Внеклассная работа «География - для Победы!»
материал по географии на тему

                                              Географический вечер

Цель проведения вечера:                                                                                                                    Раскрыть роль географов в разгроме врага. Посвятить вечер 70-летию Победы.                                                                                                                                                      Воспитать у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине.

Вечер ведут учащиеся - члены географического кружка «Исток». На вечер приглашены ветераны войны и тыла. Накрыты столы. Звучат военные песни. Звучит музыка военных лет. Выходят на сцену члены кружка и подпевают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_dlya_pobedy.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

ЦОДОУ ЗОЖ

ГКОУ РД

       «Караузекская СОШ»               

Из опыта работы учительницы
географии Магомедовой Р. А.

            Внеклассная работа

       «География - для Победы!»

(Посвящается 70-летию Великой Победы)

Караузек-2015г.

                                              Географический вечер

Цель проведения вечера:                                                                                                                    Раскрыть роль географов в разгроме врага. Посвятить вечер 70-летию Победы.                                                                                                                                                      Воспитать у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине.

Вечер ведут учащиеся - члены географического кружка «Исток». На вечер приглашены ветераны войны и тыла. Накрыты столы. Звучат военные песни. Звучит музыка военных лет. Выходят на сцену члены кружка и подпевают.

                                                             Священная война 

     Вставай, страна огромная!

     Вставай на смертный бой!

     С фашисткой силой темною.

     С проклятою ордой!...

       Припев.

 Пусть ярость благородная                                   Вскипает как волна                              Идет война народная.

Священная война!...

                                    Ход вечера.

Ведущая.

Мы помним о тех, кто своим ратным подвигом или самоотверженным трудом в тылу добыл дорогую Победу. О Великой Отечественной войне, о вкладе в дело победы различных родов войск, отраслей хозяйства, ученых и специалистов написано много. Велика была роль географов в годы войны и на фронте, и в тылу. В трудное для Родины военное время географы внесли свой вклад в дело разгрома врага. Географы готовили военно-географические описания: на фронте, в специальных частях вели прогноз погоды метеорологии; прогнозировали состояние водных рубежей гидрологии; в тылу географы принимали участие в решении вопросов размещения производства, в выявлении земельных и водных ресурсов, в поисках полезных ископаемых в восточных районах страны — на Урале, в Сибири, Поволжье, Казахстане Средней Азии. Об участии географов в Великой Отечественной войне мы расскажем сегодня.

                             

                                     Первый ученик.

География на службе войны. Уже в  первые годы войны в Академии наук СССР было создано несколько специальных комиссий, вскоре объединенных в комиссию по геолого-географическому обслуживанию Советской Армии. Одним из руководителей комиссии был А.Е. Ферсман. Основные задачи географии в годы войны заключались в следующем. На фронте определялась территория развития военных действий, проходимость дорог театра военных действий и их военная оценка; изучались природные и культурный ландшафты для осуществления маскировки.

  В тылу ученые-географы проводили комплексный учет и анализ природных и экономических ресурсов, оценивали эти условия, делали научную разработку перспектив экономического развития тыловых территорий (и в военное и в послевоенное время).

                                                       Второй ученик.

    Наверное, всем понятно выражение «Топографы - это глаза армии». Ни одна военная операция не проходила без карт. Карты - это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками. В годы войны отряды военных и гражданских геодезистов, топографов и картографов самоотверженно трудились, чтобы обеспечить армию картами. Театр военных действий раскинулся на огромной площади - от Баренцева до Черного морей.

Только с июля по декабрь 1941 года геодезисты, топографы картографы выполнили съемку местности на площади более 500 тыс. км2, составили и издали свыше 2 тыс. листов карт разного масштаба. Особо следует отметить героический труд картографов, оставшихся в блокадном Ленинграде. В условиях жестокой блокады, под обстрелом немецкой артиллерии, в условиях холода и голода ленинградцы составляли, чертили, печатали карты, не прерывая работу ни на один день.

                                                   Третий ученик.

На всех фронтах действовали военно-геологические отряды. Главные их задачи - обеспечить армию сведениями о рельефе, почвах, залегании подземных вод, водных источниках водоснабжения и местными строительными материалами.

Боевые действия велись в разных условиях - в тундре, тайге, зоне смешанных лесов лесостепи, черно зеленных степях, степях и полупустынях  Прикаспия, в горах        

Кавказа, Карпат и в других горных системах.

Карельский флот был не только самым северным, но и самым протяженным.                               Он " простирался от Ленинграда через всю Карелию и Кольский полуостров.                                        Изобилие лесов, озер, болот, бездорожье создавали большие трудности для инженерного обеспечения военных действий войск. Военно-геологические отряды оперативно давали сведения о свойствах пород, качестве озерных и болотных вод, данные о состоянии дорог, мостов и переправ, выявили необходимые для ремонта дорог строительные материалы. Такие работы велись на всех фронтах в разных природных условиях.                                              

                             Фрагменты из художественного фильма «Битва за Москву»


                                                 

                                         Четвертый ученик.

В истории войн имеются блестящие примеры использования гидрологической обстановки. Одним из них может служить битва Александра Невского на льду Чудского озера.

Выбор такого поля битвы объясняется тем, что тевтонские рыцари были тяжело вооружены, а толщина льда на озере была относительно невелика, и лед не выдержал их тяжести. Другой пример относится к гражданской войне, когда М.В. Фрунзе осуществил при сгонном ветре неожиданное для противника форсирование,  обычно непроходимого Сиваша, в укрепленной обороне  врангелевских  войск на  Перекопском  перешейке. Гидрологи помогали преодолеть водные рубежи, болота и в годы Великой Отечественной войны. Целый ряд операций наших войск   строился с учетом неверного представления противника о непроходимости болот для тяжелой военной техники, но на болотах настилалась  снасть  и, таким образом, обеспечивалась внезапность операции и прорыв войсками наименее укрепленных участков  обороны противника.

                           Пятый ученик.

Иногда было выгодно перенести начало активных действий на фронте на 1 -2 дня с тем, чтобы использовать плохую погоду для сосредоточения сил, а при первом же прояснении неба начать бой, опираясь на сильную поддержку с воздуха крупными группами самолетов.

На некоторых гидрологических станциях наблюдения не прерывались даже в тылу врага. Именно гидрометеослужба Ленинградского фронта и Ладожской военной флотилии обеспечили прокладку через Ладожское озеро «Дороги жизни». Эта служба позволяла использовать ледяную дорогу в течение  максимально возможного времени.                                      Знаменитая ленинградская поэтесса Ольга Бергольц так писала об этой дороге:

                                                     Чтец.

                                                  Дорогой жизни шел к нам хлеб.

                                                  Дорогой дружбы многих к многим.

                                                 Еще не знают на земле.

 

                                                Страшней и радостней дороги.

                         

                               

                                           Показ фрагментов из хроники военных лет

                                                   

                                                             «Блокадный Ленинград»


                                                 

                                                         Шестой ученик.

В ходе наступательных операций наши войска форсировали широкие реки Днепр, Днестр, Дунай, Березину, Вислу, Одер.

Гидрологи давали сведения о ширине и глубине реки, наличии бродов, скорости течения, характере берегов и дна, заболоченности поймы и др.                                                                                       Так, например, форсирование в сентябре 1943 года рек Десны, Сажи, Днепра войсками первого Белорусского фронта было успешно осуществлено с учетом водности этих рек.

                                                     Седьмой ученик.

География и флот. Все моряки по сути своей службы в той или иной мере связаны с географией. На многоводных реках и озерах для создания оборонительных рубежей использовались флотилии Азовская, Дунайская, Финская, Чудская, Ладожская, Онежская, Волжская, отряд кораблей на озере Ильмень и др. Советский флот с первого дня войны и до последнего залпа непрерывно, вел активные боевые действия на морях, озерах и реках. Наше морское командирование ждало прихода большого немецкого флота к советским берегам, но фашисты не решались на это. Неприятель действовал вблизи наших берегов в основном небольшими кораблями.

                                                        Восьмой ученик.

Вот один из примеров работы гидрографов во флоте на войне. При высадке десанта в Феодосии гидрографы первыми ворвались в порт, захватили и зажгли маяк защитного мола, установили огни на других молах, обследовали глубину у причалов. В ходе боя гидрографы определили и осветили точки наводки для кораблей отряда артиллерийской поддержки.

                                                     Девятый ученик.

Война шла не только на равнинах, но и высоко в горах. Свой вклад в дело победы внесли альпинисты, которые вели жестокие и упорные битвы за перевалы. У подножия Эльбруса расположен горнолыжный и альпинистский центр. Рядом, на научных станциях и в обсерваториях, изучают жизнь ледников и лавин, космические лучи и звездное небо. Но более 70 лет назад в Приэльбрусье шли жестокие бои с гитлеровцами. Заступали в гарнизоны перевалов советские альпинисты, сменившие ковбойки спортсменов на обмундирование офицеров отдельных горнострелковых отрядов Гитлеровцам необходимо было захватить Кавказ, чтобы получить нефть, выйти к южной границе. Бои за Кавказ проходили на склонах и вершинах. 21 августа гитлеровцы восходят на обе вершины Эльбруса и водружают знамя. Долины, перевалы, вершины, знакомые нашим альпинистам по мирным походам и восхождениям, становятся театром военных действий. Поэт Николай Тихонов так написал об этом:

Чтец

       Там пушки скатывались в пропасти,

Сорвав Лавины Ком,

Там альпинист делился доблестью

 С бывалым морякам.

                                             Десятый ученик.

В феврале 1943 года, несмотря на высоту, холод, бураны, на не сдавшиеся в плен группы разгромной дивизии «Эдельвейс», на заминированные тропы, советские альпинисты выполняют приказ: «Снять  с вершины Кавказа фашистские вымпелы и установить  Государственный флаг СССР!». Силуэт нашего Эльбруса изображен и на значке «Альпинист, СССР», и на боевой медали «За оборону Кавказа».                       Можно рассказать еще о славных делах географии в тылу и на фронте в суровые военные годы. Многие из них не дожили до победы.                                                                   Давайте почтим минутой молчания память погибших на фронтах Великой Отечественной войны.                                                                                                                                          М       И      Н      У      Т      А               М      О      Л      Ч      А      Н      И      Я                                                                                                        Память о них хранят коллеги, друзья. Многие и сейчас работают, отдавая все свои силы, знания, опыт географической науке.                                                                                             Когда вы будете читать географическую литературу, помните, что авторы многих книг: - А.Е. Ферсман, К.И. Марков, В.С. Преображенский, Ю.И. Ефремов, Л.Е. Абрамов, Ю.Г. Саушкин, И.П. Герасимов, А.М. Комков и многие другие — были в числе славных защитников Родины.                                                                                                      Авторы школьных учебников и пособий. Н.В. Андреев, Н.А. Максимов, И.С. Майрусов, В.П. Максаковский, И.А. Ерофеев - тоже воевали, проливали кровь за наше мирное будущее.                                                                                                                                

                                        Спасибо всем, кто дал нам мир!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Все участники вечера вместе поют песню                                                                                     День Победы!                                                                                                                                                         День Победы! Как он был от нас далек,                                                                                                                     Как в костре потухшем таял уголек.                                                                                                         Были версты, обгорелые в пыли.                                                                                                                Этот день мы приближали, как могли.                                                                                             Припев.                                                                                                                                                                    Этот  День Победы! Порох пропах,                                                                                                                        Это  праздник с сединою на висках.                                                                                                        Эта радость со слезами на глазах.                                                                                                             День Победы! День Победы! День Победы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии и во внеклассной работе с неслышащими детьми.

На современном этапе развития образования, основной принцип педагогической деятельности должен заключаться в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а ...

Организация внеклассной работы по географии.

Статья помогает раскрыть сущность внеклассной работы по географии. Описывает самые распространенные виды внеклассной работы....

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

Внеклассное мероприятие по теме: "Победа! Славная Победа!"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе  ( урок памяти, посвященный 65-летию Победы русского народа над фашизмом)Тема: " Победа! Славная Победа!"...

Экологическое воспитание на уроках географии и во внеклассной работе (из опыта работы)

Обращение к теме «Вопросы экологии на уроках географии и во внеклассной работе» продиктовано её актуальностью. На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность людей н...

Проектная работа по теме: «Внеклассная работа по географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

В работе будут рассматриваться особенности внеклассной работы по географии, дается характеристика различных форм внеклассной работы. Важнейшим видом внеурочной работы по географии является школьное кр...

Внеклассное мероприятие "Мы - наследники Победы" , посвященное празднованию Дня Победы в ВОВ

По ссылке  https://disk.yandex.ru/d/VxniLmuj_Y4Myw можно скачать сценарий, музыкальное оформление, презентацию, видесюжеты мероприятия, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной в...