Методическая разработка урока "Атмосферное давление"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Рудой Татьяна Викторовна

Урок разработан с учетом всех требованиям к современному уроку по ФГОС с применением системно - деятельностного подхода к УМК «Сферы»: География. Планета Земля.

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-_konspekt_atmosfernoe_davlenie.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Атмосферное давление»

Организационный момент

                Слайд 1.

4 УЧЕНИКА

4 УЧЕНИКА

Слайд 2.

3 УЧЕНИКА

Маркер

Слайд 3.

Слайд 4.

Повторение пройденного материала

  1. Строение атмосферы

На рисунке подпишите названия и обозначьте границы атм.слоев, которые выделяют преимущественно по изменению температуры слоев

  1. Состав атмосферы

В 100-клеточном квадратике закрась разными цветами столько клеточек, сколько каждый газ или несколько газов составляют от общего объема атмосферного воздуха в процентах.

  1. Игра «Кто дальше»
  1. Самый нижний, плотный слой атмосферы
  2. Повышенное содержание озона,
  3.  Не поглощает солнечного тепла, не рассеивает свет
  4. 80 % водяного пара
  5. Образуется явление полярное сияние

Проверка заданий:1 и 2.

Итог работы деятельности учеников

                Слайд 5.

Опыт с трубочкой

Слайд 6 Запись в тетрадь тема

На доске карточки:

Объявление темы урока

А чтобы узнать тему этого урока ответьте на вопрос:

- Почему когда я опускаю трубочку в стакан с водой, при этом закрыв верхнее отверстие, вода из нее не выливается. Но стоит только отпустить палец и вода стремиться вниз?

Итак, тема нашего урока АД.

Определение целей урока

Посмотрите, пожалуйста, на эти опорные слова и попробуйте составить вопросы, используя эти слова, которые определят цель и задачи нашего урока:

 Атмосферное давление, Вес воздуха, Э. Торричелли, Опыты, Барометр, Изменение давления

         Таким образом, вы абсолютно правильно не только определили цель и задачи урока, но и составили его краткий план.

Слайд 6

Запись в тетрадь определение

Слайд 7 Запись в тетрадь

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11   

Слайд  12  

Работа в парах:  

 Слайд  13       Анероид

Слайд 14

Слайд 15

Работа в парах:  

Слайд 16

Слайд 17

Запись в тетрадь

Интернет

Работа с атласом     

Изучение нового материала

  1. Запись определения (Толковый словарь)

И первым пунктом нашего плана является работа с понятием АД.

Давайте прочитаем определение АД, которое дает  толковый словарь.

 Между телами во Вселенной существует притяжение. Земля притягивает к себе все объекты, которые на ней находятся. В том числе и атмосферу. В свою очередь атмосфера, притягиваясь к Земле, давит на ее поверхность. Так возникает атмосферное давление.

  1. Вес воздуха

Воздух оказывает давление в среднем 1кг33г на кв. см (Пачка муки).

 Таким образом, на тело взрослого человека давит вес, который равен 12-15 т, только на ладонь руки приходится 150 кг.

-Вытяните, пожалуйста, ладошку вперед. Чувствуете что-нибудь!?

- Почему мы с вами не ощущаем этого веса?

(внешнее давление уравновешивается давлением воздуха внутри тела)

- Наверняка вы слышали такую фразу: «Что-то  в  висках давит…»

- По какой причине человек начинает ощущать давление воздуха?

  Сегодня каждый третий взрослый человек весьма чувствительно воспринимает любые погодные изменения.

- Как называют людей, которые ощущают дискомфорт колебаний погодных условий?

-Почему так важно знать  и наблюдать атм. давления.

Атмосферное давление принадлежит к наиболее важным метеорологическим элементам. Изменение давления тесно связано с основной причиной изменения погоды в конкретном районе.

  1. Опыты, доказывающие существование АД

  -Но кто же из ученых был первый, кто опытным путем доказал существование АД!?

В 1864 году, немецкий физик Ото фон Герике публично провел эксперимент, который доказывал существование атмосферного давления.

На глазах у всего Рейхстага, 16 лошадей, по 8 с каждой стороны, не смогли разорвать две полые внутри полусферы, скрепленные между собой.

 Существует много различных опытов для того,  что бы  доказать существование атмосферного давления. Вот некоторые из них:

  1. Стакан
  2. Чемодан
  3. Монетка

Разреженное пространство образуется внутри, а наружное давление воздуха заставляет воду подниматься. Все эти опыты подтверждают существование атмосферного давления.

  1. Э. Торричелли

Итальянский физик и  ученик Галилея Эванжелиста Торричелли в 1643г., в своих опытах вместо воды использовал ртуть, что привели к открытию атмосферного давления.  Ему приходит в голову мысль измерить вес атмосферы весом ртутного столба. Ученый заметил, что высота столба испытывала колебания, то есть давление атмосферы менялось. Таким образом, трубка Торричелли стала первым прибором для измерения давления - барометром.

  1.  Принцип действия барометра

Рассмотрим принцип действия ртутного барометра.

Ртутный барометр представляет собой стеклянную трубку высотой 1м запаянную сверху, которая опущена в емкость с ртутью.

Воздух сильно давит на поверхность ртути в нижней ёмкости. Ртуть вынуждена из-за давления воздуха заполнять трубку и ртутный столб внутри стеклянной трубки поднимается. Количество миллиметров увеличивается.

Задание

1.Рассмотрите внимательно рисунок и укажите, в каком случаи (в 1 или 2) воздух оказывает наибольшее давление на земную поверхность?

2.Стрелками укажите как будет меняться высота ртутного столба в трубке.

3. Сделайте вывод: Как меняется высота рт.столба трубки в зависимости от величины атм.давления.

Барометр-анероид

Современный барометр сделан безжидкостным. Он называется барометр-анероид. Металлические барометры менее точны, но не столь громоздки и хрупки.

Но можно сделать барометр собственными руками в домашних условиях!

Барометр-пиявка

В природе можно встретить естественный барометр. Это пиявки, которые своим изменением в поведении могут показать изменение в давлении.

  1. Изменение атм. давления

Изменение атм. давления от высоты над уровнем моря

На поверхности Земли давление не везде одинаково. Величина атмосферного давления зависит от высоты над уровнем моря!

Определите закономерность изменения атм. давления в зависимости от высоты местности. (С высотой давление понижается) Почему?

На каждые 10,5 м атм. давление падает на 1 мм рт.ст.

 Решение задачи на определение высоты холма

- Как узнать высоту школы используя прибор барометр?

Изменение атм. давления в зависимости от температуры

Формулирования вывода: с повышением температуры воздуха давление понижается.

  1. Работа с учебником

Найдите на стр.98 

  1. Какая величина принята за нормальное атмосферное давление?

-Какое давление характерно для нашего города?

Данные в режиме онлайн с сайта реальная погода.

- Почему для  нашего города характерно пониженное  атмосферное давление?

      2.    Какими линиями на картах изображают величину атм.давления?

      3.    Какой буквой изображают области высокого и области низкого давления?

Оценка деятельности детей

Слайд 18

Выбиваются самые активные ученики урока

(4-5 чел.)

Рефлексия

Блиц- опрос

Тот кто за минуту даст больше правильных ответов, тот получит за урок  отметку «5»:

1.Сила, с которой воздух давит на земную поверхность

2. Какое давление считается нормой

3. как называется прибор для измерения давления

4.безжидкостный барометр это-

5. Давление с высотой понижается или повышается?

6. Кто является естественным барометром?

7. На какую величину понижается атм. давление при подъеме на каждые 10,5м,

8. Какой воздух давит сильнее на земную поверхность: теплый или холодный?

9. Как называются изолинии на карте, которыми изображают величину давления?

10. Кто первый измерил силу воздуха?

11. Какой буквой обозначают области высокого давления?

12. В какой стране был проведен опыт доказывающий существование  атм. давления?

13. С какой силой давит воздух на 1 кв.см?

Кубик

- Продолжите фразу, написанную на одной из граней кубика:

Мне понравилось….

Меня удивило и т.д.

Календарь наблюдения за настроением

Определите, с повышенным или с пониженным настроением вы уходите с урока и прикрепите стикер к соответствующему листочку нашего календаря.

Слайд 19

Объяснения домашнего задания

Организационный конец урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка раздела курса физики 7 класса "Давление"

Презентация  раздела физики поможет, опираясь на психологические особенности учащихся 7 класса, спланировать изучение данной темы. В поурочном планировании цветом выделен материал для эвристическ...

Методическая разработка урока "Атмосферное давление"

Как сместить акцент с технократического подхода на нравственно - этический? Как помочь детям пройти путем великих открытий, затрагивая самые значимые понятия - высоконравственные качества знаменитых у...

Методическая разработка урока физики в 7 классе "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок объяснения и первичного закрепления нового материала материала по теме "Атмосферное давление" с компьютерной поддержкой из коллекции ЦОР. Урок сопровождает фронтальный и демонстрационны...

Методическая разработка урока физики в 7 классе "Решение задач на расчет гидростатического давления"

Методическая разработка урока физики в 7 классе включает разработку урока с использованием интерактивной доски, включает разработку урока в программе Notebook, презентацию....

Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.

Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию....

Методическая разработка урока по физике в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок открытия нового знания на основе метапредметного подхода...