлементы.
Томаты.
Голландский сорт «Куперо» занимает площадь 0,5 гектаров. На томатах капельный полив т. е. полив через форсунки под каждое растение. На огурцах шланговый полив.
Подкормка ведется централизовано с растворного узла, где готовится раствор удобрений. Высадка огурцов производится с января по сентябрь, а помидор с конца января по ноябрь месяц в зависимости от погоды.
Из средств защиты растений применяются такие биологические средства как:
- триподермин - это грибковый препарат от гнили;
- нарцисс - от мучнистой росы на огурцах;
- акарин - от паутинного клеща- вредителя на огурцах.
Для почвы предусмотрено приготовление компоста: опилки и навоз с добавлением торфа. Все это готовится на отдельной площадке в течение всего лета :одна часть навоза ,две части опилок и одна часть торфа. Перемешивание осуществляется при помощи техники для лучшего компостирования.
Для набивки гошочков применяется верховой торф: три части верхового торфа, одна часть навоза, минеральные удобрения и доломит. Расчеты производит лаборатория. Всё это готовится с помощью РПТМ. В тележку загружается смесь, затем пересыпается минеральными удобрениями доломитом, высыпается и перемешивается. Производится анализ, при необходимости элементы добавляются.
Розы.
Выращивание роз производится в полустелажной системе. В ноябре производится обработка и обрезка кустов роз. Оставляют маленькие черешки, снижают температуру. С января- февраля месяца поднимают температуру, поливают тёплой водой, пускают их в рост. Почва искусственная используется 3-4 года. В дальнейшем почву вычищают до песка и завозят свежий грунт. Грунт, который вывозят из теплиц, потом используется в виде удобрений на полях.
Приложение №3
Рельеф Московского региона
- Нанесите на карту типы почв Московской области при помощи условных знаков.
- Определить типы почв.
Задания:
· Используя различные источники информации, нанесите основные формы рельефа московского региона.
· Какие формы рельефа здесь преобладают?
· Какие формы рельефа характерны для района вашего проживания?
· Укажите наиболее низкие и высокие точки на территории Московского региона. Чем объяснить преобладание равнинного рельефа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогических технологий на примере тренировочного занятия с группой юных баскетболистов ДЮСШ Павлово-Посадского района Московской области
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4295251","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Методическая разработка «Развивающая игра мемо «Гербы городов и муниципальных районов Московской области»
Игра сделана на основе материалов сайта Геральдика.ру (http://geraldika.ru). Для игры были отобраны гербы, созданные по всем требованиям Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Не ...
Вахта памяти Работа ученицы 2 б класса МБОУ Ангеловской СОШ Красногорского района Московской области Мазур Анны
Сочинение "Моя прабабушка"...
Конспект открытого урока по информатике для учащихся МОУ «СОШ № 26» Воскресенского муниципального района Московской области
Тема: Изучение нового материала по теме: «Условный оператор на языке Pascal».Цели урока:Образовательная: закрепить изученный материал и изучить с учащимися условный оператор языка программ...
Учебно -исследовательский проект "Изучение исторического и культурного наследия города Вереи Наро-Фоминского района Московской области"
Учебно исследовательский проект "Изучение исторического и культурного наследия города Вереи Наро-Фоминского района Московской области"...
МУ «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района московской области». Приказ №744 от 27.09.2011г.
МУ «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района московской области». Приказ №744 от 27.09.2011г....
План работы ШМО учителей физической культуры МБОУ "СОШ "Загорские дали" Сергиево-Посадского района Московской области
План работы ШМО учителей физической культуры МБОУ "СОШ "Загорские дали"...