Разработка урока " Атмосферные осадки"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Терентьева Ираида Алексеевна

Развернутый конспект урока по географии в 6 классе " Атмосферные осадки" С применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atmosf_osadki_terenteva_i.a.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии «Атмосферные осадки» в 6 классе.

учитель географии МБОУ «СШ №63» г. Ульяновска,  Терентьева Ираида Алексеевна

Цели урока:

- Сформировать представление о видах осадков. Научить анализировать и чертить столбиковые диаграммы выпадения осадков;  выявить географические особенности распределения осадков по земной поверхности.

- Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи изменением температуры воздуха и влажностью, раскрыть процесс образования атмосферных осадков;

- Содействовать формированию знаний о развитии процессов и явлений в атмосфере.

- Способствовать повышению интереса к предмету, воспитывать культуру умственного труда.

Тип урока:

изучение нового материала

Форма организации учебной деятельности:

коллективная, индивидуальная, в парах

УУД

Личностные УУД: Осознание значимости влияния атмосферных осадков, на повседневную жизнь человека и не только.

Регулятивные УУД: Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Коммуникативные УУД: Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Познавательные УУД: Формулировка собственного мнения о атмосферных осадках и значимости их роли на повседневную жизнь.

Опорные понятия, термины:

Новые понятия:

  Абсолютная и относительная влажность воздуха, облака испарение, Атмосферные осадки, осадкомер, диаграмма количества осадков

Межпредметные связи :                              

Естественные науки: химический состав веществ, охрана атмосферы, конденсация, сублимация, испарение.

Общественные науки: изображение воздушной стихии, атмосферных явлений

Ресурсы: ”- основные;

- дополнительные:

учебник (авт. Т.П. Герасимова), атлас, раздаточный материал для практической работы, видеоурок-инфоурок

Технология развития критического мышления

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.

Орг. момент

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Л.: Освоение социальных норм, правил поведения

2. Актуализация знаний

(Стадия вызова)

 - Ребята, вспомните, какую тему мы изучали с вами на прошлом уроке? Мы говорили о содержании водяного пара в воздухе, об относительной и абсолютной влажности. А еще мы научились решать задачи на определение относительной влажности воздуха.

Ответы на вопросы: Что такое влажность воздуха? Абсолютная влажность воздуха? Что такое насыщенный воздух? Что такое ненасыщенный воздух? Относительная  влажность воздуха?

 Произойдёт ли конденсация водного пара при охлаждении 1м3 воздуха, содержащего 7 г водяного пара до температуры + 10 С?

Почему роса проявляется в предутренние часы?

Почему количество росы бывает больше в ветреную погоду?

Слушают вопросы.

Ответы учащихся

Прослушать вопросы, ответы на вопросы, проверка домашнего задания

Решение задач: 1 ученик на доске, записывает решение

Повторение сведений об атмосфере, расширение знаний о природе Земли

 П.: Сформированность основ смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов.

Р.: участвовать в совместной деятельности;

3. Сообщение темы и цели урока

 Как Вы думаете, что сегодня мы с Вами изучим на уроке?

Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. Растворилось молоко- стало видно далеко. (туман)

Туча по небу плыла, ведра полные несла, туча брякнула ведром прокатился в небе гром. По над лесом, по над кручей повстречались туча с тучей. Засверкали ярко молнии, расплескались ведра полные. (Дождь)

Как кусочки сладкой ваты, он летит опять куда то. И на радость детворе покрывает ком во дворе.(Снег)

Ребята как мы назовем вместе все эти явления. Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока и определим цели урока..

Слушают загадки и отгадывают, о чем идет речь.

Записывают тему урока

Отгадывание загадок, определение темы урока.

Л.: Формирование умения осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями

4. Изучение нового материала:

«Атмосферные осадки» (Стадия осмысления)

Показ видеофрагмента образование облаков и осадки. После показа

Работа в группах:

1 группа – кучевые облака,

2 группа – перистые,

3 группа – слоистые

Задание: представьте себя облаком. Расскажите, на какой высоте и когда вы образуетесь. Какие атмосферные осадки с вами связаны? Какое влияние вы оказываете на человека, растительный и животный мир. Время на подготовку -  2 мин, на выступление - 1 мин.Данные занести в таблицу:

Просматривают фрагмент видеоурока Работают в парах, заполняют таблицу, обсуждают в группе, выступает один ученик

. Ученики называют свои ассоциации, которые учитель записывает на доске в заранее заготовленную таблицу:

Сформированность умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие;

Р.: Умеют работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- Давайте вместе проверим  заполнение таблицы

1 Самые низкие облака? Из каких облаков не идут осадки? Посмотрите в окно, какие у нас облака сегодня на небе?

Вместе с учителем проверяют заполнение таблицы

Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

П.: Умеют выделять главное, существенные признаки понятий;

Р.: участвовать в совместной деятельности;

Физкульт минутка

Водяной пар поднимается вверх  (поднимаются обе руки вверх, становятся на носочки), и охлаждается (согреваем руки дыханием). Так образуются облака  вырисовываем руками в воздухе круг). Облака бывают кучевые (вырисовываем руками кучевое облако), слоистые (одна рука ложится на другую, потом нижняя вновь на верхнюю) и перистые (редкие взмахи рукой в воздухе). Когда облако становится большим (рисуем большой круг руками), выпадают осадки (пальцы сжатые в кулак разжимаем и делаем разбрызгивающие движения): дождь или снег (ловим снежинку

Выполняют движения физкультминутки

Л.: Ответственное отношение к своему здоровью

(Стадия осмысления)

Работа над фрагментом фильма об образовании осадков.

-посмотрите фрагмент видеоурока и подготовьтесь к ответу на вопросы:

Что такое осадки?

Почему выпадают осадки?

В каком мировом процессе участвуют осадки?

Демонстрационный опыт.

  • Представим, что перо это капля воды (бросаем перышко и снизу дуем на него). В каком случае перо (капля) упадет на земную поверхность?  
  • Каких размеров должна быть капля, чтобы упасть? Открываем учебник и находим ответ на этот вопрос?
  • Диаметр капли 0,01мм – облачная. Диаметр капли от 0,5 до 5мм – дождевая капля.

  Ученики смотрят видеофрагмент

Работа с учебником и ответы на вопросы

Посмотреть фрагмент и ответить на вопросы

 

Совершенствуют навык запоминания просмотренного

П.: Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации

Работа с диаграммами годового количества осадков

- Как можно измерить количество осадков? Как называется прибор для измерения количества осадков? Где это происходит? Как называется профессия людей, занятых на метеорологических станциях? Чем она интересна?

На нашей планете осадки выпадают неодинаково. Как же узнать, сколько осадков выпадает в разных уголках Земли? Откройте учебники на стр. 124. Познакомьтесь с таблицей годового количества осадков для города Владивостока.     (показать на карте)Определите:

а) количество осадков, выпадающих за год;

б) месяц, за который выпадает самое большое количество осадков;

в) месяц с самым маленьким количеством осадков. 

   Сейчас и мы научимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков.

1) Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.

2) По вертикальной оси откладываем количество осадков в мм.

3) По горизонтальной оси – месяцы, начиная с января (масштаб – в 1 см 1 месяц).

4) Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствует количеству осадков за этот месяц.

5) Чертим столбик шириной в 1 см, высотой – в соответственное количество осадков и замыкаем столбик отрезком

Покажите, какие диаграммы у вас получились.

Какие причины могут влиять на количество осадков? Прежде всего, ветры, преобладающие над данными территориями. Итак, какие ветры приносят осадки? Ветры дующие с океана или ветры дующие с моря? 

Слушают краткое сообщение ученика о методах измерения атмосферных осадках

Работа с учебником. Анализ рисунков -диаграмм и ответы на вопросы

Работа в тетрадях (построение диаграммы количества осадков по данным таблицы)

Работа с диаграммами в учебнике. Также на карте и атласе.

Учащиеся строят столбиковую диаграмму годового количества осадков в тетрадях, один ученик – у доски.

Умение работать со схемами и таблицами, выявлять закономерности, анализировать, сравнивать осадки по различным показателям.

П.: Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач Р.: Умеют выделять главное, существенные признаки понятий;

участвовать в совместной деятельности;

6. Рефлексия

Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?

Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое. Поднимите правую руку те, кто понял, как чертить диаграмму годового количества осадков. Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным.

Работа в парах.

Отвечают на

поставленные вопросы, рассуждают, оценивают.

Прочитать высказывания, отметить верные и неверные утверждения.

 демонстрируют знания по изученной  теме , умение их применять в условиях

Л.: Обладают осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

Л.: Формирование умения осуществлять контроль и самооценку своей деятельности

7. Домашнее задание:

Параграф 29, прочитать, уметь ответить на вопросы.          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Ребята, а кто хочет получить “5”, напишите рассказ на тему “Я – снежинка”, Я – градинка”, “Я – капелька дождя”.

Записывают домашнее задание в дневник.

Записать домашнее задание, выполнить один из вариантов.

ответьте на вопросы.


Приложение 1.

Виды облаков

Внешний вид

Высота образования

В какой сезон года

Кучевые

Белые «кучи ваты»

2-10 км

С весны по осень

Слоистые

Большие валы оттенком, часто образуют сплошную облачность

Менее 2 км

В течение всего года

Перистые

Похожи на белые волокна или перья

10-12  км

В течение всего года

  • Таблица данных: (для построения диаграммы)    
  • январь        10 мм          февраль   15 мм          март      5 мм          апрель   10 мм
  • май            15 мм          июнь        25 мм          июль     30 мм          август   40 мм
  • сентябрь  60 мм          октябрь  65 мм          ноябрь  50 мм          декабрь  30 мм



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Атмосферные осадки"

Разработка урока + презентация....

Методическая разработка урока "Атмосферное давление"

Как сместить акцент с технократического подхода на нравственно - этический? Как помочь детям пройти путем великих открытий, затрагивая самые значимые понятия - высоконравственные качества знаменитых у...

Урок "Атмосферные осадки"

Конспект урока "Атмосферные осадки" для 6 класса...

Методическая разработка урока "Атмосферное давление"

Урок разработан с учетом всех требованиям к современному уроку по ФГОС с применением системно - деятельностного подхода к УМК «Сферы»: География. Планета Земля.     ...

Урок "Атмосферные осадки" 6 класс

Цель:·         сформировать понятие «атмосферные осадки»;·         виды осадков и причины их о...

Разработка урока "Атмосферное давление. Вес воздуха"

План урока для учащихся. Урок в 7 классе "Атмосферное давление. Вес воздуха." Урок построен по ФГОС...

Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков

Презентация по географии для 6 класса по теме: " Образование и выпадение атмосферных осадков.Виды атмосферных осадков"....