Рабочая программа по географии 6 класс (ФГОС)
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа по географии 6 класс Учебник Е.М.Домогацких
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_6-b_fgos_avtosokhranennyy_-_kopiya.docx | 80.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №1 г. Усмани Липецкой области
им. Героя Советского Союза Б.А.Котова
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНО
НМС лицея приказом лицея от 29.08.2014г. №119
протокол от №3 28.08.14 Директор лицея Э.В.Елфимова
Рабочая программа
учебного предмета
«Географии»
6-б класс
(расширенное изучение русского языка)
на 2014-2015 учебный год
Составила:
Афанасьева О.А.
учитель географии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы: Получение учащимися лицея образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО через развитие открытого образовательного пространства лицея. Личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности через изучение курса географии.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;
- формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Региональный уровень
- Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499;
Лицейский уровень
Образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея №1.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа: Рабочая программа курса географии 6 класса «География» составлена на основе программы курса «География. 5-9 классы»/ Автор-составитель Домогацких Е.М. — М.: ООО «Русское слово – учебник»,2014. — 224с. — (ФГОС. Инновационная школа). В данном курсе используется учебник «География» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. — М.: ООО Русское слово— уебник, 2014 и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 5 и 6 классах по 35 ч, в 7,8 и 9 классах по 70 ч.
Обоснование выбора УМК Материал курса сгруппирован в семь разделов. Материал
первого раздела — «Земля как планета» — не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Второй раздел — «Географическая карта» — знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.
Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: лиосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Последний раздел — «Почва и географическая оболочка» —призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.
Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведенияв природе при вынужденном автономном существовании до
безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями
среды обитания в результате его же деятельности.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование: При изучении в 6-б классе учитывается профилизация класса (расширенное изучение русского языка). Поэтому в рабочей программе по географии сделан акцент на описательный метод географических исследований. С этой целью проведения работы на профориентацию в сфере социально-гуманитарной деятельности запланированы проекты социальной направленности.
С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях (резервное время).
Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими на-
родами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
• соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще-
учебных умений, необходимых для:
• познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
• сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
• ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
• соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа ( в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком): Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности класса в течение учебного года предусмотрено проведение 35учебных занятий, в том числе практических работ – 10, из них: оценочных работ – 5.
Формы организации образовательного процесса: Для достижения поставленной программой цели и получения навыков по практическому применению полученных знаний в области географии, предусматриваются разнообразные формы обучения, такие как: лекция, беседа на основе демонстрационного материала, записи лекционного материала, работа по тексту учебника, с терминологией и вопросами для обсуждения, анализ таблицы, беседа, индивидуальная работа, сообщения, работа в малых группах, проблемные задания, проблемная лекция, работа по вопросам в группах, проблемные задания работа по группам, проектная деятельность.
Технологии обучения: С опорой на системно-деятельностный и личностно ориентированный подход предполагается активное использование на учебных занятиях новых образовательных технологий, способствующих формированию предметных универсальных умений и навыков у обучающихся (проблемно-диалогическое обучение, технология проектно-исследовательского обучения; технология развития критическогомышления через чтение и письмо, социальное проектирование)
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Реализация рабочей программы обеспечит формирование:
Личностных результатов обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» 6 классах являются следующие умения:
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Виды и формы контроля:
Основные особенности системы оценки:
- оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
- содержательная и критериальная основа системы оценки — планируемые результаты;
- сочетание внутренней и внешней оценки;
- накопительная система оценки индивидуальных достижений;
- использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
- оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
- использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.);
- уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов, оценка методом «сложения».
Промежуточная аттестация
Текущие оценки | Четвертные оценки | Итоговая оценка | |
Проверочная работа | Тестирование | Контрольная работа при базовом изучении биологии | Переводной экзамен при расширенном и углубленном изучении биологии |
дифференцированный индивидуальный письменный опрос | Работа с контрольно-измерительными материалами | ||
самостоятельная проверочная работа, | Разноуровневая проверочная работа | ||
тестирование, | |||
письменные домашние задания, |
Итоговая аттестация | |||
Результат промежуточной аттестации учащихся (отражает динамику индивидуальных образовательных достижений + портфолио) | Результат ГИА (характеризует уровень достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы) | Итоговые оценки по предметам, не выносимых на ГИА | Защита индивидуального проекта (учитывает сформированность умений выполнения проектной деятельности) |
Итоговая аттестация
На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты:
- Результаты внутришкольного мониторинга образовательных достижений по географии, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе
- Оценки за выполнение итоговых работ по географии.
- Оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта.
- Оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ГИА)
Планируемый уровень подготовки выпускников:
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Источники географической информации | |
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию; • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. | • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; • строить простые планы местности; • создавать простейшие географические карты различного содержания; • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ. |
Природа Земли и человек | |
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; • оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. | • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде • приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ; • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией |
Население Земли | |
• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран; • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран; • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий; • проводить расчёты демографических показателей; • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям. | • приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов; • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения. |
Материки, океаны и страны | |
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов; • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. | • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке; • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран; • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами. |
Особенности географического положения России | |
• различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними; • оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни. | • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы. |
Природа России | |
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов; • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны; • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; • описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов; • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны; • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России; • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. | • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата; • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов |
Население России | |
• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран; • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения; • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу; • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов; • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей; • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни. | • выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику. |
Хозяйство России | |
• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства; • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России; • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни. | • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны; • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России |
Районы России | |
• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны; • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны; • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов. | • составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга; • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей; • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией; • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов; • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России. |
Россия в современном мире | |
• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. | • выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике; • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества; • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России. |
Тема 1. Земля как планета (6часов)
Содержание темы
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Учебные понятия:
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Основные образовательные идеи:
- Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)
- Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли.
- Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение — определяют распределение тепла и света на ее поверхности.
Практические работы:
1.Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 2. Географическая карта (4часа)
Содержание темы
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия
Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Основные образовательные идеи:
- Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.
- План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:
- Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.
Практические работы:
- Определение направлений и расстояний по карте.
- Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
- Составление простейшего плана местности.
Тема 3. Литосфера (7 часов)
Содержание темы
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Учебные понятия
Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Основные образовательные идеи:
- Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;
- Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы.
- Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил.
Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.
Практические работы:
1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Тема 4. Атмосфера (8часов)
Содержание темы
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Учебные понятия
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Основные образовательные идеи:
- Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:
- Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.
Практические работы:
Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера (5часа)
Содержание темы
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Учебные понятия:
Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Основные образовательные идеи:
- Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.
- Необходимость рационального использования воды.
- Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Содержание темы
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Учебные понятия
Биосфера, Красная книга.
Персоналии
Владимир Иванович Вернадский
Основные образовательные идеи:
- Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.
- Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.
- Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.
Практическая работа
1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и географическая оболочка (4часа)
Содержание темы
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Учебные понятия
Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Основные образовательные идеи:
- Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.
- В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.
- Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.
Персоналии
Василий Васильевич Докучаев.
Практические работы:
- Описание природных зон Земли по географическим картам.
- Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
- Географическая номенклатура
- Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
- Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
- Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
- Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
- Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
- Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
- Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
- Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.
- Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
- Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
- Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
- Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.
- Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
- Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.
Практические работы по географии
По предмету «География» программой проведение контрольных работ не предусмотрено, имеют место только практические работы, зачётные работы и проверочные тесты.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. Выполнение этих работ во многом способствует формированию личностных качеств школьников, которые проявляются в применении полученных знаний и умений, а также в выборе источников географической информации, извлечении из них необходимых сведений, в правильной оценке важнейших событий международной жизни, геоэкологических ситуаций. Деятельностный подход предполагает широкое применение в учебном процессе частично-поискового, исследовательского методов в рамках современных педагогических технологий – учебных дискуссий, модульного и проблемного обучения, учебных проектов, самоорганизации и контроля собственной деятельности.
Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. В журнале учитель записывает лишь отдельные практические работы по своему усмотрению.
Перечень практических работ (жирным шрифтом выделены оценочные работы):
№ работы | Название |
1 | Определение по карте географических координат различных географических объектов |
2 | Определение направлений, расстояний и азимута по карте. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. |
3 | Составление простейшего плана местности. |
4 | Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности). |
5 | Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. |
6 | Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. |
7 | Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком. |
8 | Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. |
9 | Описание природных зон Земли по географическим картам. |
10 | Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности. |
Тематический план
Тема программы и количество часов | Кол-во часов | Практические | Обобщение и систематизация знаний | Характеристика основных видов деятельности учащихся (Н) – необходимый уровень (П) – повышенный уровень (М) – максимально высокий уровень |
Тема 1. Земля как планета | 6 | 1 | 1 | Знать: основные географические понятия и термины (Н) Знать: основные географические понятия и термины.(Н) Выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;(М) |
Тема 2. Географическая карта | 4 | 2 | Знать: основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; (Н) Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сети. (Н) Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов.(Н) Сравнивать планы местности и географические карты. (П) Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштаба. (Н) Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. (П) Составлять описание маршрута.(М) | |
Тема 3. Литосфера | 17 | 2 | 1 | Знать: основные географические понятия и термины (Н) Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. (П) Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.(П) Составлять характеристику разных форм рельефа. (Н) Устанавливать зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли – материков и впадин океанов – от строения земной коры. (П) Выявлять особенности воздействия человека на земную твердь. (П) Характеризовать влияние хозяйственной деятельности человека на мир земной тверди. (М) |
Тема 4. Атмосфера | 8 | 1 | 1 | Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, (Н) Выявлять роль содержащихся в воздухе газов для природных процессов. (П) Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. (П) Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. (Н) Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Определять причины образования ветров. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. (П) Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.(М) Выявлять особенности погоды. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы.(П) Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. (М) Выявлять особенности воздействия воздуха на жизнь и хозяйственную деятельность людей. (П) |
Тема 5. Гидросфера | 3 | 2 | 1 | Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в гидросфере, (Н) Выделять и характеризовать исключительные свойства воды. Анализировать схему «Круговорот воды в природе». (Н) Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. (М) Определять по карте истоки, устья, притоки рек. (Н) Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану. (П) Выявлять особенности воздействия мира земных вод на жизнь и хозяйственную деятельность людей. (П) |
Тема 6. Биосфера | 2 | 1 | Знать: географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; (Н) Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.(П) Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.(М) |
Тема 7. Почва и географическая оболочка | 4 | 1 | 1 | Знать: основные географические понятия и термины (Н) Проводить сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. (М) Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. (П) Описывать изменения природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности. (П) |
Итого | 35 | 10 | 5 |
Учебно-методический комплект
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа– М.: Просвещение, 2011 – 000 с. (Стандарты второго поколения)
- Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. – М.: Просвещение, 2009
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года «ОБ утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.
- Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)
- География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
- География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
- Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
- Домогацких Е.М. Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. Учебник для 5 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – (ФГОС. Инновационная школа).
- Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. Учебник для 6 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2011.
- Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. Учебник для 7 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2010.
- Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. Учебник для 8 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2010.
- Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. Учебник для 9 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2010.
Интернет-ресурсы
- Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
- Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
- Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс
рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...
Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...
Рабочие программы по географии по ФГОС
Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово" Е.М.Домогацких...
Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)
Рабочая программа по географии соответствует всем требованиям ФГОС (6 класс)...