Приёмы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний.
методическая разработка по географии по теме

Существует множество приёмов по активизации познавательного интереса учащихся.  В данной статье представлены  приемы   на этапе восприятия  знаний.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы развития познавательного интереса на этапе восприятия   знаний

Приёмом называют элемент метода, его составную часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.

Существует множество приёмов по активизации познавательного интереса учащихся. Рассмотрим приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия   знаний.

   1. Прием новизны. Предполагает включение в содержание интересных сведений, фактов, исторических данных. При этом учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое   изложение   к   простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания.

Пример 1. Вот как описывает К. Паустовский в книге «Повесть о жизни» приемы по активизации познавательного интереса, которые использовал в гимназии учитель географии Черпунов. В главе "Вода из реки Лимпопо" писатель отмечает, что:

«...На столе в классе, где проводились занятия, всегда стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой. На наклейках старческим почерком было написано «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря». Ребята приставали к учителю, чтобы он разрешил им попробовать воды из Мертвого моря: им хотелось убедиться, действительно ли она такая соленая, что убивает все живое. Но пробовать воду учитель не разрешал.

Географ любил удивлять учащихся всякими редкостями. Показывая воду в бутылке, он рассказывал, что сам набирал ее из Нила возле Каира.
- Смотрите, - он взбалтывал бутылку, -  сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта.
"Чтобы мы, - пишет К. Паустовский, - лучше запоминали всякие географические вещи, Черпунов придумал наглядный способ. Так, он рисовал на классной доске большую букву А. В правом углу он вписывал в эту букву второе А, поменьше, в него - третье, а в третье - четвертое. Потом он говорил:
- Запомните: это - Азия, в Азии - Аравия, в Аравии - город Аден, а в Адене сидит англичанин".

«Мы запоминали это сразу и на всю жизнь» - пишет К. Паустовский.

Пример 2. 12 февраля 1941 года в юго - западных острогах хребта Сихотэ – Алинь на Дальнем Востоке выпал метеоритный дождь. Железный метеорит весом 70 тонн, вошел в атмосферу и распался на осколки, которые упали в малонаселенной таежной местности. При падении образовались 24 ударных кратера. Это единственный случай падения небесного тела, сопровождавшегося образованием кратеров, на глазах современного человека.

Пример 3. Однажды, склонившись над географическим атласом, немецкий геофизик А. Вегенер вспомнил о детской игре puzzle картинках-головоломках. Это помогло учёному сделать   открытие о дрейфе континентов,  так как береговые линии Южной Америки и Западной Африки очень удачно срастаются.  

Использование подобных примеров значительно расширяет возможности учителя в повышении эмоциональности обучения, развивает познавательные интересы у школьников стимулирует их волевые усилия в овладении знаниями.

2. Прием семантизации. Заключается в возбуждении интереса учащихся к изучаемому материалу с помощью вопроса, обращающего их внимание на смысловое значение слова или словосочетания, и тогда ребенок легко усваивает понятие и может его применить.

Пример 1. Почему самые высокие горы в Сибири называют Алтай?

(в переводе с тюркского «алтын» - золотой.  Алтай - золотые горы).

Пример 2. На языке местных индейцев название этой реки означает «Река, богатая рыбой». Но прославила ее отнюдь не рыба, а «золотая лихорадка» в начале XX в. Это река Клондайк, протекающая в Канаде

Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению меж предметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы - характерные показатели познавательного интереса в данном случае.

3. Прием значимости изучаемого  материала. Создаётся   установка   на необходимость изучения материала в связи с его биологической,  хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.

Пример 1.  Леса, занимающие 69% территории России, являются одним из основных типов растительного мира нашей страны, каркасом ее экосистем. Лесные экосистемы играют важную роль как средообразующий фактор, оказывающий существенное влияние на состояние окружающей среды. В то же время состояние самих лесов можно рассматривать как индикатор и критерий оценки качества природной среды на национальном и региональном уровнях. В Кемеровской области ситуация с лесами остается достаточно напряженной, особенно это касается незаконной рубки лесов. Кроме того, за последние годы встала проблема сохранения лесов от вредителей и болезней.

Часть наиболее ценных экосистем, таких как лесостепь и степь, к сожалению, исчезают полностью. Это связано не только с недропользованием, но и развитием сельскохозяйственного производства, садово-огороднического хозяйства. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?        

Данный прием заставляет школьников почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. Стимуляция познавательных интересов с использованием приема значимости материала актуальна  как  для  младших,  так и для старших школьников. Однако занимательность и яркость  изложения   должны   быть   не самоцелью,  а   подчинены   возбуждению   мыслительной   активности учащихся.

Использование подобных приёмов к изложению нового материала укрепляет у учащихся интерес к учению,  повышает  любознательность  осмысление    изучаемых   вопросов.   Учитель создаёт своеобразную психологическую атмосферу, при которой   школьники положительно настраиваются на восприятие  новых  знаний  и  стремятся  к  более глубокому усвоению изучаемого материала.  

4. Прием моделирования. Это особый исследовательский процесс. Является наиболее эффективным учебным приемом, используя, который можно обеспечить быстрое и осознанное усвоение материала, развитие всех психических процессов, опирающихся на психолого-педагогические закономерности обучения. Моделирование - это письменная работа, которую школьники выполняют в процессе рассказа учителя или самостоятельной работы. Модель не выполняют заранее, ее выстраивают по ходу работы. В этом ее главное отличие от учебного рисунка и опорной схемы, которые дополняют объяснение учителя и даются в готовом виде. В составлении опорной схемы главное внимание уделяется символическому и словесному способам, а при моделировании подключается рисуночный и графический способы подачи учебной информации, не исключая вышесказанных, тем самым обогащается арсенал средств и способов подачи учебной информации.

Моделирование формирует у учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Моделирование содействует уточнению представлений о географических объектах и исправлению имеющихся неправильных понятий. Моделирование применяется для:

1. Мотивации учебной деятельности;

2. Изучения нового материала;

3. Проверки знаний, умений и их обобщения.

На уроках могут быть использованы различные виды моделей: описательные, конструктивные, эвристические.

Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее.

Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний. Эвристические модели – на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию.

Модель обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снимать перегрузку психики детей. Использование приема моделирования способствует изучению темы более быстрыми темпами, а также обеспечивает полноценное приобретение и применение знаний. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий.

Пример 1. Каждый ученик получает пластину (куски тонкой фанеры или толстого картона) с нанесенными на них контурами материка и кусок пластилина. Ему необходимо заполнить пластилином контур материка, а затем, глядя на карту, вылепить рельеф.

Этот прием помогает перевести картографическое изображение в зрительные образы. Этот приём рекомендуется применять в курсе изучения географии материков и океанов.

5. Использование натуральных объектов в заданиях учащихся. Объектом может стать макет, модель, наборы образцов горных пород и минералов, содержащих полезные ископаемые, гербарии типичных растений для каждой природной зоны, гербарии культурных растений, наборы промышленных изделий, коллекции почвенных монолитов. Задания с использование натуральных объектов хорошо развивают межполушарное взаимодействие, умения задействования для анализа любой канал приема информации: аудиальный, визуальный, кинестетический.

Использование натуральных объектов, символов вызывают у школьников эмоциональные проявления, что в целом характерно для развития познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...

Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.

 Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...

«Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных действий»

Применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных действий обучаемых....

Презентация "Использование приёма «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса у обучающихся + доклад

Данная презентация и доклад подготовлены для участия в районном семинаре  учителей русского языка и литературы. Приём "облако слов" я использую недавно. Чтобы на семинаре перед коллегам...