Развитие экологических знаний на уроках внеурочной деятельности
статья по географии на тему
Развитие экологических знаний на уроках внеурочной деятельности из опыта работы учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razhvitie_ekologicheskih_znaniy_na_urokah_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие экологических знаний на уроках внеурочной деятельности
учитель географии Левун О.М.
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках»
В.А.Сухомлинский.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Сохранение всего живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Экологическое воспитание школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, при сформированности у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности
Человек познает мир на протяжении всей жизни. Самый важный период этого понимания - учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Вот почему учителю отводится ответственная роль-стать проводником нового мышления – экологического.
. Таким образом, цель системы экологического воспитания школьников – развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование готовности к активной природоохранной деятельности. Процесс формирования готовности учащихся к природоохранной деятельности включает следующие мероприятия:
экологическое просвещение школьников – формирование у детей необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Важно, чтобы ребёнок понял и усвоил, что его благополучие, завтрашний день его близких зависят от чистоты воздуха и воды, от здоровья его самого, его родителей, которое зависит от чистоты среды его обитания.
Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить следующие направления работы:
- Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы о птицах, животных, заочные путешествия в царство грибов,, викторины о домашних животных);
- Познавательно-развлекательное направление работы (праздники- День Земли, День птиц, устные журналы «Удивительные животные», экологические проекты, игры-путешествия-«Мир динозавров»).
- Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)
- Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
На своих занятиях я использую следующие формы работы:
- Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);
- Экскурсии в природу;
- Беседы, доклады, экологические праздники;
- Проекты.
Наиболее ответственный этап в понимании школьниками экологии - это изучение природы родного края. Родной край - это то, что мы видим с самого рождения, это - наша Родина. Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем края и о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение – это всегда краелюбие.
На уроках «Земля –наш дом» ученики с удовольствием принимают участие в проектной деятельности класса. Проект «Птичий дом» осуществлялся в зимнее время. Суть проекта: изготовление кормушек и скворечников совместно с родителями; организация подкормки птиц в зимнее время; изучение взаимоотношений между различными видами зимующих птиц.
На уроках ребята провели осуществляют проекты на тему «Сбережем капельку», «Их нужно сберечь», «Первоцветы»» процессе игры. Игры, используемые для формирования экологических понятий, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, игры- путешествия. На основе проведённого урока на тему: «Вода – наш друг» ребята побывали на экскурсии на реку «Ракуша» Уроки-экскурсии позволяют организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор учеников, но и развивает, воспитывает их. У детей меняется отношение к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас. Во время уроков-экскурсий дети приучаются к практическому участию в охране родного края (почему тот или иной объект считается памятником природы и как его надо охранять).
Таким образом, вся эта деятельность позволяет сформировать экологическую культуру наших учащихся по следующим показателям:
- Дети проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений животных, сопровождающийся попытками их анализировать.
- С желанием участвуют в экологически – ориентированной деятельности.
- Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступной им форме (рассказ, сочинение, рисунок).
- Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям, животным.
- Пытаются контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
- Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождаются готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.
Следует помнить, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно овладеть терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Ведь природа – великий учитель!
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Внеурочная экологическая работа должна носить системный характер в течение всего года. Это необходимая и ценная форма организации учебной деятельности, позволяющая применять тонко дифференцированный подход к школьникам. Таким образом, во внеурочной работе продолжается обучение и воспитание учащихся, учащимися приобретается необходимая система экологических знаний, формируются экологические умения, экологическое мышление и развивается экологическая культура.
Экологическая внеурочная деятельность позволяет вести работу по формированию у обучающихся школы чувства ответственности за судьбу уникальной природы вятской земли – маленькой частицы великой России.
На основании вышеизложенного, хочу сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности
Создание данного проекта вызвано необходимостью систематизации внеурочной работы по предмету. Учитель много внимания уделяет этой работе, но не всегда получается сохранить в памяти сделанное. Такая фо...
Развитие связной речи 1 класс (внеурочная деятельность)
«Рассмотрено на заседании МО» _____ /______________ / ФИО руководителя МО «___» _________...
Развитие художественной одаренности обучающихся во внеурочной деятельности в рамках работы изостудии.
Выступление на семинаре по развитию одаренности обучающихся....
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Проверка знаний по курсу внеурочной деятельности "Занимательный английский"
Проверка знаний алфавита, название цветов, словарного запаса...
Конспект занятия «Экологический туризм как форма внеурочной деятельности по физике»
Конспект занятия «Экологический туризм как форма внеурочной деятельности по физике» предназначен для учащихся 7-9 классов...
Экологическое воспитание школьников во внеурочной деятельности
Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно пр...