урок окружающего мира 4 класс тема: "Мировое хозяйство"
методическая разработка по обществознанию по теме

Труханова Галина Анатольевна

 Перед вами разработка урока окружающего мира по теме "Мировое хозяйство" для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_4a_aprel_2009.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

 .Класс: 4А      Тема  урока: Мировое хозяйство.

Цели урока по линиям развития  личности средствами предмета


ЦЕЛИ  УРОКА


МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДАННОГО УРОКА (новые факты, понятия обязательные для усвоения)

1-2-я Картина мира

3-я Историческое мышление;

Довести до осознания учениками мысли, что все люди, живущие на земле на рубеже XX – XXI вв., объединены хозяйственными рыночными связями; сформировать первичное представление о товарно-денежном обмене, об основах мирового хозяйства


Мировое хозяйство


Максимум: труд, деньги – товар, собственность, доход

4. Нравственное самоопределение

5. Гражданско-патриотическое самоопределение

Создать условия для осознания роли денег в жизни человека. Дать возможность оценить значение денег для человека. Способствовать формированию представления о том, что далеко не все в мире измеряется деньгами.

Этапы урока

(примерное время)

Учитель

(фразы диалога, задания)

Ученики

  1. Формы работы
  2. Умения, способы действий

Доска и оборудование

Актуализация  знаний.

Создание проблемной ситуации



= 5-7 минут

- Начнем наш урок с вопроса. Ребята скажите, пожалуйста, где вы живете? В каком государстве? Конкретно, в каком населенном пункте?

- Наш населенный пункт большой, если, например его сравнивать с городом?

- Продолжим наш разговор ребята, что такое магазин?

- Вы ходите в магазины в вашем поселке?

- С какой целью. Зачем вы ходите в магазин?

- Мы можем обойтись без этих вещей?

- Куда попадают  все эти покупки сделанные вами в магазине?


- А домашнее хозяйство ведет каждая семья?

- Давайте сегодня представим, что мы посетили магазины нашего поселка и сделали там покупки, которые оказались в нашем домашнем хозяйстве. Каждая парта получает упаковку какого- либо приобретенного продукта либо вещи. Посмотрите внимательно на упаковку. Она содержит информацию о стране производителе товара. Ваша задача: определить где, в какой стране был произведен продукт.

- Ребята что же у нас получилось?

Живем в России, в Мордовии, в поселке Чамзинка.


Мы живем в небольшом поселке – Чамзинка.


Место, где продают разные продукты, вещи.

Да, ходим. Одни или с родителями.

Чтобы купить необходимые продукты, вещи.

Нет, они нам жизненно необходимы.

На наш стол либо используются в домашнем хозяйстве.

Да, у каждой семьи есть хозяйство (Хозяйство – совокупность предметов, всего того, что необходимо в быту).

Запись на доске:

«Живем в России, в Чамзинке»
















Запись на доске:

Используем в домашнем хозяйстве товары из Китая, Индии, Германии, Японии и тд.

Формулирование проблемы

Какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит сегодня выяснить?


Почему к нам попадают продукты из разных стран? По каким причинам?

Почему товары из разных частей света оказались в наших магазинах или в домашнем хозяйстве каждой семьи?

Запись на доске

Версии

+ 2-3 минуты

Предположите, как можно ответить на наш вопрос? Какие у вас есть версии решения проблемы?

Предлагают версии, принимаются  все.

Для того чтобы удовлетворять разные потребности людей, государств, жить хорошо

Запись на доске. От проблемы стрелочками ключевые слова.

Планирование деятельности



+ 5-10 минут

Что нам необходимо узнать, чтобы решить проблему урока?

1. Труд

2. Обмен и деньги

3.  Доход, зарплата, собственность

4. Мировое хозяйство

Поиск решения проблемы (открытие нового знания) 

По пунктам содержания урока: 1…2…и т.д.







+ 20-25 минут

1. Труд.

- Что было необходимо сделать, чтобы все эти вещи и продукты, лежащие перед нами оказались в домашнем хозяйстве каждой семьи?

- То есть, что делал человек, создавая эти вещи?

- Ребята, а что же мы будем иметь ввиду под понятием труд?



- А какие занятия людей вам известны, или по другому какие профессии вам известны?

- Что же получается? Каждый из них что-то создает, причем каждый создает что- то свое. Кто и что создает в процессе своего труда?

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать

2. Обмен и деньги.

- Давайте представим, что Саша будет пекарем, а Вова – рыболовом, а Таня – швеей. Тогда что же получится? У Саши будет много выпеченного хлеба, у Вовы – много рыбы, а Таня сошьет много халатов и спецовок. Предложите им, что же они со всем этим будут делать?

- Хорошо, Но вот возникла проблема, Саше не нужен халат, а Тане нужен хлеб, ведь без хлеба мы не можем жить, Вове то же  нужен хлеб, но Саше не нравится рыба и обмен становится затруднительным. Как быть в этой ситуации?


- А на что мы приобретаем сегодня необходимые нам товары?

-Тогда что же такое деньги?

- В истории человечества в качестве денег использовались разные вещи и предметы. Откройте с 106 вашего учебника, найдите иллюстрации. Какими должны быть деньги? И почему?


- Выполните задание на с 106. Посмотрите внимательно на иллюстрации и определите, какой из предметов полностью соответствует всем требованиям, предъявленным к деньгам? Почему?

- А сейчас какими деньгами мы пользуемся? Почему?




















Нужно было все вещи и продукты создать, сделать, изготовить, произвести.


Он трудился.

Это занятия человека, в результате которых он создает все необходимое и полезное для себя и людей.

Учитель, строитель, врач, рыболов, сапожник, хлебороб и тд.

Рыболов – ловит рыбу, сапожник - изготавливает сапоги, учитель – учит детей и тд.

Вывод: Необходимые для человека продукты и вещи создаются в процессе труда.



Они будут обмениваться, торговать друг с другом.




Нужно Тане и Вове предложить на обмен Саше то чтобы ему понравилось.

Причем нравилось бы всем.

Нужно предложить какой то один товар, на который можно обменять все остальные.

На деньги

Деньги – это товар, на который можно обменять все.

Свободно размениваться, должны быть признаны всеми, не должны быстро изнашиваться, быть компактными, должны быть не поддельными.


Золото соответствует всем предъявленным требованиям.

Бумажными, металлическими монетами.

Удобно.

Вывод: Продукты и вещи, изготовленные человеком, обмениваются посредством денег.


















Запись на доске.


Труд человека



Вещи и продукты










Деньги – это товар, на который можно обменять все.














        

3. Доход, зарплата, собственность.

- Ребята скажите, пожалуйста, ваши родители работают?

- Что они получают за работу?

- Так что же  что такое зарплата?

- Деньги человек может получить не только за работу. Например, если хозяин квартиры пустил жить в свое жилье квартирантов, за это он может брать с них деньги. Все деньги, полученные человеком, называются доходом.

- Как вы думаете, что позволяет себе человек, имея доход?

- Если он приобретает какую-либо вещь то, что мы можем сказать о ней: чья она?

- Она становится чей-то собственностью.

- Что можно делать с собственной вещью, с собственностью?








4. Мировое хозяйство.

Итак, ребята, вспомните, какую проблему мы сегодня решаем?





- Так каждая семья имеет свое собственное хозяйство

(Хозяйство – совокупность предметов, всего того, что необходимо в быту). А в нашем поселке, в каждом городе во всей стране существует хозяйство?

Организация работы по рядам 1, 2, 3

1 «Разрешите следующую ситуацию»

Россия богата природными ископаемыми, такими как газ, а в европейских странах газа нет, но он им жизненно необходим. Предложите свой вариант решения проблемы для европейских стран.        

2 «Разрешите следующую ситуацию»

Латвия расположена на берегах Балтийского моря, с давних времен здесь занимаются рыбным промыслом, а также переработкой рыбы на консервных заводах. А в Казахстане рыбного промысла нет, так как здесь нет морей, но жители Казахстана

любят морскую рыбу.  Предложите свой вариант решения проблемы для жителей Казахстана.


Да.

Деньги, зарплату.

Плата за работу





Позволяет покупать различные вещи

Она моя, его, у вещи есть хозяин



Можно владеть, пользоваться и распоряжаться (пример с ручкой: ручка моя, я ей пишу, я могу её подарить другу))

Вывод: Деньги составляют доход человека, который позволяет быть собственником вещей, и иметь каждой семье собственное хозяйство.



Почему к нам попадают продукты из разных стран? По каким причинам?

Почему товары из разных частей света оказались в наших магазинах или в домашнем хозяйстве каждой семьи?

Да



Нужно обмениваться посредством денег


Запись на доске.



зарплата   все деньги



доход



собственность


владеть

пользоваться

распоряжаться.









        

3 «Разрешите следующую ситуацию»

Урал в России богат месторождениями железной руды. Металлургические заводы Урала известны далеко за пределами России. А в Прибалтике таких месторождений нет, но им необходим металл для строительства кораблей. Предложите свой вариант решения проблемы для жителей Прибалтики.


- Значит, хозяйства всех стран связаны между собой?

- Исходя из того, что мы узнали, какой теперь ответ на основной вопрос урока мы можем дать








Да

Потому что существует мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой продуктами, вещами. И это объединяет все человечество.


Выражение решения, применение нового знания +5

Какие гипотезы оказались верными?

Выполните задание на с 108. Посмотрите внимательно на иллюстрации и попробуйте объяснить, что означают выражения «раб своих вещей», «слуга своих денег». Как в жизни человек может оказаться в таких ситуациях.

- Ребята продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал (а)…», «Меня удивило …»

Проверка гипотез







Ответы всех учащихся


Домашнее задание

+ 2 минуты







Мировое хозяйство – это хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами.

Потому, что всех людей объединяет мировое хозяйство, все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами.

        

обмен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"

Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....

урок окружающего мира с элементами коллективных форм работы 4 класс

урок окружающего мира с элементами коллективных форм работы 4 класс    Разработка урока по окружающему миру.Раздел « Наш край»  4 класс Тема: «Животные-обитатели ле...

Программа развития познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 4-ом классе

Данный курс тренировочных упражнений разработан на учебном материале предмета и составляет систему занятий, которые формируют  приемы мыслительной деятельности, развивают познавательные про...

Урок окружающего мира в 1-м классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов"

Урок относится к технологии здоровьесбережения учащихся,направлен на развитие правильного образа жизни и отношения к природе,развивает познавательную активность и интерес к природе....

Урок окружающего мира в 3 классе

Урок по программе Плешкова, тема "Насекомые"...

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема даного урока: "Жизнь древних славян".  Разработана по УМК  "Школа России"...

Презентация по обществознанию 8 класс. Тема : "Мировое хозяйство и международная торговля"

Мировое хозяйство и международная торговля.Заполни таблицуВсемирный банк—международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам—Цели ...