Рабочие материалы учителя к уроку окружающего мира в 4 классе на тему "Многообразие водоемов"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему
Урок, разработанный учителем географии для осуществления преемственности в обучении будущих пятиклассников географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие материалы к уроку "Многообразие водоемов" | 188.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Многообразие водоемов
Цель урока: сформировать представления о многообразии водоемов, их сходствах и различиях.
Задачи:
образовательные – называть и показывать на карте водоемы, приводить классификацию водоемов;
развивающие – учить выявлению сходств и различий между объектами; учить классифицировать природные объекты по существенным признакам;
воспитательные – формировать бережное отношение к водному богатству.
Тип урока – урок объяснения нового материала.
Оборудование – компьютер, проектор, экран, физическая карта мира, рабочие листки для обучающихся.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивационный настрой – подготовка к рубежному контролю, предмет- загадка в руках учителя – чашка с водой.
3. Работа с презентацией: по картинкам учимся называть предметы, объекты и явления общим словом, определять черты сходства и различия. Выход на тему урока, формулирование цели урока.
4. Работа с текстом и рабочими листками в парах – определение особенностей разных водоемов.
5. Представление результатов работы – многообразие водоемов, их география.
6. Работа с картой – география крупнейших рек, морей, мира.
7. Закрепление материала.
8. Подведение итогов урока.
Рабочий лист урока по теме «Многообразие водоемов. География водоемов»
1. Внимательно прочитайте предложенный текст. Озаглавьте его.
_______________________________________________________________________
Существует несколько определений понятия «море». Большинство ученых считают, что море — это обособленная (отделенная от океана островами) часть Мирового океана. Здесь главный признак моря – связь с Мировым океаном. По этому признаку все моря делят на окраинные (расположенные по краям материков) и внутренние (расположенные среди суши).
В своем толковом словаре Владимир Иванович Даль определяет море как скопление горько-солёных вод в обширных впадинах или разломах земной поверхности. В.И. Даль останавливает наше внимание на происхождении морских котловин – впадин, а еще на главном свойстве морских вод – солености. По степени солёности различают сильносолёные и слабосолёные моря.
Каждое из этих определений подчеркивает важные характерные черты моря, но мы прежде всего представляем море в виде огромного бескрайнего водного пространства.
Объекты, именуемые морями, существуют не только на Земле: например, «Южное море» есть на Марсе и на Луне (лунным морем называется видимое тёмное пятно на поверхности лунного диска).
Всего в мире насчитывают 63 моря. Больше всего морей расположено в Тихом океане. Самым большим морем считается Саргассово море. Оно находится в центральной части Атлантического океана. А самым маленьким морем названо Белое море, расположенное у северных берегов России.
Моря бывают большими и маленькими, глубокими и не очень глубокими, холодными и теплыми, чистыми и загрязненными. Но каким бы не было море, оно всегда таит в себе природную загадку и притягательность для человека.
2. Поработайте с текстом:
- выделите в нем определение моря.
- признаки, по которым различаются моря (от 3 до 5).
3. Приведите примеры морей на карте мира. Для этого рассмотрите карту на обороте рабочего листка.
Рабочий лист урока по теме «Многообразие водоемов. География водоемов»
1. Внимательно прочитайте предложенный текст. Озаглавьте его.
_______________________________________________________________________
Река – это постоянный водный поток, созданный природой. Она начинает своё движение у истока, а завершает – в устье, преодолевая большое расстояние течением по своему руслу. По миру протекает более миллиарда больших и маленьких рек, которые несут свои воды в моря.
Реки очень разнообразны. Они отличаются друг от друга длиной (протяженностью). Самая длина река современных дней - Амазонка. Она расположена на севере материка Южная Америка. Амазонка признана одним из природных чудес мира. Также Амазонка удивительна тем, что через нее перекинут только один мост.
Реки различаются по полноводности – количеству воды в ней. Самая полноводная река мира – наша знакомая Амазонка. В ней содержится воды больше, чем в любой другой реке планеты. А вот реки Австралии полноводностью не отличаются, т.к. пересыхают в период отсутствия дождей. В Саудовской Аравии вообще нет рек.
По характеру течения реки делятся на равнинные и горные. Равнинные реки широки, спокойны, величавы. Примером равнинной реки является наша русская Волга-матушка. А вот горные реки отличаются бурным нравом, огромной силой течения. Люди предпочитают селиться вдоль равнинных рек.
Различаются реки по типу питания. Большинство рек питаются дождевыми водами. Вода в реке пополняется также за счет талых или подземных вод.
Велико разнообразие рек на нашей планете! Давайте беречь и сохранять наши реки. Ведь они – наше богатство. Реки дают нам воду для питья и хозяйства, соединяют собой города и страны, обеспечивают нас рыбой и электроэнергией, дарят нам красоту и вдохновение, отдых и здоровье!
2. Поработайте с текстом:
- выделите в нем определение реки.
- признаки, по которым различаются реки (от 2 до 4).
3. Приведите примеры рек на карте мира. Для этого рассмотрите карту на обороте рабочего листка.
Рабочий лист урока по теме «Многообразие водоемов. География водоемов»
1. Внимательно прочитайте предложенный текст. Озаглавьте его.
_______________________________________________________________________
Болото — сильно увлажненный участок суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа не менее 30 сантиметров. В народе болота не так популярны, как луга, горы, озера и реки; многие видят в них только сырые места с хлюпающей под ногами водой, зыбкий грунт, надоедных комаров и змей, скрывающихся в растительности. Это неподходящее для отдыха и прогулок место.
И тем не менее, болота – важная часть нашей природы. А еще болота имеют свой цвет, свой запах и свое звучание. Почему «звучание» спросите вы? Да потому что болота – места обитания огромного количества птиц, а вот лягушки и жабы в болотах не живут.
По источникам питания болота делятся на низинные и верховые. Низинные болота образуются в условиях засушливого климата. Вода в них поступает из-под земли. Низинные болота зарастают густым покровом осок, хвощей и камыша, мхом.
Верховые болота питаются атмосферными осадками. Такие болота зарастают жесткими видами растений: пушицей, багульником, карликовыми видами берез, сфагновым мхом. Верховые болота выполняют очень важную роль — сохраняют влагу, питают реки, озера, подземные воды. Волга и Днепр, как и многие другие реки Земли, берут начало из болот. Именно поэтому верховые болота нуждаются в особой охране.
Самый заболоченный материк – это Южная Америка. Очень богата болотами наша Россия. У нас в Сибири расположилось самое большое по площади торфяное болото мира - Васюганское болото! Возраст этого болота – 10 тысяч лет! На территории Васюганских болот может спокойно разместиться такое государство как Франция! В летнее время Васюганские болота практически непроходимы даже для специализированной техники!
2. Поработайте с текстом:
- выделите в нем определение болота;
- признаки, по которым различаются болота.
3. Приведите примеры болот на карте мира. Для этого рассмотрите карту на обороте рабочего листка.
Рабочий лист урока по теме «Многообразие водоемов. География водоемов»
1. Внимательно прочитайте предложенный текст. Озаглавьте его.
_______________________________________________________________________
С точки зрения географии озеро представляет собой замкнутое углубление суши, в которое стекает и накапливается вода.
На Земле примерно 117 миллионов озер. Все они различаются по составу воды, по происхождению озерных чаш, по размеру и форме.
Озера, образовавшиеся в трещинах земной коры, называют тектоническими. Примером тектонического озера является Байкал – самое глубокое озеро в мире.
Кратерные озера образовались в кратерах потухших вулканов. Есть озера, которые появились после прохождения огромных ледников в ледниковый период. Чашей озера может стать старое русло реки. Таким образом, все озера различаются по происхождению озерной чаши.
Озера бывают пресные и соленые. Самое большое соленое озеро – Каспийское море-озеро, расположенное в Азии. Каспийское озеро является также самым большим по площади озером в мире.
На территории Павлово-Посадского района расположено много природных озер. Самое крупное и известное из них – озеро Данилище в селе Заозерье. А вот любимое место купания жителей Павловского Посада – «Байкал» в поселке Большие дворы – озером не является. Это искусственный водоем – пруд.
2. Поработайте с текстом:
- выделите в нем определение озера;
- признаки, по которым различаются озера.
3. Приведите примеры озер на карте мира. Для этого рассмотрите карту на обороте рабочего листка.
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
География морей
1 – Саргассово море 3 – Средиземное море
2 – Белое море 4 – Красное море
География крупнейших рек
География крупнейших озер
География крупнейших болот
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"
Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....
урок окружающего мира 4 класс тема: "Мировое хозяйство"
Перед вами разработка урока окружающего мира по теме "Мировое хозяйство" для 4 класса....
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Мир глазами эколога".
В презентации освещены основные экологические проблемы и предложены вопросы для беседы с учащимися. Данная презентация может быть использована и во внеурочной деятельности....
Игры с природным материалом , как способ познания окружающего мира .
Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребе...
Урок окружающего мира, 2 класс
План - конспект по теме "Живая и неживая природа. Взаимосвязь живой и неживой природы". Тип урока: урок открытия новых знаний.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах,...
Урок окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" на тему "Дорожные знаки"
Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" на тему "Дорожные знаки"....
Урок окружающего мира 2 класс "Перспектива"
Тема "Народные праздники в пору осеннего равноденствия" ...