Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Бородынкина Светлана Ивановна

Рабочие программы по географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Данная рабочая  программа по географии для 5 класса основного общеобразовательного образования составлена в соответствии с:

  • Требованиями федерального государственного  образовательного  стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
  • Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений на 2016-2017 учебный год,;
  • Учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2017-2018уч. год (приказ №1/25-О от 01.09.т 2017года),
  • Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
  • Программой основного общего образования по  географии  5-9 классы /[И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин]. – М.: Дрофа, 2013;

Учебно-методический комплект

  1.  География. Начальный курс. 5кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2016.-140, [4 ]с.: ил., карт.
  2. География. Начальный курс. 5кл. Методическое пособие ( автор И.И. Баринова)
  3. Сонин Н.А, С.В. Курчина  Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2017
  4. Программа основного общего образования по  географии  5-9 классы /[И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин]. – М.: Дрофа, 2013

Основная цель  курса «География. Начальный курс. 5 класс»:

  • Знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;
  • Пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
  • Формирование умений безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;
  • знакомство с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к нему;
  • формирование  системы  географических  знаний  как  компонента  научной  картины  мира;
  • познание  на  конкретных  примерах  многообразия  современного  географического   пространства   на  разных  его  уровнях, что  позволяет  сформировать  географическую  картину  мира;
  • понимание главных  особенностей  взаимодействия  природы  и  общества   на  современном  этапе  его  развития;
  • развивать познавательный интерес учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира;
  • формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • формирование  навыков  и  умений  безопасного и  экологически  целесообразного  поведения   в  окружающей  среде.

Общая характеристика учебного предмета.

    Рабочая программа адресована  обучающимся 5 класса  СП МБОУ СОШ №2 СОШ №3 п.Клетня Брянской области.

 Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

        География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

       Содержание  данного  курса  строится  на  основе  системно - деятельностного  подхода и предполагает вовлечение  учащихся  в  разнообразную  учебную, исследовательскую  и  практическую  деятельность, что, в свою очередь, является  условием  приобретения  прочных  знаний, преобразования  их  в  убеждения   и  умения.

География – предмет, содержание которого одновременно  охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

  • комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
  • умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
  • умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
  • предпрофильной ориентации.

Особенности курса – формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются  в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают  такие ее виды как умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять информацию в письменной и устной форме.

 При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания соответствуют возрастным особенностям и имеют оптимальный уровень сложности. В работе учителя важное место уделяется  обучению школьников оценочной деятельности, умению  оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности. Особое внимание уделяется метапредметным результатам – таким как:

  • освоенные межпредметные понятия (биология - «биосфера», «экосистема», «биом»,  физика «влажность воздуха» и др.);
  • универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные, коммуникативные, и способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.

Учебный процесс при изучении курса географии в 5 классе строится с учетом следующих методов обучения:

  • информационный;
  • исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);
  • проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);
  • использование ИКТ;
  • алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);
  • методы развития способностей к самообучению и самообразованию,
  • самостоятельная работа,
  • внеучебная деятельность.

Система оценки достижения результатов освоения программы  предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Контроль уровня достижения результатов осуществляется в ходе         выполнения задач творческого и поискового характера, учебного проектирования, проверочных, контрольных работ по предмету, комплексных работ на межпредметной основе и др.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

            В соответствии с базисным учебным   планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

       Согласно учебному плану школы предмет география относиться к образовательной области «Общественно-научные предметы».

          Базисным учебным планом общеобразовательных организаций Брянской области на 2017-2018учебный год на  изучение курса «География. Начальный курс»   за счет федерального компонента отводится  0,5 часа в неделю, еще 0,5 часа выделяется за счет компонента образовательной организации. Таким образом,  рабочая программа рассчитана на  35 часов (1 час в неделю)

    Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.

         Программой предусмотрено проведение:

         Проверочных работ - 1

         практических работ – 4

         Тестов-4

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета в 5 классе.

(личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения географии)

Личностные  результаты

Метапредметные  результаты

Предметные

Обучающийся должен обладать:

-ответственным отношением к учебе, природе;

-опытом участия в социально-значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- основами экологической культуры.

1

Регулятивные (учебно-организационные):

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
  • оценивать работу одноклассников.

Познавательные

  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  • классифицировать информацию по заданным признакам;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • решать проблемные задачи;
  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
  • поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
  • классификация и организация информации;
  • создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) Коммуникативные:

•выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

•уметь вести дискуссию, диалог;

•находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения

-высказывать суждения, подтверждая их фактами

 Обучающийся должен уметь:

- Приводить примеры географических объектов;

называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками; объяснять , для чего изучают географию.

-Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

-Описывать представления древних людей о Вселенной;

называть и показывать планеты Солнечной системы;

называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

описывать уникальные  особенности Земли как планеты.

- Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план  местности», «географическая карта»;

находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

работать с компасом;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

-Объяснять значение понятий : « литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

показывать по карте основные географические объекты, наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

объяснять особенности строения рельефа суши;

описывать погоду  своей местности.

 

                               3. Содержание учебного предмета

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие

Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю

Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4.

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Вид работы

1-я ч.

(кол-во часов)

2-я ч.

(кол-во часов)

I полуг.

(кол-во часов)

3-я ч.

(кол-во часов)

4-я ч.

 (кол-во часов)

II полуг.

ИТОГО

Лабораторно-практические  работы

1

1

2

2

2

4

Проверочные  работы

 

1

 

 1

Тест

1

1

2

1

1

2

4


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

План

Факт

Раздел 1. Что изучает география (5 ч.)

1/1

Мир, в котором мы живём.

2/2

Науки о природе

3/3

География–наука о Земле

4/4

Методы географических исследований

5/5

Обобщение знаний  по разделу «Что изучает география»

Тест «Что изучает география».

Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч)

6/1

Географические открытия древности и Средневековья.

Важнейшие открытия древности и Средневековья.

7/2

Важнейшие географические открытия. 

Практическая работа №1  Важнейшие географические открытия

8/3

Открытия русских путешественников.

9/4

Открытия русских путешественников.

Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия русских путешественников

10/5

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.

Тест.

Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.)

11/1

Как древние люди представляли себе Вселенную.

12/2

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

13/3

Соседи Солнца.

14/4

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

15/5

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

16/6

Мир звёзд.

17/7

Уникальная планета – Земля.

18/8

Современные исследования космоса.

19/9

Обобщение знаний по разделу.

Тест по разделу «Земля во Вселенной».

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.)

20/1

Стороны горизонта

21/2

Ориентирование

Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте

22/3

План местности и географическая карта.

Практическая работа № 4. Построение простейшего плана местности

23/4

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Раздел 5. Природа Земли (10ч.)

24/1

Как возникла Земля.

25/2

Внутреннее строение Земли.

26/3

Землетрясения и вулканы.

27/4

Путешествие по материкам.

28/5

Вода на Земле.

29/6

Воздушная одежда Земли.

30/7

Живая оболочка Земли.

31/8

Почва – особое природное тело.

32/9

Человек и природа.

33/10

Обобщение знаний по разделу.

Проверочная работа   по разделу «Природа Земли».

34

. Итоговая контрольная работа.

35

Обобщение знаний по начальному  курсу географии

Итого: 35часа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии 5 класс ( ФГОС)

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Составлена по требованиям ФГОС. ...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС (Е.М. Домогацких)

Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ «Хомутовская средняя общеобразов...

рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

рабочая программа по географии 5 класс...

Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Алексеев А.И., И.В. Ду...

Рабочая программа по географии 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (Географ...

Рабочая программа по географии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (Географ...

Рабочая программа по географии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по географии 6 класс Учебник Е.М.Домогацких...