РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Россия и страны СНГ»
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Использование данного курса благоприятствует формированию углубленного интереса к географии. В результате изучения курса учащиеся смогут увидеть черты сходства и различия в изучаемых странах, в картине современного мира, его взаимозависимость, занятия помогут выработать умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1rossiya_i_strany_sng.docx | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов, протокол от 31.08.2017г. № 1 | Согласована зам. директора по УВР ____________ (подпись) М.Е.Ткаченко (ФИО) 31.08.2017г. | Утверждена приказом по МАОУ СОШ № 4 от 01.09.2017г. № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Россия и страны СНГ»
на 2017-2018 учебный год
Среднее общее образование
Классы: 9
Педагог: Буркина Наталья Васильевна
Рекомендована к утверждению
педагогическим советом МАОУ СОШ №4,
протокол от 1 сентября 2017г. №1
Новый Уренгой – 2017
Планируемые результаты освоения программы курса.
Формирование углубленного интереса к географии. В результате изучения курса учащиеся смогут увидеть черты сходства и различия в изучаемых странах, в картине современного мира, его взаимозависимость, занятия помогут выработать умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов, интернета, газет и журналов.
Личностные результаты
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) среде
- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям разных стран
- любить свою страну и с уважением относиться к народам других стран
- умение различать государственную символику Российской Федерации и стран ближнего Зарубежья; находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России её столицу – город Москву, а также ориентироваться на политической карте , знать центры союзных государств ,описывать достопримечательности столицы и стран СНГ, особенности некоторых зарубежных стран.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием курса.
Предметные результаты.
- понимание особой роли России во взаимосвязях между странами СНГ, воспитание чувства гордости и любви к Родине;
- формирование уважительного отношения к России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни и к народам , природе. культуре других стран (стран СНГ);
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание курса "Россия и страны СНГ" (17 ч)
Введение (1 ч)
Раздел 1. Пространство: Россия и страны СНГ(3 ч)
История образования Союза Независимых Государств.
Россия и страны СНГ на политической карте мира. Геральдика государств. Географическое положение стран СНГ . Виды географического положения.
Раздел 2. Особенности природы и природные ресурсы стран СНГ(5 ч)
Рельеф и полезные ископаемые стран СНГ. Климат и климатические ресурсы государств СНГ. Внутренние воды стран. Почвенные ресурсы государств СНГ. Природные зоны и высотная поясность на территории государств СНГ. Особенности растительного и животного мира.
Раздел 3. Население стран СНГ (3 ч).
Численность населения стран СНГ. Особенности состава населения (этнолингвистический, религиозный, возрстной). Культура, обычаи и традиции народов стран СНГ. Проблемы естественного и механического движения населения в странах СНГ.
Раздел 4. Хозяйство стран СНГ (5ч)
Особенности отраслевой структуры хозяйства стран СНГ. Промышленность и сельское хозяйство их особенности в отраслевом составе . Россия и страны СНГ в мировом хозяйстве и МГРТ. Отрасли международной специализации стран СНГ. Основные статьи импорта и экспорта, культурные связи. Внешние экономические связи государств СНГ и России. Особенности и структуры международной торговли. Участие России и стран СНГ в международных отраслевых и региональных организациях.
Содержание курса внеурочной деятельности "Россия и страны СНГ" позволяет познакомить учащихся с географическими особенностями соседних с Россией независимых государств, изменениями, происшедшими в них, определить место стран СНГ и Балтии в мире и их взаимодействие с Россией.
Главные цели данного курса: создать условия, позволяющие учащимся применить полученные знания при выполнении творческих (по желанию проектных) работы; стимулировать желания учащихся получить дополнительные знания, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся и любви к Родине.
Задачи:
- Сформировать географический образ соседних государств;
- Сформировать у школьников необходимые практические умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками географической информации;
- Создавая образ территории страны, научить сравнивать его с другими регионами России и соседних стран по разным направлениям.
Курс внеурочной деятельности «Россия и страны СНГ» представляется особенно актуальным, так как обеспечивает учащихся знаниями об экономико-географических и геополитических особенностях соседних стран, необходимыми для понимания основных направлений развития сотрудничества, добрососедских отношений между государствами. . Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии.
Содержание курса предполагает работу учащихся с разными источниками географической информации. Изучение каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или групповую) работу учащихся .
При изучении курса предполагается сочетание лекционных, практических, семинарских занятий с использованием информационных ресурсов, материалов периодической печати, личных наблюдений учащихся, которые имеют родственников, проживающих в странах СНГ .
Предполагаемый курс рассчитан на учащихся 9 классов, изучающих курс «Географии России» дополняя содержание темы «Россия в современном мире» средней общеобразовательной школы. Он рассчитан для учащихся с разными учебными возможностями, так как предполагает сравнительно небольшой теоретический блок тесно связанный с программным материалом. Программа курса рассчитана на 17 часов.
В качестве материальных ресурсов будут использоваться информационно-статистические материалы, географические карты и дополнительная литература по данным темам.
Курс опирается на знания, полученные учащимися в курсе истории с 6 класса и дополнительные знания по географии, а также создает основу для лучшего усвоения материала по истории России ХХ век в 9 классе.
Календарно - тематическое планирование курса
№ | Содержание курса | К/ч |
Раздел 1. Пространство: Россия и страны СНГ(4 ч) | ||
1 | Введение. | 1 |
2 | История образования СНГ. | 1 |
3 | Россия и страны СНГ на политической карте мира. Геральдика государств. | 1 |
4 | ГП стран СНГ Виды географического положения. | 1 |
Раздел 2. Особенности природы и природные ресурсы стран СНГ(5 ч) | ||
1 | Рельеф и полезные ископаемые стран СНГ. | 1 |
2 | Климат и климатические ресурсы государств СНГ. | 1 |
3 | Внутренние воды стран СНГ. | 1 |
4 | Почвенные ресурсы государств СНГ. | 1 |
5 | Природные зоны и высотная поясность на территории государств СНГ. Особенности растительного и животного мира. | 1 |
Раздел 3. Население стран СНГ (3 ч). | ||
1 | Численность населения стран СНГ. Особенности состава населения. | 1 |
2 | Культура, обычаи и традиции народов стран СНГ. | 1 |
3 | Проблемы естественного и механического движения населения в странах СНГ. | 1 |
Раздел 4. Хозяйство стран СНГ (5ч) | ||
1 | Особенности отраслевой структуры хозяйства стран СНГ. Промышленность и сельское хозяйство их особенности в отраслевом составе | 1 |
2 | Россия и страны СНГ в мировом хозяйстве и МГРТ. | 1 |
3 | Отрасли международной специализации стран СНГ. Основные статьи импорта и экспорта, культурные связи. | 1 |
4 | Внешние экономические связи государств СНГ и России. | 1 |
5 | Особенности и структуры международной торговли. Участие России и стран СНГ в международных отраслевых и региональных организациях. | 1 |
Всего - 17 часов. |
УМК
1.География: Россия: природа, население, хозяйство: электронное приложение к учебнику В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой для 8 класса. М.: Просвещение, 2015
2.География: Россия: природа, население, хозяйство: электронное приложение к учебнику В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой для 9 класса. М.: Просвещение, 2015
3.Учителю географии http: // rgo. ru/teachers/geography/
4.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http: //school-collection.edu.ru/
5.Я иду на урок географии http: // geo.1september/ru/
Всё о географии http: // www.geosite.com.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 10 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »10 «С» класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 8 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»8 «С» класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 7 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »7 «С» класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 5 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»5 «С» класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 11 «С» класс.
Пояснительная записка. Рабочая программа «Россия в мире» для 11 «С» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Россия в мире 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Россия в мире 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ» ДЛЯ 10 -11 КЛАССОВ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта«...