интегрированный урок географии «Урок+»
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Долгова Любовь Михайловна

создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме «Океанические течения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управления образования администрации Питерского муниципального района Саратовской области»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Трудовик

Питерский район Саратовская область»

Муниципальный  конкурс

«Учитель – учителю.

Лучший  интегрированный урок географии «Урок+»

                Номинация      География + литература                                                

                                                                      Автор: Долгова Любовь Михайловна

                                                                                Должность: учитель географии

                                                                                 МОУ «СОШ п. Трудовик

                                                                                 Питерский район Саратовская область»

                                                                                 Домашний адрес: 413314

                                                                                Саратовская область Питерский район

                                                                                 п.Трудовик ул. Комсомольская д. 5

                                                                                 Телефон: 89271023983

                 

    Трудовик 2018

Технологическая карта урока

ЦЕЛИ:

деятельностная:-создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме «Океанические течения» по технологии развития критического мышления с ориентацией на развитие информационных, коммуникативных, предметных компетенций;

содержательная:  дать представления учащимся о течениях Мирового океана, их видах.

Задачи:- показать роль течений в распределении тепла на планете, влиянии их на климат материков;

- развивать у школьников умение критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать и использовать.

- совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).

развивать общегеографические и общеучебные умения.

Планируемые результаты

Учащиеся должны:

  • Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.
  • Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.
  • Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.
  • Знать/понимать что такое океаническое течение; причины возникновения течений; их воздействия на природу.

Оборудование: настенная карта полушарий, атласы , контурные карты,

мультимедийное оборудование, презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний 

Сценарий урока:

Основная технология- развитие критического мышление.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Проверка готовности к уроку, мотивация учения, организация работы на уроке.

Стих:

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем!

Готовятся к уроку, слушают.

1.Мотива

ция к учебной деятель

ности

2.Актуализация опорных знаний.

Я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение:

Клокочет, бушует, волнуется море 

Сердито и грозно,

седые валы 

Как вихри летают

на буйном просторе 

И силятся сдвинуть крутые скалы
Смотрите, смотрите –

как грудью, могучей 

Они, разъяренные

бьют в берега! 

Но вот на средину отхлынули тучей,

 Как будто заслышав призванье врага.
Как будто меж ними затеялась ссора –
 

Ревут ураганом,

 громами гремят, 

Понять невозможно их чудного хора, 

Но, кажется, что-то они говорят...
- О чём идёт речь в стихотворении Н.А.Некрасова? Чем вызвано это явление?
Да, море никогда не бывает однообразно. Оно бывает спокойно и ласково, и тогда по его поверхности бегут плавные волны. Оно бывает грозно и страшно, когда бушует шторм. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы будем говорить о движении воды в бескрайнем Мировом океане.

Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки, пожелаем попутного ветра, волну удачи, океан открытий. А также плыть на гребне стремлений и съесть пуд соли под килем.

.Разминка в виде теста.

Тест «Волна» 

1.Самое соленое море - Черное

2.Основные свойства воды в океане - температура и соленость.

3.На глубине температура воды высокая

4.Вода в Мировом океане находится в постоянном движении

5.Главная причина образования волн - ветер.

6.Цунами-это плавающие ледяные глыбы

7.Приливы и отливы связаны с притяжением океанской воды массой Луны и Солнца.

8.Вода в волне совершает колебательные круговые движения и горизонтального движения не происходит.

9.Иногда выделяют Южный океан - часть Мирового океана у берегов Антарктиды

.10.Океаническая вода пригодна для питья.

-4.Вспомните и изобразите на данном рисунке строение волны.

 

-Начнем заполнять опорную схему

Как поднимается вода в этих видах волн: вертикально или горизонтально

О движении воды в океане.

Слайд 1.

Записывают тему и число.

«Движение воды в океане»

Слайд 2

Выполняют тест в тетради

На доске рисуют правильный ответ в виде волны.

Слайд 3

Слайд7

Это вертикальные движения воды в Мировом океане

5мин.

10 мин

3 Самостоятельное формулирование темы

4.Открытие новых знаний

Проблемный вопрос

Физминутка

- Ребята, мы уже достаточно много знаем о Мировом океане и выполненная Вами разминка это подтверждает. Сегодня мы расширим наши знания. 

Когда я шла к вам на урок, мне передали загадочную бутылку. Вместе с вами посмотрим – что в ней находится. (Читаем записку)

В море у берегов Мурманска выловили бутылку, она была запечатана сургучом. В бутылке оказалась записка: «Корабль «Святая Мария» терпит бедствие у берегов Северной Америки. Мы столкнулись с айсбергом. Наши координаты 420 с. ш. и 500 з. д. Просим помощи. 1523 год, ноябрь, 23 число».

Записке около 500 лет.

При расследовании нашего случая надо, прежде всего, найти место в океане, где была брошена бутылка в море. В записке даны координаты, давайте найдем это место на карте.

Вероятно, они увидят течение, затем ищут на карте Мурманск. Предположение о течении появилось у многих учеников.

Но каким образом бутылка попала в Мурманск?

Как вы думаете - какая тема нашего урока?

 

Предположите, что такое течения в океане.

Проверим, правильно ли мы дали определение «Океанические течения».слайд 9

 Что бы вы хотели узнать о течениях в океане?слайд7

 Цели урока

-Цель нашего урока - найти ответы на поставленные вами вопросы.

.

-Сейчас мы посмотрим видеосюжет и вы постарайтесь найти ответ на вопросы:

1.Что является причиной возникновения течений в океане?

2. Какие течения названы в фильме?

Ответы на целевые вопросы.

Откройте карту в учебнике, страница 57____________.

-  Как показываются течения на карте? легенды (стрелками)

- Какие бывают стрелки? (синие и красные)

-Может кто- то из вас объяснить: почему одни течения показаны красным цветом, а другие синим цветом.

- Гольфстрим у берегов Скандинавии имеет температуру +4 0С.(флажок) Какое это течение? (тёплое)

- А Канарское течение у берегов Африки +23С, (флажок) какое оно? (холодное)

- В чём противоречие? (+40С – тёплое, +23 0С - холодное)

- Какой возникает вопрос? (Какие течения называются холодными, а какие тёплыми.)

Прочитайте в учебнике на  странице 58  пункт 2

 -Сейчас мы вернемся к фильму. Ответьте на вопрос в чем значение течений в природе и в жизни человека.

(физ. Минутка «Гимнастика для глаз. «Шум моря»

Выполняют указания учителя

Ученики определяют район в северной части Атлантики 

Дети

отвечают, что бутылку принесло течУточняют и дописывают  тему урока

Просмотр фильма

Слайд 8

1.Северное пассатное

2.Южное пассатное

3. Гольфстрим

4.Северо-Атлантическое

Течение Западных ветров

Отвечают на вопросы, рассматривают физическую карту океанов. анализируют легенду карты,

Красным цветом – теплые течения, синим - холодные течения

Слайд 10

Значение течений - перемешивание вод в мировом океане и формирование погоды

15 мин

5. Стадия осмысления.

Первичное закрепле

ние.

Работа с контурной картой.

С помощью физической карты полушарий нанесем примеры течений холодных и теплых.

Правила работы с контурными картами.

В легенде укажите условные знаки.

Подпишите названия течений печатными буквами вдоль стрелок.

-Работа с учебником страница 57

Назовите  течения в Тихом Океане?

Какие из них холодные?

Какое течение прослеживается во всех 3  океанах?

В каком океане почти нет течений? Почему?

-Течения в фильме называют реками»?Можно ли их так назвать? Почему?

Но на самом деле они мало похожи на реки, у них нет четких берегов, часто разветвляются на несколько потоков, меняют скорость течения. Реки текут в зависимости от наклона дна. А главная причина образования течений – постоянно дующие ветры. Есть на Земле места, где ветры дуют постоянно в одном направлении, они и вызывают перемещение воды в океане.

На контурных картах наносят и подписывают теплые и холодные течения, проверяют контурные карты соседа по парте

5

мин.

5. Совершенствование изученного материала

Наш урок подходит к завершению. Чтобы проверить, как вы усвоили материал, предлагаю  решить географические задачи

1.Один из видов химических удобрений, примененных  на полях Восточной Африки, через несколько месяцев был обнаружен в водах Бенгальского залива? Как это объяснить?

2.На побережье Баренцева моря за полярным кругом расположен город Мурманск. Его порт не замерзает круглый год. Почему?

3.Течение Западных ветров-самое мощное в Мировом океане. Наверное,поэтому у него столько названий: Антарктическое круговое, Восточное течение Южного полушария, Поперечное, Соединительное. Прокомментируйте эти названия.

4.Норвежский путешественник Тур Хейердал хотел доказать, что между Старым и Новым светом существовали древние связи еще задолго до плаваний Колумба.С этой целью Хейердал переплыл океан на папирусной лодке,копии древних египетских лодок.

Объясните, как путешественнику удалось пересечь Атлантику?

Чтение сообщения «Бутылочная почта»

Многим, наверное, памятно то место из романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта», где команда шхуны «Дункан» случайно обнаруживает в брюхе пойманной акулы бутылку с запиской – из-за нее дети капитана Гранта и отправляются в опасное плавание на поиски своего пропавшего отца. А героям «Таинственного острова» бутылка рассказала, что неподалеку от них на необитаемом острове влачит свои дни раскаявшийся преступник Айртон. Вспомним, по случаю, и начало романа Виктора Гюго, где терпящие бедствие компрачикосы бросают в море бутылку с запиской, которая в дальнейшем решает судьбу «человека, который смеется…». Однако не следует думать, что бутылочная почта – только атрибут приключенческого жанра. За рубежом существует множество клубов собирателей морских бутылок, члены которых стараются выловить, как можно больше отыскать запечатанные послания на берегу. При английском дворе была даже учреждена специальная должность – откупорщик океанских бутылок

Проверим заполнение опорной схемы

Слайд 13

8

мин.

7. Рефлексия.

Итог урока

Настало  время  подведения  итогов  урока. Выполнили мы план урока? Проверим это,  посмотрев на слайд . Зажмите руку в кулаке. Если будете отвечать «Да» - разжимайте палец.

1. Что такое океаническое течение ?   - Ответили? -Да.

2.   Причины возникновения течений назвали   ? - Да.

3.      –  Схему движения течений в океане рассмотрели? -  Да

4.     –На карте теплые и холодные течения показали?- да

5.     – Влияние течений на климат отдельных территорий оценили ?    –Да

- Если вам понравился  урок,  помашите рукой.

- Спасибо.Урок  окончен.  До  свидания!

Домашнее задание:

Выставление оценок.

Слайд 14

Слайд 15

2 мин


Используемая литература

 1.Алексеев А.И. Николина В.В. Липкина Е.К.. География . 7 класс, М: Просвещение (Полярная звезда), 2017 .

2.География. Поурочные разработки.7 класс: (пособие для учителей общеобразовательных организаций),В.В. Николина ,А.А. Королева,

И.В. Кучинова, М.Е. Юлова М: Просвещение (Полярная звезда), 2017 .

3.Интернет- сайты :                         http://www.geoport.ru/ 

http://geo.1september.ru/urok/ 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

урок Полезные и красивые ископаемые России (интегрированный урок: география + технология)

Интегрированные уроки очень интересны для учащихся, особенно когда совмещены два разных предмета: география и технология. На таком уроке учащиеся  получают теоретические знания и практическ...

Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе

Интегрированный урок географии и истории "География населения мира" в 10 классе к УМК В.П. Максаковского...

Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....

Сборник «Интегрированные уроки географии и математики на примере изучения раздела "Атмосфера" в курсе географии 6 класса» (методические рекомендации).

• Разработка содержит материалы по проведению интегрированных уроков географии и математики, выделены преимущества и сложности таких уроков. • Рекомендовано учебно-тематическое планирование по разделу...