Учебно -исследовательский проект "Изучение исторического и культурного наследия города Вереи Наро-Фоминского района Московской области"
проект по краеведению (8 класс) на тему
Учебно исследовательский проект "Изучение исторического и культурного наследия города Вереи Наро-Фоминского района Московской области"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_g._vereya.docx | 47.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ВЕСЕЛЁВСКАЯ СОШ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
"Изучение исторического и культурного наследия города Вереи Наро-Фоминского района Московской области"
Автор проекта:
Лонина Дарья
ученица 8 класса
Руководитель:
Перевалова Н.И.
учитель географии и биологии
2015 г.
Содержание
стр
1. Введение___________________________________________________3
2. Глава №1 Сбор информации
(при изучении литературных источников)__________________________4
1.1. Верейские церкви. Престольные праздники Верейских церквей, народные обычаи и приметы._____________________________________6
3. Глава 2. Поисковая исследовательская деятельность.
2.1. Верейский историко-краеведческий музей.______________________ 14
2.2. Замечательные люди г. Вереи._______________________________15
2.3. О подвиге генерала Дорохова.__________________________________17
2.4. О войне 1812 г._______________________________________________19
4. Заключение. Выводы.___________________________________________22
5. Список литературы._____________________________________________23
ВВЕДЕНИЕ.
События современной жизни отражают социальную дифференциацию общества, девальвацию духовных ценностей, низкую степень патриотического воспитания. В целом, это оказывает негативное влияние на сознание молодого поколения. Резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата обществом патриотического сознания. В молодежной среде процветает равнодушие, индивидуализм, эгоизм. Сегодня как никогда стоит проблема воспитания патриотов своей страны, способных стать достойными гражданами нашей великой Родины. Начинается воспитание патриотизма от любви к своей "малой" Родине, к городу, поселку или деревне, где родился, живешь и учишься. Жемчужины родного Подмосковья - это малые города с богатейшей историей, культурным наследием, старинными храмами, прекрасной природой, замечательными людьми. Одним из таких городов является городское поселение Верея Наро-Фоминского района, Московской области. Автор проекта в рамках краеведческого компонента исследовательской деятельности для подробного изучения достопримечательностей древней, героической, красивой Верейской земли поставила следующие цели и задачи:
Цели: 1. Изучить и подготовить материалы о историческом прошлом, культурном наследии г. Вереи.
2. Формирование и развитие социально-значимых ценностей:
Воспитание патриотизма, формирование активной гражданской личности.
3. Научиться различным видам поисков необходимой информации по истории родного края.
4. Научиться различным способам обработки полученных материалов.
Задачи: 1. Описать достопримечательности г. Вереи
2. Найти людей, способных предоставить необходимую информацию об истории г. Вереи.
3. Посетить краеведческий музей и изучить его экспонаты.
4. Осуществить поиск и анализ документов на сайтах г. Вереи.
5. Проанализировать и обобщить полученную информацию.
6. Доведение результатов исследования до обучающихся МБОУ Веселёвской сош, воплотить их в проект и презентацию.
Глава 1. Сбор информации (при изучении литературных источников).
Верея- один из самых живописных городов Московской области.
Славься, гордая Россия,
Славься, русская земля,
Здравствуй, город мой старинный,
Дорогая Верея! Андрей Резник
"Гимн Вереи"
Самый маленький город Московской области - Верея - расположен на юго-западе в Наро-Фоминском районе. Оставшись в стороне от железных дорог, город сохранил свой облик, присущий городам 19 века с кварталами частной застройки, преимущественно деревянными домами и купеческими двухэтажными особняками. Удачно вписаны в облик Вереи кварталы новых многоэтажных домов, их этажность скрадывается местностью и обилием зелени. Здания промышленных предприятий также не режут глаз человека, они как бы скрыты в глубине кварталов или расположены на окраине. Храмы, напротив, видны со многих точек, а купола собора Рождества Христова просматриваются за несколько километров.
Слово "верея" в общерусском значении В.И. Даль определяется как ....-столб, на который навешиваются полотенца ворот". И действительно, название города отражало его пограничное положение. Вместе с Боровском, Вышгородом, Можайском, Серпуховом, Верея входила в линию городов -крепостей на западных рубежах Московского княжества и неоднократно принимала на себя первые удары врагов, рвавшихся к Москве.
Впервые в летописи Верея упомянута в 1371 г. в связи с походом литовского князя Ольгерда на Русь. С 1432 г. по 1486 г. при князе Михаиле Андреевиче Верейском, внуке Дмитрия Донского, Верея была удельным княжеством. За полвека его княжения на Верейском монетном дворе было выпущено около двух десятков видов серебряных монет различного достоинства. В 1552 г. на древнем городище при князе В.А. Старицком строится церковь Рождества Христова, первая каменная церковь в Верее. Верейское городище часто называют иначе - кремль, крепость. Расположена городище на высоком крутом тридцатиметровом обрыве правого берега реки Протвы. Верейский Кремль сохранял свое оборонное значение на протяжении 14-16 веков. Планировка Вереи была утверждена императрицей Екатериной Второй в 1784 г. В этот период многие уездные города были перестроены по планам,
-4-
которые разрабатывали ведущие архитекторы. Интересно, что сейчас в Подмосковье только в Верее и Зарайске сохранилась первоначальная планировка. Описание 1787 г. делит город на три части: крепость (городище), правобережную, левобережную. В городе было 35 улиц, покрытых каменными и деревянными мостовыми, Было немало казенных строений: дом для присутственных мест (уездный суд, дворянская опека, нижний земский суд, городской магистрат, сиротский и словесный суд), дом городничего правления с уездным казначейством, народное училище, соляной деревянный магазин, тюрьма и 10 питейных домов. В результате территориально-административной реформы, Верея стала центром Верейского уезда. Это время бурного развития города. Верея становится известным центром торговли и кустарных промыслов, прежде всего это кожевенное, сапожное и кузнечные ремесла. Энергичные и предприимчивые верейские купцы вели торговлю на Протве и Оке, в то время одной из важнейших торговых водных артерий страны. Разбогатевшие купцы вкладывали деньги в строительство церквей и домов. в центре торговой площади на средства купцов были построены торговые ряды. Внутри рядов находился двор, где и в будние дни был базар. Такие сооружения с использованием мотива аркады характерны для облика провинциальных русских городов 18-19 веков. Это единственный сохранившийся в Подмосковье образец классических торговых рядов. На ежегодные ярмарки в июне в Верею съезжались купцы из Москвы, Боровска, Серпухова, Тулы и других городов. Площадь на время ярмарки была украшена, устанавливались качели. Площадь была просторна и вместе с тем уютна. Дома, окружающие площадь были только двухэтажные. В уездных городах выше строить не разрешалось. До сих пор торговые ряды используются по прямому назначению - в них расположены магазины. В 1787 г. Верея занимала первое место в Московской губернии по численности населения (5,9 тыс. чел.) Примечательно, что воеводой в конце 18 века был Ф.А. Полунин, автор первого географического словаря в России.
Наиболее выразительным домом на площади явилось здание с ротондой. В 1785 г в нем было открыто первое уездное училище для мальчиков. На доме установлена мемориальная доска, посвященная освободителям города от немецко-фашистских захватчиков, и мемориальная доска памяти Г.С. Чупыриной - основательнице Верейского историко-краеведческого музея. В этом же здании расположен Верейский историко-краеведческий музей. Спуск к реке издавна назывался Кузнецкой горой, поскольку на левой стороне при спуске стояли кузницы. На Руси кузнецы всегда были в чести, их сравнивали с волшебниками и чародеями. Кузнецкая гора была излюбленным местом кинематографистов. Множество фильмов снято в этом месте. Среди них "Дядюшкин сон", "Дорога к морю", " Первая конная", "Красная вишня".
1.1.Верейские церкви. Престольные праздники Верейских церквей, народные обычаи и приметы.
В Верее сейчас 6 храмов. все они действуют. а на протяжении всей истории вереи в различных источниках упоминается 23 церковных места.
1. СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВО.
Православные праздники неразрывно связаны с народными приметами, и обычаи являются неотъемлемой частью культуры нашего народа. В нижнем храме Рождественского Собора два престола - во имя Рождества Христова и священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Каменный собор Рождества Христова 15 мая 1552 года " при державе Благоверного Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея России повелением Великого Князя Владимира Андреевича и матери его Благоверныя Княгини Ефросиньи". В храме неоднократно бывал Царь и Великий Князь всея России Иоанн Васильевич. В 1815 г. в трапезной нижнего храма был погребен герой войны 1812 г. генерал Дорохов. В начале 1918 г. прах генерала был осквернен и могила разграблена и уничтожена. Первым праздником в январе является праздник РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА -7 -го числа. Предшествующий ему день - день строго поста, которым завершается 40-дневный пост. В этот день принято поститься до 2первой звезды" - в память о той звезде , которая возвестила о Рождении Христа. И как только на небе загоралась вечерняя заря, семья усаживалась за стол. Еда обставлялась особыми символическими обрядами. Перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву. потом он зажигал восковую свечу, прилепляя ее к одному из хлебов, лежащих на столе, а сам уходил во двор и приносил вязанку соломы или сена. Возвратившись с охапкой соломы или сена, он застилал ею избу, лавки. (солома и сено напоминали о месте рождения и яслях, в которые был положен Христос при рождении).После этого семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза. Все лучшее становилось на стол, но несколько блюд должны были присутствовать обязательно. Это кутья, взвар и печеная рыба. Кутья - это каша из рисовых и других целых зерен, подливкой из меда .Взвар- это густой напиток, сваренный из сушенных слив, вишни, яблок.
Приметы. Накануне Рождества все деревья в садах обвязывали соломенным "перевяслом", чтобы они хорошо родили. Считалось за грех ткать и от Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц. Если на Рождество хорошая погода, снег - к урожайному году. день теплый - хлеб будет темный, густой. Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайным. На Рождество метель - пчелы хорошо роиться будут.
-6-
Первые 12 дней после Рождества Христова называются "Святыми днями". или "Святками". Начинались "Святки" с наведения чистоты. Во время святок запрещалось ссориться, сквернословить, совершать предосудительные поступки. Все обязаны были делать друг другу подарки, ходить в гости, навещать больных и одиноких людей. Одновременно устраивались игрища. калядования, хождения ряженных. гадания. В храме РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА находится частичка мощей священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Память его совершается 28 декабря 9день смерти) и 10 мая (день прославления). Святитель Иларион, в миру Владимир Троицкий, родился 13 сентября 1886 года в семье сельского священника. Святитель Иларион получил превосходное духовное образование. В мае 1913 года Владимир Троицкий становится профессором академии по кафедре Нового Завета. Очень скоро он приобрел всеобщие любовь и уважение и преподавателей и студентов. В марте 1919 года архимадрит Иларион был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, из которой был освобожден через два месяца. В мае 1920 года был рукоположен во епископа Верейского. Он нередко посещал храмы и монастыри Верейского уезда. В своих письмах к родным святитель Иларион упоминает о длительных поездках на лошадях в Верею и по Верейскому уезду, в которых его спутниками являлись преданные владыке местные священнослужители, впоследствии репрессированные. В числе их был настоятель Ильинской церкви г. Вереи Петр Пушкинский. 22 марта 1922 года святитель Иларион был арестован и отправлен на Соловки, где заразился тифом. 28 декабря 1929 года святитель Иларион скончался. Похоронен священномученик Иларион на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы.
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (КОСМЫ И ДАМИАНА). В след за Рождеством Христовым в январе празднуется СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА и СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (19 января). Название праздника отражает то, что при Крещении Иисуса Христа в водах Иордана явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец возвестил о сыне о Сыне, Сын Божий крестился, а Дух Святой сошел на него в образе кроткого голубя. Освященная вода в этот день не портится в течение всего года: ее хранят рядом с иконами, пьют для очищения, кропят ею жилища и храмы. Крещенский снег собирали для беления холстов, а также для излечения различных недугов. Считалось. что речная вода в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января ( по ст. стилю) в реке купается сам Иисус Христос - поэтому во всех речках и озерах вода колышется. В память о Крещении Иисуса Христа в этот день после литургии освящаются реки, озера, колодцы, источники. В этом случае к воде обычно идут с крестом, Евангелием, хоругвями и светильниками.
-7-
Приметы. Если в ночь на Крещение на деревьях много инея - год будет урожайным. Выставляют на ночь разный хлеб в чашках и утром осматривают: на какой из них пал иней - тому и родиться. Звездная ночь на Богоявление - урожай на горох и ягоды. Праздник Крещения Господня имеет еще одно название - Богоявление, поскольку Бог в образе Христа явился на землю к людям. В этом храме служили священномученик Леонид Прендкович и мученик Алексей Серебренников, принявшие смерть за Христа в годы гонений за православную веру. Память святых совершается 13 октября. В церкви находится икона адмирала Ушакова, который стал в истории православного христианства первым военным моряком, причисленных к лику святых за праведный образ жизни, как воплощение воинской доблести, служению Отечеству и христианской вере и как не претерпевший ни одного поражения и не потерявший ни одного корабля.
КОНСТАНТИНО - ЕЛЕНИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Сооружена в 1798 г на средства купцов Занегиных. Константиновский храм в Верее имел исключительно богатое убранство. Из древностей 17 века в храме находились некоторые богослужебные книги. В этом храме чаще, чем в других происходили венчания. Он был богато и красиво украшен. не случайно император Александр Первый при посещении Вереи 21 августа 1824 г. осмотрел Константино - Еленинскую церковь. Император выходил из коляски и целовал крест, который держал в руках местный священник. 3 июня отмечается престольный праздник в церкви равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Согласно легенде, бывший язычник Константин уверовал в Единого Бога и всю жизнь посвятил преумножению его славы. Святая Елена, мать Константина была ревностной распространительницей учения Христа. По народному календарю заканчивают сев хлебов, сеют лен, гречиху, огурцы. Приметы. Если 3 июня дождь с градом, то 3 декабря снег с крупой. Если 3 июня ненастье, то осень будет ненастной. Девушки в этот день волосы не заплетали. Было поверье, что волосы станут длинными, светлыми, как лен, если их Елена - льносейка тронет.
ЦЕРКОВЬ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ. Эта церковь - бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в1764 г. в связи с указом Екатерины Второй об упразднении малоимущих монастырей. Церковь относится к древнейшим памятникам Вереи, является памятником Федерального значения. В 1934 г. храм был закрыт и частично разрушен. В 2008 г. началось активное восстановление памятника и обустройство прилегающей территории. Храм величественно возвышается на высоком берегу реки Протвы.
-8-
От храма открывается красивый вид на противоположный низкий берег и на панораму Вереи с древним собором.
Праздник Вход Господень в Иерусалим отмечается перед страстной седмицей. Праздник принят о прославлении Иисуса Христа перед смертью, чтобы показать, что страдания спасителя были вольными. Когда Спаситель входил в Иерусалим, Его встречали пальмовыми ветвями. в память об этом Богоявленской водой кропят вербу. Этот праздник еще называют "Вербным Воскресением" Освященную в этот день в церкви вербу обычно хранят весь год. Говорили, что верба всякую тяжесть из стен гонит.
Приметы. если хорошо цветет верба - пашня будет удачной На вербной недели мороз - яровые хлеба хорошими будут. мороз на вербной - полезен. Если его не будет, то придут поздние морозы и повредят посевы.
ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
Кирпичный двусветный бесстолпный храм на подклете, перекрытый сомкнутым сводом; первоначально в камне отстраивался в 1722 году, а в 1803 году капитально перестроен в стиле раннего классицизма с чертами барокко. В 1932 году пробовали закрыть Ильинскую церковь, но решением ВЦИК постановление Мособлисполкома отменили. В 1937 году настоятеля храма Петра Пушкинского обвинили в контрреволюционной деятельности, арестовали и расстреляли. Церковь была закрыта. В послевоенный период (1947-1948 гг.) церковь была восстановлена силами прихожан. В храм е находится икона священномученика Илариона архиепископа Верейского с частицей Святых мощей, переданных храму Сретенским монастырем по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго. Также прихожане чтут икону священномученика Петра Пушкинского, бывшего настоятеля этого храма с 1914 по 1937 гг. с частицей святых мощей.
2 августа - день Илии Пророка, пророк, родившийся в 9 веке до нашей эры, был ревностным поборником религии Бога Живого и обличителем идолопоклонства. По преданию, во время преображения Иисуса Христа Илия явился вместе с Моисеем и должен явится перед вторым пришествием Христа на Землю. Это единственный пророк Ветхого Завета, которого христианский культ признал наравне со "своими святыми". Праздник с незапамятных времен справляется на Руси с особыми, веками установившимися обрядами, непосредственно связанными с бытом народа-пахаря. Святой пророк Илия до сих пор остается в народе хозяином громов, разъезжающим по тверди небесной на своей запряженной крылатыми конями колеснице. Он по-прежнему поражает огненными крылатыми стрелами-молниями злых демонов и всякую нечисть.
-9-
Как и в былые времена, льет на землю дождевые потоки. Хорошая погода на Ильин день предвещает пожары. Ильинским дождем умываются для предохранения от всяких "вражьих чар", соединенных с болезнями. В день святого пророка никто не должен, по верованию народа, работать в поле. На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей - лисиц, зайцев, кошек, собак. В связи с этим верованием устанавливается обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навлечь на избу грозу и молнии. В Ильин день служили общественные молебны в поле. Во многих местах такие молебны совершали ежегодно.
Приметы. С Ильиным днем кончаются летние красные дни. До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветра. "До Ильи поп дождя не умолит - после Ильи баба фартуком нагонит". После Ильи в поле сива коня не увидишь - вот до чего темны ночи. На Илью до обеда лето, после обеда - осень. С Ильина дня начинаются утренники. После Ильина дня не полагалось купаться в реке, говорили - Илья остудил воду, и вода не радуется тем, кто поперёк Ильи идет.
К Ильинской церкви приписана часовня во имя Казанской Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, расположенная в сквере Памяти в центре города Вереи.
СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ( ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРИДИЦЫ).
Старообрядческая община г. Вереи относится к самым устойчивым общинам. Жестокие гонения на старообрядцев во времена Петра Первого заставили их практически существовать в подполье. Однако в 18-19 веках гонения на старообрядцев постепенно закончились, и им было разрешено молиться не в церквах, а часовнях. Различия с современной Русской Православной Церковью чисто канонические и обрядовые. Особые усилия для постройки нового молитвенного дома приложили купцы Б.П. Томилин, Глушковы, Шевелевы, Г. Мартьянов.С 1824 по 1830 гг. иконы были обложены богатыми серебряными окладами. Много трудов и средств вложили на благолепие и украшение храма вложили три брата: Иван, Илья, и Филипп Хомутинниковы.
14 октября - Празднование Покрова пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Престольный праздник старообрядческой церкви. Покров - большой праздник, день Великой Благодати. Говорят, если быть предельно искренним в этот день, можно вымолить прощение самых страшных грехов. Снег, запорошивший землю в этот праздник, предвещает, по народной примете, много свадеб и в то же время дружную зиму.
-10-
С Покрова, говорят в народе, перестают бродить и колобродить по лесам лесные хозяева - лешие.
ЧАСОВНЯ ПАРАСКЕВЫ - ПЯТНИЦЫ.
Праздник Преподобной Параскевы - Пятницы отмечается 10 ноября. Преподобная Параскева - Пятница с полным основанием может быть названа бабьей святой, так как повсюду крестьянки считали ее своей заступницей и покровительницей. Святая мученица Параскева жила в 3 веке в Иконии. Святая Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь прядения. На "Параскеву" женщины устраивают льняные смотрины и выносят напоказ вытрепанный лен. Существует поверье, что святая Пятница ходит по земле в виде молодой женщины и примечает, кто как живет; как соблюдает обычаи, запреты и т.д. Иных она наказывает, других милует и даже награждает. Святая Параскева считается покровительницей воды и имеет, по народному преданию, особую к ней близость. Поэтому образ Параскевы являлся иногда на воде, на реке или в колодце, после чего вода приобретала особую силу. К родникам Параскевы приводили матери своих чахлых детей, умывали в этот святой день. С Пятницей всегда был связан ряд обычаев и обрядов, нарушить которые благочестивые люди ни за что бы не решились. Так, например, в пятый день недели кур на яйца не сажали, потому что цыплята долго не живут; новых дел не начинали, чтобы они не "пятились", пряжи не пряли, опасаясь в жизни запутаться. А кроме того, в пятницу нельзя было беспричинно смеяться, чтобы в старости много не плакать. Но, несмотря на столь суровый нрав святой Параскевы, именно к ней обращали свои молитвы русские женщины и в самые счастливые, и в самые отчаянные минуты своей жизни. Девушки просили Пятницу посодействовать в скорейшем замужестве, а женщины постарше надеялись на покровительство святой при болезнях.
ЧАСОВНЯ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ "НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ".
Часовня в честь иконы Божьей Матери "Нечаянная радость" находится в пансионате "Акварели". Празднование в честь иконы Божьей Матери "Нечаянная радость" совершается 22 декабря и 14 мая. Перед иконой Пресвятой Богородицы "Нечаянная радость" особо молятся об утверждении в вере и об исцелении от глухоты. На иконе изображается человек, молящийся на коленях пред пречистым образом Царицы Небесной. В настоящее время чудотворная икона "Нечаянная радость" из Кремля находится в храме Пророка Илии.
-11-
Таблица №1.КАЛЕНДАРЬ ПРЕСТОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ ВЕРЕЙСКИХ ХРАМОВ.
месяц | Престольные праздники |
Январь | 7 января Рождественский собор. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 19 января. Богоявленская церковь. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. |
Февраль | 7 февраля. Рождественский собор. День празднования Собора Новомученников и Исповедников Российских. Память Священномученика Илариона Архиепископа Верейского. |
Май | 10 мая. Рождественский собор. Память Священномученика Илариолна Архиепископа Верейского (день его прославления). 14 мая. Часовня в честь иконы Божьей Матери "Нечаянная Радость". Празднование в честь иконы Божьей Матери "Нечаянная радость" 22 мая. Рождественский собор. День перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари (Никола летний). Церковь святых царей Константина и Елены. День перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари (Никола летний). |
Июнь | 3 июня. Рождественский собор. Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Церковь святых царей Константина и Елены. День равноапостольных царя Константина и матери его Елены. |
Июль | 6 июля. Рождественский собор. Владимирская икона Пресвятой Богородицы. 12 июля. Рождественский собор. Праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 14 июля. Богоявленская церковь. День памяти Бессребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана. 21 июля. Ильинская церковь. Праздник явления Казанская иконы Пресвятой Богородицы. |
Август | 2 августа. Ильинская церковь. День святого пророка Илии. 5 августа. Церковь святых царей Константина и Елены. Празднество в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость" |
Сентябрь | 8 сентября. Рождественский собор. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. |
Октябрь | 14 октября. Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Празднование Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 14 октября. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Празднование Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Церковь Входа Господня в Иерусалим. 27 октября. Часовня Преподобной Параскевы - Пятницы. Праздник святой Параскевы. |
Ноябрь | 4 ноября. Ильинская церковь. Праздник Казанской чудотворной иконы. |
Декабрь | 19 декабря. Рождественский собор. День святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. (Никола Зимний). Церковь святых царей Константина и Елены. День святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. (Никола Зимний). 22 декабря. Часовня в честь иконы Божьей Матери "Нечаянная Радость". Празднование в честь иконы Божьей Матери "Нечаянная радость" 28 декабря. Рождественский собор. Память Священномученика Илариолна Архиепископа Верейского. |
-13-
Глава 2. Поисковая исследовательская деятельность.
2.1. Верейский историко-краеведческий музей.
Автор проекта посетила Верейский историко-краеведческий музей. Из рассказа специалиста музея Дашковой Н.Н., автор получила достоверную информацию о культурном и историческом наследии города, людях. традициях и элементах купеческого и крестьянского быта.
Музей был создан в 1996 году. У истоков его стояли краеведы Поспелов С.А., Чупырина Г.С., Морозов Б.И. Музей расположен в старинном доме купца Митюшина, ныне соединенном со зданием бывшего уездного училища. Он находится в живописнейшем месте, на высоком берегу реки Протвы, рядом с древним городищем, Рождественским собором (1552г.), часовней великомученицы Параскевы Пятницы (19 век). Музей связал воедино древнюю историю и сегодняшний день Вереи. В музее четыре зала: историко - этнографический, зал, посвященный событиям Великой Отечественной войны 1941-45 гг., два выставочных зала. В зале истории и этнографии представлены минералы, древние орудия труда, предметы времен Отечественной войны 1812 г. Создана картина быта купеческого дома, крестьянского подворья. Демонстрируются прекрасные костюмы: женский костюм Верейского уезда, свадебное купеческое платья. Представлена и история техники: граммофон, швейные машины, машинка для изготовления конфет. Документы и фотографии рассказывают об истории Вереи. Когда - то это был один из самых больших купеческих городов Московской губернии. Традицией музея стали выставки, посвященные старинному укладу крестьянского быта, купеческой жизни: сундуки кованые, обитые железом, плетенные; сундучок сапожника с инструментами, саквояж; керамическая и медная посуда: штофы, старинные винные и пивные бутылки. Часы, утюги, ступки, кофемолки и крупорушка. Домотканная одежда, рукоделье, комод со старинными статуэтками. Ежегодно организуется выставка "Добрых рук мастерство" - российские художественные промыслы и работы местных умельцев. Всего за 15 лет музея в выставочном зале было подготовлено 134 выставки живописи, фотографий, а также ряд интереснейших экспозиций предметов старины. В Верее есть удивительная галерея, которая внесена во все туристические маршруты - единственная в мире галерея картин из семян. Создана она Кореневой Зинаидой Тимофеевной, учительницей русского языка и литературы. С 2005 года эта галерея находится в доме. где она жила. Более семидесяти чудесных работ из семян огурца, тыквы, кукурузы, гороха, чечевицы, калины, различных цветов и всевозможных круп - панно с цветами, "Птица - счастья", "Букет в вазе", "Руслан", "Людмила", "Ангел".
-14-
Многие ее картины находятся в частных коллекциях. О ней пишут газеты и журналы, снимают телепередачи. Одна из ее работ была вручена на программе "Поле чудес" Якубовичу. Свои последние работы Зинаида Тимофеевна сделала в 91 год. Художественный дар передался и дочери Зинаиды Тимофеевны Галине, которая стала профессиональной художницей.
2.2. Замечательные люди г. Вереи.
Изучая великолепные храмы города, автор получила информацию от официальных лиц (председателя Совете депутатов Клюевой А.В., депутата Комаровского Ю.С.), в ходе которой узнала о знаменитых людях, прославивших в свое время наш родной край.
На пересечении улицы Больничной со Спартаковской стоит дом священника Алексея Мечева, настоятеля храма Николая Чудотворца, что на старом Арбате. В начале 20 века со всей Москвы люди ехали в этот небольшой храм, чтобы увидеть и послушать протоиерея Алексея Мечева. Он обладал удивительным даром прозорливости, был проповедником христианской любви, призывал прихожан переделывать свой характер так, чтобы ближним было легко с ними жить. На подвиг Старчества благословил отца Алексея Святой праведный Иоанн Кронштадский. В нижнем храме он открыл церковно-приходскую школу, устроил приют для сирот и неимущих. Способствовал возрождению древнерусской иконописи. именно он благословил на выезд из России философа Николая Бердяева: "Вы должны ехать. Ваше слово должен услышать Запад". Протоирей Мечев приезжал в Верею не один. С ним приезжали прихожане, его духовные чада. По утрам они ходили на службу в Ильинскую церковь, где настоятелем был Петр Пушкинский. Летом 1923 г. Алексий при ехал в Верею. Что-то его беспокоило, он торопился написать завещание. Последний вечер был весел и со всеми ласков. Ночью 9 июня он внезапно умер от паралича сердца. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2000г. Тогда же был канонизирован его старший сын Сергей, служивший после него в храме и расстрелянный в 1942г.
На Вознесенском кладбище г. Вереи есть могила, к которой все чаще и чаще приходят люди. На скромной плите написано: "Блаженный Илья. Божий человек". Блаженными называются особые святые подвижники и подвижницы, иначе называемые юродивыми. Многие жители Вереи вспоминают Блаженного Илью, его прозорливость и посмертную помощь людям. Зимой и летом он одевался в одну и ту же ветхую одежду. Привлекал к себе внимание он, конечно. не странной одеждой, но особой чуткостью к людям.
-15-
Илья был человек кроткий и богобоязненный, за что Бог и посылал ему многих благодетелей - никто не гнушался им, наоборот, считали за положительный знак, если он возьмет одежду или еду. После смерти (Илью нашли в лесу в шалаше) он был похоронен на Вознесенском кладбище Вереи. До сих пор не зарастает тропа к его могиле. Многие молитвенно обращаются к нему за помощью и говорят, что после посещения Ильи Блаженного получают душевное облегчение.
В конце улицы Больничной находилась дача всемирно известного художника Александра Тышлера. Многие свои работы он создавал в Верее Крупнейшие музеи мира считают за честь иметь его картины. В доме Тышлера были многие известные писатели, художники, артисты. Ахматова Анна отметила. что встречала только двух художников, понимающих поэзию - Модильяни и Тышлера. А Анатолий Луначарский, нарком просвещения, еще в 1926 году поддержал художника и написал о том, что он обладает "каким - то большим зарядом совершенно самобытной поэзии". Знаменитый советский режиссер Валентин Плучек вспоминал: "......Когда я приезжал в Верею к Тышлеру на дачу, меня поражали его скульптуры из дерева, их особый мир. Александр Григорьевич умел найти, заметить, высмотреть особые деревья с какими -то странными наподобие трещин выемками без коры, словно обрамленным причудливого абриса рамкой коры. Мне казалось, что он как будто искал то, что было невидимо заключено в этих рамках. Роден говорил, что создавая скульптуру, он отсекает от камня или мрамора лишнее. Тышлер не отсекал лишнее, а смотрел и находил то, что заключено в самом дереве. Это было освобождение красоты". Жизнь и творчество Александра Тышлера тесно связаны с Верейской землей. Еще в тридцатые годы 20 века он снимал дачу в Верее, а в начале 50-х годов построил здесь по своим эскизам небольшой домик - мастерскую. Верейская природа вдохновляла его на создание многих прекрасных произведений. А.Г. Тышлер был не только талантливым художником, но и неординарной личностью. Он общался с выдающимися деятелями культуры и искусства, среди которых были А.Луначарский, А.Ахматова, В. Маяковский, О.Мандельштам. Более 40 музеев России, ближнего и дальнего зарубежья являются хранителями произведений Тышлера. Лондон, Париж, Нью-Йорк, Копенгаген, Осло, Осака, Харбин - в этих и во многих других городах мира побывали его картины.
Писатель Наседкин Филипп Иванович долгое время жил и творил в городе Верее. Родился Филипп Иванович в 1909 г. в деревне Знаменка Воронежской губернии. Биография его - их тех, что надолго запоминаются. Был секретарем сельской комсомольской ячейки.
-16-
Затем годы учебы в институте журналистики, работа собственным корреспондентом газеты "Комсомольская Правда", секретарем ЦК комсомола Украины. С 1939 по 1949 г. Ф.И. Наседкин - секретарь Центрального Комитета ВЛКСМ. В суровое время испытаний, когда шла борьба с фашизмом, Наседкин находился на ответственном посту Главвсеобуча СССР, занимающегося подготовкой будущих воинов. Именно в те тяжелые годы на писателя обрушивается беда - он теряет зрение. Казалось бы, человек сломлен, ему предназначен один удел - сидеть дома, полностью отказавшись от активной работы. Судьба Наседкина во многом схожа с судьбой Николая Островского. Пораженный недугом, связанный им буквально по ногам и рукам, Филипп Наседкин начинает активную литературную работу. Вначале жена Филиппа Ивановича Анна Яковлевна записывала "говор" мужа на бумагу, потом работа шла уже над записанным текстом. Затем Наседкин освоил запись на магнитофон, потом - вслепую на машинке. Так были созданы романы "Большая семья", "Красные горки", "Испытание чувств", "Дорога к сердцу", "Все для тебя", "Великие голодранцы", "Красный чернозем".
2.3. О подвиге генерала Дорохова.
Автор проекта , изучив материалы исторического наследия (используя уроки истории в школе, внеклассные мероприятия, стендовую библиотечную, школьную информацию), заинтересовалась событиями войны 1812 года. Не случайно, так как некоторые события войны с французами тесно связаны с городом Верея. Французский император Наполеон, отступая, одну ночь провел в городе Верея. Это событие описано в книге Александра Дюма - отца "Наполеон. Жизнеописание". Подвиг храброго генерала И.С. Дорохова также связан с нашим славным городом.
Учитывая стратегическое значение Вереи, французское командование расквартировало здесь сильный гарнизон. Согнанные штыками захватчиков горожане и крестьяне окрестных деревень приступили к укреплению крепости. Разорение и голод, грабежи и насилия французских мародеров побуждали жителей браться за оружие и уходить в леса. Некоторые из лесных массивов считались тогда непроходимыми. Освобождение Вереи от французов и ликвидации возведенных ими здесь укреплений могли бы содействовать свободе маневра армейских партизанских отрядов в тылу врага, в непосредственной близости от Смоленской дороги. Разгром верейского гарнизона наполеоновских войск был поручен М.И. Кутузовым генерал - майору И.С. Дорохову.
-17-
Дорохову было вручено следующее предписание Кутузова: "Поручается Вашему превосходительству отправиться через Боровск к Верее, где неприятель по разным известиям, укрепляется, для чего и нужно его предупредить и стараться налечь на него, разбить, разрыть все его укрепления." Под командование Дорохова передавалось пять батальонов пехоты, четыре эскадрона донских казаков и восемь орудий артиллерии. Выполняя предписание, Дорохов продвинулся в район Боровска, отправив два отряда на Фоминское и Кременск - для наблюдения за дорогами, и два отряда выслал к селу Купелицы (Верея), чтобы отрезать пути отступления на Москву и Можайск французскому гарнизону в Верее. Основной отряд Дорохова прибыл в деревню Волченки (6 км от Вереи). Оттуда Дорохов отправил письмо Н.Н. Скобееву, руководителю отряда партизан - верейцев. В письме содержалась просьба: "Обвестить села Выгорода и прочих селений жителей, дабы они, вооружаясь, присоединились к нему для истребления злодеев Отечества". 28 сентября, сосредоточившись в глубоком овраге, под покровом ночи русские бесшумно сняли часовых. На рассвете без выстрелов ворвались они в Верейскую крепость и в непродолжительном кровопролитном бою истребили до 320 вражеских солдат и офицеров. Жители Вереи Прокудин, Жуков, Гречишкин, Шушукин, и Кокин помогли русским регулярным войскам незаметно приблизиться к крепости. Действуя "из усердия к славе оружия", они, по словам самого Дорохова, "вели наши колонны с неописуемым мужеством. Трудность предприятия не охладила в сердцах их любви к Отечеству". В донесении Кутузову Дорохов дал высокую оценку боевых действий вверенных ему войск: "Ваша светлость! Тишина, устройство и быстрота штурмующих войск превосходит всякое вероятие, почему считаю себе за долг обратить внимание Вашей светлости на сих достойных сынов Отечества". О победе русских воинов в Верее Кутузов сообщил армии в приказе. В донесении Александру Первому Кутузов сообщил, что "генерал Дорохов провел данное ему предписание с толикою же предприимчивостью, как и быстротою. При сильной потере неприятеля урон с нашей стороны не превосходит 30 человек убитыми". При штурме Вереи отличились также рядовой Вильманстранского полка Старостенко, взявший французское знамя, поручик Орлов, и майор Сологуб. Собранные Скобеевым крестьяне и горожане разрушили и сожгли все укрепления французов. 500 ружей, захваченных у неприятеля и мука были розданы крестьянам. Встретив сопротивление русских, узнав о падении Вереи, французская воинская часть , подходившая со стороны Можайска, повернула обратно. Весть о штурме Вереи с быстротою молнии распространилась по всей русской армии. Так как это была первая существенная победа наших войск над французами после оставления Москвы.
-18-
За взятие Вереи Дорохов был награжден золотой саблей, украшенной драгоценными камнями, с надписью на рукоятке "За освобождение Вереи". Сабля эта так и не была вручена Дорохову. А после смерти генерала, его жена высказала просьбу выдать ей деньги за саблю, что и было выполнено. вдове было вручено 3800 рублей. Незадолго до кончины, последовавшей в г. Туле 25 апреля 1815 года Иван Семенович Дорохов выразил пожелание быть захороненным в Верее. В письме на имя верейцев он писал: " Если вы слышали почтенные сородичи о генерале Дорохове, который освободил ваш город от врага Отечества нашего, то я ожидаю от Вас в воздании дать мне три аршина земли для вечного моего успокоения при той церкви, где вместе с храбрыми вашими согражданами я взял приступом укрепление неприятельское. Дети мои будут вас благодарить, а я и в могиле буду награжден любовью вашей". Отдавая дань уважения генералу - патриоту, горожане встретили его останки за 30 верст, на руках несли в Верею и захоронили в соборной церкви Рождества Христово. 5 июля 1837 года во время путешествия по России могилу генерала почтил своим посещением будущий российский император Александр Второй. В 1913 году в Верее на городище был установлен памятник И.С. Дорохову. Памятник был торжественно с присутствием членов императорской семьи открыт 1 октября 1913 г. В Верейском историко - краеведческом музее имеется краткий фильм, посвященный этому событию. В то время. когда кинематограф делал первые шаги, это была величайшая гордость. Недолго простоял этот замечательный памятник. В 1918 г. памятник был снесен, а захоронение генерала Дорохова было разграблено. Вновь памятник И.С. Дорохову установлен в 1957 году. Памятник был восстановлен ,но захоронение было по - прежнему в разграбленном виде, а Рождественский собор постепенно разрушался. Восстановление собора началось в 1999г. Тогда же было проведено торжественное перезахоронение праха генерала Дорохова, восстановлен склеп и чугунная плита с прежними надписями. Воины, участвовавшие в траурной церемонии, были одеты как в мундиры гусаров 1812 г. так и в современную форму, что символизировало связь прошлого и будущего в истории России.
2.4. О войне 1812 г.
О войне 1812 г. нам напоминают памятники, памятные места Наро-Фоминской земли и многочисленные литературно-исторические свидетельства. В своем письме помещице Нарышкиной фельдмаршал Кутузов писал: "Река Нара будет для нас так же знаменита, как Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая".
-19-
Из деревни Нары Кутузов направил Александру Первому сообщение о том, что после многочисленных потерь под Бородино, он был вынужден отступить по Московской дороге. Как известно, армия фельдмаршала Кутузова отступила через Москву и расположилась в укрепленном военном лагере на берегу реки Нары в селе Тарутино в направлении которого и начал свое отступление Наполеон из Москвы по Старой Калужской дороге. В Фоминском Наполеон ночевал в старой деревянной церкви. Церковь эта упоминается как церковь Николая Чудотворца на реке Нара. В настоящее время на месте этой церкви находится здание полиции г. Наро-Фоминска. Живописец В.В. Верещагин запечатлел пребывание Наполеона в Фоминском, изобразив императора в этой ветхой церквушке. В эти дни известный русский военачальник, генерал Д.С. Дохтуров в своих донесениях Кутузову сообщил: " Сию минуту был у меня генерал-майор Дорохов........замечено также им, что около Фоминского и за рекою Нарою при оном селении есть бивуаки и видны огни артиллерии..... генерал - майор Дорохов извещает, что он получил донесение, что неприятель ворвался в Боровск". Говорят, что, получив эту и другую информацию о движении французской армии из Москвы, Кутузов произнес свои знаменитые слова: ".....С сей минуты Россия Спасена". 24 и 25 октября в Малоярославце шли ожесточенные бои Город 8 раз переходил из рук в руки. Не добившись победы, Наполеон был вынужден отойти на разоренную им же Смоленскую дорогу. Отступая, 27 октября Наполеон ночевал в Верее. В Верее сохранился служебный флигель из ансамбля усадьбы доктора фон-дер- Белена, где ночевал император. Сейчас в этом здании находится кафе "Бородино". Прибыв в Верею рано утром, Наполеон остановился в полулье от города за Можайской дороге на холме. В знаменитой книге Александра Дюма - отца "Наполеон. Жизнеописание" одна страница посвящена событию, произошедшему 27 октября 1812 г. в Верее, именно на этом холме. В этот день рано утром император Франции Наполеон после кровопролитного сражения в Малоярославце прибыл в Верею. Он проехал весь город и остановился вместе с неаполитанским королем Мюратом, своим адъютантом Арманом де Коленкуром и другими высшими военными чинами своей "непобедимой армады" на невысоком холме за городом на Можайской дороге. С вершины холма он наблюдал за своим стотысячным войском, которое длинной чередой проходило вместе с многочисленными обозами на Можайск. император был очень раздражен, поражение в Малоярославце нарушило все планы. Не удалось прорваться в южные районы Российской империи, богатые продовольствием, а обратный путь по Смоленской дороге, разоренной и напоминавшей пустыню, не предвещал ничего, кроме гибели. Стоя на холме, император Франции увидел, что к нему группа с пленными русскими офицерами.
-20-
Пленных было двое: генерал - адъютант императора Александра Первого Фердинанд Федорович Винцингероде и его адъютант капитан Лев Александрович Нарышкин, родной сын камергера Александра первого. Генерал Винцингероде был пленен еще в Москве, когда узнав, что маршалу Мортье было поручено взорвать Кремль, направился в Москву в надежде уговорить Мортье не выполнять этот приказ. На аванпостах Винцингероде арестовали, сообщили Наполеону, и он приказал доставить пленного к нему. Нарышкин сам сдался в плен, "чтобы иметь честь не покидать своего начальника".
Император Франции разговаривал с Винцингероде со все нарастающим гневом, обвиняя его в том, что он является его подданным, а служит России. В Таком случае, он имеет право судить его как изменника, предаст его военному суду и расстреляет его как шпиона. Винцингероде держался с достоинством, ответил, что он не родился во Франции, к тому же не бывал в стране Франции с детства и уже много лет находится на русской службе у императора Александра. А в Москве вел переговоры лишь для того, чтобы избежать ненужного кровопролития и, прежде всего спасти Москву от новых бедствий. Но на разгневанного императора слова пленного генерала не произвели впечатление, он приказал увести Винцингероде, добавив, что тот заслуживает расстрела как изменник. Увидев неподалеку красивый помещичий дом, Наполеон приказал двум гвардейским эскадронам отправиться обыскать и поджечь этот дом на окраине Вереи, говоря при этом: "Так как господа варвары считают полезным сжигать свои города, то адо им помочь". Приказ был выполнен. Как уже было сказано, в Верее император Наполеон ночевал в доме доктора фон-де- Белена. Дом этот был построен незадолго до войны 1812 г. Дом был, несомненно самым красивым и лучшим в городе. Именно в этом доме разместился император. Здесь же разместилась охрана из солдат Старой гвардии и наиболее важная часть обоза с драгоценностями, награбленными в Москве. Сам усадебный дом был разрушен в годы Великой Отечественной войны и снесен. Из всей усадьбы остался служебный флигель, в котором сейчас находится кафе "Бородино". Уже приехав в дом на ночлег, Наполеон приказал своему адъютанту Коленкуру пообедать с капитаном Нарышкиным, пообещать, что он будет передан русским и как бы от себя сказать, что император Франции желает мира с Российским императором, что почетный мир еще возможен. Но Нарышкин не принял предложения и остался со своим начальником. Во Францию оба пленника были направлены в сопровождении одного офицера и жандарма. Между Вильно и Минском оба были освобождены отрядом Чернышова. В последствии, оба героя были награждены орденами
-21-
Заключение. Выводы.
Н.К.Рерих говорил: "Полюбите Родину всеми силами - и она вас возлюбит". Времена вновь взывают к памяти, а память - это совесть. Совесть перед собой, перед современниками перед поколениями, прошедшими по родной земле, пред будущим..... Какой путь прошла Верейская земля? Тот же что и Россия - ведь это уголок русской земли, в самом центре нашей Родины.
В наши дни уже не молчат звонницы храмов. Пусть напомнит колокольный звон о самых древних временах, когда звон этот звал богатырей на защиту своей Земли. Многие храмы спасены, но немало еще обветшалых церковных стен взывают к нашей совести.
Были грозные сечи и мятежи, восстания и войны. Еще живы те, кто вставал на Нарском рубеже, защищая нашу землю и весь мир от фашистов. Теперь отстроены города, изменились улицы, но память жива. Каким прекрасным было бы Подмосковье, если бы в свое время бережная рука оградила русские старинные усадьбы, церкви, монастыри, все памятники культуры. Ведь гибнут они не только из-за войны и пожаров, гибнут от невежества, от безверия.
Наиболее древний город - Верея - к счастью, сохранил свой исторический центр и планировку, утвержденную еще Екатериной Великой! Это редчайший факт, но надо беречь и саму природу, реку Протву, окружающие леса, что также непростая задача. Возрождаются смертельно израненные храмы, возникает новый интерес к старинным городкам, которые стояли как бы онемевшими и потерявшими свое лицо.
Сколько заветных уголков на земле Наро-Фоминской, где ярко горят золоченные купола, искрятся пруды, цветут вишни и яблони, поют соловьи в зарослях ольхи и ивняка. Верея с ее живописными окрестностями была и остается привлекательным уголком, вдохновляющим художников, писателей и поэтов к созданию все новых и новых произведений.
Автор, создавая свою учебно - исследовательскую работу, в полной мере постаралась раскрыть жизнь древней, но такой молодой Вереи с богатейшим культурным наследием - своей малой Родины. Очень важно понимание того, какое богатство оставили нам предки и как сегодня важно сберечь преемственность культурных традиций для будущих поколений.
-22-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан» Ученик 8Б кл. МОБУ СОШ № 21 г.Белорецк Республики Башкортостан
Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан»«Духовно-нравственные ценности в современном обществе»(Национальные традиции декор...
«Памятники – наше историческое и культурное наследие»
Форма проведения: беседаЦель: привлечения внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия России.Задача: укрепить связь поколений прошлое и настоящее.Возрас...
«Памятники – наше историческое и культурное наследие»
Сценарный план классного часа...
Организация работы по пропаганде исторического и культурного наследия Смоленщины
Сегодня важно вернуть нашу молодежь к истокам, к мудрости, к заветам предков, к духовной сокровищнице христианства и другим моральным ценностям. Особое место в деятельности преподавателя на уроках и в...
Основные направления работы гимназии по сохранению исторического и культурного наследия
Вопрос о сохранении исторической памяти российского народа приобрел в настоящее время важнейшее социальное и политическое значение. Резкое падение экономики России, утрата духовных идеалов усугу...