примерная программа по географии 5 класс УМК СФЕРЫ
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему

Дорохин Владимир Александрович

примерная программа  по географии 5-11 классы УМК СФЕРЫ. География изучается 1 час в неделю в 5-6 и 10-11; в 7, 8, 9 классах по 2 часа. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем многообразии и целостности и показа взаимодействия - природы, населения, хозяйства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograf.5_kl.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область

р.п. Усть-Донецкий

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа № 2

«Утверждено»

Директор МБОУ УДСОШ №2

Приказ от___________№____

__________С.А. Лисицына

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

основное общее образование

5 класс

Количество часов: 34

Составитель: учитель географии

Дорохин Владимир Александрович


Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по  общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г. №1/15) стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2012г. №1897) с использованием авторской программы А.А.Лобжанидзе по географии 5 класса издательство «Просвещение» 2011 г.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

Задачами курса  являются:

  • формирование элементарных знаний о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений
  • формирование представлений у учащихся о структуре, динамике, размещении и развитии геосфер.
  • формирование первоначальных представлений о размещении географических объектов как природных (материков и океанов, гор, равнин, рек и морей и т.д.), так и социально-экономических (стран, городов, дорог и т.д.).
  • Развивать правильное отношение к окружающей среде – природной, городской.
  • Развивать понимание воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека, разнообразия и своеобразия духовных традиций; формирование личностного отношения к своему населенному пункту, как части России, чувство уважения и любви к своей малой Родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Географии» 5 класса
Личностные результаты:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

 Предметные результаты:

 - понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

- умение работать с разными источниками географической информации;

- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- картографическая грамотность;

-  владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

- умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

  II. Содержание учебного предмета «География» 5 класса

Раздел 1. Источники географической информации

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации.

Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.

Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 12 практических работ в тетради-практикуме:

1.        Составление презентации по теме «Великие русские путешественники», (5 класс);

2.        Построение профиля рельефа, (5 класс);

3.        Определение на местности направлений и расстояний, (5 класс);

4.        Полярная съемка местности, (5 класс);

5.        Составление маршрута путешествия, (5 класс);

6.        Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов, (5 класс);

7.        Определение горных пород по их свойствам, (5 класс);

III. Тематическое планирование учебного предмета «География» 5 класса

№  п\п

Разделы программы

Кол-во часов

Сроки изучения

Виды и сроки контроля

Практическая часть

Внеурочные формы уч/деятельности

Изображения земной поверхности и их использование

12

Сентябрь-ноябрь

Практические работы     лаборат.работы        итог - тест

Проекты   экскурсии    наблюдения

Поход выходного дня  экскурсия

Земля - планета Солнечной системы

5

Декабрь

Практ/работа «Влияние  космоса  на  Землю и жизнь людей»  тест

Проекты на тему «Соседи в Солнечной системе»

Проекты    презентации

Развитие    географических знаний о Земле

2

Февраль

Развитие представлений человека о мире

8

Февраль-март

Работа с контурными картами  итог - тест

Проекты -4

Литосфера- каменная оболочка Земли

8

Апрель-май

Практ/раб.4 Определение горных пород по их свойствам,  

Проекты   экскурсии    опыты

тест

Поход выходного дня  экскурсия

Всего:

34


№ п/п

Тема урока и практика

Кол-во часов

дата

по плану

по факту

Введение.  Источники географической информации

1

5.09

Изображения земной поверхности ( Неровности (холмы, балки, овраги) 

1

12.09

Масштаб

1

19.09

Условные знаки

1

26.09

Способы изображения неровностей земной поверхности.

Практическая работа «Построение профиля рельефа»

р/к Формы рельефа РО и района

1

03.10

Стороны горизонта. Ориентирование

р/к Ориентирование окрестности школы

1

10.10

Съёмка местности.

Практическая работа по ориентированию и определению азимутов на местности и плане. 

р/к Окрестности школы      

1

17.10

Составление плана местности.

Практическая работа по проведению полярной съёмки местности

1

24.10

Географические карты

1

07.11

Параллели и меридианы

1

14.11

Географические координаты.

Практическая работа.  Находить объекты на карте по географическим координатам и координаты объектов 

р/к Карты РО  схемы района и поселка        

1

21.11

Географические информационные системы

Практическая работа «Построение маршрута на основе картографических- интернет ресурсов»

1

28.11

Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование»                                                                             тест

1

05.12

Земля в Солнечной системе.

1

12.12

Осевое вращение Земли.   Схема Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

1

19.12

Орбитальное движение Земли

Показывать на схемах и картах тропики, полярные круги

1

26.12

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1

16.01

Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы»   тест

1

23.01

География в современном мире.

Пр.р1 Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

1

30.01

География в древности.

1

06.02

Географические знания в древней  Европе

1

13.02

География в эпоху Средневековья; Азия, Европа

1

20.02

Открытие Нового Света.

1

27.02

Эпоха Великих географических открытий.

практическая работа по составлению презентации по теме «Великие русские путешественники»;

1

06.03

Открытие Австралии и Антарктиды

Пр.р.2. Как люди открывали Землю. Работа с контур. картой, учебником, диском.

1

13.03

Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»                                                                    тест

1

20.03

Строение Земли.

1

03.04

Практическая работа по определению горных пород по их свойствам

Горные породы   

р/к Горные породы  РО и Усть-Донецкого р-на 

1

10.04

Земная кора и литосфера. практические работы по определению на картах  средней и максимальной абсолютной высоты    

р/к Высоты форм рельефа РО                     

1

17.04

Рельеф Земли    

р/к Формы рельефа РО и района                                   

1

24.04

Внутренние силы Земли.

Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений

1

08.05

Выветривание, его зависимость от условий природной среды.   

р/к Влияние оврагов на хозяйство казаков способы борьбы с оврагами, оползнями

1

15.05

Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф.

р/к Влияние оврагов на хозяйственную деятельность РО

1

22.05

Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли»                

 тест

1

29.05

                

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «География Земли» (ЛИНИЯ «СФЕРЫ») 6 КЛАСС

Рабочая программа курса "География Земли" для 6 класса расчитана на 1 час в неделю, количество часов в год - 34.Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного ста...

Программа для 6 класса по географии к УМК "Сферы"

Раздел «География. Планета Земля»(А.А. Лобжанидзе)68 (34) учебных часовРаздел «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание ...

Программа для 7 класса по географии к УМК "Сферы"

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 КЛАССАРаздел «География. Земля и люди»(А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов)68 учебных часовРаздел «География. Земля и люди» является логическим продолжением предшес...

Программа для 8-9 классов по географии к УМК "Сферы"

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 8–9 КЛАССОВРаздел «География. Россия: природа, население, хозяйство»(В.П. Дронов, Л.Е. Савельева)136 учебных часовРаздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» я...

Рабочая программа по географии 5 класс УМК "Сферы"

Данная рабочая программа предназначена для изучения географии в 5 классе и разработана на основе ФГОС и применой программы основного общего образования по географии 5-9 классы, авторы: В.П. Дронов и Л...

Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс линия "Сфера"

Данный материал может пригодиться учителям географии  в проведении уроков в 7 классе по учебнику "Материки и страны"....

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...