Доклад к семинару Деятельностное содержание географического образования в требованиях ФГОС ООО и новых УМК по географии
материал по теме
В настоящее время показателем реализации ФГОС ООО является переориентация всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме: Деятельностное содержание географического образования в требованиях ФГОС ООО и новых УМК по географии
В настоящее время показателем реализации ФГОС ООО является переориентация всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий. Следовательно, особое внимание необходимо уделить изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества с классно-урочной на лабораторно-семинарскую и проектно-исследовательскую. Следует обеспечить максимальную насыщенность урочных и внеурочных занятий разными видами познавательной деятельности, использовать развивающее и проблемное обучения. Происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся такие приёмы, как описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Линия УМК «География» ИЦ «РУССКОЕ СЛОВО» обеспечивает комплексность и преемственность обучения географии в школе от класса к классу. По линии учебников ИЦ «РУССКОЕ СЛОВО», отмечают структурирование содержания всех курсов географии в соответствии с главными идеями стандарта основного общего образования с учётом комплексности. В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях.
В учебниках особое внимание уделено развитию наглядно-образного и логического мышления учащихся, изучению краеведческого материала; формированию познавательных универсальных учебных действий; представлены статистические материалы учебников, иллюстративный материал (схемы, рисунки, диаграммы). Успехи учащихся в значительной мере зависят от их умения работать самостоятельно. Поэтому очень важно в 5 классе создать условия, при которых ученики почувствовали бы себя исследователями. Включение в содержание учебника заданий, направленных на развитие умений работать с текстом и иллюстрациями учебника, с методическим аппаратом позволяет обеспечить ребёнка инструментом достижения личностных и метапредметных результатов, сформировать ключевые компетенции.
В линии учебников ИЦ «РУССКОЕ СЛОВО» усилены гуманистический и культурологический подходы к раскрытию учебного материала, приводится много примеров географических объектов, в том числе и российских, входящих в список Всемирного природного и культурного наследия; особое внимание уделяется практическим видам деятельности, применению географических знаний и умений в повседневной жизни.
Достижение таких личностных результатов, как знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) возможно через проведение проектной деятельности. Проектная деятельность, выстраиваясь в учебный процесс, меняет все его составные части: систему оценивания, тип отношений школьников друг к другу и к педагогам, отбор учебного содержания. В ходе проектирования учащиеся учатся видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал.
В условиях реализации нового стандарта неоценимую помощь в реализации системно-деятельностного подхода оказывают учебники географии ИЦ «РУССКОЕ СЛОВО». Характерные особенности УМК соответствуют тенденциям развития современной географической науки; наличие списка Интернет-ресурсов позволит учителю стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
НОВАЯ ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ. Издат. «Русское слово» | ||
Методический аппарат учебников УМК географии издательства «Русское слово» выполнен в едином стиле. Все задания в учебниках направлены на закрепление и углубление полученных знаний, на формирование прочных умений работы с картографическим и статистическим материалом, на тренировку памяти, развитие мышления и расширение кругозора. Вопросы перед каждым параграфом помогают воспроизвести знания, полученные ранее и делают учебный процесс более эффективным. Для повторения и запоминания изученного материала каждый параграф завершается блоком «Повторим главное», где тезисно, краткими выводами повторяется основное его содержание. Затем идут задания, которые можно распределить на три группы: - Первая группа под рубрикой «Проверим знания» предлагает учащимся вопросы репродуктивного характера на знание понятий, географических объектов и персоналий. - Во второй группе под рубрикой «А теперь более сложные вопросы» предложены задания второго и третьего уровней сложности, ориентированные на развитие аналитических и творческих способностей учащихся. - Третья группа «Поработаем с картой» содержит вопросы, формирующие умения работать с картографическими материалами учебников и школьных атласов. В учебнике 6 класса каждый параграф заключает раздел «И, наконец, тест», где авторы предлагают учащимся три задания, каждый из которых представляет собой тест закрытого типа. А в учебниках 7-11 классов подобный раздел заканчивает каждую тему и состоит из 15 тестовых заданий. Приложения в конце каждого учебника содержат итоговые вопросы и задания по разделам и темам. Все эти контрольно-измерительные материалы являются хорошим подспорьем для учащихся при подготовке к ГИА-9 и ЕГЭ. УМК этого издательства в крае используются несколькими учителями. Предполагается организация апробации УМК в ряде школ с целью оценки его при работе по новым ФГОС ООО. | ||
Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. 5 кл. Русское слово. | Учебник знакомит школьников с основами географической науки, освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы учебника позволяют учащимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты Дается начальное представление о планете Земля в таких темах: - Наука география. Методы географических исследований, Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований. - Земля и ее изображения, Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» — не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии. -История географических исследований, Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей. -Природа Земли, Четвертый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой -Путешествие по планете Земля. Пятый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов. Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды. Текст параграфов по объему и по характеру изложения материала соответствует возрасту пятиклассников. После основного текста идет вывод, который позволяет выделить в содержании урока главное. Затем следуют вопросы и задания, распределённые на несколько рубрик: «Подумайте!», «Проверьте себя» и «Задания», которые позволяют осуществить дифференцированный подход в преподавании. | Готовится к изданию: ГЕОГРАФИЯ. Рабочая программа. 5 кл. Русское слово. 2012. Домогацких Е.М. Программа курса «География». 5-9 классы. Русское слово. 2012. |
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. ГЕОГРАФИЯ. Физическая география. 6 кл. Русское слово. | Учебник знакомит учащихся с основными понятиями и закономерностями физической географии, важнейшими физико – географическими процессами, происходящими в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере, показывает взаимосвязь между различными оболочками Земли. Учебник богато иллюстрирован, в нем много карт, схем, фотографий. Дидактический аппарат учебника («Повторим главное», разноуровневые вопросы для проверки знаний, тесты к основным темам), приложения («Итоговые вопросы и задания», « Как самому сделать карту», «Словарь терминов») помогут учителю в организации деятельности учащихся. | Домогацких Е.М. Программа курса «География» для 6 - 10 классов. Русское слово. Домогацких Е.М. «География», 6 кл. Рабочая тетрадь. Русское слово. |
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. ГЕОГРАФИЯ. Материки и океаны. 7 кл. Русское слово. | Учебник (в двух частях) продолжает линию учебников по географии. Его цель – раскрытие общегеографических закономерностей, а также формирование у школьников представления о разнообразии природных условий планеты. Материал учебника позволяет увидеть единство и многообразие природы материков Земли. Курс основан на классической школьной программе по географии материков, которая наполнена новым содержанием и приведена в соответствие с новым стандартом общего образования по географии. В первой части дается характеристика природных оболочек Земли, а также рассматриваются два материка Земли: Африка и Австралия. Во второй части представлен материал по остальным материкам Земли. Каждая тема книг завершается блоком проверочных вопросов, которые помогут закрепить изученный материал. Учебник богато иллюстрирован, в нем много карт, схем, фотографий. В помощь ученику – словарь основных понятий. В приложении к учебнику – статистический материал к основным объектам курса. | Домогацких Е.М. Программа курса «География» для 6 - 10 классов. Русское слово. Домогацких Е.М. «География», 7 кл. Рабочая тетрадь. Русское слово. |
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. ГЕОГРАФИЯ. Природа России. 8 кл. Русское слово. | Учебник продолжает линию учебников по географии. Он посвящен изучению физической географии России. Учебник направлен на углубление знаний об общегеографических закономерностях и их проявлении на территории нашей страны. Большое внимание уделено рассмотрению уникальной природы России и ее крупных природных районов. Каждая тема завершается блоком проверочных вопросов, которые помогут закрепить изученный материал. Учебник богато иллюстрирован, в нем много карт, схем, фотографий. В помощь ученику – словарь основных терминов и понятий. В помощь учителю и ученику дан список литературы, адреса сайтов в Интернете. | Домогацких Е.М. Программа курса «География» для 6 - 10 классов Русское слово. Домогацких Е.М. «География», 8 кл. Рабочая тетрадь. Русское слово |
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. ГЕОГРАФИЯ. Экономическая и социальная география России. 9 кл. Русское слово. | Знакомит учащихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации, раскрывает закономерности их размещения и принципы взаимодействия на той или иной территории как между собой, так и с природными комплексами. | Домогацких Е.М. Программа курса «География» для 6 - 10 классов Русское слово. Домогацких Е.М. «География», 9 кл. Рабочая тетрадь. Русское слово. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение урока на основе системно - деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС
Данный материал необходим учителям, которым в скором будущем придётся принимать учеников, обучающихся по новому образовательному стандарту 2-го поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/08/picture-442085-1410197515.jpg)
Доклад на тему "Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения"
Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколенияФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-446737-1420673039.png)
Выступление к семинару «Внеурочная деятельность, как средство достижения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам образования»
Выступление к семинару «Внеурочная деятельность, как средство достижения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам образования»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-847056-1478678092.jpg)
Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...
Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"
Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-966129-1509363346.jpg)
Экспериментальные творческие и ситуационные задания , контекстные, с практическим содержание задачи - средство достижения требований ФГОС при обучении химии.
Контекстными называют задания, которые представляют для учащихся определённый интерес, а также вопросы, на которые нужно ответить, поняв текст. При выполнении контекстных заданий учащиеся ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/20/picture-1190609-1574245523.jpg)
доклад на семинар "Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
районное методическое объединение учителей русского языка и литературы...