Правила запоминания учебного материала
статья по теме
Правила , которые можно использовать в работе учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_zapominaniya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Погромская СОШ» Шевченко Н.В.
Технология обучения правилам в системе развивающего обучения.
Взрослый человек обладает определенными умениями навыками и не может отдавать себе отчета в том, чтобы понять материал. Учителю же, для того, чтобы объяснить учащимся, как запомнить и понять изучаемый материал, необходимо знать и сущность приемов запоминания и методические пути, помогающие учащимся овладеть этими приемами. Так как по основной закономерности памяти важнейшими условиями успешного, не механического запоминания является понимание материала и активные формы мыслительной деятельности, то все приемы запоминания сводятся к тому, чтобы на основе активных интеллектуальных действий как можно глубже, пояснее, отчетливее понять материал. Вооружая учащихся различными приемами запоминания, развивая их память, мы облегчаем их работу, делаем ее интересней, ускоряем процесс усвоения знаний.
Одна из закономерности памяти: «Определенный уровень понимания материала – необходимое условие его запоминания».
Часто на уроке при фронтальном опросе заставляем воспроизвести ту или иную формулировку теоремы, или определения, или правило, не сопровождая их примерами применения. В результате ученики зазубривают, но не понимают, о чем они говорят. А как же быть?
Любые вопросы типа «Что называется…? Как читается теорема?» легко заменить соответствующими упражнениями. Выполняя их, учащиеся и формулируют, и применяют определения, теоремы, а значит и лучше запоминают.
Приведу пример. Вместо вопроса «Что называется параллелограммом?» предлагается упражнение, «Какие фигуры на рисунке являются параллелограммами? Найдите длину……… отрезка». Рисунок заготавливают на доске и проектируют через кодоскоп. Такого типа заданий можно подготовить по каждой теме.
Следующей основной закономерностью памяти является закономерность Смирнова: учащийся может запоминать материал непроизвольно, если выполняет над ним активную мыслительную деятельность, и она направлена на понимание этого материала.
При изучении формул сокращенного умножения учителя часто не могут добиться того, чтобы все учащиеся класса твердо запомнили формулировку этих формул. Как поступить, в этом случае? Отрабатывать правило, если ученик забыл, но пусть подсматривает. Эти формулы ребята выписывают красочно на карточки. Но следует предупредить учеников, что эти правила они должны знать к такому-то сроку. По такой методике можно давать формулы корней квадратного уравнения, действия с десятичными дробями.
Аналогичным образом при использовании алгоритмического метода учащиеся легко запоминают способы решения задач. Требования учителя: «Запомнить алгоритм решения задач в процессе его применения» - еще более его облегчает его усвоение.
При решении задач на движение, лучше задачи оформлять в виде таблицы. Большую роль при запоминании отводится и наглядности.
К ним можно отнести «Карточки – консультации», «Памятки». Красочно оформленные они легко запоминаются. Например:
Метод интервалов для решения тригонометрических неравенств вида: (х) 0.
1.Найти О. Д. З.неравенства;
2. .Найти период функции Т= или Т=
3.Найти нули функции
4.Отметить нули функции на О.Д.З. внутри одного периода и найти знак в каждом интервале, на которые разбивает О.Д.З.
5.Записать ответ (учитывая период).
Алгоритм решения систем уравнений графическим способом.
1.Выписать 1 уравнение и выразить у через х;
2.Построить график 1 уравнения;
3. Выписать 2 уравнение и выразить у через х;
4. .Построить график 2 уравнения;
5.Найти координаты точек пересечения графиков 1 и2 уравнений;
6.Координаты этих точек и будут решениями системы уравнений,
Х=….., У =…... Ответ: (х; у).
Памятки заполняются по таким темам: «Преобразование рациональных выражений: сложение и вычитание», «Функции и их графики», « Решение задач алгебраическим способом» и др. Но в запасе каждого учителя есть математические уловки. Поделюсь с некоторыми:
30 45 60
60
Стихотворение:
теорема Виета, теорема Пифагора
стихотворение
Раскрытие скобок: « перед скобкой вижу “ + ”…..
- формула координаты вершины параболы.
- Формулы приведения: - «делим на двоих»- меняем наименование функции; - целое, наименование не меняется.
- При решении уравнений , возникает сложность при проведении хорд, параллельно осям координат.
Цена * Количество= Стоимость
Опыт показывает, что применение обучающих карточек , «памятки», «карточки – консультации» помогают хорошо и быстро усвоить ранее не понятный материал и легко воспринять новые темы. Учащиеся быстро включаются в общий ритм учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование стратегий запоминания хронологического материала на уроках истории в 6 классе.
Работая с познавательными стратегиями запоминания хронологического материала на уроках истории, можно не только выявить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, но и помочь им преодолеть их....
Игра при устном изложении учебного материала и при работе с печатным текстом на уроке права.
Устное изложение правового материала реализуется посредством таких приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Каковы возможности игры...
Современные приемы и методы запоминания учебного материала.
Современные приемы и методы запоминания учебного материала - обобщенные рекомендации для учителей при подготовке и для проведении уроков....
ДОКЛАД на тему: «Особенности запоминания учебного материала у подростков».
Тема моего доклада «Особенности запоминания учебного материала» я познакомлю вас, что использую на своих уроках, чтобы дети лучше запомнили изучаемый материал.География &ndash...
Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников на уроках истории при запоминании хронологического материала
Методические приемы практического применения познавательных стратегий в процессе запоминания...
Памятка для учащихся "Правила запоминания"
В учебной деятельности хорошая память имеет большое значение. Со своей памятью надо обращаться бережно: не запоминать бездумно, а стараться понять материал, выстроить логические связи. В памятке предл...
Приёмы, способствующие пониманию и осознанному запоминанию нового материала
Презентация к выступлению на тему "Приёмы, способствующие пониманию и осознанному запоминанию нового материала" на заседании клуба молодых специалистов....