урок Полезные и красивые ископаемые России (интегрированный урок: география + технология)
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме
Интегрированные уроки очень интересны для учащихся, особенно когда совмещены два разных предмета: география и технология. На таком уроке учащиеся получают теоретические знания и практические умения.
Мы показали, как богата наша Россия полезными ископаемыми, служащими человеку, т. е. по его воле превращающиеся в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.Они не только дают свет и тепло, но и красоту вашему дому.
На этом уроке школьники учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, сохранять народные традиции России. У ребят формируется умение увидеть два разных предмета с одной стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_poleznye_i_krasivye_iskopaemye_rossii.docx | 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Полезные и красивые ископаемые России
(интегрированный урок: география + технология)
Цели и задачи урока:
Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения руд ных и нерудных ископаемых. Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами. Обу чить приему наложения карт. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых. Показать практическое применение полезных ископаемых в хозяйстве и в искусстве.
Оборудование: Карты: физическая, тектоническая; коллекция полезных ископаемых, картины (добыча нефти, угля), формы для декорирования, клей ПВА, емкости с песком, солью и углем, мультимедийный комплекс.
Ход урока:
- Организационный момент. Сегодня у нас бинарный урок по географии и технологии.
- Повторение. Проверка домашнего задания
- Фронтальное повторение терминов
- Показать знание расположения крупных форм рельефа по их описанию (работа с картой)
- Горы, разделяющие две крупные равнины, которые протя нулись с севера на юг и раньше назывались «камень». (Уральские.)
- Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В ниж нем течении Верхоянский.)
- Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)
- Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще на зывают «Дальневосточном Уралом». (Сихотэ-Алинь.)
- Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)
- Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)
- Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хреб тов. (Саяны.)
- Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)
- Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)
- Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского
путешественника. (Хребет Черского.)
- Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии ( Русская или Восточно – Европейская равнина)
- Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер (Западно –Сибирская равнина).
- Самые высокие горы России (Кавказ).
- Возвышенная равнина, расположенная между реками Енисей и Леной
( Среднесибирское плоскогорье).
- Изучение новой темы
Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Учитель географии. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые - потому что извлекаются из недр Зем ли. Полезные - потому что служат человеку, т. е. по его воле пре вращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Тема урока: Полезные и красивые ископаемые России (слайд).
Цель урока: изучить полезные ископаемые России и показать их применение в прикладном искусстве.
Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве (слайд).
В земной коре залегают полезные ископаемые. Это минералы и горные породы, которые используются в хозяйстве. Мы с вами изучали классификацию горных пород и минералов в 6 классе, давайте вспомним ее. Схема. (слайд). Рассказ учащихся.Также полезные ископаемые различают по составу и особенностям использования Схема (слайд)
Учитель географии. Горючие и неметаллические полезные ископаемые залегают в осадочных породах и наиболее характерны для платформ. Это нерудные ископаемые: газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существуют и исключения, наличие рудных месторождений на платформах. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность оса дочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Рассмотрев местонахождения полезных ископаемых мы найдем этому подтверждение (примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова, КМА)
В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых, т.е металлические. Это связано с их происхожде нием. Магма и горючие магматические растворы, из которых обра зовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещи нам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).
Учитель географии. Мы с вами на предыдущих уроках заполняли таблицу, где указывали: форма рельефа – тектоническая структура – полезные ископаемые. Две колонки мы с вами уже заполнили, сегодня мы отметим, какие полезные ископаемые на каких территориях залегают. И сделаем вывод. Работа с таблицей, интерактивной картой, презентацией. (слайд)
Таблица. Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
Формы рельефа | Тектонические структуры | Полезные ископаемые | |
Восточно-Европейская равнина Прикаспийская низменность | Восточно-Европейская платформа | Нефть, уголь, фосфориты, гипс Калийные соли, поваренная соль | |
Западно - Сибирская равнина | Западно-Сибирская плита (молодая платформа) | Нефть, газ, уголь | |
Среднесибирское плос когорье | Сибирская платформа | алмазы, уголь | |
Горы Хибины | Балтийский щит | железные, алюминиевые и молибденовые руды | |
Алданское нагорье Среднерусская возвышенность | Алданский щит Воронежский массив | молибденовые руды, золото, железная руда | |
Плато Путорана | Анабарский щит | Медные и никелевые руды | |
Горы Урала | Область герцинской складчатости | железная, медная, алюминиевая, титановая руды, магнезит, асбест, малахит, мрамор | |
Горы Кавказа | Область кайнозойской складчатости | вольфрамовые, молибденовые, медные руды | |
Срединный хребет | Область кайнозойской складчатости | Медные и никелевые руды | |
Восточный Саян | Область байкальской складчатости | железная руда | |
Западный Саян | Область герцинской и каледонской складчатости | молибденовые и железные руда | |
Алтай | Область герцинской и каледонской складчатости | Цинковые, свинцовые, вольфрамовые, медные руды |
ВЫВОД: Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения. Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ис копаемое, но залегает в магматических породах. В складчатых областях находятся месторождения рудных ископаемых, также наличие рудных месторождений приурочены к щитам.
По ходу объяснения материала учитель демонстрирует образцы полез ных ископаемых. Учитель показывает на карте полезных ископаемых, в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.
Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.
Месторождение - это скопление полезных ископаемых. (слайд)
Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.
Бассейн - это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (слайд)
Меры по сбережению полезных ископаемых.
Полезные ископаемые – важнейшие природные богатство страны, ее минеральные ресурсы. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Несмотря на необычайное разнообразие и огромные запасы, полезные ископаемые практически не возобновляются и относятся к исчерпаемым ресурсам. Поэтому главной задачей при разработке месторождений является более комплексное их использование.
Как бы могущественны ни были глубинные силы Земли, но не только они создают рельеф земной поверхности. В природе одно временно действуют многие другие, не менее могучие и активные внешние силы, источниками, энергии которых служат Солнце и космос. Как только вершина гор поднимаются хоть не много над уровнем океана, на них начинают действовать морские вол ны и ветры, холод и жара, дожди и текучие воды. Из года в год они разрушали и расчленяли поднимающийся свод гор, вымывая и унося в первую очередь мягкие и податливые породы.
Без преувеличения можно сказать, что вся красота горных вер шин, утесов, ущелий Кавказа, Урала, Алтая создана разрушительными силами. Бурные потоки воды штурмуют берега, подхватывая камни, песок, и ими, как рашпилем, выпиливают долину, используя, прежде всего направление трещин. Дикая и величественная картина предстает перед глазами путника.
Чем выше поднимаются горы, тем интенсивнее идет их разру шение, тем больше рыхлого материала сносится с них и отклады вается в предгорных прогибах и морях так образовываются обломочные горные породы: песок, глина и другие (видиофильм).
В начале урока я сказала, что ископаемые называются полезные – потому что, служат человеку. Они обеспечивают развитие черной и цветной металлургии, топливной, химической, пищевой, легкой промышленности. Используются для строительства мостов, дорог, производства кирпича, посуды, стекла. Сельское хозяйство не может обойтись без удобрений и топлива.
Учитель технологии:
Кристаллы всюду на земле
Без них не обойтись нигде.
В строительстве, архитектуре,
В живой природе и скульптуре.
А эти украшения царей
Ты только посмотри сюда скорей!
Такой красы не видел никогда:
Алмазы, яхонты, рубины, бирюза.
Все гранями сверкают и блестят,
Они один секрет в себе таят(слайд)
Красота без доброты умирает невостребованной.
Бенджамин ФРАНКЛИН(слайд)
Природные камни издавна применяются в прикладном искусстве для выполнения деталей убранства интерьеров; символов власти, предметов культа, парадного оружия, доспехов; ювелирных украшений. Изделия с драгоценными и поделочными камнями встречаются уже с 4-го тыс. до н. э. (слайд)
IV. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке вам было дано самостоятельное творческое задание по теме: «Изделия, в которых используются горные породы и минералы». Прошу сейчас представить свою работу.
Ответы учащихся:
1 Ученик В 1719 по указу Петра I был создан АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации, государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность, а также уникальных золотых и платиновых самородков (слайд)
Экспозиция включает в себя два зала: исторический, в котором представлены предметы, принадлежавшие членам российской императорской семьи, и современный, где экспонируются самые большие слитки золота и платины, найденные в России, алмазы-гиганты и современные ювелирные изделия.
Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона Российской империи, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5 тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в мире корона (слайд)
Вмонтированный в золотой браслет плоский портретный алмаз (площадь 7,5 см2), дореволюционные и иностранные ордена, (слайд) лучшие образцы ювелирных изделий из драгоценных камней 18-19 вв. (алмазов, бриллиантов, изумрудов, сапфиров, александритов,); (слайд) полудрагоценных и поделочных камней(слайд)
2 Ученик В искусстве применяются не только драгоценные и поделочные камни, но и глина (слайд)
Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27в. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.
Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика.
Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз, украшенные искусными цветочными узорами (слайд)
- Ученик Майоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (слайд)
МАЙОЛИКА - это вид керамики, изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в. майоликовую посуду выпускал завод Гребенщикова в Москве. (слайд)
В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду, а в конце того же 17 в. освоили изготовление «муравленой» (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. (слайд) В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам».
- Ученик Один из русский художественный промыслов – это ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. (слайд) Промысел имел семейную организацию — игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.
Для их производства используется красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком.
Учитель технологии:
В прикладном искусстве современного мира, песок используется в необычной технике под названием «Стенд Арт», в которой применяются новые технологии. Обратите внимание на экран. (слайд)
Учитель технологии: Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!
V. Практическая работа.
Сегодня мы с вами изготовим изделия декорированные песком, солью и углём.
- Для этого необходимо взять любую стеклянную форму, клей, карандаш, лист бумаги. (слайд)
- Нанести тонкой линией клей. (слайд)
- Посыпать солью, песком или углем. (слайд)
- Стряхнуть лишнее и работа готова! (слайд)
Повторение техники безопасности.
Но прежде чем приступить, к ее выполнению необходимо повторить технику безопасности. Я говорю предложение, а вы отвечаете «да» или «нет»
- Работу начинать только с разрешения учителя. Да
- При порезе промыть рану водой. Нет
- Почему?
- При необходимости можно самостоятельно менять рабочее место. Нет
- От правильной организации рабочего места зависит качество вашей работы. Да
- Со стола можно сдуть соль или уголь. Нет
- Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Да
- Можно пользоваться на уроке токсичным клеем. Нет
- Не разговаривать во время работы. Да
- После окончания работы убирать рабочее место. Да
Вывод: вовремя практических работ необходимо соблюдать технику безопасности, следовать строго по инструкции во избежание каких либо травм, слушать объяснения учителя и аккуратно выполнять задание.
Релаксация. А теперь спокойно сядьте, закройте глаза, послушайте музыку и придумайте, рисунок, который вы сделаете с помощью песка, соли или угля (музыкальное сопровождение)
Откройте глаза и приступайте к работе!
У кого готова работа можете представить ее на нашей выставке.
VI. Итог урока: Сегодня на уроке вы хорошо отвечали по географии, отлично работали на уроке технологии, узнали, что Россия богата полезными ископаемыми. Они не только дают свет и тепло, но и уют и красоту вашему дому.
Молодцы! Спасибо за урок! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок Полезные ископаемые Казахстана
В данном урока включены все необходимые материалы по теме ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Мастер-класс по географии «Технология развития критического мышления на уроках географии»
Мастер класс представленный на конкус "Учитель года 2013"...
Конспект урока "Полезные ископаемые"
Цель: В процессе развития системы основных понятий темы формировать мировоззрение учащихся, обогащать социальный опыт учащихся знаниями о природе и обществе, опытом практической деятельности по ...
Конспект урока Полезные ископаемые
Минералы и горные породы, используемые человеком в своих целях, называют полезными ископаемыми....
Воспитательский час на тему «Не все полезно, что красиво упаковано».
Воспитательский час на тему «Не все полезно, что красиво упаковано».Цели:Заинтересовать ребят правильным питаниемОбратить внимание на рацион питания детейДоказать на опытах, что ими л...
Здоровое питание: полезно и красиво.
Доклад ...