методическая разработка ""Климат Южной Америки и факторы его формирования""
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
Данная разработка была состалена для проведения открытого урока на районном семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_klimat.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока по географии
Радел №2: Океаны и материки.
Тема №3: Материк Южная Америка.
Урок №3: "Климат Южной Америки и факторы его формирования"
Цели и задачи:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки через систему географических задач.
- Рассмотреть причины, определяющие особенности климата.
- Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата.
- Продолжить формирование умения работать с климатическими диаграммами и географическими картами.
- Расширить и углубить знания учащихся о климате Земли.
Развивающие:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся, любознательность.
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы, коммуникабельность.
- Формировать представление о целостности природы и взаимосвязи её компонентов.
- Поддерживать психологический комфорт урока.
Оборудование:
- Карта Южной Америки (физическая).
- Климатическая карта Южной Америки.
- Климатическая карта мира.
- Плакат «Южная Америка - самый влажный материк»
- Атлас по географии, 7класс.
- Климатическая карта Южной Америки с климатическими диаграммами Географические задачи.
Ход урока.
Сегодня мы продолжаем знакомство с Южной Америкой и на этом уроке мы изучим особенности климата данного материка. В конце урока вы должны будете ответить на вопрос, почему Южная Америка – самый влажный материк? (На доске до начала урока вывешен плакат «Южная Америка – самый влажный материк).
Итак, тема урока «Климат Южной Америки и факторы его формирования».
Откройте тетради и запишите число, тему урока. Начнем нашу работу с анализа карты «Климатические пояса и области мира».
Подготовьте карту в атласе.
Вопрос: Назовите, в каких климатических поясах находится материк Южная Америка?
Вопрос: Вспомните особенности названных вами типов климата?
Обратите внимание, материк сужается к югу, поэтому в умеренных широтах нет условий для сильного нагрева летом.
Вопрос: Сравните набор климатических поясов Южной Америки с климатическими поясами Африки и Австралии. Объясните причины сходства и различия.
(В Африке отсутствует умеренный климатический пояс, в Австралии - экваториальный пояс; в Африке - все климатические пояса, кроме экваториального, парные. В Южной Америке - два субэкваториального пояса, наличие умеренного климатического пояса, который занимает достаточно большую площадь. Эти особенности связаны с размерами материков и их географическим положением).
Ребята, вы ещё раз повторили, что географическое положение и размеры материка являются климатообразующими факторами.
Вопрос: Какие еще климатообразующие факторы вы можете назвать?
Рельеф – расположение горных хребтов, морские течения, господствующие ветра, высота над уровнем моря, соседство с другими материками.
(Учитель по ходу ответа учащихся прикрепляет таблицы «климатообразующие факторы», затем таблицы «географическое положение», «размеры материка» и др.)
Давайте выявим влияние климатообразующих факторов на особенности климата Южной Америки, а для этого вам придется решить ряд географических задач. Для их решения вам опять понадобится карта.
Страница атласа «Климатическая карта Южной Америки»
Задачи:
1. Весь гигантский мир Амазонии – болота, леса, водотоки – обязан своим существованием величайшей реке. В мире нет больше подобного природного комплекса. Какие постоянные климатические факторы делают возможным существование этого удивительного мира?
(Господствующие в.м. – пассаты, географическое положение – наличие экваториального и субэкваториального климата; рельеф – Анды, Амазонская низменность, теплое течение – Гвианское).
2. Южное Чили и Западную Колумбию называют «мокрыми углами» Южной Америки. Объясните, почему их так называют, и какие причины приводят к образованию таких мест.
(Рельеф - Анды, господствующие в.м. - пассаты для Колумбии, западный перенос для Чили).
3. Южноамериканский континент тоже получил от природы свою долю пустынь. В самом деле, одна из самых необыкновенных и парадоксальных сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья между 3 и 30 южной широты. Эта полоса, протянувшаяся примерно на 4520 км, включает и пустыни, которые кажутся лишенными малейших признаков жизни. Найдите на карте эту полосу. Объясните происхождение этих пустынь.
(Холодное перуанское течение, географическое положение - тропический климат).
Вопрос: На физической карте найдите, как называется самая известная и большая пустыня тихоокеанского побережья Южной Америки. (Атакама).
Видеоролик «Пустыня Атакама» (с использованием демонстрационного материала).
Между 22-27 южной широты вдоль берега Тихого океана, занимает впадину Атакама, тянется примерно на 1000 км пустыня Атакама, которая относится к типу береговых пустынь. Холодное Перуанское течение, охлаждает воздух, препятствуя поднятию его вверх и выпадению осадков. Температура воздуха в пустыне в среднем достигает +16 С. Осадки выпадают не ежегодно, в среднем менее 50 мм в год. Полное отсутствие осадков или их малое количество компенсируется обильными росами и туманами, которые образуются вследствие высокой влажности воздуха (до 80 %)
Задачи:
4. Пустыня Патагонии — единственная в Южном полушарии, расположенная на восточном побережье материка. Какие климатообразующие факторы способствуют её существованию?
(Рельеф –– Анды задерживают западный перенос, холодное Фолклендское течение не дает формироваться осадкам).
5. Расскажите о значении Анд как главном климаторазделе Южной Америки.
(Работа с климатической картой из учебника О.В. Крыловой; на настенную климатическую карту Южной Америки, учитель прикрепляет климатические диаграммы, аналогичные карте из учебника).
Вывод: Анды задерживают воздушные массы, а, следовательно, и осадки, что приводит к формированию засушливых территорий, а, следовательно, климатических областей.
(Записать под диктовку в тетрадь, диктует один из учеников, или ученик записывает на доске, а остальные учащиеся переписывают в тетрадь).
Физминутка.
6. * Как бы изменился климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка? Если вы затрудняетесь с ответом, вспомните, как влияет на климат Австралии большой Водораздельный хребет.
(Анды бы задерживали пассаты, следовательно, восточное побережье было бы сильно увлажнено, в центре и на западном побережье формировались пустыни, примерно до 30 южной широты; в умеренных широтах было бы увлажнено западное побережье и центральная часть, а на восточном побережье – пустыня, так как здесь ещё проходит холодное течение).
7. Какие формы рельефа Африки выполняют роль климатораздела? Свои суждения аргументируйте.
(Атлас задерживает западный перенос, Драконовы горы – пассаты).
8. Какой материк будет особенно сильно влиять на климат Южной Америки?
(Антарктида оказывает охлаждающее влияние на южную часть материка из-за своей близости)
Выполняются, если класс сильный и позволяет время на уроке.
В связи с отсутствием горных хребтов широтного направления вся Южная территория открыта и холодным Южным (памперо), и Северным (нортес) ветром. Зимой обычно дует холодный Южный ветер, который вызывает сильное похолодание.
Памперо налетают с необыкновенной быстротой и приводят к резким понижениям температуры. Эти ветры приносят огромное количество пыли, а на крайнем юге ветер носит характер снежных бурь.
Осталось рассмотреть, как влияет на климат высота над уровнем моря.
Сообщение учащихся или учителя. В Андах хорошо выражена высотная климатическая поясность. В нижнем поясе гор климат не отличается от климата окружающих равнин. При подъёме в горы изменяется температура и режим осадков, на вершинах лежат снега и ледники. Особенно суров климат Анд в тропическом поясе на высоких центральных плоскогорьях, где воздух исключительно чистый и сухой. Осадки даже летом выпадают в основном в виде снега и их очень мало. Здесь расположены самые сухие и бесплодные высокогорье в мире.
Молодцы! Вы провели грамотное, доказательное исследование особенностей климата Южной Америки и теперь сможете ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока.
Климатическое своеобразие каждого из Южных материков можно выразить очень лаконичной характеристикой: Африка - самый жаркий материк, Австралия - самый сухой материк, а Южную Америку называют самым влажным материком.
Докажите правильность этого выражения.
- Большую площадь занимает экваториальный и субэкваториальный климатические пояса.
- Субтропический и тропический климатические пояса занимают небольшую площадь из-за того, что материк сужается к югу.
- Наличие умеренного климатического пояса на самой узкой части материка.
- На материк с океана приходят пассаты и западный перенос.
- Теплые течения у берегов усиливают влажность воздуха.
- Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, т.к. это климатораздел.
(По ходу ответа учащихся, учитель, под плакатом «Южная Америка - самый влажный материк», вывешивает заранее написанные доказательства). Запишите, пожалуйста, в тетрадь названные вами доказательства.
Итак, мы с вами успешно ответили на вопрос, поставленный в начале урока.
А в качестве закрепления, ребята, я предлагаю вам выполнить небольшую домашнюю работу работу. Составьте кроссворд из названий пустынь
Вы все молодцы, оценки за урок получают…
Наш урок закончен, всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Климат Южной Америки
Конспект урока по географии в 7 классе по теме:Климат Южной Америки"...
Методическая разработка урока по теме:"Климат Южной Америки и факторы его формирования"
В современной школе широко применяются различные обучающие технологии, которые позволяют сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке.Пошаговое изучение корректирует и активизируе...
Методическая разработка "Климат Южной Америки"
Данная презентация может быть использована при изучении темы климат Южной Америки....
разработку урока Климат Южной Америки с использованием ЦОР
сформировать представления об особенностях климата Южной Америки. В ходе поисковой работы учащихся выявить факторы, влияющие на формирования климата Южной Америки и опред...
Разработка урока 7 класс "Климат" Южной Америки"
Представлена разработка урока по 7 классу "Климат Южной Америки"....
План урока географии в 7-ом классе на тему «Климат Южной Америки и факторы его формирования ».
Цель урока: сформировать представления об особенностях климата Южной Америки. В ходе поисковой работы учащихся выявить факторы, влияющие на формирование климата Южной Америки...
Разработка урока географии по теме: "Климат Южной Америки".
Представлена технологическая карта урока географии в 7 классе по теме: "Климат Южной Америки". Урок разработан на основе УМК Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.. Представлена подробная разраб...