Урок "Географическое положение.История исследования и открытия Южной Америки"
материал по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Географическое положение. История исследования и открытия Южной Америки».
Цели и задачи урока:
Познавательные:
- рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки;
- сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу;
- сравнить ФГП Южной Америки и Африки;
- познакомить учащихся с историей открытия материка;
Развивающие:
- продолжить формирование умения определять географическое положение материка; умения работать с картой .
- развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия;
Воспитательные:
- воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества исследователей;
- формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими при работе в группе;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: физическая карта мира; учебник 7 кл. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.; атласы; контурные карты; мультимедиа проектор; карточки-задания для работы в группах.
Ход урока:
I – организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Екатерина Петровна. Всем желаю хорошего настроения и плодотворной работы!
II.Формирование новых ЗУН
Слайд 1. (Остап Бендер)
Ребят, посмотрите на экран. Вы знаете кто это? Это великий авантюрист и комбинатор Остап Бендер из романа Ильфа и Петрова «12 стульев». У него была заветная мечта: «Рио-де-Жанейро – хрустальная мечта моего детства»
Слайд 2. (Рио-де-Жанейро)
А знаете ли вы, в каком уголке нашей удивительной планеты находится этот город – мечта?
Мы сегодня с вами попытаемся совершить путешествие на этот континент. Чтобы наше путешествие было более продуктивным, мы с вами поделимся на группы.
1гр. Картографы
2 гр. Топографы
3 гр. Океанологи
4 гр. Исследователи
Но прежде, мне хотелось бы проверить вашу готовность к работе.
Скажите пожалуйста какие материки вы уже открыли, изучили?
Слайд 3 (Характеристики материков с контурами)
Итак, у вас на столах лежат характеристики различных материков, вы ознакомитесь сейчас с ними. После того, как вы примите решение, выходите к доске и прикрепляйте лист к тому материку, с характеристиками которого вы ознакомились.
Африка:
экватор проходит почти посередине;
самый жаркий материк;
занимает по площади второе место;
находится самая большая пустыня мира.
Австралия:
самый сухой материк;
самый удаленный материк;
самый малонаселенный материк;
самый маленький по площади материк.
Антарктида:
Самый холодный материк;
Самый высокий материк;
Занимает по площади пятое место.
Южная Америка:
самый влажный материк;
расположена самая длинная горная цепь на суше;
на материке протекает много полноводных рек.
Вы уже многое оказывается знаете, но мы постараемся пополнить вашу интеллектуальную копилку и определим географическое положение и историю исследования такого континента как Южная Америка.
Слайд 4 (Тема урока)
Тема нашего урока так и звучит – "Географическое положение и история открытия Южной Америки”. Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.
Слайд 5,6,7 (Рекорды Южной Америки)
Южная Америка – материк многих рекордов. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа. Здесь же находится самый высокий в мире водопад – Анхель, самая большая по площади низменность – Амазонская. По ней, среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка.
Ребят, как вы думаете, на что похожи очертания Южной Америки (например, Италия похожа на сапог).
Очертания материка просты и изящны. Географы сравнивают Южную Америку с гроздью винограда, висящей на черенке Панамского перешейка среди вод омывающих ее океанов и морей.
А какое место занимает Южная Америка по площади среди других материков? Совершенно верно, 4 место. Площадь его равна 17,8 млн.кв.км. Протяженность с севера на юг составляет 7350 км, с запада на восток – 4900 км.
А теперь попробуем определить точный адрес материка, т.е. его географическое положение. Будьте очень внимательны. Ваша задача – собрать быстро и достоверно сведения о географическом положении Южной Америки. Эти сведения нанести на контурную карту. Каждая команда получит свое задание. А потом поделится результатами своей работы с другими командами.
– Какие карты необходимы нам будут для работы? (Физическая карта Южной Америки, климатические пояса мира.)
Слайд 8 (Задания для групп с названием групп)
Задание для команды № 1:
Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк, и нанесите их на контурную карту.
Задание для команды № 2:
Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте.
Задание для команды № 3:
Ваша задача – определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Отметьте их на контурной карте. Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему.
Задание для команды № 4:
Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно других материков и крупных островов. Отметьте крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки на контурной карте. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.
В это время дать два задания про исследователей Южной Америки. Прочитать п.35, пункт Исследование Ю.А.
Во время ответа других групп вы должны заполнить контурную карту Ю.Америки. Итак, 1-ая команда готова? Вторая команда? Представитель из 2-ой команды идет расписывать координаты крайних точек на доске (пока 1-ый отвечает).
Слайд 9 (карта мира)
Выводы 1: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.
Давайте сверим насколько правильно 2-ая команда определила географическую широту и долготу крайних точек.
Слайд 10,11 (карта Ю.А. и Крайние точки)
Вывод 2:
м. Гальинас – 12° с.ш.;72° з.д.;
м. Фроуард – 54° ю.ш.; 71° з.д.;
м. Париньяс – 5° ю.ш.; 81° з.д.;
м. Кабу–Бранку – 7° ю.ш.; 35° з.д.
Третья команда готова? Я попрошу выйти одного представителя и показать нам на карте океаны и моря, омывающие континент.
Вывод 3: С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.
Вывод 4: Материки Северная и Южная Америка составляют часть света "Америка”. Материки соединяются Панамским перешейком. Материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки. А вот "холодное дыхание” Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка. Береговая линия Южной Америки изрезана слабо. Крупный остров – Огненная Земля. Острова: Фолклендские, Малые Антильские. Проливы: Магелланов, Дрейка, Панамский канал. Залив: Ла-Плата.
Молодцы! Все справились с заданиями.
А сейчас перейдём к истории исследования и открытия материка.
Ребят, по ходу моего рассказа записывайте пожалуйста фамилии исследователей Ю.А.)
Скажите пожалуйста, кто был первооткрывателем Америки?
Совершенно верно – Х.Колумб. Слайд 12.
А что вы о нем знаете?
В конце XV века западноевропейцы начали искать новые, более короткие и безопасные пути в Индию. Именно там, они надеялись найти золото. Для того, чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга. Но был и второй путь – на запад через Атлантический океан. Для этого нужно было твердо верить в то, что Земля – это шар. Человека, который совершил великое плавание через Атлантический океан в 1492 г. звали Христофор Колумб. Слайд 13. Ещё 4 раза он плавал к новым землям, но так и не узнал до своей смерти, что открыл новый материк.
Почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?
Потому что первое описание новых земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который тоже посетил эти земли. Слайд 14.
Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем "Америка”.
Но ещё долго материк оставался неизвестной землей.
Для географической науки настоящим открытием материка стали экспедиции Александра Гумбольдта, немецкого географа, в конце 18, начале 19 веков. Слайд 15. Результатом этих путешествий стал многотомный труд о природе гор Анд и обоснованы идеи высотной поясности в Андах.
Слайд 16.
А в 1932–1933 гг. выдающийся биолог Н.И. Вавилов установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.
Итак, какие же фамилии вы записали?
Христофор Колумб(1492 г.);
Америго Веспуччи (начало XVI века);
Александр Гумбольдт (1799 – 1804 гг.);
Николай Иванович Вавилов (1932 – 1933 гг.).
Учитель: В заключение урока давайте сравним географическое положение Южной Америки и Африки. Слайд 17. Найдем черты сходства и различия. Чем вы можете объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании их береговой линии? (Эти два материка когда-то были единым целым в составе древнего материка Гондвана.)
Практическая работа «Определение черт сходства и различия географического положения Ю.Америки и Африки». | |||
Факторы определяющие физико- географическое положение материка | Название материков | Вывод о сходстве и различии в географическом положении | |
Южная Америка | Африка | ||
1. По отношению к экватору | |||
2. По отношению к начальному меридиану. | |||
3. По отношению к другим материкам. | |||
4. По отношению к океанам. |
Ребят, теперь то я думаю нам стало ясно на каком континенте находится город хрустальной мечты Остапа Бендера. В Южной Америке. Мы стали чуть ближе к нему. Дома вы продолжите знакомство с континентом.
Слайд 18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по географии 7 класс "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки"
Конспект открытого урока по теме "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки" Конспект с приложениями....
Презентация "Открытие Южной Америки"
Презентация "Открытие Южной Америки" используется при изучении темы "Великие географические открытия". Имеется полная характеристика экспедиций Х.Колумба, на карте обозначены все 4 экспедиции. Пр...
Урок на тему "Географическое положение и история открытия Южной Америки". 7-й класс
Цель урока: способствовать формированию представлений о природных зонах Южной Америки; развивать у школьников умение анализировать информацию, способность ее систематизировать и презентовать...
Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки
Ознакомление с особенностями материка Южная Америка.Выяснение географическое положение Южной Америки, её размеры, отношение к другим материкам , морям и океанам.Ознакомление с...
Технологическая карта урока географии по теме: «Южная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования материка»
Сформировать представление о географическом положении, истории открытия и исследования Южная Америка....
Открытие Южной Америки
Презентацию можно использовать при изучении темы Южная Америка. История открытия и исследования материка....
Патент на открытие Южной Америки, 5 класс
Урок для 5 класса, разработан когда еще использовали учебник Домогацких.Работа в группах, презентация + большая контурная карта Южной Америки и магнитная лента, что бы создать конечный продукт - компл...