Рабочая программа по географии 6 класс (ФГОС)
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 6– классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2013).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2012).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geog_6kl.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
с. Новая Кармала муниципального района Кошкинский Самарской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании ШМО зам. директора по УВР Директор ГБОУ СОШ
с. Новая Кармала
Протокол № ____ от ____________Л.И. Макарова _________Ю.Н.Платонов
«___» ______________20__ г. « ____»___________ 20 __ г. Приказ № ___ от
«___» ____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
6 класс
Составитель: учитель изо
Люлина Виктория Николаевна
высшая категория
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 6– классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2013).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плеша-
кова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2012).
Главная цель изучения предметной области «Общественно-научные предметы»
•Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
•понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
•владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
•осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
•приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Цель изучения курса географии в 6 классе: заложить основы географического образования учащихся. Задачи:
- показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
- показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Содержание программы
Введение – 2 часа.
География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса. Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.
Раздел I. Виды изображений поверхности Земли
План местности – 8 часов.
Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы. Использование планов местности в практической деятельности человека.
Географическая карта
Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря. Использование географических карт в практической деятельности человека.
Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки.
Литосфера.
Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др. Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры. Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности. Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали. Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека. Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека. Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана. Особенности рельефа своей местности.
Гидросфера.
Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы. Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана. Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.
Атмосфера
Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Определение средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).5 Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды. Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.
Биосфера
Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане. Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие со става почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности. Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки. Природные комплексы. Тема Раздел 3. Население Земли.
Общая численность населения Земли. Основные человеческие расы; равенство рас. Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку. Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские. Государства на карте мира.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств
•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а так-
же на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
•освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
•формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
•формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Мета предметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий(УУД)
Регулятивные УУД
•самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
•выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
•составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
•работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
•в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД
•анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
•выявлять причины и следствия простых явлений;
•осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
•создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
•составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
•преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
•определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД
•самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
•в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
•учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его;
•понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
•уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
•объяснять, для чего изучают географию;
•использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
•анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
•по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
•составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
•строить простые планы местности;
•моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
•различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
•создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
•описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
•называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
•называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
•показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
•описывать представления древних людей о Вселенной;
•называть и показывать планеты Солнечной системы;
•приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
•описывать уникальные особенности Земли как планеты;
•находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
•работать с компасом;
•ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
•называть и показывать по карте основные географические объекты;
•наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
•приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
•объяснять особенности строения рельефа суши;
•описывать погоду своей местности;
•объяснять значение ключевых понятий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
•сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
•сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней;
•адаптации к условиям проживания на определенной территории;
•самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Технологии
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые,информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования).
Формы контроля
Стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
•печатные пособия (демонстрационные печатные пособия для оформления кабинета и др.);
•информационно-коммуникативные средства
(справочные информационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения и обеспечивающие подготовку учителя к уроку);
•экранно-звуковые пособия (обеспечение для традиционных ТСО);
•технические средства обучения (оборудование автоматизированного рабочего места учителя
географии);
•учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (модели и приборы для демонстраций учителя, комплекты по темам курса географии для практических работ и оборудование для организации практической работы в малых группах учащихся);
•натуральные объекты (необходимые коллекции и гербарии).
Тематическое планирование учебного материала
Раздел, тема | Количество часов |
Введение | 2 |
Виды изображений поверхности Земли – 19ч | |
План местности | 9 |
Географическая карта | 10 |
Строение Земли. Земные оболочки. – 41 ч | |
литосфера | 10 |
гидросфера | 13 |
атмосфера | 12 |
биосфера | 6 |
Население Земли – 3ч | |
Повторение | 3 |
Резерв времени | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ параграфа | Тема | Кол-во часов |
Раздел I. Введение (2 ч) | ||
1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. | 1 |
2 | Земля-планета Солнечной системы | 1 |
Раздел II. Виды изображений поверхности Земли(19 ч) | ||
План местности | 9 | |
6 | Понятие о плане местности. | 1 |
7 | Масштаб. | 2 |
Стороны горизонта. Ориентирование. | 2 | |
Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 1 | |
Составление простейших планов местности. | 1 | |
Географическая карта | 10 | |
Формы и размеры Земли. | 1 | |
Географическая карта. | 1 | |
Градусная сеть на глобусе и карте. | 1 | |
Географическая широта. | 2 | |
Географическая долгота. Географические координаты. | 2 | |
Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 | |
Повторение. | 2 | |
Раздел III. Строение Земли. Земные оболочки. ( 41ч) | ||
литосфера | 10 | |
9 | Земля и ее внутреннее строение. | 2 |
10 | Движения земной коры. Вулканизм. | 2 |
11 | Рельеф суши. Горы. | 1 |
Равнины суши. | 2 | |
Рельеф дна Мирового океана. | 1 | |
Повторение и обобщение знаний. | 2 | |
гидросфера | 13 | |
Вода на Земле. | 1 | |
Части Мирового океана. Свойства вод океана. | 3 | |
Движение воды в океане. | 2 | |
Подземные воды. | 1 | |
Реки. | 2 | |
Озера. | 2 | |
Ледники. | 1 | |
Повторение и обобщение знаний. | 1 | |
атмосфера | 12 | |
Атмосфера: строение, значение, изучение. | 1 | |
Температура воздуха. | 2 | |
Атмосферное давление. Ветер. | 2 | |
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. | 2 | |
Погода и климат. | 2 | |
Причины, влияющие на климат. | 2 | |
Повторение и обобщение знаний. | 1 | |
Биосфера. Географическая оболочка. | 6 | |
Разнообразие и распространение организмов на Земле. | 2 | |
Природный комплекс. | 2 | |
Повторение и обобщение знаний. | 2 | |
Раздел IV. Население Земли (3 ч) | ||
19 | Население Земли. | 2 |
Повторение и обобщение знаний. | 1 | |
20 | Повторение изученного. | 3 |
21 | Контрольная работа. | 1 |
ВСЕГО | 35 |
Учебно-методическое обеспечение
Используемый УМК:
1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс, Москва, «Дрофа», 2014.
2. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
3. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
4. Мультимедийная программа: Уроки географии Кирилла и Мефодия 6 класс.
Интернет-ресурсы:
1. http://ege.edu.ru − Портал ЕГЭ.
2. www.fipi.ru − Федеральный институт педагогических измерений.
3. http://geo.metodist.ru − Методическая лаборатория географии.
4. http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
5. http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
6. http://rgo.ru – География сети.
7. http://www.rusngo.ru/project/index.shtml – Национальное географическое общество.
8. http://rgo.org.ru – Географическое общество России.
9. http: //www.geo.ru – Клуб журнала «GEO».
10. http: //www.vokrugsveta. ru – Журнал «Вокруг света».
11. http://school-collection.edu.ru. – Единая коллекция ЦОР.
12. http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационных образовательных ресурсов.
13. http://geo.1september.ru – Я иду на урок географии.
14. http://nature.worldstreasure.com – Чудеса природы.
15. http://center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000144 – География. В помощь учителю.
16. http://www.rgo.ru – Географический портал «Планета Земля»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...