Общепедагогические технологии
статья по географии на тему
Представленный материал характеризует эффективность использования технологии критического мышления на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_kriticheskoe_myshlenie.docx | 14.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательного потенциала школьников на основе внедрения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках географии.
Учитель географии Каткова Галина Алексеевна
Особенностью современного образования является стремительное расширяющееся информационное пространство и как следствие рост знаний. Поэтому современный молодой человек постоянно находится в ситуации выбора информации. Задачей педагога становится не только доведение до сознания школьника определенных знаний, но и помощь в их критическом осмыслении и грамотном использовании.
По мнению психологов именно к 14 - 16 годам у человека наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие. Поэтому основываясь на собственном опыте можно с уверенностью сказать, что данная технология прекрасно адаптирована под контингент учащихся среднего и старшего звена. Объем материала по предмету география достаточно объемный для восприятия детей, большое количество статистического материала, необходимо использования на уроках и энциклопедических знаний. Такой материал необходимо не только усвоить, но и структурировать, систематизировать. В процессе работы по технологии развития критического мышления у школьников развиваются навыки сбора информации, сравнения, анализа, интегрирования и синтеза.
Особенностью занятий, проводимых по данной технологии является то, что каждый ученик формулирует свои идеи, оценки, убеждения поскольку критическое мышление носит сугубо индивидуальный характер. Задача учителя - создать благоприятную атмосферу для вербализации мыслей. Очень большое количество времени тратится педагогом на подготовку к занятию, т.к. необходимо проработать огромное количество информации, чтобы представить ее в виде фактов, текстов, теорий и т.д. для самостоятельного изучения школьникам. Знание является сильнейшим побудительным мотивом к обучению, без которого невозможно мыслить критически. В начале изучения темы педагог должен помочь ученикам разглядеть многообразие окружающих проблем, сформировать мотивационную установку на их решение. Но одновременно с этим необходимо создать ситуацию, когда
школьник задумается о нескольких вариантах решения проблемы и будет искать доводы и аргументы в пользу своего решения. Критическое мышление несмотря на то, что носит индивидуальный характер может совершенствоваться только в социуме. Поэтому в целях развития критического мышления необходимо уделять в группе достаточно времени для того, чтобы учащиеся могли вырабатывать идеи и получать в ответ конструктивные предложения. Проблема формирования умения учащихся рассуждать занимает особое место в обучении. Рассуждение, являясь формой мышления и речи, обеспечивает осознанное усвоение материала, влияет на изменение характера познавательной деятельности студента.
Количество применяемых преподавателями методических приемов технологии критического мышления, их комбинации самые разнообразные, все зависит от темы дисциплины, структуры изучаемого материала, психологических особенностей группы и других факторов.
Организация учебного процесса осуществляется индивидуально, в динамических парах и группах. Широко применяются комбинации этих форм. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, трансформируют, интерпритируют, дискутируют и даже сочиняют.
Педагог выполняет в основном координирующую роль. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают школьникам ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
Результаты работы по данной технологии показывают, что улучшается усваиваемость и восприятие материала. Увеличивается мотивация на обучение в целом. Происходит уменьшение количества дисциплинарных нарушений и увеличивается деловая активность. Школьники, работающие по данной технологии проявляют большую социальную активность, приобретают более высокую социальную компетентность. Немаловажным аспектом является то, что улучшается психологическая атмосфера в группе, отношения между учащимися становятся более позитивными. Особенно следует отметить, что технология формирует не только навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, но и развивает качества гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Данная технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
общепедагогические технологии
Модефицированные программы по легкой атлетике, баскетболу, волейболу. Можно использовать во внеурочной деятельности учителя физической культуры в 5 - 11 классах. Дополнительная общеобразовательная про...
Общепедагогические технологии "Драматургия, режиссура, артистизм современного урока"
Особенности современных требований к процессу обучения и уроку как форме его организации.Взаимосвязь науки и искусства в педагогике....
Общепедагогические технологии по Г.К. Селевко
Одним из ведущих исследователей в области педагогики является профессор Г.К. Селевко. В его книге «Современные образовательные технологии» мы можем найти классификацию педагогических техно...
Общепедагогические технологии
Материалы участия на конференциях...
Общепедагогические технологии
Материалы участия на семинарах, конференциях...
Общепедагогические технологии
Общепедагогические технологии...
Общепедагогические технологии
Сәләтле укучылар белән эшләү...