Конспект урока в 8 классе
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Конспект урока  в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_fizicheskoy_geografii_rossii.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по физической географии России

 «Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения»

 8 класс.

Цель: Сформировать представление  о природных ресурсах Западной Сибири, показать роль ресурсов Западной Сибири в  экономике России. Рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о природных ресурсах Западной Сибири и мерах по их охране и восстановлению; раскрыть проблемы взаимодействия природы и человека; способствовать активному осмыслению проблемы рационального использования природных ресурсов как невосполнимого национального богатства.

Развивающие:  развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, устную речь;  развитие коммуникативных навыков обучающихся; продолжить развитие умений и навыков самостоятельной работы по добыванию новой информации и новых знаний,  навыков работы с  физической и контурной картами, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации.

Воспитательные: осознание неповторимости Отечества, вызвать у учащихся интерес к настоящему своей Родины; прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для сотрудничества в паре, группе.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: технология развития критического мышления, здоровьесберегающая, ИТ технология,.

Методы: словесный, наглядный, практический. 

Оборудование: атласы, настенная карта, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради, презентация к уроку,  тренировочный тест  «Природа Западно-Сибирской равнины», схема «Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины».

Ход урока:

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Орг. момент.

1 мин.

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Мотивация и вступление в тему

2 мин.

Учитель даёт  положительный настрой и нацеливает ребят на предстоящую работу.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу,  улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. На уроке вам придётся выполнять устные и письменные задания, работать с атласом и контурной картой. Будьте внимательными, не отвлекайтесь!

Настраиваются на предстоящую работу.

Повторение темы прошлого урока «Природа

Западно  - Сибирской равнины».

7 мин.

О какой равнине идёт речь в стихотворении  поэта И.Фролова?

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади.

Равнина-на север.

Равнина-на юг.

Как будто гористую

Землю разгладил

Какой то гигантский утюг.

И начнём  с  проверки знаний по данной теме.  

  1. Работа с настенной картой Западной Сибири:

Показать границы Западно-Сибирской равнины, Сибирские Увалы, Васюганская равнина, Барабинская низменность, Объ с Иртышом, Тобол.

  1. Ответим на вопросы тренировочного  теста. Надо выбрать только один верный ответ (см. приложение №1)

Природа  Западно-Сибирской

равнины

Работа с настенной картой.

 

Учащиеся выполняют задание. Взаимопроверка.

Постановка учебной задачи (целеполагание).

Актуализация раннее изученного.

2мин.

- Определим тему урока, а для этого разгадайте ребусы.

-Каким общим понятием можно объединить получившиеся слова?

-Предположите тему урока.

-Что такое природные ресурсы?

-Просмотрите п.36 стр.204 и скажите о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

 

Отгадывают ребусы.

Ответы: Нефть  реки уголь лес газ

Формулируют тему урока.

Это компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельности.

Ставят цель урока (Познакомимся с природными ресурсами Западной Сибири, узнаем о главном богатстве равнины мирового значения, выясним, что мешает освоению природных богатств равнины.)

Открытие нового знания.

8 мин.

Учитель предлагает открыть тетради, записать число и тему урока.

Западно-Сибирская равнина богатейшая природоресурсная   территория России.

- «Какими природными  ресурсами богата  Западно-Сибирская равнина?»

Используя учебник п.36, карты атласа найдите ответ на вопрос  и заполните схему «Природные ресурсы Западной Сибири». Работа по рядам. (Приложение№2)

Обсуждение результатов работы.

1.На поверхности-

2. В недрах –

-Однако, основное богатство – это…….

Крупнейшее в России  и 6-е по размеру в мире нефтяное месторождение Самотлорское  находится в Западной Сибири. Расположено вблизи  Нижневартовска, в районе озера Самотлор. В переводе с хантыйского Самотлор означает «мёртвое озеро», «худая вода». Для нефтяников Самотлора был построен город Нижневартовск на болоте, потому все здания здесь, даже 16-этажные, воздвигнуты или на насыпных песчаных основаниях, или на сваях.

-Назовите места, где добываются нефть и газ. Найдём на карте.

Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока.

Работая в парах  дети заполняют  схему «Природные ресурсы Западной Сибири».

На поверхности

Значительная часть равнины занята лесами - березовыми, сосновыми, кедровыми, пихтовыми, еловыми и лиственничными.

Важнейшие  водные артерии Западной Сибири - река Обь со своим крупным левым притоком Иртышем. Вдоль восточной границы Западно-Сибирской равнины протекает Енисей — самая многоводная река России. 

Биологические ресурсы - пушнина и дичь, рыба.

В недрах - нефть, газ, соль, торф, бурый уголь, железная руда.

Подземные воды – самый большой в мире артезианский бассейн  скрывает Западная Сибирь. Второй по величине в Австралии.

Резервуары подземных вод с температурой от 40 до 1200с находятся на  территории Тюменской, Томской, Омской и Новосибирской областей.

- Основное богатство – это нефтяные и газовые залежи. 

1 ученик показывает месторождения:

Газ-Уренгойское, Медвежье, Ямбургское

Нефть-Самотлорское, Усть-Балыкское, Сургутское.

Проблемный вопрос

5 мин.

Добыча п/и  в Западной Сибири  - дело сложное. В той же Саудовской Аравии или Ираке достаточно лишь пробурить одну скважину в песке, и к ней можно свободно подойти.

-С какими трудностями встречается человек при освоении природных богатств Западно-Сибирской равнины?

(Приложение№3)

Чтобы найти ответ на вопрос я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить задания.

Учащиеся решают проблемные  задачи  в группах.

1. Перечислите трудности, с которыми  встречается человек при освоении природных богатств Западно-Сибирской равнины?

2.Перечислите причины сурового климата Западной Сибири?  Составьте схему. Использовать текст учебника стр.199

3.Перечислите причины заболоченности Западно-Сибирской равнины? Составьте схему. Использовать текст учебника стр.200

4. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)»

Перечислить причины неблагоприятной экологической ситуации.

5. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)»

 Какие последствия возникают из-за ухудшения экологической обстановки района

6. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)»

Предложите пути решения проблем Тюменской области.

Физ. Минутка

2 мин.

Упражнения «Круг» для глаз.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

«Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. 
Круговые движения плечами вперёд и назад. 
• Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

Выполняют упражнения вместе с учителем.

Выступление с сообщением  1 ученика.

3 мин.

Примером гармоничных отношений человека и природы могут служить традиции селькупов, которые живут в среднем течении реки Таз.  

(Приложение№4)

Слушают сообщение.

Закрепление.

3 мин.

-А теперь закрепим знания,  полученные  на уроке.

Приём «Верные и неверные утверждения»

Фронтальная работа

1. Кроме нефти и газа в Западной  Сибири  больше не чего не добывают (нет)
2. Загрязнение вод в Западной Сибири связано с добычей нефти (да).

3. На территории Западной Сибири сосредоточено 60% общих запасов торфа России (да).

4. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют лесные   ресурсы (нет).

Подведение итогов

Нигде в мире нет такого огромного пространства с таким плоским рельефом – нигде ни бугорка, ни увала. Западная Сибирь по праву называют уникально богатой нефтегазовой провинцией Земли.

Вопрос охраны и рационального использования ресурсов земли Сибирской является делом государственной важности. 
Наша задача: жить так, чтобы не стали явью стихи Роберта Рожественского.

Леса топорщатся, и степь клубится,
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы живут в реке,
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы,
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы.

Домашнее задание:

2мин.

1.Всем -  читать  параграф 36, устно на вопросы отвечать.

2.Отметить на контурной карте месторождения минеральных ресурсов.

Записывают домашнее задание.

Итог урока. Рефлексия.

Возвращаемся к вопросу начала урока. 

Достигли  мы цели урока?

Приём «Плюс-минус-интересно».

Заполните таблицу из трех граф.

В графу «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции. В графу  «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной.

В графу «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

(Приложение№5)

Сообщают учителю, были ли, по их мнению, достигнуты цели урока.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых  результатов.

Приложение№1

Тест по теме «Природа Западно-Сибирской равнины»         1 вариант

1. Западно-Сибирская  равнина расположена между:

А) Восточно-Европейской равниной и Уралом

Б) Уралом и Среднесибирским плоскогорьем

В) Среднесибирским плоскогорьем  и Кавказом

2. Какое утверждение о Западной Сибири неверно:
А) холмистый рельеф  Б) малое испарение     В) наличие многолетней мерзлоты

3. Выберите природную зону, отсутствующую в Западной Сибири:
А) широколиственные леса                       Б) тундра

В) лесостепь                                                Г) тайга

4. Самой заболоченной частью Западной Сибири  является:

 А) Барабинская низменность          Б) Васюганская равнина       В) Сибирские Увалы

5. Климат Западной Сибири:  

А) умеренно-континентальный                Б) континентальный

В) резко континентальный                        Г) муссонный

        Тест по теме «Природа Западно-Сибирской равнины»         2 вариант

1.Какая по форме  Западно-Сибирская  равнина:

А) холмистая       Б) низменная         В) плоская             Г) возвышенная.

2. Какой равнине уступает Западная Сибирь по величине:

А) Русской равнине              Б) Среднесибирскому плоскогорью В) Прикаспийской низменности

3. Самая крупная река в Западно-Сибирской равнине?

А) Обь с притоком Иртыш           Б) Надым             В) Тобол        Г) Волга

4.  В Западной Сибири возрастает влияние океанов: 

А) Северного Ледовитого     Б) Атлантического       В) Тихого        г) Индийского.

5. На Западно-Сибирской равнине отсутствует зона:

А) тайги      Б) тундра      В) пустыня     Г) степи.

Ключ

1 вариант

2 вариант

1-Б

2-А

3-А

4-Б

5-Б

1-В

2-А

3-А

4-А

5-В

Без ошибок - 5

1 ошибка - 4

2 ошибки - 3

3 ошибки - 2

Приложение№2

Схема «Природные ресурсы Западной Сибири».
Определите,  какими природными ресурсами богата равнина.


 

 

Приложение№3

Вопрос 1.

Перечислите трудности, с которыми  встречается человек при освоении природных богатств Западно-Сибирской равнины?

Вопрос 2.

Перечислите причины сурового климата Западной Сибири?  Составьте схему. Использовать текст учебника стр.199

Вопрос 3.

Перечислите причины заболоченности Западно-Сибирской равнины? Составьте схему.

Вопрос 4.

Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)» стр. в учебнике 207.

Перечислить причины неблагоприятной экологической ситуации.

Вопрос 5.

Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)» стр. в учебнике 207.

 Какие последствия возникают из-за ухудшения экологической обстановки района

Вопрос 6.

Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)» стр. в учебнике 207.

Предложите пути решения проблем Тюменской области.

Приложение№4

Народы севера

Коренное население Западной Сибири занималось охотой, рыбной ловлей.Жители севера

ненцы - кочевали с оленями. Кочевое оленеводство позволяло сохранить пастбища, которые восстанавливалось только через 10-15 лет. Медленно растут растения тундры, слишком короткое и прохладное лето.

Ханты, селькупы бережно относились к окружающей их природе, которая давала им пищу, одежду, жилище. Жили охотники и рыбаки в низких избушках, сверху крыша утеплялась землей. Льдины служили стеклами зимой. Отходы (рыбьи внутренности, головы кости), не выбрасывали, а топили из них жир. Их желчных пузырей топили желчь и использовали ее для обработки замши. Из пузырей осетров варили клей.

Клей использовался для изготовления ценного орудия охоты - лука, а также при изготовлении лыж. Из шкурок рыбы шили мешки, в которых хранили продукты.        

То есть хозяйство коренного населения было безотходным, а рыбы раньше в реках было больше, чем сейчас. Пришли нефтяники и нарушили гусеницами вездеходов пастбища, в реках стало меньше рыбы, нефть отравила рыбу.

Приложение№5

 «Плюс»

(записывается все, что понравилось на уроке)

«Минус»

(записывается все, что не понравилось на уроке)

«Интересно»

(вписываются  все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме)

«Плюс»

(записывается все, что понравилось на уроке)

«Минус»

(записывается все, что не понравилось на уроке)

«Интересно»

(вписываются  все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме)

«Плюс»

(записывается все, что понравилось на уроке)

«Минус»

(записывается все, что не понравилось на уроке)

«Интересно»

(вписываются  все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...