Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочие программы по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по географии 5 класс | 37.78 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии для 5 класса основного общеобразовательного образования составлена в соответствии с:
- Требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
- Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений на 2016-2017 учебный год,;
- Учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2017-2018уч. год (приказ №1/25-О от 01.09.т 2017года),
- Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
- Программой основного общего образования по географии 5-9 классы /[И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин]. – М.: Дрофа, 2013;
Учебно-методический комплект
- География. Начальный курс. 5кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2016.-140, [4 ]с.: ил., карт.
- География. Начальный курс. 5кл. Методическое пособие ( автор И.И. Баринова)
- Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2017
- Программа основного общего образования по географии 5-9 классы /[И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин]. – М.: Дрофа, 2013
Основная цель курса «География. Начальный курс. 5 класс»:
- Знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;
- Пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
- Формирование умений безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;
- знакомство с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к нему;
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира;
- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа адресована обучающимся 5 класса СП МБОУ СОШ №2 СОШ №3 п.Клетня Брянской области.
Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.
География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание данного курса строится на основе системно - деятельностного подхода и предполагает вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность, что, в свою очередь, является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения.
География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Особенности курса – формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме.
При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания соответствуют возрастным особенностям и имеют оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место уделяется обучению школьников оценочной деятельности, умению оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности. Особое внимание уделяется метапредметным результатам – таким как:
- освоенные межпредметные понятия (биология - «биосфера», «экосистема», «биом», физика «влажность воздуха» и др.);
- универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.
Учебный процесс при изучении курса географии в 5 классе строится с учетом следующих методов обучения:
- информационный;
- исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);
- проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);
- использование ИКТ;
- алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);
- методы развития способностей к самообучению и самообразованию,
- самостоятельная работа,
- внеучебная деятельность.
Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Контроль уровня достижения результатов осуществляется в ходе выполнения задач творческого и поискового характера, учебного проектирования, проверочных, контрольных работ по предмету, комплексных работ на межпредметной основе и др.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Согласно учебному плану школы предмет география относиться к образовательной области «Общественно-научные предметы».
Базисным учебным планом общеобразовательных организаций Брянской области на 2017-2018учебный год на изучение курса «География. Начальный курс» за счет федерального компонента отводится 0,5 часа в неделю, еще 0,5 часа выделяется за счет компонента образовательной организации. Таким образом, рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.
Программой предусмотрено проведение:
Проверочных работ - 1
практических работ – 4
Тестов-4
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета в 5 классе.
(личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии)
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные |
Обучающийся должен обладать: -ответственным отношением к учебе, природе; -опытом участия в социально-значимом труде; - осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; - коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; - основами экологической культуры. 1 | Регулятивные (учебно-организационные):
Познавательные
•выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; •уметь вести дискуссию, диалог; •находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения -высказывать суждения, подтверждая их фактами | Обучающийся должен уметь: - Приводить примеры географических объектов; называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками; объяснять , для чего изучают географию. -Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. -Описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты; описывать уникальные особенности Земли как планеты. - Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»; находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; работать с компасом; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков. -Объяснять значение понятий : « литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»; показывать по карте основные географические объекты, наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности.
|
3. Содержание учебного предмета
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие
Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Вид работы | 1-я ч. (кол-во часов) | 2-я ч. (кол-во часов) | I полуг. (кол-во часов) | 3-я ч. (кол-во часов) | 4-я ч. (кол-во часов) | II полуг. | ИТОГО |
Лабораторно-практические работы | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 4 | |
Проверочные работы |
| 1 |
| 1 | |||
Тест | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | |
План | Факт | ||
Раздел 1. Что изучает география (5 ч.) | |||
1/1 | Мир, в котором мы живём. | ||
2/2 | Науки о природе | ||
3/3 | География–наука о Земле | ||
4/4 | Методы географических исследований | ||
5/5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» Тест «Что изучает география». | ||
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч) | |||
6/1 | Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие открытия древности и Средневековья. | ||
7/2 | Важнейшие географические открытия. Практическая работа №1 Важнейшие географические открытия | ||
8/3 | Открытия русских путешественников. | ||
9/4 | Открытия русских путешественников. Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия русских путешественников | ||
10/5 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю. Тест. | ||
Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.) | |||
11/1 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | ||
12/2 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | ||
13/3 | Соседи Солнца. | ||
14/4 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | ||
15/5 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | ||
16/6 | Мир звёзд. | ||
17/7 | Уникальная планета – Земля. | ||
18/8 | Современные исследования космоса. | ||
19/9 | Обобщение знаний по разделу. Тест по разделу «Земля во Вселенной». | ||
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.) | |||
20/1 | Стороны горизонта | ||
21/2 | Ориентирование Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте | ||
22/3 | План местности и географическая карта. Практическая работа № 4. Построение простейшего плана местности | ||
23/4 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | ||
Раздел 5. Природа Земли (10ч.) | |||
24/1 | Как возникла Земля. | ||
25/2 | Внутреннее строение Земли. | ||
26/3 | Землетрясения и вулканы. | ||
27/4 | Путешествие по материкам. | ||
28/5 | Вода на Земле. | ||
29/6 | Воздушная одежда Земли. | ||
30/7 | Живая оболочка Земли. | ||
31/8 | Почва – особое природное тело. | ||
32/9 | Человек и природа. | ||
33/10 | Обобщение знаний по разделу. Проверочная работа по разделу «Природа Земли». | ||
34 | . Итоговая контрольная работа. | ||
35 | Обобщение знаний по начальному курсу географии | ||
Итого: 35часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии 5 класс ( ФГОС)
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Составлена по требованиям ФГОС. ...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС (Е.М. Домогацких)
Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ «Хомутовская средняя общеобразов...
рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
рабочая программа по географии 5 класс...
Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Алексеев А.И., И.В. Ду...
Рабочая программа по географии 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (Географ...
Рабочая программа по географии 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (Географ...
Рабочая программа по географии 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа по географии 6 класс Учебник Е.М.Домогацких...