Работа с информацией как один из приёмов системно- деятельностного подхода на уроках географии
учебно-методический материал по географии на тему
Новый век требует эволюции профессиональных взглядов. События сменяют друг друга, как кадры кинохроники, огромные скорости, лавина информации, то, что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает, все быстро и стремительно меняется, меняется ученик, а значит должен поменяться урок и как неизбежность, способ подачи информации на уроке. Учить и учиться должны по новому. Нам надо учить так, чтобы ученик одиннадцать лет, копивший огромный багаж знаний, сделав несколько самостоятельных шагов в жизни, понял, что этот багаж не бесполезен, подобно бабушкиному сундуку, а ценен.
В основе реализации ВГОС лежит системно – деятельностный подход, использование которого в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_vek_trebuet_evolyutsii_professionalnyh_vzglyadov.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с информацией как один из приёмов
системно- деятельностного подхода
Новый век требует эволюции профессиональных взглядов. События сменяют друг друга, как кадры кинохроники, огромные скорости, лавина информации, то, что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает, все быстро и стремительно меняется, меняется ученик, а значит должен поменяться урок и как неизбежность, способ подачи информации на уроке. Учить и учиться должны по новому. Нам надо учить так, чтобы ученик одиннадцать лет, копивший огромный багаж знаний, сделав несколько самостоятельных шагов в жизни, понял, что этот багаж не бесполезен, подобно бабушкиному сундуку, а ценен.
В основе реализации ВГОС лежит системно – деятельностный подход, использование которого в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» А. Дистервег
Современная система общего среднего образования, все входящие в нее учебные направления, так или иначе, нацелены на формирование у школьников умений работать с информацией.
Общепринятого определения информации не существует.
Слово «информация» происходит от латинского слова information,
что в переводе означает сведения, разъяснение, ознакомление.
Информация - это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками.
Информация - это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами.
Информацию можно разделить на виды по различным категориям
- по способу восприятия;
- по форме представления;
- по назначению;
- по значению;
- по форме закрепления;
- по доступности;
- по интеллектуальным затратам;
Информация по способу восприятия.
Получение информации происходит через информационные каналы:
- Зрительный канал (зрительная информация);
- Слуховой канал (звуковая информация);
- Осязательный канал (тактильная информация);
- Вкусовой канал (вкусовая информация);
- Обонятельный канал (обонятельная информация).
Информация по форме представления:
- Числовая;
- Текстовая;
- Графическая;
- Звуковая;
- Видеоинформация.
Информация по назначению:
- Массовая
- Групповая
- Партнерская
- Личная
Информация по значению:
- Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
- Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
- Достоверная — информация, полученная без искажений.
- Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
- Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
В современном мире задачи образования изменились. Главное сейчас - это не только «дать» учащимся определенную сумму знаний, но и научить их самим добывать эти знания и применять их. Со всеми видами информации мы должны научить учеников работать.
Основная задача образования - адаптировать учащихся в современном мире, научить их правильно логически мыслить, принимать самостоятельные решения.
Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностном подходе в обучении.
- Восприятие информации
- Анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации)
- Запоминание (создание образа)
- Самооценивание
Работа с учебником – обязательный учебный труд школьника
- Учеников необходимо специально обучать приемам работы со всеми компонентами учебника.
- Эта работа должна вызывать интерес, желание работать со всеми компонентами.
- Качество обучения во многом зависит от желания и умения работать с учебником.
- В современных условиях изменяется роль учителя. Он не информатор учебного материала, а организатор деятельности учащихся.
Требования ВГОС к реализации деятельностного подхода
Школьников необходимо научить самостоятельно думать: обсуждать, анализировать, сопоставлять, изучать, определять, выявлять, объяснять, систематизировать, обобщать, ставить вопросы, высказывать свое мнение, оценивать, прогнозировать и т.д.
- Учебник должен не только обеспечить усвоение основ наук, но и стать организатором самостоятельной деятельности школьников. С помощью учебника школьник становиться «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования.
- При работе с учебниками учащиеся овладевают предметными и метапредметными умениями и навыками: овладевают простейшими умениями сопоставлять, прогнозировать, анализировать, находить взаимосвязи и взаимозависимости, обобщать и выделять главное; приобретают организационные, коммуникативные и рефлексивные умения; формируют географическую культуру
- Овладение приёмами работы с учебником идёт по пути от действия по образцу к усвоению и выполнению задания.
- Например, рецептивный уровень соответствует первому этапу формирования приёмов работы с учебником. На этом уровне учащиеся читают текст, составляют описания по рисункам, считывают данные с текстовых карт и т.д. На репродуктивном уровне (второй этап) учащиеся проявляют больше самостоятельности, используя уже известный им способ работы (по аналогии). Третий этап соответствует исследовательскому уровню деятельности. На этом уровне анализируются, сравниваются и сопоставляются несколько компонентов учебника (текст, текстовая карта, диаграммы, графики) с целью выявления закономерностей, установления новых для учащихся прямых и обратных связей.
Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. Уже в 6 классе приучаю учащихся к мысли о том, что умение работать с картой - это 50% успеха на уроках географии.
Приемы работы с картой могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся в зависимости от задач, которые учитель ставит перед началом работы.
«Контур – символ»
Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации.
«Поиск общего»
Заданы два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше общих признаков.
Пример:
Полуостров Малая Азия и город Сочи. При более тщательном рассмотрении можно найти общие черты:
-оба расположены в северном полушарии.
- омываются Черным морем,
-есть буква «И»,
-Субтропический пояс,
-в области альпийской складчатости.
. «Поиск аналогов».
Называется какой – либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам.
Пример: Найдите географические аналоги города Буэнос – Айрес.
-Буэнос-Айрес - Бухара - (оба начинаются на букву «Б»).
- Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств).
- Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря).
-Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии).
-Буэнос-Айрес – Вашингтон - (оба лежат в западном полушарии).
-Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском языке).
-Буэнос-Айрес – Мехико – (оба города самые крупные по численности населения в своих странах
«Стороны горизонта» или «Почини цепочку»
Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.
Расположи географические объекты с севера на юг: нагорье Тибет, плоскогорье Декан, горы Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина, Казахский мелкосопочник, полуостров Таймыр, архипелаг Северная Земля.
«Составь трехзначное число»
Под порядковыми номерами перечислены географические объекты разных материков.
Нужно составить трехзначное число, объединяющее их.
«Назови недостающее звено» или « Смысловые пропорции».
Этот прием позволяет развивать логическое мышление и запоминание карты.
Контурные карты – это основа географических карт. Они могут применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта позволяет вырабатывать у школьников разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний.
Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и запоминают сведения, полученные от учителя, из учебника, но и пытаются самостоятельно и творчески их применять.
Человек не может знать все, но он должен уметь найти ответ на интересующий его вопрос.
Нет человека знающего все обо всем. Различные справочники необходимы каждому из нас – и школьнику, и студенту, и доктору, и ученому. С их помощью можно быстро навести справки по различным вопросам.
На уроках я часто использую словари, справочники.
Ученики находят новые для них понятия и термины.
Поэтому возможности использования дополнительной литературы на уроках не ограничены и предполагают самостоятельный поиск учащихся. Степень самостоятельности поиска зависит от возраста учеников, их подготовленности к активной мыслительной деятельности. Ведь пройденный путь поиска, радость достижения цели не только учат, но и воспитывают.
- География познает мир. Лучший способ познать незнакомое географическое пространство – отправиться в путешествие. Или взять в руки книгу и путешествовать вместе с автором. Можно ли из книги получить новые географические сведения, если эта книга отнюдь не географического характера? Конечно, можно.
- Использование художественных текстов на уроках географии полезно: с их помощью учитель географии формирует образ территории, развивая у учащихся логическое мышление и аналитические навыки, активизируя мыслительный процесс. Художественные тексты выступают носителями информации, дают учащимся дополнительный стимул к ее получению, активизируют познавательную деятельность.
Не зная географических координат трудно разобраться в событиях повести Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Не понятно, почему же пришлось героям этой повести совершить такое длительное путешествие. «Дети капитана Гранта»- это очень известное всем ребятам произведение, используя его на уроках географии, легко заинтересовать ребят этой темой, вызвать у них желание научиться определять координаты. У них появляется внутренняя мотивация к изучению темы «Географические координаты». У ребят так же возникает желание проследить по карте маршрут яхты «Дункан», найти остров Табор по данным в письме координатам. Найти остров по данным координатам- это не просто задание учителя. Ребятам самим интересно выполнить эту работу.
При изучении темы «Развитие географических знаний о Земле» использую произведение Л. Лагина «Старик Хоттабыч».
«…На вопрос учительницы географии:
- Разве тебе не известно, что Земля-шар?
Волька ответил:
-Если бы Земля была шаром, воды бы стекли вниз, и люди бы умерли от жажды, а растения бы засохли. Земля имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой «океан» Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот так устроен мир, о, учительница!».
Дидактический материал - вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя
«Сырые» данные – статистическая информация, результаты исследования, конкретные факты из жизни – все шире используются в преподавании экономики.
Они делают процесс обучения более интересным. Их использование позволяет выполнить выражаемые многими школьниками пожелания о том. Чтобы учебный курс приобрел связь с конкретными экономическими ситуациями или решениями.
Афоризм это миниатюра, притча, история, высказывание, которые, воздействуя на человека, запечатлевают в нем сильный, яркий, многозначно емкий след.
Афоризмы могут быть использованы в дискуссиях, дебатах, семинарах по экономике или как информация к размышлению.
Ребусы. шарады, кроссворды.
Интернет-ресурсы
- Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
- Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроках географии и экономики.
- В целом использование ресурсов Internet позволяет:
- Сделать уроки более интересными;
- Наполнить их более современным содержанием;
- Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность:
- дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
- повысить роль наглядности в учебном процессе;
- удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
- экономит учебное время, нежели при работе у классной доски.
С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи.
Особенно:
- при изучении нового материала, предъявления новой информации;
- - при закреплении пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- - при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков.
Закончить выступление хочется японской пословицей:
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу- так я буду сыт до конца жизни». А наша с вами основная задача, уважаемые коллеги, – научить детей учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход на уроках географии
Новому развивающемуся российскому обществу необходимо новое, думающее, инициативное, творческое молодое поколение. Без личностей, деловых и способных саморазвиваться, ставить цели и достигать их...
статья Формирование личностных умений, способностей средствами системно-деятельностного подхода на уроках географии.
Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второг...
Совершенствование УМК как педагогическое условие реализации системно - деятельностного подхода на уроках географии
представлен авторский УМК "География 6 класс" ФГОС...
Системно-деятельностный подход на уроках географии
приемы реализации сдп...
Системно-деятельностный подход на уроках географии в аспекте требований ФГОС при работе с одаренными детьми
В данной презентации отображены основные приемы и методы системно-деятельностного подхода на разных этапах урока при изучении географии....
Работа с информацией как один из приёмов системно- деятельностного подхода
Современный ученик должен уметь учиться. Он должен знать откуда можно добыть ту или иную информацию. Данная презентация рассказывает что такое информация, на какие виды она делится. Рассказано и...
Доклад на тему "Визуализация учебной информации как одна из составляющих системно-деятельностного подхода на уроках математики"
Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания....
- Мне нравится (1)