примерная программа по географии 5 класс УМК СФЕРЫ
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему
примерная программа по географии 5-11 классы УМК СФЕРЫ. География изучается 1 час в неделю в 5-6 и 10-11; в 7, 8, 9 классах по 2 часа. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем многообразии и целостности и показа взаимодействия - природы, населения, хозяйства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograf.5_kl.docx | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область
р.п. Усть-Донецкий
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа № 2
«Утверждено»
Директор МБОУ УДСОШ №2
Приказ от___________№____
__________С.А. Лисицына
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
основное общее образование
5 класс
Количество часов: 34
Составитель: учитель географии
Дорохин Владимир Александрович
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г. №1/15) стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2012г. №1897) с использованием авторской программы А.А.Лобжанидзе по географии 5 класса издательство «Просвещение» 2011 г.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
Задачами курса являются:
- формирование элементарных знаний о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений
- формирование представлений у учащихся о структуре, динамике, размещении и развитии геосфер.
- формирование первоначальных представлений о размещении географических объектов как природных (материков и океанов, гор, равнин, рек и морей и т.д.), так и социально-экономических (стран, городов, дорог и т.д.).
- Развивать правильное отношение к окружающей среде – природной, городской.
- Развивать понимание воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека, разнообразия и своеобразия духовных традиций; формирование личностного отношения к своему населенному пункту, как части России, чувство уважения и любви к своей малой Родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Географии» 5 класса
Личностные результаты:
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты:
- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность;
- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
II. Содержание учебного предмета «География» 5 класса
Раздел 1. Источники географической информации
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации.
Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 12 практических работ в тетради-практикуме:
1. Составление презентации по теме «Великие русские путешественники», (5 класс);
2. Построение профиля рельефа, (5 класс);
3. Определение на местности направлений и расстояний, (5 класс);
4. Полярная съемка местности, (5 класс);
5. Составление маршрута путешествия, (5 класс);
6. Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов, (5 класс);
7. Определение горных пород по их свойствам, (5 класс);
III. Тематическое планирование учебного предмета «География» 5 класса
№ п\п | Разделы программы | Кол-во часов | Сроки изучения | Виды и сроки контроля | Практическая часть | Внеурочные формы уч/деятельности |
Изображения земной поверхности и их использование | 12 | Сентябрь-ноябрь | Практические работы лаборат.работы итог - тест | Проекты экскурсии наблюдения | Поход выходного дня экскурсия | |
Земля - планета Солнечной системы | 5 | Декабрь | Практ/работа «Влияние космоса на Землю и жизнь людей» тест | Проекты на тему «Соседи в Солнечной системе» | Проекты презентации | |
Развитие географических знаний о Земле | 2 | Февраль | ||||
Развитие представлений человека о мире | 8 | Февраль-март | Работа с контурными картами итог - тест | Проекты -4 | ||
Литосфера- каменная оболочка Земли | 8 | Апрель-май | Практ/раб.4 Определение горных пород по их свойствам, | Проекты экскурсии опыты тест | Поход выходного дня экскурсия | |
Всего: | 34 |
№ п/п | Тема урока и практика | Кол-во часов | дата | |
по плану | по факту | |||
Введение. Источники географической информации | 1 | 5.09 | ||
Изображения земной поверхности ( Неровности (холмы, балки, овраги) | 1 | 12.09 | ||
Масштаб | 1 | 19.09 | ||
Условные знаки | 1 | 26.09 | ||
Способы изображения неровностей земной поверхности. Практическая работа «Построение профиля рельефа» р/к Формы рельефа РО и района | 1 | 03.10 | ||
Стороны горизонта. Ориентирование р/к Ориентирование окрестности школы | 1 | 10.10 | ||
Съёмка местности. Практическая работа по ориентированию и определению азимутов на местности и плане. р/к Окрестности школы | 1 | 17.10 | ||
Составление плана местности. Практическая работа по проведению полярной съёмки местности | 1 | 24.10 | ||
Географические карты | 1 | 07.11 | ||
Параллели и меридианы | 1 | 14.11 | ||
Географические координаты. Практическая работа. Находить объекты на карте по географическим координатам и координаты объектов р/к Карты РО схемы района и поселка | 1 | 21.11 | ||
Географические информационные системы Практическая работа «Построение маршрута на основе картографических- интернет ресурсов» | 1 | 28.11 | ||
Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование» тест | 1 | 05.12 | ||
Земля в Солнечной системе. | 1 | 12.12 | ||
Осевое вращение Земли. Схема Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» | 1 | 19.12 | ||
Орбитальное движение Земли Показывать на схемах и картах тропики, полярные круги | 1 | 26.12 | ||
Влияние космоса на Землю и жизнь людей | 1 | 16.01 | ||
Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы» тест | 1 | 23.01 | ||
География в современном мире. Пр.р1 Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы. | 1 | 30.01 | ||
География в древности. | 1 | 06.02 | ||
Географические знания в древней Европе | 1 | 13.02 | ||
География в эпоху Средневековья; Азия, Европа | 1 | 20.02 | ||
Открытие Нового Света. | 1 | 27.02 | ||
Эпоха Великих географических открытий. практическая работа по составлению презентации по теме «Великие русские путешественники»; | 1 | 06.03 | ||
Открытие Австралии и Антарктиды Пр.р.2. Как люди открывали Землю. Работа с контур. картой, учебником, диском. | 1 | 13.03 | ||
Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» тест | 1 | 20.03 | ||
Строение Земли. | 1 | 03.04 | ||
Практическая работа по определению горных пород по их свойствам Горные породы р/к Горные породы РО и Усть-Донецкого р-на | 1 | 10.04 | ||
Земная кора и литосфера. практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты р/к Высоты форм рельефа РО | 1 | 17.04 | ||
Рельеф Земли р/к Формы рельефа РО и района | 1 | 24.04 | ||
Внутренние силы Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений | 1 | 08.05 | ||
Выветривание, его зависимость от условий природной среды. р/к Влияние оврагов на хозяйство казаков способы борьбы с оврагами, оползнями | 1 | 15.05 | ||
Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф. р/к Влияние оврагов на хозяйственную деятельность РО | 1 | 22.05 | ||
Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли» тест | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «География Земли» (ЛИНИЯ «СФЕРЫ») 6 КЛАСС
Рабочая программа курса "География Земли" для 6 класса расчитана на 1 час в неделю, количество часов в год - 34.Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного ста...
Программа для 6 класса по географии к УМК "Сферы"
Раздел «География. Планета Земля»(А.А. Лобжанидзе)68 (34) учебных часовРаздел «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание ...
Программа для 7 класса по географии к УМК "Сферы"
ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 КЛАССАРаздел «География. Земля и люди»(А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов)68 учебных часовРаздел «География. Земля и люди» является логическим продолжением предшес...
Программа для 8-9 классов по географии к УМК "Сферы"
ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 8–9 КЛАССОВРаздел «География. Россия: природа, население, хозяйство»(В.П. Дронов, Л.Е. Савельева)136 учебных часовРаздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» я...
Рабочая программа по географии 5 класс УМК "Сферы"
Данная рабочая программа предназначена для изучения географии в 5 классе и разработана на основе ФГОС и применой программы основного общего образования по географии 5-9 классы, авторы: В.П. Дронов и Л...
Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс линия "Сфера"
Данный материал может пригодиться учителям географии в проведении уроков в 7 классе по учебнику "Материки и страны"....
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...