Урок в 8 классе по теме: "Воздушные массы.Циклоны, антициклоны"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Елена Васильевна Жукова

Урок открытия нового знания по теме: "Воздушные массы. Циклоны, антициклоны"

Вид урока: комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vozdushnye_massy_8_klass.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок, в 8 классе по теме:

      «Движение воздушных масс. Циклоны и антициклоны»

       разработан учителем географии ГБОУ Школа №1173

                                  г. Москвы

                                 Жуковой Е.В.

 Цель: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах климата и  природы России .

                  Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями.

2.Продолжить формирование у них представлений и знаний об особенностях и главных чертах климата России.

3.Познакомить их с крупными атмосферными вихрями-циклонами и антициклонами и их влиянием на погоду.

4.Дать ученикам представление об атмосферных фронтах- переходных зонах между В.М.

5.Дать учащимся представление о синоптических картах как особом виде климатических карт.

Воспитательные:

1.Способствовать формированию нравственных отношений, коммуникативных (через групповые УПД учащихся)

2.Формирование организационной культуры человека.

Развивающие:

1.работать над развитием речи (монологической, диалоговой)

2.развитие умственной самостоятельности учащихся.

  Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 1.Организация        

    класса

1.Приветствие класса.

2.Проверка готовности класса к уроку.

Проверяют готовность

к работе.

 2.Целеполага-

    ние и моти-

    вация.

1.Учитель поясняет, что в процессе урока уч-ся могут научиться:

1)систематизировать

учебный материал

2) выделять главное

3)делать выводы и их доказывать.

2.  Объявление темы.

Учащиеся определяют для себя объём работ

Определяют для себя объем работы, формулируют

цели урока.

2. Запись темы в тетрадь.

3.Актуализация

   знаний и уме-

   ний.

   А.Повторение

       элементов

       климата.

 

             

         

         

Б.Определение понятия ВМ.

   

В. Свойства ВМ.

-На предыдущем уроке мы познакомились с климатообразую-щими факторами и подробно остановились на

2-х из них.

-Назовите фактор, который

определяет климат любой

территории?

-Как г. ш. влияет на распределение   t º?

-Что называют солнечной

радиацией?

-Назовите виды солнечной радиации?

-Каковы закономерности

распределения солнечной радиации

 на территории России?

-Перечислите факторы, от которых зависит кол-во :

1 вариант- суммарной радиации

2 вариант- поглощенной

солнечной радиации.

-Определите какой вид солнечной радиации преобладает в нашей местности:

1 ряд- сегодня

2 ряд- преобладает летом

3 ряд- преобладает зимой.

-Что наз.ВМ?

-Перечислите свойства ВМ?

-От чего зависят свойства ВМ?

-Назовите 4 зональных типа ВМ в зависимости от районов их формирования?

-На какие два подтипа делятся зональные ВМ?

-Каковы их свой-

ства?

Предлагают свои ответы

на поставленные вопросы.

Дают определение понятию.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Рассеянная, суммарная,

поглощенная, отраженная,

прямая.

Уменьшается с юга на север.

Учащиеся предлагают

свои варианты ответов.

tº, влажность, прозрачность.

От той территории над

которой сформировались.

АВМ,УВМ,ТВМ,ЭВМ.

Морские, континентальные.

 4.Изучение

    нового

   материала.

 Познавательная задача №1.

Организует самостоятельную

 работу по изучению

нового материала. Оговаривает время работы.

-На основании анализа рис.44, с.96 и климатической карты заполните таблицу

1.Определите типы ВМ, господствующие над территорией России.

2.Выявите основные свойства ВМ.

3.Установите районы действия ВМ и их возможное влияние  на климат

Проверка таблицы.

Познавательная задача №2

Прочитайте текст

 15 учебника и на

основании прочи-

танного заполните схемы АФ.

Познавательная

задача №3.

1. По материалам

   15 и схемы (рис.37) составьте

 характеристику

АФ по их свойствам. Данные запишите в таблицу.

1 вариант- ТФ

2 вариант- ХФ

2.Проверка

3.Вопросы на закрепление изученного материала:

-В каком случае

образуются

ливневые осадки.

-В каком-обложные?

-Какой фронт прошел, если после ветреной погоды с дождем и снегом наступило потепление?

Познавательная

задача №4

По материалам учебника дать определение понятиям

1 вариант- циклон

2 вариант- антициклон;

нарисовать схемы образования атмосферных вихрей; заполните таблицу.

Заполняют таблицу

по ВМ.(6 вариантов).

Название ВМ

Район

формирова-

ния

Район дейст-

вия.

Свойства

ВМ.

Погода

авм

увм

Проверка таблицы учащимися.

Учащиеся читают   15 заполняют схемы.

Работа фронтально.

Работают в группах, заполняя таблицу.

Вид фронтаt

Особенности взаимодействия теплого и холодного воздуха.

Особенности возникновения погоды (t, P,

осадки).

ТФ

ХФ

2 ученика отвечают у доски.

Учащиеся отвечают на поставленные

учителем вопросы.

Работают по вариантам.

Заполняют таблицу.

Вид атмосферного вихря.

Формирующаяся

погода

Районы развития и действия.

Циклон

Антициклон

 5. Закрепление

     изученного.

-Где возникают АФ

в Zn или Azn?

-Почему в Azn не мо-

жет быть АФ?

Под влиянием каких

ВМ формируется кли

мат России в зимнее время?

-При взаимодействии

ВМ вверх поднимается теплый или холодный воздух?

-Какую погоду прино-

сит ХФ?

-Если зимой была ветреная погода с дождем и снегом, пос-

ле чего наступило потепление, то какой АФ прошел?

-В какое время года

над Москвой прохо-

дит ТФ?

-Как движется воздух

в циклоне; антициклоне?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Однородная ВМ.

УВМ,АВМ.

Облачно, ветрено с осадками.

Теплый.

Зимой, летом.

6. Домашнее задание

Запишите домашнее задание, на контурной карте обозначить направления движения ВМ летом и зимой. Морские обозначить синим, континентальные- черным. Подписать количество суммарной радиации по поясам

Запись задания, комментарии к выполнению задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Движение воздушных масс. Циклоны и антициклоны".

Тип урока - открытие новых знаний. Формы работы: групповая, работа с карточками, учебником, ЭОР.  Идея урока - приобретение новых знаний путем проблемной ситуации, позволяющей учащимся само...

Конспект урока в 8 классе по географии "Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны"

Цель урока: дать представление об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат. Формировать знания о главных чертах климата России....

Учитель географии МОУ СОШ п. Учебный, Ершовского района Саратовской области, Молочко Наталья Ивановна, урока географии в 5 классе по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера" (ФГОС)

Урок географии в 5 классе по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера" (ФГОС)Начальный курс: 5 класс / А. А. Летягин. - М.: Вентана - Граф, 2012.Цели урока:Дидактические:   Формирова...

План урока по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны- интегрированный урок. (8 класс)

Интегрированный урок- (8 класс) по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны....

Закономерности циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

Урок -лекция с практической направленностью. Во время демонстрации слайдов происходит обобщение имеющихся знаний, объяснение новой темы с виртуальной наглядностью, обучение практическому направлению п...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Воздушное питание растений (фотосинтез)"

Разработка урока по биологии в 6 классе на тему "Воздушное питание растений (фотосинтез)". УМК "Русское слово"....