1. | Организацио- нный момент
Вводно-мотивационный (3 мин.)
| мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | - С добрым утром! Начат день. Первым делом, гоним лень. Путешествуй, начинай и активно отвечай. -Скажите, ребята вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже
- Дети, когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? Это багаж наших знаний. Вспомните, какие оболочки мы изучали на прошлом уроке? О какой оболочке идёт речь? (описание оболочек на слайде) Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок, психологически готовятся к общению
Выполняют задание.
Диалог с учителем
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;
Формулируют тему. Формулируют цели урока. | Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, ответственности.
Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности. Познавательные: формиро-вание целостной картины мира. Коммуникативные: умения слушать, осознанно строить речевое высказывание, воспринимать ответы учащихся. |
2.
3.
| Этап подготовки к усвоению нового (12 мин.)
Физкультминутка.
Этап усвоения новых знаний (7 мин.) | Организовать познавательную деятельность учащихся.
Организовать деятельность учащихся по усвоению новых знаний. | -Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию. ( звуки шума моря и крик чаек). (слайд 1 ) Открываем глазки, итак, что же вы представили под эту музыку? (Море, океан) Тема нашего урока « Мировой океан и его части». И в путешествие мы отправимся по Мировому океану (слайд 2) -Дети, а как вы думаете, на нашей планете Земля больше суши или воды? Обратите внимание на диаграмму (слайд3). ¾ планеты - это вода 361 млн.км. Ребята мы можем исходя, из этого поспорить по поводу названия нашей планеты выдвинуть свою гипотезу названия. Как вы думаете, какие части Мирового океана мы посетим? Посмотрите на карту океанов это ваш помощник! (моря, заливы, проливы). А чтобы понять с чего начнётся, путешествие отгадайте загадку. В сто морей тот великан, Он зовётся……..(океан) (слайд 4) -Ребята, слово «океан» означает «великая река, обтекающая всю Землю», известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников Современное понятие «Океан – водное пространство земного шара вне суши» дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника. -Сколько океанов на планете? (пять) -Ребята повернитесь друг к другу, создайте группы по (4-5 человек). Каждая группа получает задание по изучению одного из океанов по плану, результаты занести в таблицу. (слайд5)
название | глубина | особенности |
|
|
|
|
|
|
Учитель задает вопрос – почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски. -Ребята, сколько всего океанов? Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный? Откройте контурные карты и подпишите названия океанов. А кто из вас знает, а что такое «реки без берегов», затрудняетесь, тогда прочтите отрывок из произведения «Дети капитана Гранта». Привести примеры течений, показать их на карте А мы продолжаем путешествие , а что бы понять куда мы поплывём дальше отгадайте следующую загадку Шириною широко, Глубиною глубоко День и ночь о берег бьётся, Из него вода не пьётся, Потому что не вкусна- И горька и солона! (Море) (слайд5) -Ребята, объясните что значит день и ночь о берег бьётся ( Волны) А что является причиной волн? (ветер). А почему вода не пьётся? (солёная) Это одно из свойств морской воды. -Найдите в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море. -А кто знает, какое море самое большое, глубокое? - Ребята, как вы думаете, море бывает без берегов? (ответы учащихся) - Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово – его называют «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений, плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета). Показывает по карте. Ребята подготовили презентацию «Море без границ»
Игра «Море волнуется…..» Куда же мы движемся дальше? Для этого вновь загадка. Он ведёт из моря в море Не широк - всего верста И в нём как в школьном коридоре, Шум, звон и теснота. (пролив) (слайд6) Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив. -Самый широкий пролив-Дрейка, названный в честь капитана Ф.Дрейка. Отметили его в контурной карте. -Назовите пролив разделяющий Африку и Евразию. (Гибралтарский), Южную Америку и о. Огненная Земля. (Магелланов) -А наше путешествие продолжается и вновь загадка. Он у моря - как язык, Он берега лизать привык, И пляж в часы на диво Он вылизал игриво. О каком географическом объекте идет речь? (залив) Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив. Сравните с определением в учебнике. Самый крупный залив - Бенгальский. (отметили его на карте). А чем отличается море от залива? (Залив всегда омывает берега суши, а море не всегда).
Составить кластер Мировой океан (слайд8) -Ребята един ли океан? (да) |
Слушают музыку. Целеполагание.
Коллективный поиск информации в атласах
Работают с информацией, представленной учителем.
Слушают.
Поиск информации в словаре.
Получение информации из текста учебника и дополнительной информации, которую раздаёт учитель. Объединяются в группы. Представитель каждой группы показывает океан на карте, рассказывает о нём. Другие ребята добавляют. По ходу рассказа составляется таблица.
Работа с атласом определяют самое глубокое место в океане.
Работа с контурной картой.
Работают с текстом.
Высказывают свои мнения, сравнивают с определением в учебники и выписывают в тетрадь.
Смотрят, делятся впечатлениями.
Взмахи руками, покачивания, изображение морских фигур.
Работа с контурными картами.
Работа с атласом. Анализируют карту и определения, делают вывод.
Работают в тетрадях.
Высказывают своё мнения, приводят доводы. | Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, ответственности.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: умения слушать, осознанно строить речевое высказывание, воспринимать ответы учащихся.
Коммуникативные: умение работать в группе, слушать собеседника, выражать свои мысли.
Познавательные: Выведение следствий и причино-следственных связей
Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, ответственности.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, ответственности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли. |
5. | Этап закрепления. (14 мин.) | Закрепить изученный материал. | Цифровой диктант, на «на слух» ответить на вопрос письменно ( да-1,нет-0). 1.Второй по величине океан - Индийский. 2.Тихий океан – самый неспокойный и грозный. 3.Самый маленький океан – Южный. 4.Марианский желоб расположен в Тихом океане. 5.Саргасово море - это море без берегов. 6.Самый солёный Тихий океан. 7.Узкое водное пространство ограниченное берегами островов, материков - это залив. 8.Самый широкий в мире пролив-Дрейка. 9.Реки в океане - это течения. 10.Причина образования волн – ветер. Ответы:0101 100 111 Обменялись тетрадями и проверили друг друга. | Выполняют задание в тетрадях, осуществляют самопроверку и взаимопроверку.
| Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, ответственности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция.
Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения, рефлексия.
Коммуникативные: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, слушать и вступать в диалог. |