Методическая разработка урока географии "Методы географических исследований"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Формировать представления о методах географических исследований, источниках географических исследований. Умение рационально использовать источники географических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geog.5kl.docx | 45.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ
«МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
ДЛЯ 5 КЛАССА.
Цель урока: обеспечить в ходе урока усвоение знаний о методах географического исследования, формировать приёмы учебной работы на уроках географии.
Задачи:
Образовательные: формировать представления о методах географического исследования, источниках географических исследований; определять отличительные особенности методов исследования; умение рационального использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Воспитательные: способствовать формированию мировоззренческих идей, эстетическому воспитанию, профилактике утомляемости в ходе занятия.
Развивающие: развивать умение рассуждать, делать предположения, сравнивать, выделять главное, делать выводы; развивать самостоятельность.
Ожидаемые результаты.
Личностные:
-осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
-осознание себя как жителя планеты и необходимости овладения знаниями и умениями и применения их на практике.
Метапредметные:
- формирование познавательного интереса;
-слуховое восприятие текста, умения рассуждать;
-умение работать с различными источниками информации;
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
-планировать свою познавательную деятельность;
-умение вести самостоятельный поиск;
-умение вести диалог;
-слушать и объективно оценивать товарищей.
Предметные:
-дать определение понятию картография;
-называть методы географических исследований изучения Земли: описательный, картографический, космический, распознать чем отличаются методы географических исследований друг от друга;
-знать источники географических знаний.
Опорные понятия: география - землеописание, современная география.
Новые знания: методы географических исследований (описательный, картографический, космический).
Форма обучения: урок усвоения нового материала.
Форма организации учебной работы: фронтальная, коллективная, в парах.
Приемы учебной работы: с географической картой, учебниками, сравнения, анализа, обобщения, создания представления образа памяти, образа воображения.
Метод: объяснительно - иллюстративный с элементами частично- поискового.
Средства обучения:
- Домогацких Е. М. География. Введение для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Е. М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А. А. Плещаков; под редакцией В.П. Дронова. М. ООО: «Русское слово - учебник», 2012 (ФГОС «Инновационная школа»).
- Куренева Т.В., Темников А.Н, География 5 класс, учебное пособие Региональный компонент/ Т.В. Куренева, А. Н. Темников . - М. :ООО «Русское слово - учебник»,2012 (ФГОС «Инновационная школа»).
- Энциклопедия для детей Т.З. География,4 –е издание, испр. / Ред. коллегия: М. Аксенова, А. Элиович, Д. Люри и др. М.: Аванта, 2005.
- География . 5 класс: атлас. 5 издание. М.: Дрофа, 2016.
- Карты школьные стенные: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта РТ», электронная физическая карта РТ, карта «Великие географические открытия».
- Атлас РТ: - М.: Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2005 г.
- Презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
1.Актуализация опорных знаний.
Учитель: Ребята вспомните, как древние люди изучали Землю?
Учащиеся: В древности люди путешествовали, открывали новые земли, описывали и знакомились с разными народами, изучали их традиции, культуру, нравы. Они описали географические объекты и нанесли их на карты.
Учитель: Как современный человек изучает Землю?
Учащиеся: Лётчик ориентируется в полёте не только по имеющимися приборами, но и по виду местности, над которой он пролетает,
- капитан рыболовецкого судна изучает карту того района, где он ведёт лов рыбы, глубину моря, рельеф дна, направления теплых и холодных течений, основные пути движения рыбы;
-вы сидите с удочкой у речки, а опытный рыбак, изучивший строение дна реки и повадки рыб, знает, где и в какую погоду лучше ловить щуку, а где и когда сома;
- приводят примеры из курса природоведения о французском ученом Жак Анри Фабре – лучшем в мире знатоке насекомых и рассказывают об исследовании Юпитера с помощью телескопа в 1994 г., когда с планетой столкнулись обломки кометы.
2. Мотивация.
Учитель: правильно, для каждой профессии человека свой опыт познания; наблюдение, работа с картой , с приборами, описание, сравнение, организация и проведение экспедиций и многое другое, о чем вы узнаете, изучая географию, а мы продолжим разговор о методах, которые позволили открыть материки и океаны, горные системы и равнины, реки и озёра земли.
3.Сообщение темы, цели, задач урока.
Сегодня на уроке вы узнаете:
1.Какими методами пользуются при изучении Земли.
2.Чем отличаются методы географических исследований друг от друга.
3.Что такое картография.
4. Какие существуют источники географических знаний.
4. Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала.
Учитель: Как и другие науки, география обладает специальными методами исследования. Некоторые из них известны с глубокой древности, некоторые появились совсем недавно.
Одним из методов является описательный метод. Что означает слово «география»?
Учащиеся: описание морей, равнин, гор, стран, народов – с этого начиналась географическая наука.
Древний мир - это мозаика из десятков самых разных государств и культур. Каждая цивилизация выработала свои собственные, неповторимые пути познания мира. Тем не менее, способы получения географических сведений были общими у карфагенян и индийцев, у египтян и персов. На путь дальних странствий толкали практические потребности: необходимость искать и осваивать новые земли, поддерживать торговлю с дальними странами. Чаще всего открытия совершали завоеватели благодаря разведке и военным походам.
В 18 веке до нашей эры в ходе военной экспедиции египтян, в пустыне на Синае была обнаружена сеть временных водотоков ( вади), залежи строительного камня, месторождения меди, малахита, бирюзы. Около 1530 г. до н. эры фараон Тутмос первым пересёк Сирию и достиг «Земли» 2-х рек в верховьях Евфрата, где оставил наскальную надпись с первым описанием реки. Она течёт в направлении противоположном Нилу, поэтому египтяне назвали её «перевёрнутой водой».
Ассирийцы считали, что моря Черное, Каспийское, Средиземное соединены между собой, однако в 18 веке русский энциклопедист Василий Татищев опровергает, что Каспий подземными потоками соединяется с Чёрным морем.
Используя сведения персов, Геродот даёт верное описание Каспия. «это замкнутый водоём, не связанный ни с каким морем. Длина его 15 дней плавания на гребном судне, а ширина в самом широком месте – 8 дней. Дневной переход гребного судна в те времена примерно 80 километров или 1200 километров за 15 дней.
Древние индийцы впервые описали Индо - Ганскую низменность, пустыню Тар, горную систему Гималаи в древних индийских книгах в 3 веке до нашей эры, а китайцы в 4 -3 веке до нашей эры создавали сочинения, посвященные географии, например, описания Тань - Шаня, озера Иссык – Куль, Ферганской долины, Памира, рек Амударьи и Сырдарьи, созданные Чжан- Цяном.
Открытия древних греков, римлян, арабов отражено в описаниях географических сведений. Описание физико- географические, климатические условия, быт, культура, язык, религии.
Эпоха великих географических открытий в 15-17 веках была насыщена географическими открытиями и географическими описаниями мореплавателей Бартоломеу Диаш, Васко да Гамы, Христофора Колумба, Америго Веспуччи, Фернана Магеллана, Джеймса Кука. Изучение географических объектов продолжаются в 18-21 веках и исследователи всегда отвечают на вопросы:
а) где расположен географический объект?
б) что из себя представляет?
в) какие особенности имеет?
Так равнина - большой участок земной поверхности с небольшими колебаниями высот. На любом участке равнины есть неровности разной высоты. Если неровности невелики, а их склоны пологие, то такой участок называют равниной. Равнина - самая распространенная форма рельефа. На географических картах равнины изображены оттенками зеленого и желтого цветов. Мы с вами тоже живем на равнине - Восточно-Европейской или Русской равнине.
Контроль знаний по ходу изучения нового материала.
Учитель: какой метод самый древний? Приведите примеры первых описаний. На какие вопросы отвечают исследователи при изучении географических объектов?
Учитель: все , что человек узнаёт о своей планете он изображает на карте, поэтому следующий метод, на котором мы остановимся – картографический.
Какие карты вы видите в классе?
Учащиеся: Физическую карту полушарий, карту Татарстана.
Учитель: карты - замечательное изобретение человеческой цивилизации, один из самых удивительных способов познания окружающего мира. Историки и археологи обнаружили картографические рисунки на стенах пещер, каменных плитах, египетском папирусе, китайских шелковых тканях, русской бересте и медных скифских вазах. Упоминание о картах есть даже в Библии. В глубокой древности человек стремился запечатлеть мир, чтобы объяснить и упорядочить его. В Древнем Египте, античной Греции и в Древнем Риме карты применяли для определения расстояний и площадей. В середине века они стали необходимы морякам, землепроходцам, купцам.
Как вы думаете, как называется наука о создании и использовании карт?
Учащиеся: картография.
Учитель: Герард Меркатор (1512 – 1594 гг.) великий картограф сопровождал свои карты наставлениями и указаниями , объясняющими как их применить. Самые древние карты найдены на территории Греции примерно 1500г. до н.э. это фрески. Для определения точного расстояния на карте Эратосфен ввел понятие параллелей и меридианов, а когда появилась градусная сеть – это дало возможность более точно располагать географические объекты на карте. Историческую роль карт и картографического метода в познании мира трудно переоценить.
Для начинающего изучить географию наиболее полезной будет физическая карта. С её помощью можно изучать поверхность интересующего участка земной поверхности, его водную систему, расположение населённых пунктов. Карты бывают разного масштаба. На одних картах показаны целые континенты, на других улицы городов и отдельные дома. Сейчас каждый человек, используемый компьютер может получить подробную карту практически любого участка земной поверхности, вместе с его космическим изображением. Электронная карта Республики Татарстан представлена на сайте http://karta.tatar.ru/
Контроль знаний по ходу изучения нового материала.
Учитель: Где впервые были обнаружены картографические рисунки? Для чего человек создавал карты? Где были найдены первые карты? Кто ввел понятие о параллелях и меридианах? Какова роль картографического метода в познании мира?
Учитель: Самый простой способ исследования, который используется в географии – визуальный ( невооруженным глазом или с помощью приборов).
Именно так был открыт последний континент на планете - Антарктида. Русские моряки с палуб шлюпов «Восток» и «Мирный» увидели побережье неведомой прежде суши – «материк льда». Это исследование на расстоянии называется дистанционным. К нему относятся аэрофотоснимка с борта летательного аппарата самолёта, дирижабля.
А какой самый современный метод вы знаете?
Учащиеся: наблюдения из космоса, космический.
Учитель: космический метод начал применяться в середине XX века является самым универсальным источником информации. Посмотрите космические снимки острова Кипр и реки Нил в учебнике. В настоящее время спутники – съемщики регулярно поставляют на Землю тысячи самых разных снимков земной поверхности, которые необходимы не только географам, но и метеорологам, геологам, океанологам, картографам. Из космоса точнее передаются метео сведения, когда на орбите три спутника так как у них обзор на 120. С помощью космических снимков изучают воздушные вихри, строение земной коры, ищут полезные ископаемые, производят описание растительности, обнаруживают лесные пожары, исследуют богатые рыбой районы в океане.
Учитель: Мы познакомились с различными методами географических исследований (описательным, картографическим, космическим).А могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках: истории, астрономии, биологии, математики?
Учащиеся: при изучении истории используются описания карты великих географических открытий, военных походов; при изучении ботаники –описание растительности, карты растительности, космические снимки природных комплексов, при изучении астрономии – описание планет, космические съёмки.
Учитель: а теперь поговорим об источниках географических знаний. Сегодня на уроке мы уже говорили об этом, вспомните пожалуйста.
Учащиеся: это рассказы о путешествиях, результаты научных экспедиций, книги, посвященные природе, это географические карты и атласы, фильмы и телепередачи;
-картографические рисунки ученые нашли на стенах пещер, каменных плитах, египетском папирусе, китайских шелковых тканях, русской бересте и медных скифских вазах.
Учитель: правильно, а я продолжу, ученые до сих пор находят источники географических знаний у древних народов: у индийцев Северной Америки – свитки планов на бересте или коже оленей, наскальные рисунки; у египтян- иероглифические надписи на сооружениях, табличках из слоновой кости, на папирусной бумаге (циперусе); у шумеров, проживающих в междуречье Евфрата и Тигра клинопись на глиняных табличках; у индийцев – на пальмовых листьях с помощью слоговой письменности. Источники географических знаний разнообразны. Большинство школьников и их родители читают и читали книги Жюля Верна, Майн Рида, Владимира Обручева, в которых можно найти интересный материал о природе далеких мест и необычайных, увлекательных путешествиях.
5. Первичное закрепление изученного материала.
1) Какие методы географических исследований вы знаете?
2) В чем заключается особенность описательного метода исследования?
3) Что является основой картографического метода исследования?
4) Какова роль картографического метода познания мира?
5) Назовите самый простой способ исследования географических объектов и явлений?
6) Как называется самый современный метод исследования и на чем он основан?
7) Какие источники географических знаний вы знаете?
8) Предлагается выполнение тестов 8, 9,10 на с.14 учебника.
Учитель: Очень хорошо, а теперь мы перейдем к практической работе.
6. Осмысление внутренних закономерностей между изучаемыми явлениями или предметами в процессе мыслительной работы и выполнения познавательного задания.
Работа в парах.
1 ряд. Составьте произвольное описание кабинета географии.
2 ряд. Назвать карты в атласе по географии 5 класса:
-познакомиться с условными знаками и прочитать карту на с.24-25.
3 ряд. Познакомиться с физической картой Республики Татарстан, прочитайте условные знаки карты ( используйте стенную географическую карту, атлас РТ, электронную карту РТ на сайте http://karta.tatar.ru/
Выступления учащихся.
Ответы оценивает учитель и представители 3-х групп. ( У каждого оценивающего по 15 жетонов, ответ оценивается по 5 –ти балльной системе, кто больше набирает жетонов, тот и победил).
7. Домашнее задание.
1. &2. Ответить на вопросы к параграфу.
2. Творческое задание: опишите письменно в тетрадях свой любимый уголок природы.
8. Итоги урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с методами географического исследования: описательным, картографическим, космическим. Вы узнали о первых географических описаниях древних египтян и ассирийцев, индийцев и китайцев, путешественников времен Великих географических открытий. Мы с вами поговорили о картографическом методе его роли в познании мира. Узнали имена великих ученых Меркатора и Эратосфена и сами с помощью условных знаков старались прочитать карты. И, конечно, мы воспользовались с самым современным методом космическим, а также с источниками географических знаний. С каждым уроком мы будем узнавать всё больше и больше, так как мы живем на замечательной планете - красивой, щедрой, но очень хрупкой и незащищенной. Её нужно любить и беречь. А для этого её нужно знать!
9.Рефлексия.
Предлагая с использованием слайда заполнить схему.
Я знаю, что такое.
Я могу.
Я научился.
Технологическая карта урока.
№ | Этапы | Время | Методы и формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент | 1 мин | Диалог: учитель - класс | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха. | Готовят рабочее место | ||
1 | Актуализация опорных знаний | 3 мин | Фронтальный опрос | Вспомните, как древние люди изучали Землю? Как современный человек изучает Землю? | Мобилизуют внимание, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры из курса «природоведение» | |
2 | Мотивация | 1 мин | Объяснение учителя | У каждой профессии человека свой опыт познания : наблюдение, работа с картой, с приборами, проведение экспедиций и многое другое, о чем вы узнаете, изучая географию, а мы продолжаем разговор о методах, которые позволили открыть материки и океаны, горные системы и равнины, реки и озёра | Мобилизуют внимание и познавательный интерес | |
3 | Сообщение темы, цели, задач урока | 1мин | Устное сообщение учителя | Мы познакомимся с методами географического исследования: описательным, картографическим, космическим, вы должны научиться уметь объяснять специфику методов и их отличительные особенности, использовать источники географических знаний при выполнении учебного задания. | Записывают тему урока в тетрадь и стараются осознать цель и задачи урока. | |
4 | Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала | 15 мин | Объяснительно- иллюстративный. Частично - поисковый. Рассказ, беседа, объяснение. Фронтальный опрос по ходу изучения нового материала. | Как и другие науки географии обладают специальными методами. Некоторые из них известны с глубокой древности, некоторые появились недавно. Объясняет описательный, картографический, космический методы. Постоянно стимулирует познавательный интерес содержанием изучаемого материала, создаёт ситуации интеллектуального затруднения, способствуя развитию мышления учащихся. | Слушают, воспринимают, осмысливают, запоминают, высказывают свои ассоциации, делают преположения. | |
5 | Первичное закрепление изученного материала. | 5 мин | Фронтальный опрос для определения среднего уровня усвоения учебного материала. | Задает вопросы, слушает и корректирует ответы | Используя средства изучения: географические карты, учебники географии, материалы презентации отвечают на вопросы | |
6 | Осмысление внутренних закономерностей между изучаемыми явлениями или предметами в процессе мыслительной работы и выполнения познавательного задания. | 15 мин. | КСО. Работа в парах. Частично – поисковый, исследовательский метод. | 1 ряд: составить произвольное описание кабинета; 2 ряд: назвать карты в атласе по географии 5 класса; познакомиться с условными знаками и прочитать карту на с. 24-25 атласа, 3 ряд: познакомиться с физической картой РТ, с помощью условных знаков прочитать карту, направляет, в случае затруднения оказывает помощь. | Работая в парах, выполняют творческое задание, используя средства обучения: географические карты атласа, стенные карты, электронную карту РТ, географический атлас РТ, оборудование и оформление кабинета географии | |
7 | Домашнее задание | 2 мин | Инструктаж | 1. Пар.2 с. 9-12 ответить на вопросы параграфа. 2.Опишите письменно в тетрадях свой любимый уголок природы. | Записывают в дневниках | |
8 | Итог урока | 1 мин | Беседа | Обобщение пройденной темы урока. Отмечает активных учащихся. | Умение делать выводы. Взаимодействуют учителем. | |
9 | Рефлексия | 1 мин | Беседа | Предлагает с использованием слайда заполнить схему. Я знаю, что такое. Я могу. Я научился. | Умение формулировать собственное мнение. Проводят саморегуляцию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ Тема «Расы человека, их пр...
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ Тема «Расы человека, их пр...
Презентация к уроку "Методы географических исследований и источники географических знаний"
Эта презентация к уроку в 7 классе по теме "Методы географическихисследований и источники географических занний". К учебнику "География. Материки, океаны, народы и страны" И.В. Душина, В.А. Коринская,...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"
Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...
Методическая разработка урока географии "Африка. Географическое положение. История исследования"
Урок географии в 7 классе с использованием ЭОР...
Методическая разработка урока географии «Географические координаты» ,5 класс
Методическая разработка урока географии в 5 классе Тема: «Географические координаты»Использование технологий деятельностного типа: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценив...