Элективный курс по георафии
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) на тему

Баранова Оксана Николаевна
Основные цели курса: - познакомить учащихся с современной политической картой мира и этапами её формирования, качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты - государствами; - выяснить, что относится к государственной территории, и какими бывают государственные границы; - сформировать представление о типах стран современного мира и основных международных организациях; - познакомить учащихся с формами государственного правления и государственного устройства стран; - охарактеризовать формы государственного режима; познакомить учащихся с основными этапами формирования современных политических карт Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании (события, повлиявшие на формирование карты, территориальные изменения и изменения границ). Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_novoe.odt24.98 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   элективному курсу «Политическая география»

Количество часов в неделю:  1час

Количество часов в год: 17  часов

Составлена в соответствии с программой элективных курсов  по географии для  профильного  обучения в 9 классах / сост.  Н.В.  Болотникова.М.:Глобус,2015г..

 Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Политическая география» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 17 часов.

Основные цели курса:

- познакомить учащихся с современной политической картой мира и этапами её формирования, качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты

- государствами;

- выяснить, что относится к государственной территории, и какими бывают государственные границы;

- сформировать представление о типах стран современного мира и основных международных организациях;

- познакомить учащихся с формами государственного правления и государственного устройства стран;

- охарактеризовать формы государственного режима; познакомить учащихся с основными этапами формирования современных политических карт Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании (события, повлиявшие на формирование карты, территориальные изменения и изменения границ).

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира.

Элективный курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован учащимся разных профилей, так как даёт сформировать у  выпускников следующие географические компетенции:

- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, природно-техногенных процессов, объектов;

- умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учётом хозяйственной целесообразности и экологических требований в пространственной конкретности;

            - умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми (учебник, дополнительная литература); картографическими (физическими, политическими картами); схемами, таблицами, диаграммами, рисунками. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) и практическую работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- формирование и развитие политической карты мира;

- структуру политической карты мира;

- структуру суверенного государства;

- основные политические характеристики государства;

- современную политическую карту мира;

- политическую карту Российской Федерации;

- основные понятия геополитики.

Учащиеся должны уметь:

- использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную литературу для изучения мировой географии;

- давать на основе различных источников характеристику экономического развития различных стран;

- владеть приёмами статистического анализа и географического исследования;

- работать на контурных картах, наносить данные и давать характеристику по этим данным устно;

- оценивать рекреационные ресурсы различных стран мира;

- объяснять причину низкого уровня социально-экономического развития страны;

- приводить примеры социальных, экономических проблем, решение которых требует использования научных географических знаний;

- давать анализ карт, графиков, диаграмм в качестве иллюстраций по вопросам содержания темы.

                                    Учебно-тематический план курса

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Лекции

Практика

Семинары

1

Введение в политическую географию

1

1

2

Формирование и развитие политической карты мира

2

1

1

1

Участие в семинаре

3

Структура политической карты мира

3

1

1

Тестирование, контурная карта (диктант)

4

Структура суверенного государства

2

1

1

1

Тестирование

5

Основные политические характеристики государства

4

1

1

Тестирование

6

Современная политическая карта мира

2

2

Фронтальный опрос, дискуссия

7

Политическая карта Российской Федерации

1

1

1

Тестирование

8

Геополитика

2

1

1

Защита творческих работ

Итого

17

6

8

3

                                                   Содержание программы курса

 1.          Введение в политическую географию (1 час)

  Предмет и место политической географии в системе политических и географических наук. Уровни изучения политической географии. Политическая карта – государство – регион. Задачи и методы политической географии. История политической географии и политической картографии.

2.      Формирование и развитие политической карты мира (3 часа)

 Изменения на политической карте мира: качественные и количественные. Формирование и    развитие политической карты мира как объекта исследования.

         Факторный и хронологический подходы. Факторный метод изучения. Факторы влияния на политическую карту мира. Физические факторы. Политические, экономические, социальные и культурные факторы. Основные факторы, определяющие современные процессы на политической карте мира. Усиление значения экономических и культурных факторов.

         Влияние процессов либерализации, гуманитаризации, эмансипации общества на политическую карту мира. Хронологический метод изучения.

        Этапы формирования политической карты мира. Древний этап. Древнейшие государства. Египет, Месопотамия – Шумер – Ассирия – Вавилония – Персия, Индия, Китай, Греция, Рим. Империя Александра Македонского и Римская империя. Средневековый этап. Феодализм. Изменения на политической карте Европы. Начало эпохи великих географических открытий. Новый этап. Великие географические открытия. Колониализм. Колониальные империи. Новейший этап. Первая мировая война. Вторая мировая война. Деколонизация. Интеграция. Глобализм. Падение коммунизма. Распад СССР.

   Работа с картами (политические карты мира 1901 и 2001 годов), систематическим материалом. Выведение основных качественных и количественных изменений. Определение основных факторов, повлиявших на изменение политической карты мира в XX-XI веках. Разделение процесса развития политической карты мира в  XX-XI веках на этапы.

 3.        Структура политической карты мира (5 часов)

Количество государств мира и споры по этому поводу. Число государств в прошлом.

        Типология государств мира по типологии и численности населения. Лидеры и аутсайдеры. Типология стран мира по физическим принципам: по структуре суши, по выходу к морю, по рельефу, климату, почвам и т. д. Типология стран мира по социально-экономическому принципу. «Большая восьмёрка».

        Развитые и развивающиеся страны. Колонии и колониальные империи. Империи одноядерного типа. Россия. Австро-Венгрия. Османская империя. Империи многоядерного типа. Англия. Франция. Испания. Португалия. Германия. Италия. Нидерланды (Голландия). Бельгия. Несамоуправляющиеся территории. Европа: Гибралтар, Фарерские о-ва, Шпицберген и др. Америка: Бермуды, Сен-Пьер и Микелон, Гренландия, о-ва Карибского моря, Гвиана, Фолклендские о-ва. Океания. Несамоуправляющиеся территории океанов. Спорные территории. Территориальные претензии. Дипломатические и военные пути решения. Территории с особым и международным режимом.

        Самопровозглашенные государства. Тайвань. Внутренняя Монголия. Уйгуристан. Тибет. Северный Кипр. Страна басков. Абхазия. Южная Осетия. Нагорный Карабах. Приднестровье. Косово. Азалия. Тамил. Илан. Белуджистан. Курдистан. Трансвааль. Оранжевое государство. Другие государства этого типа. Судьба Восточного Тимора.

Сепаратизм в России. Чечня, Татарстан, прочие проявления.

      Международные организации. Структура и цели ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН. НАТО. СНГ. ОБСЕ. ОПЕК. Содружество Наций.

 4.        Структура суверенного государства (4 часа).

    Понятие суверенитета и государства. Структурные элементы государства. Структура власти. Принцип разделения властей. Исполнительная, законодательная и судебная власть. Конституция. Территория. Граница. Делимитация и демаркация. Сопредельные государства I и II порядка. Морские границы. Функции границ. Будущее границ.

    Столица. Теория столиц. Моноцентрия и полицентрия. Макростолицы и микростолицы. Макростолицы моноцентричных государств: Лондон, Мадрид, Париж, Рим и др. Макростолицы полицентричных государств: Москва, Токио, Берлин, Дели, Пекин и др.

       Микростолицы полицентричных государств: Вашингтон, Оттава, Бразилиа, Канберра, Берн и др. Мигрирующая столица. Институт столиц в государственном строительстве.

  Государственные символы: флаг, герб, гимн. Флаги мира. Основы политической геральдики. Валюта как символ государства. Валюты мира. Другие символы государства: девиз, животное, растение и т. д.

 5.        Основные политические характеристики государства (8 часов)

Основные политические характеристики государства. Форма правления.

Монархическая форма правления.

∙        Абсолютные монархии. Саудовская Аравия. Оман, Бруней, Кувейт.

∙        Дуалистические монархии. Марокко. Иордания.

∙        Ограниченные монархии. Монархии Европы.

∙        Монархии-карлики. Лесото. Свазиленд. Япония.

∙        Прочие монархии. Монархические федерации. Бельгия. ОАЭ. Малайзия.

∙        Институты монархии.

∙         Республиканская форма правления. Президентские и парламентские республики.

США. Россия. Индия. Израиль. Другие республики. Особенности республик мира. Социалистические республики. Китай. Северная Корея. Куба.

         Форма государственного режима. Авторитаризм. Тоталитаризм. Тоталитарные режимы XX века. СССР. Третий рейх. Китай при Мао Цзэдуне. Кампучия при Пол Поте. Ирак при Саддаме Хусейне. Тоталитарные и авторитарные режимы на современной политической карте мира. Северная Корея. Иран. Ливия. Сирия. Туркмения. Пакистан. Военные режимы Африки. Несовместимость тоталитаризма и авторитаризма с будущим человечества. Путь России.

Политическая регионалистика. Определение региона. Статус регионов. АТЕ. Автономия. Принципы и формы политико-территориального устройства государства. Принцип унитаризма. Симметричное унитарное государство. Франция. Япония. Другие государства этого типа.

Асимметричное унитарное государство. Грузия. Азербайджан. Молдова. Узбекистан. Финляндия. Югославия. Греция. Китай. Филиппины. Тринидад и Тобаго. Танзания. Другие государства этого типа. Региональные государства. Испания. Италия. Шри-Ланка. ЮАР. Папуа - Новая Гвинея.

Принцип федерализма. Типы федеративного государства. Структура субъектов. Федерация. США. Канада. Германия. Австрия. Бельгия. Босния и Герцеговина. Россия. Индия. Пакистан. Федерация Латинской Америки. Федерация Африки. Прочие федерации на политической карте мира.

Конфедерация. Швейцария. Конфедерации в истории человечества. Идеология федерализма. Федерализм в национальном строительстве.

Принцип глобализма. Принципы политико-территориального устройства. Региональный ассиметризм. Региональный федерализм. Евросоюз. Союз России и Белоруссии. Евразийское экономическое пространство. Лига арабских государств. Потенциал принципа глобализма. Проблемы глобализма. Будущее регионалистики.

6. Современная политическая карта мира /

Распад СССР и формирование СНГ как основной сдвиг на политической карте мира конца XX века. Создание новых геополитических пространств. Новые геополитические векторы: западноевропейский, исламский, тюркский, азиатский.

             Роль СНГ в современной международной ситуации и вопрос о реформировании СНГ. Россия как ядро СНГ. Прибалтийские страны: вступление в ЕС и НАТО, проблемы русскоязычного населения, самоидентификации балтийских этносов. Калининградская проблема.

              Союз России и Белоруссии.

Тоталитарные и авторитарные режимы на постсоветском пространстве.

Вопрос Крыма. Приднестровье. Войны в Грузии и Азербайджане. Путь среднеазиатских государств.

Политическая карта Европы. Значение Западной Европы для мировой цивилизации. Европейский союз. Политическая и экономическая интеграция. Ольстер. Баскская проблема. Швейцарская модель федерализма. Бельгийская полиэтничность. Объединение Германии. Государства-карлики. Место Ватикана в геополитике. Пороховой погреб – Балканы. Босния и Герцеговина. Сербия и Черногория. Косово. Македония. Албания. Вопрос самоопределения балканских этносов. Роль России в истории Балкан. Цыганское население Балкан. Венгерские общины в Румынии и Сербии. Разделённый Кипр и диглоссия. Вопрос о Константинополе.

Политическая карта Америки. Проблемы канадского федерализма. Вопрос Квебека. Интеграция Северной Америки. Проблемы федерализма США в современном мире. Центральноамериканская федерация. Деколонизации стран Карибского бассейна. Куба. Интеграция в рамках государств Карибского бассейна. Роль США в Латинской Америке. Путь Латинской Америки.

Политическая карта Азии. Ближний Восток. Арабо-израильское противостояние. Войны в Персидском заливе. Рост мусульманского экстремизма. Афганистан. Ирак. Индо-пакистанские конфликты. Индокитай. Китай. Япония.

Политическая карта Африки. Деколонизация и её последствия. Гражданские войны. Межэтнические противостояния. Сомали. Нигерия. Эритрея. Руанда. Апартеид в ЮАР. Вопрос о Западной Сахаре.

         Политическая карта Австралии, Океании и Антарктиды. Австралийский федерализм. Деколонизация Океании. Статус Антарктиды. Территориальные претензии на Антарктиду.

 7.        Политическая карта Российской Федерации.

            Этапы формирования политической карты России. Расширение территории. Изменения в

  структуре. Основные факторы, повлиявшие на формирование политической карты России. Старая Ладога. Новгород. Киев. Центры в период феодальной раздробленности. Москва. Санкт-Петербург. История переносов столицы из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Взаимоотношения двух столиц.               

            История российского федерализма. Правовые основы. Структура и основные показатели федерализма. Особенности. Проекты реформирования.

             Региональная геополитика. Границы России: морские и сухопутные. Отношения со скандинавскими странами и странами Балтии. Союз России и Белоруссии. СНГ. Ситуация на Северном Кавказе. Территориальные споры на Дальнем Востоке.

              Глобальная геополитика. Место России в глобальной геополитике. Дипломатические отношения. Основные векторы внешней политики.

 8.        Геополитика /

             История геополитических теорий. Макиавелли. Геополитическая модель мира Х. Маккиндера. Американская школа геополитики: Николас Спикмен. Мировые геополитические циклы. Дж. Модельский и В. Томпсон. Циклы гегемонии П. Тейлора. С. Хантингтон и «столкновение цивилизаций». Ф. Фукуяма и «конец истории». Американский гегемонизм.

        Российские геополитические теории. Славянофильство и западничество. Евразийство. Пассионарность. Теория геополитики. Геополитическое моделирование.

        Практические задания: прогнозирование изменений на политической карте России, Кавказа, Восточной Европы, Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии, Китая.

        Пандержавность. Этническая и историческая пандержавность. Пандержавность на Балканах. Тюркская пандержавность. Немецкая пандержавность. Русская пандержавность. Японская пандержавность. Влияние пандержавности на историю.

 9.        Итоговое занятие.

Методические рекомендации по проведению занятий.

 1.        Введение в политическую географию.

            Урок 1: Организационная часть. Введение в политическую географию.

Предмет и место политической географии в системе политических и географических наук. Уровни изучения политической географии. Политическая карта – государство – регион. Задачи и методы политической географии. История политической географии и политической картографии.

 2.        Формирование и развитие политической карты мира.

Урок 2: Изменения на политической карте мира.

Изменения на политической карте мира: качественные и количественные. Формирование и развитие политической карты мира как объекта научного исследования. Факторный и хронологический подходы.

Факторный метод изучения. Факторы влияния на политическую карту мира. Физические факторы. Политические, экономические, социальные и культурные факторы. Основные факторы, определяющие современные процессы на политической карте мира. Усиление значения экономических и культурных факторов. Влияние процессов либерализации, гуманитаризации, эмансипации общества на политическую карту мира. Роль личности в процессе изменения политической карты мира.

Урок 3: Этапы формирования и развития политической карты мира.

Хронологический метод изучения. Этапы формирования политической карты мира. Древнейшие государства. Египет, Месопотамия – Шумер – Ассирия – Вавилония – Персия, Индия, Китай, Греция, Рим. Империя Александра Македонского и Римская империя.

        Средневековый этап. Феодализм. Изменения на политической карте Европы. Начало эпохи великих географических открытий.

        Новый этап. Великие географические открытия. Колониализм. Колониальные империи.

        Новейший этап. Первая мировая война. Вторая мировая война. Деколонизация. Интеграция. Глобализм. Падение коммунизма. Распад СССР.

        Урок 4: Анализ изменений на политической карте мира в XX веке. Семинар.

        Работа с картами (политические карты мира 1901 и 2001 годов), систематическим материалом. Выведение основных качественных и количественных изменений. Определение основных факторов, повлиявших на изменение политической карты мира в XX-XI веках. Разделение процесса развития политической карты мира в  XX-XI веках на этапы.

 3.        Структура политической карты мира .

Урок 5: Суверенные государства. Типологии стран мира.

Количество государств мира и споры по этому поводу. Число государств в прошлом. Типология государств мира по типологии и численности населения. Лидеры и аутсайдеры. Типология стран мира по физическим принципам: по структуре суши, по выходу к морю, по рельефу, климату, почвам и т. д. Типология стран мира по социально-экономическому принципу. «Большая восьмерка». Развитые и развивающиеся страны.

Урок 6: Колонии и колониальные империи. Несамоуправляющиеся территории.

Колонии и колониальные империи. Империи одноядерного типа. Россия. Австро-Венгрия. Османская империя. Империи многоядерного типа. Англия. Франция. Испания. Португалия. Германия. Италия. Нидерланды (Голландия). Бельгия.

Несамоуправляющиеся территории. Европа: Гибралтар, Фарерские о-ва, Шпицберген и др. Америка: Бермуды, Сен-Пьер и Микелон, Гренландия, о-ва Карибского моря, Гвиана, Фолклендские о-ва. Океания. Несамоуправляющиеся территории океанов.

Урок 7: Спорные территории. Самопровозглашённые государства.

Спорные территории. Территориальные претензии. Дипломатические и военные пути решения. Территории с особым и международным режимом.

                Самопровозглашенные государства. Тайвань. Внутренняя Монголия. Уйгуристан. Тибет. Северный Кипр. Страна басков. Абхазия. Южная Осетия. Нагорный Карабах. Приднестровье. Косово. Азалия. Тамил. Илан. Белуджистан. Курдистан. Трансвааль. Оранжевое государство. Другие государства этого типа. Судьба Восточного Тимора.

Сепаратизм в России. Чечня, Татарстан, прочие проявления.

Урок 8: Международные организации.

Международные организации. Структура и цели ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН. НАТО. СНГ. ОБСЕ. ОПЕК. Содружество Наций.

Урок 9: Повторение. Контрольная работа.

 4.        Структура суверенного государства

Урок 10: Понятие суверенитета государства. Структура власти в суверенном государстве.

Понятие суверенитета и государства. Структурные элементы государства. Структура власти. Принцип разделения властей. Исполнительная, законодательная и судебная власть. Конституция.

Урок 11: Структурные элементы государства. Территория и граница.

Территория. Граница. Делимитация и демаркация. Сопредельные государства I и II порядка. Морские границы. Функции границ. Будущее границ.

Урок 12: Столица государства.

Столица. Теория столиц. Моноцентрия и полицентрия. Макростолицы и микростолицы. Макростолицы моноцентричных государств: Лондон, Мадрид, Париж, Рим и др.

Урок 13: Символы государства.

Государственные символы: флаг, герб, гимн. Флаги мира. Основы политической геральдики.

Валюта как символ государства. Валюты мира. Другие символы государства: девиз, животное, растение и т. д.

 5.        Основные политические характеристики государства.

Урок 14: Формы правления. Монархия.

Урок 15: Республика.

Урок 16: Форма государственного режима. Авторитаризм. Тоталитаризм.

Урок 17: Форма государственного режима. Демократия. Семинар.

 1.        Как вы понимаете слово «демократия»?

 2.        Какие преимущества даёт вам демократический режим?

 3.        Какими представляются взаимоотношения власти и общества при демократическом режиме?

 4.        Как можно сформулировать определение демократии, отталкиваясь от уже известных определений авторитаризма и тоталитаризма?

 5.        Как могут выглядеть гарантии прав и свобод в демократическом государстве?

 6.        В чём заключается роль принципа разделения властей в демократическом государстве?

 7.        В чём заключается роль свободных СМИ в демократическом государстве?

 8.        Современная Россия – демократическая страна или нет?

Урок 18: Форма политико-территориального устройства. Унитарное государство.

Политическая регионалистика. Определение региона. Статус регионов. АТЕ. Автономия. Принципы и формы политико-территориального устройства государства. Принцип унитаризма. Симметричное унитарное государство. Франция. Япония. Другие государства этого типа.

Асимметричное унитарное государство. Грузия. Азербайджан. Молдова. Узбекистан. Финляндия. Югославия. Греция. Китай. Филиппины. Тринидад и Тобаго. Танзания. Другие.

Урок 19: Форма политико-территориального устройства. Федеративное государство.

Принцип федерализма. Типы федеративного государства. Структура субъектов. Федерация. США. Канада. Германия. Австрия. Бельгия. Босния и Герцеговина. Россия. Индия. Пакистан. Федерация Латинской Америки. Федерация Африки. Прочие федерации на политической карте мира.

Конфедерация. Швейцария. Конфедерации в истории человечества. Идеология федерализма. Федерализм в национальном строительстве.

Урок 20: Политическая регионалистика.

Принцип глобализма. Принципы политико-территориального устройства. Региональный ассиметризм. Региональный федерализм. Евросоюз. Союз России и Белоруссии. Евразийское экономическое пространство. Лига арабских государств. Потенциал принципа глобализма. Проблемы глобализма. Гегемонизм США. Будущее регионалистики.

Урок 21: Повторение. Контрольная работа.

 6.        Современная политическая карта мира.

Урок 22: Политическая карта СНГ и стран Балтии.

Распад СССР и формирование СНГ как основной сдвиг на политической карте мира конца XX века. Создание новых геополитических пространств.

Новые геополитические векторы: западноевропейский, исламский, тюркский, азиатский. Роль СНГ в современной международной ситуации и вопрос о реформировании СНГ. Россия как ядро СНГ. Прибалтийские страны: вступление в ЕС и НАТО, проблемы русскоязычного населения, самоидентификации балтийских этносов. Калининградская проблема. Союз России и Белоруссии.

Тоталитарные и авторитарные режимы на постсоветском пространстве. Вопрос Крыма. Приднестровье. Войны в Грузии и Азербайджане. Путь среднеазиатских государств.

              Урок 23: Политическая карта Западной Европы.

        Политическая карта Европы. Значение Западной Европы для мировой цивилизации. Европейский союз. Политическая и экономическая интеграция. Ольстер. Баскская проблема. Швейцарская модель федерализма. Бельгийская полиэтничность. Объединение Германии. Государства-карлики. Место Ватикана в геополитике.

        Урок 24: Политическая карта Восточной и Южной Европы.

        Пороховой погреб – Балканы. Босния и Герцеговина. Сербия и Черногория. Косово. Македония. Албания. Вопрос самоопределения балканских этносов.

        Роль России в истории Балкан. Цыганское население Балкан. Венгерские общины в Румынии и Сербии. Разделённый Кипр и диглоссия. Вопрос о Константинополе.

        Урок 25: Политическая карта Северной и Южной Америки.

Политическая карта Америки. Проблемы канадского федерализма. Вопрос Квебека. Интеграция Северной Америки. Проблемы федерализма США в современном мире. Центральноамериканская федерация. Деколонизации стран Карибского бассейна. Куба. Интеграция в рамках государств Карибского бассейна. Роль США в Латинской Америке. Путь Латинской Америки.

Урок 26: Политическая карта Азии.

Политическая карта Азии. Ближний Восток. Арабо-израильское противостояние. Войны в Персидском заливе. Рост мусульманского экстремизма. Афганистан. Ирак. Индо-пакистанские конфликты. Индокитай. Китай. Япония.

Урок 27: Политическая карта Африки, Австралии, Океании и Антарктиды.

Политическая карта Африки. Деколонизация и её последствия. Гражданские войны. Межэтнические противостояния. Сомали. Нигерия. Эритрея. Руанда. Апартеид в ЮАР. Вопрос о Западной Сахаре.

Политическая карта Австралии, Океании и Антарктиды. Австралийский федерализм. Деколонизация Океании. Статус Антарктиды. Территориальные претензии на Антарктиду.

 7.        Политическая карта Российской федерации

Урок 28: Формирование политической карты России.

Этапы формирования политической карты России. Расширение территории. Изменения в

  структуре. Основные факторы, повлиявшие на формирование политической карты России.

Урок 29: Столицы России.

Старая Ладога. Новгород. Киев. Центры в период феодальной раздробленности. Москва. Санкт-Петербург. История переносов столицы из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Взаимоотношения двух столиц.

Урок 30: Особенности российского федерализма.

История российского федерализма. Правовые основы. Структура и основные показатели федерализма. Особенности. Проекты реформирования.

Урок 31: Российская геополитика.

Региональная геополитика. Границы России: морские и сухопутные. Отношения со скандинавскими странами и странами Балтии. Союз России и Белоруссии. СНГ. Ситуация на Северном Кавказе. Территориальные споры на Дальнем Востоке.

              Глобальная геополитика. Место России в глобальной геополитике. Дипломатические отношения. Основные векторы внешней политики.

Урок 32: Повторение. Контрольная работа.

 8.        Геополитика

Урок 33: История геополитической мысли.

История геополитических теорий. Макиавелли. Геополитическая модель мира Х. Маккиндера. Американская школа геополитики: Николас Спикмен. Мировые геополитические циклы. Дж. Модельский и В. Томпсон. Циклы гегемонии П. Тейлора. С. Хантингтон и «столкновение цивилизаций». Ф. Фукуяма и «конец истории». Американский гегемонизм.

        Российские геополитические теории. Славянофильство и западничество. Евразийство. Пассионаризм  (Л. Гумилёв).

Урок 34: Интернационалистические и националистические тенденции в геополитике.

Теория геополитики. Геополитическое моделирование.

Практические задания: прогнозирование изменений на политической карте России, Кавказа, Восточной Европы, Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии, Китая.

        Пандержавность. Этническая и историческая пандержавность. Пандержавность на Балканах. Тюркская пандержавность. Немецкая пандержавность. Русская пандержавность. Японская пандержавность. Влияние пандержавности на историю.

Урок 35: Прогнозы будущих изменений на политической карте мира. Семинар.

Вопросы для обсуждения:

 1.        Как может измениться территория России?

 2.        Как может измениться роль США в будущем мире?

 3.        Какое влияние на политическую карту мира может оказать международный терроризм?

 4.        Верите ли вы в жизнеспособность Европейского союза?

 5.        Как может отразиться на политической карте мира демографический и миграционный кризис в Европе, России, США?

 6.        Какие новые игроки могут появиться на международной геополитической арене (Китай, Индия и др.)?

 7.        Возможно ли создание единого мирового правительства?

 8.        В каких уголках мира возможны локальные конфликты?

 9.        Реальна ли третья мировая война?

 10.        Как научно-техническая и информационная революция может повлиять на политическую карту мира?

                           Литература и средства обучения

 1.        Географические атласы для средней школы.

         2.    Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015.

 2.        Детские исторические и географические энциклопедии.

 3.        Исторические атласы для средней школы.

 4.        Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015.

 5.        Родионова И. Я. Политическая карта мира. М.: Московский лицей, 2014.

Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. М.: Просвещение, 2014.

Для учителя:

 1.        Географические атласы для средней школы.

 2.        Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015.

 3.        Голубчик М. М. Политическая география мира: Учебное пособие для вузов. Смоленск: Изд-во СГУ, 1998.

 4.        Голубчик М. М. Политическая карта мира: Справочное учебное пособие. Смоленск: Изд-во СГУ,2010.

 5.        Дугин А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея, 1997.

 6.        Исторические атласы для средней школы.

 7.        Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2010.

 8.        Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015.

 9.        Максаковский В. П. Географическая карта мира. М.: Дрофа, 2013. Ч. I. Тема I.

 10.        Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

 11.        Нартов Н. А. Геополитика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИДАНА, 2007.

 12.        Раковский С. Н. Современная политическая карта мира: структура и новейшие сдвиги // География в школе. 1992. № 1. С. 4.

 13.        Родионова И. А. Экономическая география: Полный курс для поступающих в вузы: Учебно-справочное пособие. М.: Экзамен, 2003.

 14.        Страны мира: Энциклопедический справочник / Под редакцией С. А. Семеницкого.- Минск: Миринда; Родиола – Плюс, 2000.

 15.        Страны мира: Современный справочник / Сост. Ю. А. Сереженко, Н. Ю. Дмитриева, О. А. Иванова, Н. А. Сарафанова. – М.: Мир книги, 2014.

 16.        Холина В. Н.  География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учебник для 10-11 классов школ с углублённым изучением гуманитарных предметов. М.: Просвещение, 2015.

 17.        Экономическая и социальная география мира. Регионы и страны / Под редакцией С. Б. Лаврова. М.: Гардарики, 2009.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...