Урок географии 9 класс.
методическая разработка по географии (10 класс) на тему
Топливная промышленность мира
Цель урока: формирование представления о топливной промышленности мира и дать характеристику газовой, нефтяной, угольной промышленности мира.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть топливно-энергетическую промышленность мира: рост производства и потребления, три этапа развития. Дать характеристику нефтяной, газовой, угольной промышленности, их размещения на территории земного шара, показать развитие электроэнергетики.
Воспитательная: формирование у учащихся экологического воспитания, в целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду.
Развивающая: формирование исследовательских навыков, развивать умение работать с картами и другими источниками информации, извлекать необходимую информацию.
Ход урока
- Организационный момент
- Изучение нового материала
1.Состояние мировой энергетики.
2.Размещение запасов энергетических ресурсов.
3.Районы добычи.
4.Крупнейшие по размерам добычи страны.
Мы сегодня с вами начинаем изучать топливно-энергетический комплекс мира (ТЭК).
Давайте вспомним, что это такое?
ТЭК – совокупность отраслей по добыче, переработке топлива и получения электроэнергии, ее транспортировка и размещение.
ТЭК состоит из топливной промышленности и электроэнергетики.
Добыча топлива в мире растет. За последние 25 лет израсходовано столько топливо, сколько за всю историю человечества. В настоящее время на одного жителя планеты производится 2 т условного топлива в год .Однако в разных странах этот показатель отличен от среднего. Так, в США, где живет 1/20 всего населения мира, потребляется 1/3 всех энергоресурсов.
Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов.
В перспективе тенденция потребления энергоресурсов будет возрастать. такой прогрессивный расход энергоресурсов может вызвать энергетический голод. Еще недавно казалось, что повода для беспокойства нет . Ведь общегеологические запасы минерального топлива велики .
Гидроэнергетический потенциал рек Земли составляет гигантскую величину –около 33 трл. кВт.ч.
Запасы тория и урана содержат значительно больше тепловой энергии, чем все известные в мире ресурсы минерального топлива.
Но все - же, проблемы обеспечения энергоресурсов существуют.
1.При современном уровне техники мы в состоянии извлечь около 30 %
2.Урановое сырье имеет такую концентрацию, которое делает его нерентабельным извлечение.
3.В старых индустриальных странах ухудшаются горно-геологические условия (шахты глубина 3000-3500 м глубин, нефть добывается на глубине от 2-5 км.)
Некоторые страны уже вступили в полосу дефицита топлива.
Конечно, под воздействием НТР эффективность разведки, извлечение, переработки энергоресурсов возрастает. Будут вовлекаться новые месторождения в трудных районах, на морских шельфах.
Какие страны вступили в полосу дефицита топлива?
(Западная Европа. Япония и США).
Мировое потребление первичных энергоресурсов все время растет с 1 млр.т до 17,5 млр.т. Темпы были высоки до 1970 г. Когда произошел мировой энергетический кризис- прежде всего нефтяной.
Это в прежде всего относится к странам Севера, которые стали производить политику энергосбережения. В результате Юг обогнал Север. Но по потреблению первичных энергоресурсов Север впереди.
Таблица 21 ,стр.182 учебника
Пользуясь приложением учебника, проведите сравнение стран по показателю душевого потребления энергоресурсов.
Тема сегодняшнего урока топливная промышленность мира
Чтобы вы хотели узнать из этого урока?
Мы с вами познакомимся с особенностями развития топливной промышленности, мировым топливным балансом, географией размещения главных топливных баз мира.
Сегодня у нас урок – исследование.
В течение всего урока вы заполняете инструктивную карту, которая лежит у вас на столе.
Давайте вспомним, какими отраслями представлена топливная промышленность?
Отрасли: добыча нефти, добыча природного газа, добыча угля и торфа
Давайте посмотрим, как развивалась мировая топливная промышленность на протяжении ста лет.
Задание: Используя рис 20 стр.136 учебника, назовите этапы в структуре мирового потребления первичных энергоресурсов на протяжении 20 века.
Этапы: 1900-1950 – угольный этап
1950-1980 – нефтяной этап
1980-2000 – нефтегазовый этап.
Но, несмотря на, то, что сейчас продолжается нефтегазовый этап, в мировой топливной промышленности существуют большие географические различия. Эти различия можно проследить между отдельными крупными регионами.
Задание: Используя таблицу, определите три региона-лидера в мировом промышленном производстве основных видов топлива.
Регионы-лидеры:
нефть – Зарубежная Азия, СНГ, Северная Америка;
природный газ – Зарубежная Азия, СНГ, Северная Америка;
уголь – Зарубежная Азия, Северная Америка,
Зарубежная Европа.
Основой мировой энергетики являются нефтяная, газовая и угольная промышленности.
Класс делится на три группы (по рядам) и получают задания.
Задание: Используя карты учебника, определите страны лидеры в добыче нефти, природного газа и угля и направления грузопотоков.
Промышленность | Страны-лидеры | Направления грузопотоков |
нефтяная | Саудовская Аравия
Россия США Иран Мексика Китай Венесуэла
Канада Норвегия
| Зарубежная Европа, США, Япония, Китай, Бразилия, Австралия
Восточная Европа
США
Зарубежная Европа, США США Зарубежная Европа, США, Япония, Китай, Бразилия, Австралия |
газовая | Россия США Канада Алжир Великобритания Иран Норвегия Индонезия Саудовская Аравия Нидерланды | Зарубежная Европа, США, Япония.
|
угольная | Китай США Индия Австралия Россия ЮАР ФГР Польша Индонезия Казахстан | Зарубежная Европа, Япония, Индия, Канада. Бразилия. |
Характеристика отраслей топливной промышленности.
План.
1.Размещение запасов энергетических ресурсов.
2.Районы добычи и крупнейшие страны по добычи.
3.Главные грузовые потоки сырья.
Мировая топливная промышленность прошла два главных этапа в своем развитии.
1. Угольный этап.
1920 г угольная промышленность достигла максимума. 1970 г. его доля сократилась в связи с резким увеличением добычи нефти и газа.
Основные потребители угля являются вопрос классу (топливная промышленность и черная металлургия).
Вопрос к 1 ряду
Назовите « пятерку стран» угольной промышленности:
1.Китай 3240 млн. т
2.США 985 млн. т
3.Австралия 424 млн.т
4.РФ 317 млн. т
5.Индия 517 млн. т
Много угля добывается на ФРГ. Украине, Казахстане и др.
По рис.24 учебника учащиеся определяют главные грузопотоки угля «угольные мосты»
США -Западная Европа;
США- Япония;
Австралия- Япония;
ЮАР- Япония.
В Западной Европе пик угольной промышленности был пройден в 1956 г, и с тех пор добыча угля уменьшилась вдвое.
Угольные бассейны мира.
Великобритания – Йоркширский. Нортуберленд - Даремский, Северо-Западный; Западный;
Франция- Северный район. Лотарингия, восточная часть
Центрального массива;
ФРГ- Рурский бассейн каменного угля, в районе Кельна –бурый уголь;
США- ( пик добычи был в 1947 г.), поэтому добыча расширяется на восток в Аппалачи (Пенсильвания, Западная Вергиния, восточная часть Центрального массива).;
Китай- 1/10 часть угля добывается открытым способом. Бассейн близ г. Датун ,г.Фушунь, г.Фусинь;
Индия – Домодарский бассейн.
Работа с картой. Найти и показать на карте страны, обладающие мировыми запасами угля.
2..Нефтегазаоносный этап.
Нефть добывается почти в 100 странах мира. Однако основную часть этого вида топлива дает лишь десяток стран мира. Промышленную добычу нефти начали в середине 19 века в России, Румынии, США. В начале 20 века ее уже добывали в 20 странах мира, но больше всего в США -Венесуэле, России .В 1970 г. –нефть добывали в 60 странах мира и т.д.
Четыре главных ареала нефтегазовой промышленности
См. карта атласа стр.14
1.Ближний и Средний Восток- огромные и уникальные месторождения. 40 процентов нефти приходится на страны ОПЕК .Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Кувейт – добывают 100 млн. тонн нефти.
2.США и Канада увеличение связанно с освоением Аляски и севера Канады. Бурение очень дорогое.
3.Северная и Западная Африка (Алжир ,Ливия и Нигерия).
4.Венесуэла.1539 год –экспорт нефти. 1922 г. –начался « нефтяной бум».
Вопросы 2 ряду учащихся.
По рис. 21 учебника назовите страны лидеры по добыче нефти.
Саудовская Аравия 547 млн.т
Россия 517 млн.т
США 339 млн .т
Иран 209 млн.т
Китай 203 млн.т
Канада 163 млн.т
По рисунку 22 учебника определить главные грузопотоки нефти.
Персидский залив- Япония;
Персидский за лив- Западная Европа;
Карибский бассейн - США:
Юго-Восточная Азия- Япония; Северная Африка -Зарубежная Европа;
Россия- Зарубежная Европа и страны СНГ.
Выделить регионы мира по экспорту нефти и импорту нефти.
Экспорт- Ближний и Средний Восток, Россия, Западная Африка.
Импорт- США, Западная Европа, Япония.
Крупнейшие нефтяные бассейны мира.(Слайды презентации)
Чиконтопек -Мексика
Аль-Гавар - Саудовская Авария
Брольшо Бурган- Кувейт
Кариока Сугар Лоаф –Бразилия
Боливар-Венесуэла
Аль-Закум-ОАЭ
Самоотлор- Россия
Северное, Южный Парс- (Катар, Иран)
Дацин- Китай
Прадхо-Бей США
Вопросы 3 ряду учащихся.
Мировая газовая промышленность получила значительное развитие.
Это объясняется тремя главными причинами:
1.наличием больших разведанных запасов:
2.относительной дешевизной транспортировки;
3.газ- относительно экологически чистое топливо.
Во второй половине 20 века добыча угля выросла в 14 раз.
По рис.23 определить главные районы добычи газа в мире.
США-717;
Россия-653;
Канада-160;
Норвегия -106;
Иран -139;
Катар-117.
До 1960 г. Развитые страны не проявляли интереса к запасам газа в развивающихся странах мира, он сжигался в факелах. Но позже был найден способ транспортировки газа в сжиженном виде ( при -165 температуре)- был создан необходимый флот метановозы
Первым стал экспортировать газ в сжиженном виде Алжир-Западная Европа в 1970 г.г.Затем из ОАЭ в Японию,
1990 г.- на первое место вышли Индонезия и Малайзия.
Крупнейшие газовые месторождения в мире.
1.Северный Купал –Иран,Катар
2.Уренгой –Россия
3.Южный Парс –Катар, Иран
4.Галкыныш – Туркмения
5.Пойнт-Томпсон-США
6.Тухман- Саудовская Аравия.
Электроэнергетика мира.
Мировое производство электроэнергии растет высокими темпами.
Страны мира по выработке электроэнергии
Страна | Выработка, млр.кВт.ч |
Китай | 4938 |
США | 4256 |
Япония | 1101 |
Россия | 1066 |
Индия | 1054 |
ФРГ | 620 |
Канада | 610 |
Франция | 561 |
Великобритания | 405 |
Бразилия | 554 |
Анализ карты стр.16 атласа
Выработка электроэнергии на душу населения:
1.Развитые страны мира-от15-15 тыс.кВт.ч.
2.Большинство стран Азии и Африки- около 1 тыс.кВт.ч
3.Индия -70-1000 кВт.ч
ТЭС - доля 63 процента
Лидируют:
США, Китай, Россия, Япония, Индия, ФРГ. Польша, ЮАР, Саудовская Аравия, Кувейт ,Алжир, ОАЭ.
ГЭС- 19 процентов мирового производства электроэнергии.
Лидируют- Канада, США, Бразилия, Россия, Китай.
Анализ приложения 23 стр. учебника 413- назвать и показать по карте крупнейшие в мире ГЭС.
Вывод. В странах Севера гидропотенциал значительно использован. Перспективы связаны со странами Юга.
АЭС - 17процентов мировой выработки.
АЭС работают в 31 странах мира.
Работа по атласу стр.16
Лидируют.
США, Франция, Япония, Россия, ФРГ, Литва, Франция, Бельгия.
Атомная электроэнергетика обеспечена сырьем. Главные производители уранового концентрата -Канада, Австралия, Нигер, Намибия, США, Россия.
Работа с картой. Найти и показать на карте страны лидеры по производству электроэнергии на ТЭС, ГЭС,АЭС.
Наконец, все большую популярность в мире приобретают нетрадиционные экологически чистые источники энергии, о которых подготовили сообщения учащиеся.
Проблемы и перспективы использования нетрадиционных видов энергии.
Геотермальные ГеоТЭС | Приливные ПЭС | Солнечные СЭС | Ветроэнергетические установки (ВЭУ) |
Центральная Америка.Филипины, Исландия | Франция, Великобритания, Канада,Россия | Работают в 30 странах мира. В России запущены в Оренбургской области и Хакасии | Западная Европа, США (Калифорния), Индия, Китай. |
Топливная промышленность состоит из «грязных отраслей», которые приводят к загрязнению окружающей среды.
Первым законом об охране окружающей среды можно считать эдикт английского короля Эдуарда 1, принятый в 1273 г. и запрещавший использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. По обычаям того времени за нарушение эдикта полагалась смертная казнь.
Знаменитый норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал в 1947 г. плыл на плоту «Кон-Тики» через Тихий океан, он не встретил на своем пути никаких загрязнений. А в 1969 г., пересекая на папирусной лодке «Ра» Атлантический океан, он отмечал, что даже в его центральной части на протяжении 1400 миль вода была затянута нефтяной плёнкой.
Современная энергетика является одним из главных загрязнителей природы. Мировая энергетика вносит существенный вклад в усиление угрозы глобального потепления климата , особенно в местах сосредоточения энергетических объектов и энергоемких отраслей. Рассредоточению производства энергии могут способствовать нетрадиционные виды энергии.
Сообщения учащихся.
1 ученик- Геотермальная энергия.
2 ученик-Энергия Солнца
3 ученик –Ветроэнергетика
4 ученик –Энергия Мирового океана
5 ученик –Биоэнергетика
6 ученик -Мусорные свалки
7 ученик Энергия космоса
Все рассмотренные отрасли нетрадиционной энергии в разной степени претворяются в жизнь. Их будущее зависит от многих факторов .Развитие энергетики в 21 веке по мнению ученых, представляется загадочным и непредсказуемым.
Вопросы ученикам. Назвать причины загрязнения окружающей среды
ВЫВОД:
Последствия нарушения среды обитания затронули все страны. Так как экологические проблемы «не признают» государственных границ, они могут быть решены только при широком международном сотрудничестве.
Действуя в этом направлении, ООН приняла международный документ – «Всемирную стратегию охраны природы». Высвобождение средств от гонки вооружений сделало бы решение экологических проблем более близким и реальным. В 1998 г. Был принят Киотский договор: страны обещали меньше загрязнять атмосферу парниковыми газами. Однако он потерял смысл, так как касался лишь небольшой части страны. В договоре не участвовали США и Китай. Наша страна обязуется к 2030 г. Сократить выбросы в атмосферу на 30 процентов.
Какая проблема способна объединить весь мир ?Терроризм, кризис, война, беженцы? Нет. Простая штука идущая семимильными шагами глобальное потепление. 2015 г.- самый жаркий в истории год. Минувший январь самый теплый за все 135 лет. Если сидеть и ждать , то жители всех уголков планеты будут страдать от жары, небывалых засух, катастрофических наводнений и ливней. Надо нам всем что-то делать. В декабре 2015 года представители 195 стран собрались на климатический саммит в Париже, а в апреле 2016 г. Готовятся подписать принятое соглашение. Цель Парижского соглашения, сделать так, чтобы средняя температура на земле в конце 21 века повысилась не больше чем на 2 градуса.
Закрепление материала:
Задание: Выберите из предложенных стран, пять стран-лидеров:
А) нефтяные
Б) газовые
В) угольные
Страны: Россия, Китай, Индия, Иран, Саудовская Аравия, Канада. Мексика, Венесуэла, Великобритания, Норвегия, США, Алжир, Австралия.
Нефтяные: Саудовская Аравия, Россия, США, Иран, Мексика.
Газовые: Россия, США, Канада, Алжир, Великобритания
Угольные: Китай, США, Индия, Австралия, Россия.
Для закрепления материала выполним задания из ЕГЭ.
1.Какая из перечисленных стран является одним из крупнейших экспортеров природного газа в мире.
1.Канада 2.Франция 3.Япония 4.Чад
2.Какая из перечисленных стран является одним из экспортеров нефти в мире.
1.Индия 2.Япония 3.Россия 4.Чад
3.Как объяснить тот факт, что Австралия является одним из крупных экспортеров угля в мире?
(В Австралии крупные месторождения , хорошего качества и при этом низкая себестоимость. Месторождения недалеко от побережья и добывается открытым способом.)
Домашнее задание:
· Стр. 132-135 (прочитать)
· выучить страны лидера топливной промышленности.
· На контурную карту нанести ведущие страны по добыче нефти, газа, угля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_toplivnaya_promyshlennost.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Топливная промышленность мира
Цель урока: формирование представления о топливной промышленности мира и дать характеристику газовой, нефтяной, угольной промышленности мира.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть топливно-энергетическую промышленность мира: рост производства и потребления, три этапа развития. Дать характеристику нефтяной, газовой, угольной промышленности, их размещения на территории земного шара, показать развитие электроэнергетики.
Воспитательная: формирование у учащихся экологического воспитания, в целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду.
Развивающая: формирование исследовательских навыков, развивать умение работать с картами и другими источниками информации, извлекать необходимую информацию.
Ход урока
- Организационный момент
- Изучение нового материала
1.Состояние мировой энергетики.
2.Размещение запасов энергетических ресурсов.
3.Районы добычи.
4.Крупнейшие по размерам добычи страны.
Мы сегодня с вами начинаем изучать топливно-энергетический комплекс мира (ТЭК).
Давайте вспомним, что это такое?
ТЭК – совокупность отраслей по добыче, переработке топлива и получения электроэнергии, ее транспортировка и размещение.
ТЭК состоит из топливной промышленности и электроэнергетики.
Добыча топлива в мире растет. За последние 25 лет израсходовано столько топливо, сколько за всю историю человечества. В настоящее время на одного жителя планеты производится 2 т условного топлива в год .Однако в разных странах этот показатель отличен от среднего. Так, в США, где живет 1/20 всего населения мира, потребляется 1/3 всех энергоресурсов.
Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов.
В перспективе тенденция потребления энергоресурсов будет возрастать. такой прогрессивный расход энергоресурсов может вызвать энергетический голод. Еще недавно казалось, что повода для беспокойства нет . Ведь общегеологические запасы минерального топлива велики .
Гидроэнергетический потенциал рек Земли составляет гигантскую величину –около 33 трл. кВт.ч.
Запасы тория и урана содержат значительно больше тепловой энергии, чем все известные в мире ресурсы минерального топлива.
Но все - же, проблемы обеспечения энергоресурсов существуют.
1.При современном уровне техники мы в состоянии извлечь около 30 %
2.Урановое сырье имеет такую концентрацию, которое делает его нерентабельным извлечение.
3.В старых индустриальных странах ухудшаются горно-геологические условия (шахты глубина 3000-3500 м глубин, нефть добывается на глубине от 2-5 км.)
Некоторые страны уже вступили в полосу дефицита топлива.
Конечно, под воздействием НТР эффективность разведки, извлечение, переработки энергоресурсов возрастает. Будут вовлекаться новые месторождения в трудных районах, на морских шельфах.
Какие страны вступили в полосу дефицита топлива?
(Западная Европа. Япония и США).
Мировое потребление первичных энергоресурсов все время растет с 1 млр.т до 17,5 млр.т. Темпы были высоки до 1970 г. Когда произошел мировой энергетический кризис- прежде всего нефтяной.
Это в прежде всего относится к странам Севера, которые стали производить политику энергосбережения. В результате Юг обогнал Север. Но по потреблению первичных энергоресурсов Север впереди.
Таблица 21 ,стр.182 учебника
Пользуясь приложением учебника, проведите сравнение стран по показателю душевого потребления энергоресурсов.
Тема сегодняшнего урока топливная промышленность мира
Чтобы вы хотели узнать из этого урока?
Мы с вами познакомимся с особенностями развития топливной промышленности, мировым топливным балансом, географией размещения главных топливных баз мира.
Сегодня у нас урок – исследование.
В течение всего урока вы заполняете инструктивную карту, которая лежит у вас на столе.
Давайте вспомним, какими отраслями представлена топливная промышленность?
Отрасли: добыча нефти, добыча природного газа, добыча угля и торфа
Давайте посмотрим, как развивалась мировая топливная промышленность на протяжении ста лет.
Задание: Используя рис 20 стр.136 учебника, назовите этапы в структуре мирового потребления первичных энергоресурсов на протяжении 20 века.
Этапы: 1900-1950 – угольный этап
1950-1980 – нефтяной этап
1980-2000 – нефтегазовый этап.
Но, несмотря на, то, что сейчас продолжается нефтегазовый этап, в мировой топливной промышленности существуют большие географические различия. Эти различия можно проследить между отдельными крупными регионами.
Задание: Используя таблицу, определите три региона-лидера в мировом промышленном производстве основных видов топлива.
Регионы-лидеры:
нефть – Зарубежная Азия, СНГ, Северная Америка;
природный газ – Зарубежная Азия, СНГ, Северная Америка;
уголь – Зарубежная Азия, Северная Америка,
Зарубежная Европа.
Основой мировой энергетики являются нефтяная, газовая и угольная промышленности.
Класс делится на три группы (по рядам) и получают задания.
Задание: Используя карты учебника, определите страны лидеры в добыче нефти, природного газа и угля и направления грузопотоков.
Промышленность | Страны-лидеры | Направления грузопотоков |
нефтяная | Саудовская Аравия Россия США Иран Мексика Китай Венесуэла Канада Норвегия | Зарубежная Европа, США, Япония, Китай, Бразилия, Австралия Восточная Европа США Зарубежная Европа, США США Зарубежная Европа, США, Япония, Китай, Бразилия, Австралия |
газовая | Россия США Канада Алжир Великобритания Иран Норвегия Индонезия Саудовская Аравия Нидерланды | Зарубежная Европа, США, Япония. |
угольная | Китай США Индия Австралия Россия ЮАР ФГР Польша Индонезия Казахстан | Зарубежная Европа, Япония, Индия, Канада. Бразилия. |
Характеристика отраслей топливной промышленности.
План.
1.Размещение запасов энергетических ресурсов.
2.Районы добычи и крупнейшие страны по добычи.
3.Главные грузовые потоки сырья.
Мировая топливная промышленность прошла два главных этапа в своем развитии.
1. Угольный этап.
1920 г угольная промышленность достигла максимума. 1970 г. его доля сократилась в связи с резким увеличением добычи нефти и газа.
Основные потребители угля являются вопрос классу (топливная промышленность и черная металлургия).
Вопрос к 1 ряду
Назовите « пятерку стран» угольной промышленности:
1.Китай 3240 млн. т
2.США 985 млн. т
3.Австралия 424 млн.т
4.РФ 317 млн. т
5.Индия 517 млн. т
Много угля добывается на ФРГ. Украине, Казахстане и др.
По рис.24 учебника учащиеся определяют главные грузопотоки угля «угольные мосты»
США -Западная Европа;
США- Япония;
Австралия- Япония;
ЮАР- Япония.
В Западной Европе пик угольной промышленности был пройден в 1956 г, и с тех пор добыча угля уменьшилась вдвое.
Угольные бассейны мира.
Великобритания – Йоркширский. Нортуберленд - Даремский, Северо-Западный; Западный;
Франция- Северный район. Лотарингия, восточная часть
Центрального массива;
ФРГ- Рурский бассейн каменного угля, в районе Кельна –бурый уголь;
США- ( пик добычи был в 1947 г.), поэтому добыча расширяется на восток в Аппалачи (Пенсильвания, Западная Вергиния, восточная часть Центрального массива).;
Китай- 1/10 часть угля добывается открытым способом. Бассейн близ г. Датун ,г.Фушунь, г.Фусинь;
Индия – Домодарский бассейн.
Работа с картой. Найти и показать на карте страны, обладающие мировыми запасами угля.
2..Нефтегазаоносный этап.
Нефть добывается почти в 100 странах мира. Однако основную часть этого вида топлива дает лишь десяток стран мира. Промышленную добычу нефти начали в середине 19 века в России, Румынии, США. В начале 20 века ее уже добывали в 20 странах мира, но больше всего в США -Венесуэле, России .В 1970 г. –нефть добывали в 60 странах мира и т.д.
Четыре главных ареала нефтегазовой промышленности
См. карта атласа стр.14
1.Ближний и Средний Восток- огромные и уникальные месторождения. 40 процентов нефти приходится на страны ОПЕК .Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Кувейт – добывают 100 млн. тонн нефти.
2.США и Канада увеличение связанно с освоением Аляски и севера Канады. Бурение очень дорогое.
3.Северная и Западная Африка (Алжир ,Ливия и Нигерия).
4.Венесуэла.1539 год –экспорт нефти. 1922 г. –начался « нефтяной бум».
Вопросы 2 ряду учащихся.
По рис. 21 учебника назовите страны лидеры по добыче нефти.
Саудовская Аравия 547 млн.т
Россия 517 млн.т
США 339 млн .т
Иран 209 млн.т
Китай 203 млн.т
Канада 163 млн.т
По рисунку 22 учебника определить главные грузопотоки нефти.
Персидский залив- Япония;
Персидский за лив- Западная Европа;
Карибский бассейн - США:
Юго-Восточная Азия- Япония; Северная Африка -Зарубежная Европа;
Россия- Зарубежная Европа и страны СНГ.
Выделить регионы мира по экспорту нефти и импорту нефти.
Экспорт- Ближний и Средний Восток, Россия, Западная Африка.
Импорт- США, Западная Европа, Япония.
Крупнейшие нефтяные бассейны мира.(Слайды презентации)
Чиконтопек -Мексика
Аль-Гавар - Саудовская Авария
Брольшо Бурган- Кувейт
Кариока Сугар Лоаф –Бразилия
Боливар-Венесуэла
Аль-Закум-ОАЭ
Самоотлор- Россия
Северное, Южный Парс- (Катар, Иран)
Дацин- Китай
Прадхо-Бей США
Вопросы 3 ряду учащихся.
Мировая газовая промышленность получила значительное развитие.
Это объясняется тремя главными причинами:
1.наличием больших разведанных запасов:
2.относительной дешевизной транспортировки;
3.газ- относительно экологически чистое топливо.
Во второй половине 20 века добыча угля выросла в 14 раз.
По рис.23 определить главные районы добычи газа в мире.
США-717;
Россия-653;
Канада-160;
Норвегия -106;
Иран -139;
Катар-117.
До 1960 г. Развитые страны не проявляли интереса к запасам газа в развивающихся странах мира, он сжигался в факелах. Но позже был найден способ транспортировки газа в сжиженном виде ( при -165 температуре)- был создан необходимый флот метановозы
Первым стал экспортировать газ в сжиженном виде Алжир-Западная Европа в 1970 г.г.Затем из ОАЭ в Японию,
1990 г.- на первое место вышли Индонезия и Малайзия.
Крупнейшие газовые месторождения в мире.
1.Северный Купал –Иран,Катар
2.Уренгой –Россия
3.Южный Парс –Катар, Иран
4.Галкыныш – Туркмения
5.Пойнт-Томпсон-США
6.Тухман- Саудовская Аравия.
Электроэнергетика мира.
Мировое производство электроэнергии растет высокими темпами.
Страны мира по выработке электроэнергии
Страна | Выработка, млр.кВт.ч |
Китай | 4938 |
США | 4256 |
Япония | 1101 |
Россия | 1066 |
Индия | 1054 |
ФРГ | 620 |
Канада | 610 |
Франция | 561 |
Великобритания | 405 |
Бразилия | 554 |
Анализ карты стр.16 атласа
Выработка электроэнергии на душу населения:
1.Развитые страны мира-от15-15 тыс.кВт.ч.
2.Большинство стран Азии и Африки- около 1 тыс.кВт.ч
3.Индия -70-1000 кВт.ч
ТЭС - доля 63 процента
Лидируют:
США, Китай, Россия, Япония, Индия, ФРГ. Польша, ЮАР, Саудовская Аравия, Кувейт ,Алжир, ОАЭ.
ГЭС- 19 процентов мирового производства электроэнергии.
Лидируют- Канада, США, Бразилия, Россия, Китай.
Анализ приложения 23 стр. учебника 413- назвать и показать по карте крупнейшие в мире ГЭС.
Вывод. В странах Севера гидропотенциал значительно использован. Перспективы связаны со странами Юга.
АЭС - 17процентов мировой выработки.
АЭС работают в 31 странах мира.
Работа по атласу стр.16
Лидируют.
США, Франция, Япония, Россия, ФРГ, Литва, Франция, Бельгия.
Атомная электроэнергетика обеспечена сырьем. Главные производители уранового концентрата -Канада, Австралия, Нигер, Намибия, США, Россия.
Работа с картой. Найти и показать на карте страны лидеры по производству электроэнергии на ТЭС, ГЭС,АЭС.
Наконец, все большую популярность в мире приобретают нетрадиционные экологически чистые источники энергии, о которых подготовили сообщения учащиеся.
Проблемы и перспективы использования нетрадиционных видов энергии.
Геотермальные ГеоТЭС | Приливные ПЭС | Солнечные СЭС | Ветроэнергетические установки (ВЭУ) |
Центральная Америка.Филипины, Исландия | Франция, Великобритания, Канада,Россия | Работают в 30 странах мира. В России запущены в Оренбургской области и Хакасии | Западная Европа, США (Калифорния), Индия, Китай. |
Топливная промышленность состоит из «грязных отраслей», которые приводят к загрязнению окружающей среды.
Первым законом об охране окружающей среды можно считать эдикт английского короля Эдуарда 1, принятый в 1273 г. и запрещавший использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. По обычаям того времени за нарушение эдикта полагалась смертная казнь.
Знаменитый норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал в 1947 г. плыл на плоту «Кон-Тики» через Тихий океан, он не встретил на своем пути никаких загрязнений. А в 1969 г., пересекая на папирусной лодке «Ра» Атлантический океан, он отмечал, что даже в его центральной части на протяжении 1400 миль вода была затянута нефтяной плёнкой.
Современная энергетика является одним из главных загрязнителей природы. Мировая энергетика вносит существенный вклад в усиление угрозы глобального потепления климата , особенно в местах сосредоточения энергетических объектов и энергоемких отраслей. Рассредоточению производства энергии могут способствовать нетрадиционные виды энергии.
Сообщения учащихся.
1 ученик- Геотермальная энергия.
2 ученик-Энергия Солнца
3 ученик –Ветроэнергетика
4 ученик –Энергия Мирового океана
5 ученик –Биоэнергетика
6 ученик -Мусорные свалки
7 ученик Энергия космоса
Все рассмотренные отрасли нетрадиционной энергии в разной степени претворяются в жизнь. Их будущее зависит от многих факторов .Развитие энергетики в 21 веке по мнению ученых, представляется загадочным и непредсказуемым.
Вопросы ученикам. Назвать причины загрязнения окружающей среды
ВЫВОД:
Последствия нарушения среды обитания затронули все страны. Так как экологические проблемы «не признают» государственных границ, они могут быть решены только при широком международном сотрудничестве.
Действуя в этом направлении, ООН приняла международный документ – «Всемирную стратегию охраны природы». Высвобождение средств от гонки вооружений сделало бы решение экологических проблем более близким и реальным. В 1998 г. Был принят Киотский договор: страны обещали меньше загрязнять атмосферу парниковыми газами. Однако он потерял смысл, так как касался лишь небольшой части страны. В договоре не участвовали США и Китай. Наша страна обязуется к 2030 г. Сократить выбросы в атмосферу на 30 процентов.
Какая проблема способна объединить весь мир ?Терроризм, кризис, война, беженцы? Нет. Простая штука идущая семимильными шагами глобальное потепление. 2015 г.- самый жаркий в истории год. Минувший январь самый теплый за все 135 лет. Если сидеть и ждать , то жители всех уголков планеты будут страдать от жары, небывалых засух, катастрофических наводнений и ливней. Надо нам всем что-то делать. В декабре 2015 года представители 195 стран собрались на климатический саммит в Париже, а в апреле 2016 г. Готовятся подписать принятое соглашение. Цель Парижского соглашения, сделать так, чтобы средняя температура на земле в конце 21 века повысилась не больше чем на 2 градуса.
Закрепление материала:
Задание: Выберите из предложенных стран, пять стран-лидеров:
А) нефтяные
Б) газовые
В) угольные
Страны: Россия, Китай, Индия, Иран, Саудовская Аравия, Канада. Мексика, Венесуэла, Великобритания, Норвегия, США, Алжир, Австралия.
Нефтяные: Саудовская Аравия, Россия, США, Иран, Мексика.
Газовые: Россия, США, Канада, Алжир, Великобритания
Угольные: Китай, США, Индия, Австралия, Россия.
Для закрепления материала выполним задания из ЕГЭ.
1.Какая из перечисленных стран является одним из крупнейших экспортеров природного газа в мире.
1.Канада 2.Франция 3.Япония 4.Чад
2.Какая из перечисленных стран является одним из экспортеров нефти в мире.
1.Индия 2.Япония 3.Россия 4.Чад
3.Как объяснить тот факт, что Австралия является одним из крупных экспортеров угля в мире?
(В Австралии крупные месторождения , хорошего качества и при этом низкая себестоимость. Месторождения недалеко от побережья и добывается открытым способом.)
Домашнее задание:
- Стр. 132-135 (прочитать)
- выучить страны лидера топливной промышленности.
- На контурную карту нанести ведущие страны по добыче нефти, газа, угля.
1-й ученик.
Проблемы и перспективы использования нетрадиционных видов энергии
Человек использует энергию более 3000 лет. Промышленная революция XIX в., связанная с технологиями по превращению энергии, изменила мир. Географическая неравномерность распределения энергии на земном шаре привела к международной торговле ею. Появились крупные ареалы добычи энергии, определившие в течение последних столетий размещение мировой промышленности.
В течение XX в. совершенствовались технологии получения энергии из традиционных видов топлива.
Энергетика все больше становиться лимитирующим фактором развития. По данным Мирового энергетического совета, при современном уровне потребления топлива запасов угля хватит на 250 лет, нефти - на 40 лет, природного газа - на 65 лет. Речь идет не о всех энергетических ресурсах, а лишь о тех, которые разведаны в настоящее время.
Использование нетрадиционных источников энергии можно рассматривать как средство экономии топливных ресурсов наряду с другими энергосберегающими мерами.
Современная энергетика является одним из главных загрязнителей природы. Мировая энергетика вносит существенный вклад в усиление угрозы глобального потепления климата, особенно в местах сосредоточения энергетических объектов и энергоемких отраслей. Рассредоточению производства энергии могут способствовать нетрадиционные виды энергии
Геотермальная энергия
Применение геотермальной энергии, достаточно широко распространенной, началось в XX в., первоначально для отопления и горячего водоснабжения. Первая успешная попытка использовать геотермальную энергию для производства электроэнергии была предпринята в Италии в 1904 г. в г. Лордерелло. Первые геоТЭС появились в промышленно развитых странах, таких, как США, Новая Зеландия и Италия. Кроме этих стран геоТЭС работали в Аргентине, Бразилии, Японии, Индонезии, на Филиппинах, в Турции, а также в Австралии, Дании, Великобритании, России и на территории бывшей Югославии. Всего в 1983 г. в мире действовало 130 геоТЭС.
В эти годы перспективы развития этой отрасли были очень радужные. В действительности же все сложилось по-другому. В связи с трудностями эксплуатации геоТЭС, их негативным влиянием на природу и возрастающей стоимостью из оборота была выведена большая часть агрегатов геоТЭС. Практически только в США продолжают работать геоТЭС, доля которых от общемирового уровня составляет 94%. Здесь работает крупнейшая геоТЭС мира Гейзерс в штате Калифорния. Из других стран можно отметить Канаду, Японию, Нидерланды, Норвегию, Швейцарию, Англию, где продолжают работать установки небольшой мощности. Сведений о российской Паужетской геоТЭС, находящейся на Камчатке, в справочниках по мировой энергетике нет. Более широко используется тепло земных недр для теплоснабжения. Так, столица Исландии Рейкьявик начиная с 1930 г. в больших масштабах для целей теплоснабжения использует геотермальное тепло.
2-й ученик
Энергия Солнца
О широком применении энергии Солнца разговоры идут уже несколько десятилетий. Однако чисто финансовый расчет пока берет верх над соображениями экологического характера: за редким исключением, солнечные установки пока еще очень неэкономичны.
Однако новейшие технологии делают солнечную энергетику все более привлекательной для потребителей. В последние годы наблюдается небольшой, порядка 10-15%, ежегодный рост, особенно со стороны стран, расположенных в тропическом и субтропическом поясе. Вполне вероятно, что в ближайшие пять-десять лет основными потребителями таких установок станут развивающиеся страны, особенно их сельскохозяйственные районы.
Солнечная энергия в практических целях уже используется в ряде районов земного шара. В Тибете, самой близкой к Солнцу части нашей планеты, в Тибетском автономном районе (Китай) используются уже более 50 тыс. гелиопечей, созданы гелиотеплицы в Бразилии, на крупнейшем в мире предприятии по переработке кофе в г Лондрина, штат Парана, принадлежащем фирме «Кассике», работает солнечная установка большой мощности.
Первая в мире коммерческая солнечная электростанция (СЭС) вошла в строй в 1982 г. в США в штате Калифорния. Недавно в Австрийских Альпах на берегу озера Альтаусзе заработала первая в Европе СЭС. Отличие этой станции от других СЭС состоит в том, что в электроэнергию преобразуется не тепло, а непосредственно солнечный свет. Это намного дешевле, и именно так работают солнечные батареи на космических кораблях. На греческом острове Крит будет построена крупнейшая в мире СЭС которая будет снабжать электроэнергией более 100 тыс. жилых зданий на острове.
Существует масса проектов в области солнечной энергетики. Особенно перспективно получение солнечной энергии в пустынных районах планеты, где имеются большие неиспользуемые земельные участки. Так, размешенная в пустыне солнечная батарея площадью в 800 м2 может вырабатывать за год количество энергии, равное сжиганию 12 млн. т нефти. По мнению автора этой идеи японца Юкинори Куано, такие батареи смогут покрыть глобальные потребности в энергии, передача которой из пустынь будет осуществляться с помощью сверхпроводящих ЛЭП.
3-й ученик.
Ветроэнергетика
Наиболее успешно развивается мировая ветроэнергетика, увеличивая ежегодно свои мощности.
Впервые энергию ветра для производства электроэнергии стали использовать в Дании почти 100 лет назад, соединив ветряную мельницу с электрогенератором. И сейчас Дания занимает лидирующее место в мире по производству ветроустановок, вторую позицию занимают Нидерланды, Великобритания, США, Япония, Франция, Италия и ФРГ.
Первые современные ВЭС появились на побережье Калифорнии в США. Сейчас ВЭС размещают не только в прибрежных зонах с постоянно дующими ветрами (штаты Техас, Орегон, Флорида, Калифорния), но и в континентальных районах (штаты Вайоминг, Колорадо, Айова, Миннесота).
Страны Евросоюза предполагают к 2030 г. увеличить производство электроэнергии на ВЭС. Первые современные европейские ВЭС появились в Дании лет 15 назад. Большие усилия для развития ветроэнергетики прилагает ФРГ.
В Финляндии также поставлена задача увеличить мощности ВЭС до 10% всего производства электроэнергии. Пока в стране ведутся дискуссии на тему строительства новой АЭС, на побережье Балтийского моря и в Заполярной Финляндии возникает все больше ветряных установок. Уже действуют четыре ВЭС, планируется ввод еще шести ВЭС.
Возрастающее значение ветроэнергетики хорошо иллюстрирует следующий пример. Правление нефтеперерабатывающего завода компании «Шелл» в Норвегии рассматривает возможность использования современных ВЭС для того, чтобы примерно на 20% сократить закупки электроэнергии. Завод находится на юго-западном побережье Норвегии, неподалеку от г.Ставангер, который считается нефтяной столицей страны. Известно, что процесс перегонки нефти требует большого потребления электроэнергии. Если энергия ветра будет выгодна, то в районе завода предполагается построить три ВЭС.
Планы компании «Шелл» - еще одно подтверждение того, что современные ВЭС все активнее используются в развитых странах Запада. На юге Швеции, например, уже есть железная дорога (Мальме-Истад), которая работает на энергии пяти ВЭС. У шведов существуют также планы перевода и других железных дорог на этот вид энергии.
4-й ученик
Энергия Мирового океана
Огромные запасы энергии, сосредоточенные в Мировом океане, стали использоваться для получения электроэнергии во второй половине XX в. Для этих целей используется сейчас практически только энергия приливов. Сегодня приливные электростанции (ПЭС) повсеместно считаются одним из самых перспективных направлений энергетики.
Одна из первых построенных в мире — Кислогубская ПЭС в Мурманской области работает уже 30 лет. ПЭС до сих пор находится в прекрасном состоянии и является самым долговечным сооружением в районах Арктики. При строительстве этой ПЭС впервые в мире был применен наплавной способ: станция была сооружена в одном месте, а затем отбуксирована по морю за 100 км в Кислую губу и погружена на подводное основание. Такой способ получил название «российского» и в мире считается сегодня единственно целесообразным для морского строительства. Им пользуются, например, японцы, транспортируя электростанции через Тихий океан. Так строятся гигантские платформы для морской добычи нефти. Уже после нее построены самая большая в мире ПЭС в Аннаполисе (Канада) и семь станций в Китае суммарной мощностью. В России, несмотря на удачный опыт, ПЭС больше не строились. Сейчас выполнен альтернативный АЭС проект Тугурской ПЭС на Охотском море, мощность которой вдвое превышает мощность Братской ГЭС. Заканчивается проектирование Мезенской ПЭС на Белом море. Все западные проекты, как правило, уступают российским -- самый крупный разработан в Англии, привязан к Бристольскому заливу.
Наиболее активны в проектировании ПЭС США, Канада и Франция. Предполагается также построить ПЭС в Аргентине. Широкому внедрению ПЭС в практику препятствует их высокая стоимость.
Но самый нетрадиционный проект использования энергии воды (рек) был предложен австрийским инженером Й.Колпером - подводная ГЭС. В этом случае турбины можно установить на подводной лодке, связанной с берегом, вращать их будет течение реки, и не только летом, но и зимой, когда поверхность воды скована льдом, и весной во время паводков. По расчетам изобретателя, с десяток таких подводных ГЭС, расположенных на дне Дуная, могут дать Австрии столько же электроэнергии, сколько производят сегодня все электростанции страны.
5-й ученик
Биоэнергетика.
Все больше внимания обращается на энергетические возможности биомассы - еще одного источника возобновляемой энергии.
Одним из основных источников биомассы являются леса. Большая работа по использованию их в качестве современного топлива проделана в промышленно развитых странах - США, Канаде, Швеции. Традиционно в качестве древесного топлива используются малоценные породы, сухостойная и негодная для обработки древесина. В 80-е гг. произошло резкое снижение объемов древесины.
В этой связи предлагается организация лесоводческих энергетических хозяйств, т.е. предприятий по производству древесного топлива. Отличие их от обычных лесных плантаций состоит в том, что здесь деревья имеют более густую посадку и короткий период оборота (менее 20 лет в отличие от 30-60 лет на обычных плантациях). В США и Швеции созданы передовые технологии по выращиванию «энергетических лесов», позволяющие снизить себестоимость производства и сделать этот вид энергии вполне конкурентоспособным с другими видами нетрадиционной энергетики. Особое внимание уделяется выбору участка для плантации и подбору сортов быстрорастущих деревьев (ива, тополь, лозняк). В добавление к ним используются и такие быстрорастущие растения, как подсолнечник, садовая мальва, сахарная свекла, тростник, водоросли.
В Бразилии и, особенно, в Японии в связи с истощением дикорастущей древесины также наметился переход к выращиванию энергетических лесов! В Японии это достаточно трудно в связи со сложным, неровным рельефом. Несмотря на небольшой объем производства, в этой стране создана высокоэффективная техника для работы на таких плантациях.
Мусорные свалки бытовых и промышленных отходов стали настоящим бедствием всех стран, особенно развитых. Поэтому в мире уделяется такое большое внимание этой проблеме. Сжигание мусора на мусороперерабатывающих заводах является далеко не экологически чистым производством. Все это создает благоприятные возможности для использования биогаза мусорных свалок (ГМС) в энергетических целях.
Газ с помощью вертикальных скважин глубиной 10-11 м, распределенных по территории свалки и соединенных трубопроводами, собирается и передается на перерабатывающую установку. До подачи в топки ГМС подвергается фильтрации, сжатию, промывке.
Наиболее экономичной оказалась установка на свалке около г. Гринсборо в штате Северная Каролина. Подобным образом используются также и свалки в Канаде.
Английские и немецкие инженеры разработали технологии по переработке в жидкое топливо отходов пластмасс, таких как старые шины, использованная упаковка, изоляционные материалы. Разработанный процесс поможет утилизировать огромное количество неорганических отходов, скопившихся в промышленно развитых странах. Важнейшей особенностью метода является то, что с его помощью можно отходы преобразовывать в жидкое топливо без выделения токсичных газов. Новый процесс предполагает использовать все виды пластмасс без разделения их по видам.
6-й ученик.
Энергия космоса
Вполне вероятно, что одним из видов нетрадиционной энергии может стать передача энергии из космоса. Так, на 42-м конгрессе Международной конференции астронавтов, состоявшейся в 1991 г. в Канаде, были предложены три сценария крупномасштабного вовлечения энергии Солнца в энергобаланс Земли.
Первый сценарий. На Луне организуется добыча гелия-3 и его транспортировка на Землю для использования вместе с дейтерием в качестве топлива для термоядерных реакторов. Все работы по добыче, переработке и доставке гелия на Землю производятся с использованием солнечной энергии. Ресурсы лунного гелия невозобновляемые, но их хватит на 1000 лет.
Второй сценарий. На низких геостационарных орбитах создаются специальные энергоспутники, принимающие энергию Солнца, перерабатывают ее и передают на Землю с помощью лазера или пучка волн сверхвысокой частоты. Для передачи этой энергии нужна передающая антенна диаметром около 1 км и приемная на Земле диаметром 10-13 км. Солнечная радиация на геосинхронных орбитах принимается круглые сутки в течение всего года.
Третий сценарий. На Луне создаются базовые приемники солнечной энергии, работающие независимо от времени лунных суток. С Луны на Землю энергия передается пучком волн сверхвысокой частоты. Для ее уверенного приема на околоземных орбитах создаются специальные отражатели диаметром около 1 км.
Внеземные системы электроснабжения потребуют специальных исследований их возможного влияния на действующие энергосистемы. Появления первых крупных элементов солнечных космических электростанции можно ожидать через 30-40 лет.
«Топливная промышленность мира»
Заполните таблицу.
Промышленность | Страны-лидеры | Направления грузопотоков |
нефтяная | ||
газовая | ||
угольная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии
Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....