Урок на тему "Географическое положение и история открытия Южной Америки". 7-й класс
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Цель урока: способствовать формированию представлений о природных зонах Южной Америки; развивать у школьников умение анализировать информацию, способность ее систематизировать и презентовать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 39.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему "Географическое положение и история открытия Южной Америки". 7-й класс
Цель урока: способствовать формированию представлений о природных зонах Южной Америки; развивать у школьников умение анализировать информацию, способность ее систематизировать и презентовать
планируемые образовательные результаты:
предметные:
-- сформировать представление о географическом положении, климате, водах, почвах, растительном и животном мире, природных зонах Южной Америки;
-- содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы в каждой природной зоне;
-- овладение навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
метапредметные:
-- развивать навыки коллективной работы, умение работать с географической картой, учебником, дополнительной литературой;
--развивать умение сравнивать, делать выводы;
личностные:
-- формировать культуру общения и сотрудничества, чувство ответственности за успехи группы;
-- содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Методы обучения: коллективные, фронтальные, создание проблемной ситуации, беседа, создание ситуации успеха.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения: карты (физическая карта полушарий, карта строения земной коры, карта океанов), рисунки, контурные карты, географический атлас.
Ход урока:
I. Организационный момент
(слайд 1, слайд 2)
II. Изучение нового материала :
Учитель: Я хочу прочитать вам стихотворение, которое написано про один из материков.
“В краях полуденных остался далеко,
Мой континент, окутанный мечтами,
Где Южный Крест на небе высоко
Сияет ярко темными ночами.
Двух океанов ласками согрет,
Ты ввысь стремишься горными грядами,
На снежных пиках плещется рассвет,
Стекая вниз хрустальными следами.
Над склоном Анд кондор кружит,
Крылами мощно воздух рассекает,
Он в каждом доме в музыке звучит,
И с гордостью на гербах восседает.
Величественных инков колыбель,
Чей город Солнца* к вечности стремится,
Началом стала дюжине земель -
В них слава предков снова повторится.”
Н. Боев
Актуализация знаний:
Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового материка. Этот материк известен своими рекордами: здесь
(слайд 3) Протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа и самым большим высокогорным озером мира – Титикака.
(слайд 4) Находится самый высокий в мире водопад – Анхель.
Самое засушливое место в мире – пустыня Атакама.
(слайд 5) Простирается самая большая по площади низменность – Амазонская.
Среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка.
(слайд 6) Выращивается 2/3 всего урожая кофе нашей планеты.
(слайды 7-9) А также этот материк известен самым большим жуком титаном и самой маленькой птицей – колибри, самым большим пауком птицеедом и самой маленькой обезьянкой – карликовой игрункой и многими другими природными рекордами. Местные жители приручают удавов. Они ловят мышей, как кошки, и охраняют дом, как собаки.
Этот материк называется … Южная Америка.
Запишите тему урока (слайд 10-11):
Объявление целей и задач урока (слайд 12 ):
Сегодня на уроке мы продолжим отработать умение определять географическое положение материка, определим черты сходства и различия в физико-географическом положении Южной Америки и Африки, сделаем вывод о том, как географическое положение влияет на природу материка. Выявим такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков.
(слайд 13 )
Вы познакомитесь с именами исследователей и путешественников, которые внесли большой вклад в изучение Южной Америки.
Как же была открыта Америка? Давайте вспомним историю.
(слайд 14)
В конце XV века, когда происходил быстрый рост промышленности и торговли, когда возрос спрос на золото и пряности, западноевропейцы начали искать новые, более короткие и безопасные пути в Южную и Восточную Азию. Именно там, в Индии, они надеялись найти золото. К тому времени, самый сильный и современный флот имели две страны: Испания и Португалия. Для того чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга. Но был и второй путь – на запад через Атлантический океан. Для этого нужно было твердо верить в то, что Земля – это шар.
(слайд 15 ) Человека, который задумал, а впоследствии и совершил великое плавание через Атлантический океан, звали Христофор Колумб.
Сейчас все знают, что открытие островов Вест-Индии и Южной Америки принадлежит Х.Колумбу, который в 1492 году совершил свое первое плавание. Так мир узнал о существовании новой части света и нового континента, вернее двух континентов: Северная и Южная Америка.
(слайд 16 ) Но почему, же Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?
Испания боялась, что другие государства будут посягать на её новые владения, и не распространяла в Европе сведения о своих открытиях. Поэтому первое описание новых земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который в начале XVI века, в составе португальской экспедиции, посетил эти земли. Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем «Америка». Но ещё долго материк оставался неизвестной землей.
(слайд 17)Затем началась колонизация Америки.
(слайд 18) Работа с учебником: на стр. 167-168, прочтите и выясните, какие путешественники внесли вклад в изучении материка Южная Америка.
Исследователи и путешественники. | Годы | Что исследовали и открыли? |
1. Христофор Колумб | 1492 г. | Открытие Нового Света. |
2. Америго Веспуччи | начало XVI века. | Впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем «Америка». |
3. Александр Гумбольдт | 1799 – 1804 гг. | Описал особенности природы многих территорий, в том числе высокогорные части материка – Анд, обосновал идеи высотной поясности в Андах, описал холодное течение у западных берегов. |
4. Григорий Иванович Лангсдорф, Николай Григорьевич Рубцов | XIX в. | Изучали природу и население материка. Коллекции, собранные этой экспедицией, до сих пор интересуют ученых. |
5. Николай Иванович Вавилов | 1932 – 1933 гг. | Установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений. |
(слайд 19) Пришло время и вам открыть для себя Южную Америку. Тем более что вы уже умеете открывать материки.
– Какие материки вы уже открыли и изучили? (Африку, Австралию и Антарктиду).
(слайд 20) Задание: Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют уже изученным континентам. (Характеристики материков написаны на отдельных карточках, прикреплены к магнитной доске вразброс и по мере определения их принадлежности прикрепляются к физической карте мира на соответствующий материк.) Возможные варианты характеристик:
Африка:
– экватор проходит почти посередине;
– самый жаркий материк;
– занимает по площади второе место;
– находится самая большая пустыня мира.
Австралия:
– самый сухой материк;
– самый удаленный материк;
– самый малонаселенный материк;
– самый маленький по площади материк.
Антарктида:
– самый холодный материк;
– материк, покрытый слоем льда;
– материк открыли Лазарев и Беллинсгаузен;
– на материке нет ни одного государства.
(слайд 21)
– Какие из характеристик остались невостребованными?
– Для какого материка они подходят?
На доске должны остаться характеристики, подходящие к описанию материка Южная Америка.
Южная Америка:
– самый влажный материк;
– расположена самая длинная горная цепь на суше;
– на материке протекает много полноводных рек;
– своими очертаниями материк похож на огромную гроздь винограда.
(слайд 22) Географическое положение Южной Америки:
(слайд 23) Определите по карте, как расположена Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.
– Экватор пересекает материк в северной части.
– Большая часть материка расположена в южном полушарии.
– Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии.
– Южный тропик пересекает материк почти посередине.
– Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Работа в тетрадях.
(слайд 24) Найдите крайние точки материка, определите их координаты.
Учащиеся определяют крайние точки, затем они появляются на слайде.
Северная – м. Гальинас – 12° с.ш.;72° з.д.; Южная – м. Фроуард – 54° ю.ш.; 71° з.д.;
Западная – м. Париньяс – 5° ю.ш.; 81° з.д.; Восточная – м. Кабу-Бранку – 7° ю.ш.; 35° з.д.
(слайд 25) Определите протяженность территории Южной Америки с севера на юг по700 з. д. и с запада на восток по экватору.
– Протяженность с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350км
– Протяженность с запада на восток по экватору ~ 3650км.
Подсказка.
Вывод: протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.
(слайд 26) Используя карты атласа, определите, в каких климатических поясах расположен материк.
– Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах.
Вывод: природа Южной Америки довольно разнообразна.
(слайд 27) Определите, какие моря и океаны, омывают Южную Америку. Какой из океанов оказывает большое воздействие на материк? Какие течения есть у берегов материка.
– С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана.
Вывод: так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.
– У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение.
Вывод: холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.
(слайд 28) Определите, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.
– Материки Северная и Южная Америка составляют часть света «Америка».
Вывод: материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки, так как миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. (Северная Америка была частью Лавразии, а Южная – Гондваны). А вот «холодное дыхание» Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка.
Каковы очертания материка? (слайд 29)
Береговая линия материка изрезана слабо. Берега в основном ровные, прямые. На севере вдается в сушу Венесуэльский залив с озером-лагуной Маракайбо. В восточной части заливы в устьях рек.
Самый крупный из них – залив Ла-Плата, представляющий собой затопленное устье (эстуарий) рек Параны и Уругвая.
(слайд 30) Только юго-западное побережье материка изрезано фьордами (узкими, длинными заливами), здесь много мелких заливов, островов, проливов.
В окружении, каких островов находится Южная Америка? Найдите их на карте.
Информация для эрудитов: Малые Антильские острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, остров Тринидад, Архипелаг Огненная Земля, Галапагосские острова, Магелланов пролив отделяет Южную Америку от о. Огненная Земля. Почему пролив получил такое название?
А в честь кого назван самый широкий пролив мира, отделяющий Южную Америку от Антарктиды?
С Антарктидой Южную Америку разделяет пролив Дрейка.
Практическая работа № 11
«Определение сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки» (слайд 31).
Цель работы: определить черты сходства и различия физико-географического положения Южной Америки и Африки.
Факторы, определяющие ФГП материка | Южная Америка | Африка | Вывод о сходстве и различии ФГП |
Отношение к экватору | Большая часть материка расположена в южном полушарии | Экватор пересекает материк почти посередине | Оба материка пересекает экватор, но Африку он пересекает посередине. Большая часть Южной Америки лежит южнее экватора |
Отношение к нулевому меридиану | Находится в западном полушарии | Большая часть материка находится в восточном полушарии. Нулевой меридиан пересекает материк на западе | |
Отношение к другим материкам | На севере граничит с Северной Америкой | На севере граничит с Евразией |
|
Отношение к океанам | На востоке омывается Атлантическим океаном, на западе – Тихим океаном | На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским океаном | Оба материка омываются Атлантическим океаном, но Африку еще омывает Индийский, а Южную Америку – Тихий океан. |
(слайд 32) Чем вы можете объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании их береговой линии?
(слайд 33) Вывод.
III. Закрепление пройденного материала .
(слайд 34) Составить синквейн «Южная Америка»
Синквейн четко, лаконично определяет предмет изучения, имеет следующую последовательность:
1-я строка – название синквейна: Материк Южная Америка;
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное.
Например:
- Южная Америка
- Влажная, загадочная
- Влечёт, интригует, завораживает
- Материк рекордов
- Колумб
IV. Рефлексия (слайд 35)
Ребята, перед вами лежат разноцветные зерна кофе. Выберите тот цвет зерен, который в полной мере отражает ваше восприятие нашего сегодняшнего урока.
Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение и историю открытия Южной Америки | Урок понял, но не могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение и историю открытия Южной Америки | Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение и историю открытия Южной Америки, и научить этому товарищей |
V. Домашнее задание (слайд 36): параграф 31, составить синквейн «Южная Америка» или кроссворд «Географическое положение и история открытия материка».
VI. Итоги урока :
(слайд 37): Вы все сегодня очень хорошо работали. Правильно отвечали на вопросы, были путешественниками в поисках Южной Америки. Всем вам награда за хорошую работу на уроке!
(слайд 38) Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Читая приключенческие книги, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда их сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р. Рождественского:
Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
(слайд 39) У нас есть еще несколько минут. Давайте прочитаем письмо от Незнайки. ( Надо найти ошибки в письме от Незнайки.)
«Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Южную Америку. Южная Америка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Южную Америку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Материк омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Панамский канал соединяет Тихий океан с Индийским. Пролив Дрейка отделяет Южную Америку от острова Огненная Земля. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать о Южной Америке все!».
(слайд 40) Давайте проверим, правильны или нет ваши исправления.
(слайд 41) Спасибо за урок !
(слайд 42): Список используемой литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Физико-географическое положение Австралии. История открытия и исследования материка»
Это один из уроков в системе комплексного изучения материка. В связи с этим поставлены следующие цели:сформировать представление о физико-географическом положенииАвстралии;познакомить учащихся с...
конспект урока на тему"Географическое положение и история открытия материка Южная Америка".7 класс.
Предлагаю конспект урока....
Урок географии по теме" Географическое положение и история исследования Южной Америки"
Технологическая карта...
урок "Географическое положение и история открытия Северной Америки".
Рассказ о Г П С.Америки. Первооткрыватели и путешественники С.Америки....
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Географическое положение и история исследования Южной Америки 7 класс
разработка урока на тему: Географическое положение и история исследования Южной Америки7 класс...