РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Россия и страны СНГ»
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Буркина Наталья Васильевна

Использование данного курса благоприятствует формированию углубленного интереса к географии. В результате изучения курса учащиеся смогут увидеть черты сходства и различия в изучаемых странах,  в картине современного мира, его взаимозависимость, занятия помогут выработать умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1rossiya_i_strany_sng.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

 ГОРОДА  НОВЫЙ  УРЕНГОЙ

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Рассмотрена

на заседании МО учителей  начальных классов,

протокол  

от 31.08.2017г. № 1

Согласована

зам. директора по УВР

____________ (подпись)

 М.Е.Ткаченко (ФИО)

31.08.2017г.

Утверждена

приказом

по  МАОУ СОШ № 4

от 01.09.2017г. № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Россия и страны СНГ»

на 2017-2018 учебный год

Среднее  общее образование

Классы:       9

Педагог:  Буркина Наталья Васильевна

        

Рекомендована к утверждению

 педагогическим советом МАОУ СОШ №4,

протокол от 1 сентября 2017г. №1

Новый Уренгой – 2017

Планируемые результаты освоения программы курса.

Формирование углубленного интереса к географии. В результате изучения курса учащиеся смогут увидеть черты сходства и различия в изучаемых странах,  в картине современного мира, его взаимозависимость, занятия помогут выработать умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов, интернета, газет и журналов.

Личностные результаты

  • умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) среде
  • осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям разных стран
  • любить свою страну и с уважением относиться к народам других стран
  • умение различать государственную символику Российской Федерации и стран ближнего Зарубежья; находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России её столицу – город Москву, а также ориентироваться на политической карте , знать центры союзных государств ,описывать достопримечательности столицы и стран СНГ, особенности некоторых зарубежных стран.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления; 
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
  • умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием курса.

Предметные результаты.

  • понимание особой роли России во взаимосвязях между странами СНГ, воспитание чувства гордости и любви к Родине;
  • формирование уважительного отношения к России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни и к народам , природе. культуре других стран (стран СНГ);
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание курса "Россия и страны СНГ" (17 ч)

Введение (1 ч)

Раздел 1. Пространство: Россия и страны СНГ(3 ч)

История образования Союза Независимых Государств.

Россия  и страны СНГ на политической карте мира. Геральдика государств. Географическое положение стран СНГ . Виды географического положения.

Раздел 2. Особенности природы и природные ресурсы стран СНГ(5 ч)

 Рельеф и полезные ископаемые стран СНГ.  Климат и климатические ресурсы государств СНГ. Внутренние воды стран. Почвенные ресурсы государств СНГ. Природные зоны и высотная поясность на территории государств СНГ. Особенности растительного и животного мира.

Раздел 3. Население стран СНГ (3 ч).

Численность населения стран СНГ. Особенности состава населения (этнолингвистический, религиозный, возрстной).  Культура, обычаи и традиции  народов стран СНГ. Проблемы естественного и механического движения населения в странах СНГ.

Раздел 4. Хозяйство стран СНГ (5ч)

Особенности отраслевой структуры хозяйства стран СНГ. Промышленность и сельское хозяйство их особенности в отраслевом составе . Россия и страны СНГ в мировом хозяйстве и МГРТ.  Отрасли  международной специализации стран СНГ. Основные статьи импорта и экспорта, культурные связи.  Внешние экономические связи государств СНГ и России.  Особенности и структуры международной торговли. Участие России и стран СНГ в международных отраслевых и региональных организациях.

Содержание курса внеурочной деятельности "Россия и страны СНГ"  позволяет познакомить учащихся с географическими особенностями соседних с Россией  независимых государств, изменениями, происшедшими в них, определить место стран СНГ и Балтии в мире и их взаимодействие с Россией.

Главные цели данного курса: создать условия, позволяющие учащимся применить полученные знания при выполнении творческих (по желанию проектных) работы; стимулировать желания учащихся получить дополнительные знания, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся и любви к Родине.

Задачи:

  • Сформировать географический образ соседних государств;
  • Сформировать у школьников необходимые практические умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками географической информации;
  • Создавая образ территории страны, научить сравнивать его с другими регионами России и соседних стран по разным направлениям.

Курс внеурочной деятельности «Россия и страны СНГ» представляется особенно актуальным, так как обеспечивает учащихся знаниями об экономико-географических и геополитических особенностях соседних стран, необходимыми для понимания основных направлений развития сотрудничества, добрососедских отношений между государствами. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии.

Содержание курса предполагает работу учащихся с разными источниками географической информации. Изучение каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или групповую) работу учащихся .

При изучении курса предполагается сочетание лекционных, практических, семинарских занятий с использованием информационных ресурсов, материалов периодической печати, личных наблюдений учащихся, которые имеют родственников, проживающих в странах СНГ .

Предполагаемый курс рассчитан на учащихся 9 классов, изучающих курс «Географии России» дополняя содержание темы «Россия в современном мире» средней общеобразовательной школы. Он рассчитан для учащихся с разными учебными возможностями, так как предполагает сравнительно небольшой теоретический блок тесно связанный с программным материалом. Программа курса рассчитана на 17 часов.

В качестве материальных ресурсов будут использоваться информационно-статистические материалы, географические карты и дополнительная литература по данным темам.

Курс опирается на знания, полученные учащимися в курсе истории с 6 класса и дополнительные знания по географии, а также создает основу для лучшего усвоения материала по истории России ХХ век в 9 классе.

Календарно - тематическое планирование курса

Содержание курса

К/ч

Раздел 1. Пространство: Россия и страны СНГ(4 ч)

1

Введение.

1

2

История образования СНГ.

1

3

Россия  и страны СНГ на политической карте мира. Геральдика государств.

1

4

ГП стран СНГ Виды географического положения.

1

Раздел 2. Особенности природы и природные ресурсы стран СНГ(5 ч)

1

Рельеф и полезные ископаемые стран СНГ.  

1

2

Климат и климатические ресурсы государств СНГ.

1

3

Внутренние воды стран СНГ.

1

4

Почвенные ресурсы государств СНГ.

1

5

Природные зоны и высотная поясность на территории государств СНГ. Особенности растительного и животного мира.

1

Раздел 3. Население стран СНГ (3 ч).

1

Численность населения стран СНГ. Особенности состава населения.

1

2

Культура, обычаи и традиции  народов стран СНГ.

1

3

Проблемы естественного и механического движения населения в странах СНГ.

1

Раздел 4. Хозяйство стран СНГ (5ч)

1

Особенности отраслевой структуры хозяйства стран СНГ. Промышленность и сельское хозяйство их особенности в отраслевом составе

1

2

Россия и страны СНГ в мировом хозяйстве и МГРТ.

1

3

Отрасли  международной специализации стран СНГ. Основные статьи импорта и экспорта, культурные связи.  

1

4

Внешние экономические связи государств СНГ и России.  

1

5

Особенности и структуры международной торговли. Участие России и стран СНГ в международных отраслевых и региональных организациях.

1

Всего - 17 часов.

УМК

1.География: Россия: природа, население, хозяйство: электронное приложение к учебнику В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой для 8 класса. М.: Просвещение, 2015

2.География: Россия: природа, население, хозяйство: электронное приложение к учебнику В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой для 9 класса. М.: Просвещение, 2015

3.Учителю географии http: // rgo. ru/teachers/geography/

4.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http: //school-collection.edu.ru/

5.Я иду на урок географии http: // geo.1september/ru/

Всё о географии http: // www.geosite.com.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 10 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »10 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 8 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»8 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 7 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »7 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 5 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»5 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 11 «С» класс.

Пояснительная записка.      Рабочая программа «Россия в мире» для 11 «С» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Россия в мире 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности Россия в мире 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ» ДЛЯ 10 -11 КЛАССОВ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта«...