доклад на семинар "Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
статья
районное методическое объединение учителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кавалерская средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Андрея Петровича Дубинца
Деятельностный подход
к организации читательской грамотности
на уроках русского языка и литературы
(выступление учителя Олейниковой Н. И. на заседании
районного методического объединения
учителей русского языка и литературы).
17 апреля 2014 г.
Слово «грамотность» произошло от греч. «grammata» - чтение и письмо.
Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Грамотность как определенная степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности.
Проблема формирования читательской грамотности сегодня как никогда актуальна: читатель связывается с грамотностью, образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей.
В отсутствии потребности в чтении у детей не развивается привычка к сосредоточению внимания, умению интеллектуально трудиться. Чтение – это труд, который делает человека мыслящим.
Сравним две модели чтения.
«Уходящая модель» детского чтения:
- Преобладание чтения книг, а не журналов
- Разнообразный репертуар чтения
- Наличие домашней библиотеки
- Общение со сверстниками по поводу прочитанного
- Наличие «литературных героев»
- Позитивное отношение к библиотеке
Становление «новой модели детского чтения»:
- Отторжение от чтения
- Сравнительно небольшая доля «чтива»
- Круг чтения «смещен» в сторону развлекательной литературы и журналов
- Воздействие «электронных воспитателей» (телевизор, компьютер)
- Меняется восприятие печатного текста и информации
Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно испытать её.
Приведу несколько примеров из практики.
На формирование читательской грамотности влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, стилей и жанров, использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, углубленного). Для качественной работы над текстом необходимо осознание навыков чтения. Примеров работы над навыками чтения множество, один из них – зрительный диктант по методике профессора И. П. Шевченко, который способствует достижению результативности в обучении чтению. Эффективность зрительного диктанта высока, если применять их регулярно.
На уроках русского языка необходимо выполнять различные логически-поисковые задачи.
Например: назвать лишнее слово из ряда
Мороз, погода, хорошо, облако
Ответы:
- Хорошо – это наречие
- Мороз – 2 слога
- Облако – начинается с гласной «о»
Сделаем вывод о том, что приученные видеть много аспектов решения одной и той же задачи, ученики выделят не один ответ.
Интересен тренинг «Слово – предложение – вопрос – ответ».
Учитель называет слово, например «Глаза».
Ученики составляют предложение «Я люблю смотреть в глаза своей мамы».
Вопрос «Почему именно в мамины глаза?»
Ответ «Я люблю смотреть в мамины глаза, потому что они излучают любовь».
Задания для работы в парах: составить ассоциативный ряд, подбирая прилагательные к слову глаза.
- подобрать однокоренные слова
- подобрать метафоры
- подобрать сравнение
- пословицы, поговорки о глазах, взгляде
- написать эссе «Мамины глаза», «Глаза – зеркало души».
- сопоставление поэтического текста и произведений живописи (например, стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» и рассмотреть «Портрет А. П. Струйской» Ф. Рокотова.)
Данный приём в работе способствует воспитанию литературной компетенции учащихся, активизирует развитие внимания, наблюдательности, творческих способностей.
Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них.
Требования ФТОС к уровню освоения учащимися читательской грамотности:
1) поиск информации (найти и извлечь нужную информацию)
2) умение выделять нужную информацию
3) систематизировать
4) сопоставлять
5) анализировать и обобщать информацию
6) интерпретировать и преобразовывать её
Обратимся к стихотворению в прозе И. С. Тургенева.
«Ты заплакал…»
Ты заплакал о моём горе; и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне.
Но ведь и ты заплакал о своём горе; только ты увидел его - во мне.
Умение первое: найти и извлечь информацию. Ученики должны связать существенные детали вопросы и соответствующие детали текста. Ответы на определённые вопросы содержатся непосредственно в тексте.
- Подчеркнуть грамматические основы (из 4-х пар грамматических основ три содержат слово «заплакал»).
- Можно ли это слово назвать ключевым? Почему? (Нет, несмотря на его повторяемость, ключевым словом является слово «сочувствие»).
- Выписать к слову «сочувствие» синоним (жалость).
- Подобрать к этим словам слова, близкие по значению (сопереживание, сострадание).
- Обратиться к Толковому словарю, выяснить ЛЗ этих слов.
Сочувствие 1) отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.
Сопереживание (книж.) - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем.
- Проанализировать определения, эти три слова являются синонимами?
- Сформулировать проблемный вопрос, опираясь на эти слова. (Почему один человек сочувствует другому?)
- Найти в тексте местоимения, выяснить частоту их употребления, с чем это связано? (10 местоимений; употребление личных и притяжательных местоимений придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности).
- К какому типу относится данная проблема? (нравственная, духовная жизнь и взаимоотношения людей).
Умение второе: интерпретировать. Толкование предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Нужно осмыслить подтекст.
- Рассмотреть авторскую позицию, сформулировать её (человек сочувствует другому в том случае, если сам испытал подобное горе).
- Выбрать из предложенных высказываний те, в которых содержится аналогичная авторская позиция. Есть ли среди них цитаты с противоположным мнением?
- Мудрый охотней умрет, чем будет взывать к состраданию. Огонь скорее потухнет, чем станет холодным. (Хитопадеша)
- Истинное сострадание начинается только тогда, поставив себя в воображении на место страдающих, испытываешь действительно страдание. (Л.Н. Толстой)
- Ты не видишь реку слёз, потому что в ней нет ни одной твоей слезы. (А. Поркья)
Умение третье: осмыслить и оценить. Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом.
Учащимся предлагается письменно сформулировать своё мнение по данной проблеме, аргументировать его, опираясь на свой читательский и житейский опыт.
Формулирование читательской грамотности на уроках русского языка подобным образом даёт возможность обучающимся справиться с заданием С и способствует развитию личностных качеств.
Эффективной является работа с кластерами.
Этот приём хорошо использовать при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С).
Такая работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти вслед за автором», «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю.
При работе над частью С особую сложность представляет для учащихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Последовательность действий проста:
- Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение («сердце» идеи, темы);
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы (модель планеты и её спутники);
- По мере записи появившиеся слова соединяются линиями с ключевым словом. У каждого из «Спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники».
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Рассмотрим данный прием на примере текста М.М.Пришвина.
- Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.
- Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос.
- Я сказал бы, что душа – это внутренний мир человека, это что он знает о себе.
- Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе.
- В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некой сущности, обитающей в теле.
- И все это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней люди.
- Между тем у меня была своя душа, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливая слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все.
- Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое значение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего моё существование было бы бессмысленным.
- И мое страстное желание присоединяться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого…
- И еще произошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.
- И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить ,и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.
Создание кластера:
Душа
1.Внутренний 2.Совокупность 3.Некая сущность
мир. знаний о себе. обитающая в теле.
(как все,
как сам) -
желание любви.
Душа = Любовь
Мы пришли к выводу, что душа- это любовь.
Посмотрим в «Толковом словаре» определение слову «душа» (внутренний, психологический мир человека, его создание и свойство характера).
Значит, душа = любовь: к себе, к людям, к природе, к труду, к жизни.
В работе по формированию читательской грамотности учащихся полезен прием «синквейн».
Для чего используют?
- Обогащает словарный запас
- Подготавливает к краткому пересказу
- Учит формировать ключевую фразу
- Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом
- Получается у всех
Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления значит осмысленно пользоваться понятиями и определять своё личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что всё это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают понятия, применяют знания, умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать, читать тексты целенаправленно, осмысленно.
Изложенные в моём выступлении методы и приемы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-7 классах.
Авторы статьи размышляют, каковы возможности деятельностного подхода к организации читательской грамотности на уроках русского языка...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
В докладе представлены приёмы формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....
Материал к мастер-классу по теме «Учебно- деятельностный подход при формировании читательской грамотности на уроках русского языка»
Материал может быть востребован при подготовке к урокам русского языка в среднем звене....
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...