доклад на семинар "Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
статья

Олейникова Наталья Ивановна

районное методическое объединение учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кавалерская средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Андрея Петровича Дубинца

Деятельностный подход

к организации читательской грамотности

на уроках русского языка и литературы

(выступление учителя Олейниковой Н. И. на заседании

районного методического объединения

учителей русского языка и литературы).

17 апреля 2014 г.

Слово «грамотность» произошло от греч. «grammata» - чтение и письмо.

Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Грамотность как определенная степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности.

Проблема формирования читательской грамотности сегодня как никогда актуальна: читатель связывается с грамотностью, образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей.

В отсутствии потребности в чтении у детей не развивается привычка к сосредоточению внимания, умению интеллектуально трудиться. Чтение – это труд, который делает человека мыслящим.

Сравним две модели чтения.

«Уходящая модель» детского чтения:

  • Преобладание чтения книг, а не журналов
  • Разнообразный репертуар чтения
  • Наличие домашней библиотеки
  • Общение со сверстниками по поводу прочитанного
  • Наличие «литературных героев»
  • Позитивное отношение к библиотеке

Становление «новой модели детского чтения»:

  • Отторжение от чтения
  • Сравнительно небольшая доля «чтива»
  • Круг чтения «смещен» в сторону развлекательной литературы и журналов
  • Воздействие «электронных воспитателей» (телевизор, компьютер)
  • Меняется восприятие печатного текста и информации

Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно испытать её.

Приведу несколько примеров из практики.

На формирование читательской грамотности влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, стилей и жанров, использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, углубленного). Для качественной работы над текстом необходимо осознание навыков чтения. Примеров работы над навыками чтения множество, один из них – зрительный диктант по методике профессора И. П. Шевченко, который способствует достижению результативности в обучении чтению. Эффективность зрительного диктанта высока, если применять их регулярно.

На уроках русского языка необходимо выполнять различные логически-поисковые задачи.

Например: назвать лишнее слово из ряда

Мороз, погода, хорошо, облако

Ответы:

  1. Хорошо – это наречие
  2. Мороз – 2 слога
  3. Облако – начинается с гласной «о»

Сделаем вывод о том,  что приученные видеть много аспектов решения одной и той же задачи, ученики выделят не один ответ.

Интересен тренинг «Слово – предложение – вопрос – ответ».

Учитель называет слово, например «Глаза».

Ученики составляют предложение «Я люблю смотреть в глаза своей мамы».

Вопрос «Почему именно в мамины глаза?»

Ответ «Я люблю смотреть в мамины глаза, потому что они излучают любовь».

Задания для работы в парах: составить ассоциативный ряд, подбирая прилагательные к слову глаза.

- подобрать однокоренные слова

- подобрать метафоры

- подобрать сравнение

- пословицы, поговорки о глазах, взгляде

- написать эссе «Мамины глаза», «Глаза – зеркало души».

- сопоставление поэтического текста и произведений живописи (например, стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» и рассмотреть «Портрет А. П. Струйской» Ф. Рокотова.)

Данный приём в работе способствует воспитанию литературной компетенции учащихся, активизирует развитие внимания, наблюдательности, творческих способностей.

Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них.

Требования ФТОС к уровню освоения учащимися читательской грамотности:

1) поиск информации (найти и извлечь нужную информацию)

2) умение выделять нужную информацию

3) систематизировать

4) сопоставлять

5) анализировать и обобщать информацию

6) интерпретировать и преобразовывать её

Обратимся к стихотворению в прозе И. С. Тургенева.

«Ты заплакал…»

Ты заплакал о моём горе; и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне.

Но ведь и ты заплакал о своём горе; только ты увидел его - во мне.

Умение первое: найти и извлечь информацию. Ученики должны связать существенные детали вопросы и соответствующие детали текста. Ответы на определённые вопросы содержатся непосредственно в тексте.

  1. Подчеркнуть грамматические основы (из 4-х пар грамматических основ три содержат слово «заплакал»).
  2. Можно ли это слово назвать ключевым? Почему? (Нет, несмотря на его повторяемость, ключевым словом является слово «сочувствие»).
  3. Выписать к слову «сочувствие» синоним (жалость).
  4. Подобрать к этим словам слова, близкие по значению (сопереживание, сострадание).
  5. Обратиться к Толковому словарю, выяснить ЛЗ этих слов.

Сочувствие 1) отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.

Сопереживание (книж.) - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем.

  1. Проанализировать определения, эти три слова являются синонимами?
  2. Сформулировать проблемный вопрос, опираясь на эти слова. (Почему один человек сочувствует другому?)
  3. Найти в тексте местоимения, выяснить частоту их употребления, с чем это связано? (10 местоимений; употребление личных и притяжательных местоимений придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности).
  4. К какому типу относится данная проблема? (нравственная, духовная жизнь и взаимоотношения людей).

Умение второе: интерпретировать. Толкование предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Нужно осмыслить подтекст.

  1. Рассмотреть авторскую позицию, сформулировать её (человек сочувствует другому в том случае, если сам испытал подобное горе).
  2. Выбрать из предложенных высказываний те, в  которых содержится аналогичная авторская позиция. Есть ли среди них цитаты с противоположным мнением?
  • Мудрый охотней умрет, чем будет взывать к состраданию. Огонь скорее потухнет, чем станет холодным. (Хитопадеша)
  • Истинное сострадание начинается только тогда, поставив себя в воображении на место страдающих, испытываешь действительно страдание. (Л.Н. Толстой)
  • Ты не видишь реку слёз, потому что в ней нет ни одной твоей слезы. (А. Поркья)

          Умение третье: осмыслить и оценить. Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом.

Учащимся предлагается письменно сформулировать своё мнение по данной проблеме, аргументировать его, опираясь на свой читательский и житейский опыт.

Формулирование читательской грамотности на уроках русского языка подобным образом даёт возможность обучающимся справиться с заданием С и способствует развитию личностных качеств.

Эффективной является работа с кластерами.

Этот приём хорошо использовать при подготовке  учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С).

Такая работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти вслед за автором», «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю.

При работе над частью С особую сложность представляет для учащихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Последовательность действий проста:

  • Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение («сердце» идеи, темы);
  • Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы (модель планеты и её спутники);
  • По мере записи появившиеся слова соединяются линиями с ключевым словом. У каждого из «Спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники».

     В итоге получается структура, которая графически отображает наши  размышления, определяет информационное поле данной теме.

Рассмотрим данный прием на примере текста М.М.Пришвина.

  1. Всю жизнь слышал слово «душа»  и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.
  2. Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос.
  3. Я сказал бы, что душа – это внутренний мир человека, это что он знает о себе.
  4. Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе.
  5. В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некой сущности, обитающей в теле.
  6. И все это понимание души  было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней люди.
  7. Между тем у меня была своя душа, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливая слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все.
  8. Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое значение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего моё существование было бы бессмысленным.
  9. И мое страстное желание присоединяться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого…
  10. И еще произошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.
  11. И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить ,и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.

Создание кластера:

                                                        Душа

1.Внутренний        2.Совокупность            3.Некая сущность

        мир.                    знаний о себе.             обитающая в теле.                                                                            

                                                     (как все,

                                     как сам) -  

                                желание любви.          

                               Душа = Любовь      

Мы пришли к выводу, что душа- это любовь.

Посмотрим в «Толковом словаре» определение слову «душа» (внутренний, психологический мир человека, его создание и свойство характера).    

Значит, душа = любовь: к себе, к людям, к природе, к труду, к жизни.

В работе по формированию читательской грамотности учащихся полезен прием «синквейн».

Для чего используют?

  • Обогащает словарный запас
  • Подготавливает к краткому пересказу
  • Учит формировать ключевую фразу
  • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом
  • Получается у всех

Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления значит осмысленно пользоваться понятиями и определять своё личное отношение к рассматриваемой проблеме.  Ценность заключается в том, что всё это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают понятия, применяют знания, умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать, читать тексты целенаправленно, осмысленно.

Изложенные в моём выступлении методы и приемы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-7 классах.

Авторы статьи размышляют, каковы возможности деятельностного  подхода к организации читательской грамотности на   уроках русского языка...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

В докладе представлены приёмы  формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....

Материал к мастер-классу по теме «Учебно- деятельностный подход при формировании читательской грамотности на уроках русского языка»

Материал может быть востребован при подготовке к урокам русского языка в среднем звене....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...