Районное МО. Доклад № 1 "Методические находки из опыта самообразования".
методическая разработка по географии на тему
Фундаментальные и инновационные основы работы с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад 2013 "Методические находки" | 44.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Копанищенская ООШ
Районное методическое объединение учителей географии
Доклад
на тему: «Методические находки из опыта самообразования».
Подготовил учитель географии Семченко А.Н.
2013 г.
Методические находки из опыта самообразования.
Учителя географии МКОУ Копанищенская ООШ Семченко А.Н.
Основная проблема у современных учащихся - потеря остаточных знаний. На основе опыта и анализа самостоятельного составления поурочного планирования было выявлено, что каждая тема в течение года должна повторяться (прорабатываться) 8 раз.
Стационарное освоение материала:
1.На 1 уроке во время освоения нового материала.
2.На 1 уроке во время закрепления материала.
3.На 2 уроке во время повторения (или опроса) домашнего задания.
4. На уроке обобщения темы или раздела.
5. На уроке обобщения за четверть.
6. На уроке обобщения за полгода.
7. На уроке обобщения за год.
8. На уроке обобщения (или воспроизведения) в начале учебного года.
Данное перечисление и введено мной в планирование на 2012-2013 учебный год.
Кроме того, уроки должны подразумевать текущие освоение:
1.Краеведческое (примеры по своей местности максимально возможно для каждой темы).
2.Сходнотематическое повторение (дополнительные вопросы каждый урок по ранее изученным темам).
Для облегчения усвояемости знаний помимо традиционной работы с картами и контурными картами необходимо проводить игры, терминологические диктанты, творческие задания. Работа с картой у доски - ключевая часть географического урока. Необходимо в начале учебного года довести до сведения учащихся требования по работе с картой у доски: объекты необходимо показывать сразу, иначе считается, что учащийся не знает расположение объектов на карте. Кроме того, учитель вначале для себя определяет список объектов для каждого класса, затем, постепенно доводит этот список до сведения учащихся. Пример списка объектов для работы с картой у доски:
Требования по карте (рельеф) 6 класс
Евразия:
1. г. Джомолунгма (Эверест), 8848 м. – самая высокая вершина суши и Евразии.
2. Впадина Мертвого моря, - 418 м. – самая низкая точка суши и Евразии.
3. влк. Ключевская сопка, 4688 м. – самый высокий вулкан России и Евразии.
4. Гималаи – самые высокие горы на Земле.
5. Альпы – самые высокие горы Европы.
6. г. Монблан, 4807 м. – самая высокая вершина Европы.
7. влк. Этна, 3323 м. – самый высокий вулкан Европы.
8. влк. Везувий - гибель Помпеи.
9. г. Эльбрус, 5642 м. – самая высокая вершина России.
10. Уральские горы – самые длинные горы России(2000 км).
11. Кавказ - самые высокие горы России.
12. Прикаспийская низменность - самая низкая точка России (-27м.).
13. Западно-Сибирская равнина - крупнейшая низменность России.
14. Восточно-Европейская равнина - самая крупная равнина России (мы на ней живем).
15. Среднерусская возвышенность - мы на ней добываем мел (ЗАО ККСМ).
16. Валдайская возвышенность (исток Волги).
17. Приволжская возвышенность (исток Хопра).
18. Среднесибирское плоскогорье - самая высокая равнина России.
19. Аравийское плоскогорье и плоскогорье Декан - крупнейшие плоскогорья мира.
20. Памир - тем находится Сарезское озеро, образовавшиеся в результате горного обвала и запруживания речной долины.
21. Великая Китайская равнина - здесь живет основная масса жителей миллиардного Китая.
Области распространения землетрясений (сейсмические пояса):
1.Тихоокеанское огненное кольцо. 2.Альпийско-Гималайский.
Южная Америка:
1.Анды (медные горы) - самые длинные (6000км.) горы на Земле.
2.Амазонская низменность - самая крупная на Земле (6 млн. км квадр.).
3. Аконкагуа - самая высокая вершина Южной Америки (6960м.).
4. п-ов Вальдес - самое низкое место в Южной Америке (- 42м.).
Острова и полуострова:
1.Исландия - часть Срединно-Атлантического хребта.
2.Гавайские острова - вулканические по происхождению.
3. Сахалин - самый крупный по площади остров России.
4. Гренландия - самый крупный по площади остров Земли.
5. п-ов Таймыр - самый крупный в России.
Рельеф океана:
1.влк. Мануа-Кеа - самая высокая вершина Земли без учета океана (9100м.).
2. Шельф - прибрежная мелководная часть дна до 200м.
3. Марианская впадина - самый глубокий желоб Земли (11022м.).
4. Курило-Камчатский желоб - самый глубокий желоб России. (9783м.)
5. влк. Гекла - на острове Исландия.
Географическое краеведение:
1.Дивногорье - район Донского Белогорья, где много меловых скал - Див.
2.Донское Белогорье - часть Среднерусской возвышенности от реки Тихая Сосна на севере до реки Черная Калитва на юге.
3. Меловой каньон - причудливый, естественный овраг в Дивногорье. Таких каньонов два. Они находятся в районе переезда у мужского монастыря.
4. Тыткина гора - холм у кладбища с. Александровка.
5. Балка Ржавец - суходол (сухая долина) здесь когда-то была река Ржавка.
6. Балка Ближний лес - рукотворная дубрава, посаженная учащимися МКОУ Копанищенская ООШ для борьбы с оврагом.
7. Речная долина - мы живем в речной долине реки Тихая Сосна.
8. Пойма - затопляемая часть речной долины.
9. Меловой карьер - крупнейшая антропогенная форма рельефа нашей местности, в которой ведется добыча полезных ископаемых открытым способом.
10. Отвалы - горные породы, которые мы видим по краям карьера.
11. Окско-Донская равнина - расположена за рекой Дон.
12. Овраг - эрозионная форма рельефа без растительности.
13. Лощина - эрозионное углубление разделяющие холмы.
Австралия:
1.Центральная низменность - самое низкое место в Австралии (-16м.).
2. Большой водораздельный хребет - самая длинная горная цепь.
3. г. Косцюшко - самая высокая вершина Австралии (2228м.).
Северная Америка:
1.Великие равнины - самые высокие равнины Северной Америки.
2. Долина Смерти - самая низкая точка Северной Америки (-86м.).
3. Кордильеры - самая длинная горная цепь.
4. Мак-Кинли - самая высокая вершина Северной Америки (6194).
Африка:
- Килиманджаро - самая высокая вершина Африки (5895).
- Ассальская впадина - самая низкая точка в Африке (-157). Рассчитывается. Муссонного.
Описание наиболее успешных игр по карте.
- «Лучший поисковый» (смысл: кто быстрее найдет объект на карте или атласу; значение: повышение интереса к знанию объектов). Проводится между двумя учащимися по малознакомым объектам.
- «Команда на команду» (смысл: класс делится на две команды, выигрывает та команда, которая покажет больше объектов; значение: повышение интереса к знанию объектов). На этапе освоения и закрепления учитель задает вопросы. На этапе обобщения и воспроизведения учащиеся друг другу задают вопросы.
- «Толька пятерка» (смысл: каждому ученику дается задание показать пять объектов, 1 объект = 1балл, ставятся только хорошие оценки; значение: каждый ученик проверяет уровень своих знаний).
- «Дальнее плаванье» (смысл: игра командная, хоть один учащийся не показывает объект - корабль тонет; значение: тренировочное, список объектов ограничен, прокрутка объектов до тех пор, пока корабль не перестанет «тонуть»). Можно проводить в два уровня. Второй уровень: необходимо не только показать объект, но и рассказать о нем.
Помимо игр хорошо усваивают знания учащиеся, регулярно выполняющие творческие домашние задания. Направлены они на работу с текстом учебника и картами атласа. При работе учащиеся раскрывают свои исследовательские способности. И следуя девизу М.В. Ломоносова: «Только то знание, что приобретено своим собственным умом», мы добиваемся результата.
Пример творческого задания:
МКОУ Копанищенская ООШ
Творческое задание по теме: «Внутренние воды».
Подготовил ученик 8-го класса: Буханцев М.
Проверил учитель: Семченко А.Н.
2013 г.
Теоретические вопросы:
1.Что такое падение реки?
2.Что такое уклон реки?
3.Что такое режим реки?
4.Что такое сток реки?
5.Что такое пойма?
Практические вопросы (по карте):
1.Покажите самую полноводную реку России.
2. Покажите самую протяженную реку России.
3. Покажите реку, имеющую самый большой бассейн в России.
4. Покажите самую длинную реку Европы и Европейской части России.
5. Покажите самую крупную реку России из рек текущих в Тихий океан.
Полностью оформленное творческое домашнее задание содержит ответы в письменном виде на каждый вопрос. К ученику, подготовившему творческое задание, выдвигаются требования: он должен сам знать все ответы на вопросы, уметь приводить примеры и расчеты. Успешно показали себя два типа работы по творческим заданиям на уроке обобщения:
1.Когда творческие задания подготовила группа учеников. Эти учащиеся работают с классом. Учащиеся, не подготовившие задания, отвечают на вопросы учащихся подготовивших задания. Если они отвечают успешно, то им «прощается» отсутствие домашнего задания.
2.Когда творческие задания подготовил весь класс. В этом случае класс делится на две команды и между ними организуется диспут: ответы на вопросы соперника по творческим заданиям. При этом вопросы не могут повторяться. Положительна роль диспута в том, что он позволяет увидеть ученикам недостатки своих работ.
Пример краеведческого материала. Тема: «Внутренние воды».
Типы рек
малые средние крупные
(р. Криница) (р. Тихая Сосна) (р. Дон)
Соотношение длин и значения рек края:
1.Дон - третья по длине река Европейской части России. L=1870 км. Начинается на Среднерусской возвышенности под г. Тула. Течет по югу Восточно-Европейской равнины. Впадает в Таганрогский залив Азовского моря, бассейн Атлантического океана.
2.Тихая Сосна - правый приток среднего течения реки Дон. L=161 км. Начинается и течет по Среднерусской возвышенности. Впадает в реку Дон в районе Дивногорья.
3. Криница - правый приток нижнего течения реки Тихая Сосна. L=10 км. От количества малых рек зависит полноводность основной реки.
Экологические проблемы рек.
1.Дон - не способен к самоочищению. «Сточная канава».
2.Тихая Сосна - способна к самоочищению по принципу: чем больше загрязнение, тем больше водорослей. Водоросли выполняют положительную очистительную роль. Отсутствие ледохода.
3. Криница - русло углублено человеком. Из-за чего потерян объем воды, и река фактически превратилась в ручей.
Исчезнувшие реки: Острогоща, Ржавка, Коротоячка. Причины исчезновения: снижение уровня грунтовых вод, уменьшение мощности снежного покрова, строительство прудов в верховьях рек.
Болота
верховые низовые
1.Верховые - расположены в верховьях балок и оврагов. Возникли в местах выхода родников. Имеют локальное значение для растительного и животного мира, для снабжения водой прудов и малых рек.
2.Низовые - расположены в поймах рек. Имеют огромное значение для поддержания стабильного объема пресной воды в реке. Низовые болота - «Легкие реки». В период паводков они впитывают воду, а в период межени отдают воду реке. Эти болота являются также «детскими садиками» для мальков рыб. Здесь растут и прячутся мальки сазана, карася, линя и других рыб. Это объекты нерестилищ щуки, сазана и других рыб.
Пруды
балочные пойменные
Пруды хорошо видны по трассе Острогожск - Воронеж. Балочные - сразу по выезде из Острогожска (слева), пойменные - у с. Солдатское в бассейне реки Потудань (справа).
Озера
В нашей местности распространены озера-старицы. Озера, расположены в старых руслах рек. Образовались в результате процесса меандрирования реки по речной долине. Например: озеро Подкова. Наибольшее количество таких озер расположено вдоль русла р. Дон.
Краеведческие вопросы к учащимся на развитие логического мышления.
1.В бассейнах каких водоемов мы живем?
2.Можно ли назвать реку Тихая Сосна рекой с паводочным режимом и почему?
3.Составьте алгоритм по теме рельеф.
Пример краеведческого алгоритма. Тема «Рельеф».
овраг
балка
Донское Белогорье
Среднерусская возвышенность
Восточно-Европейская равнина
часть света - Европа
материк - Евразия
планета - Земля
Краткие климатические данные за 2012 г.: tср. = +7◦с; tмах. = +34◦с; tмин. = - 35◦с; преобладал южный перенос воздушных масс.
Литература.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение, 2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2012 г.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Под редакцией Асмолова А.Г.. М.: Просвещение, 2012 г.
- Ясницкая В.Р. «Как сделать класс классным». М.: Просвещение, 2012 г.
- Голерова О.А., Гурова Е.В. «Выбор профессии – дело семейное?». М.: Просвещение, 2012 г.
- Джуринский А.Н. «Воспитание в многонациональной школе». М.: Просвещение, 2012 г.
- Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. «Воспитательная система школы: от А до Я». М.: Просвещение, 2012 г.
- Цветкова И.В. «Как создать программу воспитательной работы». М.: Просвещение, 2012 г.
- Соковня И.В. «Социальное взросление и здоровье школьников». М.: Просвещение, 2012 г.
- Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок. Особенности обучения». М.: Просвещение, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание работы к районному конкурсу "Моя краеведческая находка"
Описание работы к районному конкурсу "Моя краеведческая находка"...
Выступление на районном методическом объединении на тему "Из опыта работы учителя технологии"
Есть ли на свете профессия благороднее профессии учителя? Наверное, никто не сможет с полной уверенностью утверждать обратное. Испокон веков учителем становились люди глубоко любящие других, самоотвер...
«Школа – социокультурный центр посёлка им. Карла Маркса Энгельсского района Саратовской области. Патриотическое воспитание. Из опыта работы»
«Школа – социокультурный центр посёлка им. Карла Маркса Энгельсского района Саратовской области.Патриотическое воспитание. Из опыта работы» Морозова Ольга Александровна...
"Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку" (Мои методические находки. Из опыта работы.)
Современное российское образование ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребенка учиться, в формировании его готовнос...
29.08.2016 г. Районное МО. Доклад № 3 на тему: «Некоторые краеведческие аспекты Острогожского района в условиях внедрения ФГОС»
В докладе производится отчет о работе метео поста школы....
Взаимодействие МАОУ СОШ №4 и АЖПР Советского района по работе с молодежью. Из опыта работы Цыдыповой С.А.
Совместная деятельность школы с Ассоциацией жертв политических репрессий позволяет раскрыть это духовное богатство народа и оказать влияние на формирование нравственных качеств личности нашей мо...
05.11.19. Выступление на районном МО. Доклад "Метапредметные результаты".
Оценка и диагностика метапредметных результатов....