Развитие связной речи 1 класс (внеурочная деятельность)
материал на тему
«Рассмотрено на заседании МО»
_____ /______________ / ФИО руководителя МО «___» _________ 20__г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УР _____ /______________/ ФИО «___» _________20__г.
|
«Утверждаю» Директор МБОУ Увельская СОШ №1 __________ /В.М.Новиков / ФИО Приказ № ______ от«___» _________ 20__г.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Увельская средняя общеобразовательная школа №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие связной речи»
(Занятия для учащихся 7-10 лет)
1 класс
составитель: Вострикова Юлия Владимировна
2012 год
Пояснительная записка
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения.
В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Развитие связной речи» для учащихся начальных классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений.
Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников второй год я провожу курс «Развитие связной речи». Учить хорошей устной речи - вот главная задача курса.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 1 год,34 учебных недели в год – 1 час в неделю.
Цели и задачи программы
Цель: организация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей начальных классов, на основе системно-деятельностного подхода.Совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли.
Задачи:
- Нормализовать звуковую сторону речи.
- Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
- Развивать умения владением устной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
- Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, формы и приемы работы.
Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся;
Основными принципами организации содержания курса стали следующие:
- коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
- системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
Коммуникативно - ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.
Формы и методы работы:
- тренинговые упражнения
- диагностические процедуры
- игры
Формы текущего контроля знаний и умений:
- первичная диагностика
- промежуточная диагностика
- диагностика на конец года
- ответы на вопросы
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся узнают:Для чего нужна речь.Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.Различать устную и письменную речь.Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на уроках, занятиях и вне них.Уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре и группе с товарищами.Четко и правильно произносить все звуки, в том числе в чистоговорках и скороговорках.Замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них.Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты, записки, письма с помощью учителя.Составлять рассказы по серии картинок.Сочинять рифмованные строки, стихотворения.Отгадывать загадки.
Содержание изучаемого курса
« Давай познакомимся».Диагностика устной речи у детей. Золотая пора. Осенний праздник.«Составление рассказа об осени по опорным картинкам».Знакомство с органами артикуляции «Тренируем язычок». «Знакомство с гласными звуками». «Составление связного текста из данных предложений». Чтение и пересказ русской народной сказки «Морозко».Игра «Согласные звуки, их артикуляция»“Знакомые незнакомцы (непонятные слова в тексте)”.Загадки. Игра «Четыре дорожки». «Моя семья». Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. «Настоящий друг». «Сонорные звуки». «Скороговорки». «Пословицы и поговорки». «Стихотворно-игровой материал». « Дифференциация понятий фрукты- овощи». «Мои друзья». «Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом». «Домашние животные». «В гости к Чиполлино». «Посуда». «Одежда». «Весна». «Речь. Звук. Слово. Предложение. «Живое - неживое». «Пересказ сказки «Хитрый козел». Диагностика устной речи у детей. Диагностика устной речи у детей.
Календарно-тематическое планирование модуля
Дата
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов
|
Деятельность учащихся на занятии | |
Аудиторные |
Внеаудиторные занятия | ||||
|
1 |
« Давай познакомимся». |
|
1 |
Знакомство. Нарисуем нашу школу. |
|
2 |
Диагностика устной речи у детей. |
1 |
|
Диагностика уровня развития связной речи детей и активного словарного запаса. |
|
3 |
Золотая пора. Осенний праздник. |
|
1 |
Разгадывание загадок об осени, заучивание стихотворения. |
|
4 |
«Составление рассказа об осени по опорным картинкам». |
|
1 |
Связное описание времен года, скороговорки на скорость. |
|
5 |
Знакомство с органами артикуляции «Тренируем язычок». |
1 |
|
Артикуляционная гимнастика |
|
6 |
«Знакомство с гласными звуками». |
1 |
|
Артикуляция звуков, языковая гимнастика. |
|
7 |
«Составление связного текста из данных предложений». |
1 |
|
Развитие устной речи, мышление, коммуникабельности. |
|
8 |
Чтение и пересказ русской народной сказки «Морозко». |
|
1 |
Развитие устной речи, мышление, коммуникабельности. |
|
9 |
Игра «Согласные звуки, их артикуляция» |
1 |
|
Артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков. |
|
10 |
“Знакомые незнакомцы (непонятные слова в тексте)”. |
1 |
|
Найти непонятные слова в тексте. |
|
11 |
Загадки. |
|
1 |
Развитие устной речи, мышление, коммуникабельности. |
|
12 |
Игра «Четыре дорожки». |
|
1 |
Закрепляем в речи существительное с обобщающим значением “профессии”, уточнять и расширять словарный запас по данной теме. |
|
13 |
«Моя семья». |
1 |
|
Составление рассказа о своей семье. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи. |
|
14 |
Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. |
|
1 |
составление рассказа по опорным словам и картинкам; обогащение словарного запаса по теме: «Зима»; |
|
15 |
«Настоящий друг». |
|
1 |
Составление рассказа по сюжетной картине, опираясь на образец и вопросы педагога; |
|
16 |
«Сонорные звуки». |
1 |
|
Знакомство с Л-ЛЬ, Р-РЬ; артикуляция, чистоговорки; |
|
17 |
«Скороговорки». |
1 |
|
Проговариваем скороговорок на скорость. |
|
18 |
«Пословицы и поговорки». |
1 |
|
Учимся использовать пословицы и поговорки в устной речи. Уметь объяснить их значение. |
|
19 |
«Стихотворно-игровой материал». |
1 |
|
Артикуляционная гимнастика. Заучивание стихотворения наизусть. |
|
20 |
« Дифференциация понятий фрукты- овощи». |
|
1 |
Обогащать лексикон по темам: «фрукты», «овощи», учить дифференциации соответствующих понятий; |
|
21 |
«Мои друзья». |
|
1 |
Совершенствовать связную речь, употреблять в речи простые распространенные предложения; |
|
22 |
«Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом». |
1 |
|
Развивать умения устанавливать временные отношения и умения воспроизводить их в речи с помощью грамматического построения и языкового оформления предложений, связных высказываний; |
|
23 |
«Домашние животные». |
|
1 |
Описание внешнего вида животных, развитие фонематического слуха, составление сложных предложений с противительным союзом «а», развитие логического мышления. |
|
24 |
«В гости к Чиполлино». |
|
1 |
Развиваем связную речь (описательные загадки). |
|
25 |
«Посуда». |
1 |
|
Уметь составлять описательные рассказы на тему «Посуда», чтение сказки «Федорино горе» |
|
26 |
«Одежда». |
|
1 |
Учиться составлять описательные рассказы на тему «Одежда», описательный рассказ по схеме, заучивание стихотворения наизусть. |
|
27 |
«Весна». |
|
1 |
Образовать сравнительную степень прилагательных, ориентироваться на плоскости листа. |
|
28 |
«Прилет птиц» |
|
1 |
Уметь пересказать небольшой рассказ. |
|
29 |
«Речь. Звук. Слово. Предложение. |
1 |
|
Познакомить учащихся с органами речи. Учить выделять в потоке речи звуки, слова, предложения. |
|
30 |
«Живое - неживое». |
|
1 |
Развивать умение дифференцировать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. |
|
31 |
«Пересказ сказки «Хитрый козел». |
1 |
|
Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; Развивать связную, монологическую речь. |
|
32 |
Диагностика устной речи у детей. |
1 |
|
Диагностика уровня развития связной речи детей и активного словарного запаса. |
|
33 |
Диагностика устной речи у детей. |
1 |
|
Диагностика уровня развития связной речи детей и активного словарного запаса. |
Материально-техническое обеспечение:
- Технологические средства (ТСО), слайд-проектор, экран.
- Листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры.
При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
- проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
- упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
- задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
- развитие связной речи – диалогической (в общении) (в пересказе и составлении собственного рассказа);
- воспитание поэтического слуха;
Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, массаж рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.
Литература
- Быстрова Г.А. и др. Логопедические игры изадания-СПб.; КАРО,2002.-96с.+вкл.,16 с.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. (Логопед в школе)
- Захлебный А.Н.., Дзятковская Е.Н. Общеучебные умения как интегральный результат образования. Лекционные материалы. Чита.: ЧИПКРО, 2006. – 19c. + слайды 19 с.
- Сажина С.Д.Составление рабочих программ для ДОУ.Методические рекомендации .– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112с. – (библиотека руководителя ДОУ).
- Селехова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. -160 с.
- ФотековаТ.А.Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация Т-ТЬ | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы будем заниматься, Мы будем все стараться, Чтоб правильно писать И умненькими стать.
Игра «Четвертый лишний» Собака, волк, кошка, свинья. Корова, лошадь, собака, воробей. Коза, свинья, баран, жеребенок. Козленок, кошка, щенок, ягненок.
В уголке у «Буквоеда» разбросаны буквы в разные стороны. Нужно составить слово из этих букв.
А Т Я Л Т Е
Какой первый звук в слове «Телята» Какой буквой он обозначен? Есть ли ещё буква «Т» в этом слове? Какой звук она обозначает?
Домашние животные
Настроим язычок на работу ! АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка ” слизать варенье ” с верхней губы с верху вниз. Спрятать язык. Губы и нижняя челюсть не двигается - 10 раз.
Улыбка – хоботок. Растянуть губы в улыбку, затем вытянуть вперед трубочкой – 10 раз.
Грибок Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу и удержать в таком положении под счет от 1 до 10.
Лошадка Открыть рот и по цокать языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык. Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая, и цокать за верхними зубами.
Молоток Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т;
Вот так работают органы артикуляции при правильном произношении звука «Т» Как расположены губы? Как расположены зубы? А где язык?
При произношении звука «ТЬ» кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Весь язык более напряжён - воздушная струя идет через рот;
Сравнение с образом Буква «Т» стоит на крыше Телевизор в доме том. «Т» в антену превратилась И на доме очутилась.
Молоток стучит тук-тук букве «Т» я лучший друг
Произношение звуков Т-ТЬ в слогах Та-ти-ту-ты-то ти-тю-те-та-тя та-ты-те-тё-ка
Произношение звуков Т-ТЬ в словах. «Т» в начале слова «Т» в середине слова «Т» в конце слова
Мост Ток Цветы Метла Грамота Такси Рот Таз Плот Тень Свет Сестра
Ток, таз, тень, такси. Цветы, сестра, метла, грамота. Мост, рот, плот, свет.
Автоматизация звуков Т-ТЬ Игра «Отгадай слово» «Почему корова эта маленького роста?» Отвечает Вове Света: Очень даже просто, Это же – ребёнок, -Это же …… .
Физминутка Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька - для ежа. Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура. Он сердит на нас – Беда!!!!!!! Разбегайтесь – Кто куда!
Игра «Кто как кушает?» Телята пьют воду. Собака………. Коза ………..... Кошка……….. Корова……… Лошадь……… Назовите животных или их детёнышей в названии которых есть звук «Т» «ТЬ»
Игра «Кто какую пользу приносит человеку?» Корова …….... Собака………. Овца ………... Кошка……….. Свинья ……… Лошадь………
Сегодня мы с вами учились правильно произносить звук Т-ТЬ. Мы сегодня встретили:
Автор: Вострикова Юлия Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи дошкольников по теме: «Знакомство с правилами смысловой связи предложений в повествовательном рассказе на примере пересказа «Как петух напал на медвежонка»
Данный конспект составлен по методике В. К. Воробьевой....
«Развитие связной речи у детей с проблемами в речевом развитии через различные виды игровой деятельности»
Развитие связной речи является одной из главных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в...
Презентация "Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности"
Данная презентация создавалась для учителей - логопедов и воспитателей старших групп. Материал представлен из опыта работы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада ко...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Развитие связной речи детей на занятиях и во внеурочное время
Семинарское занятие январь 2015г....
Развитие связной речи через театральную деятельность
Тема по самообразованию...
Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....