Конспект урока в 8 классе
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Конспект урока в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_fizicheskoy_geografii_rossii.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по физической географии России
«Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения»
8 класс.
Цель: Сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири, показать роль ресурсов Западной Сибири в экономике России. Рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о природных ресурсах Западной Сибири и мерах по их охране и восстановлению; раскрыть проблемы взаимодействия природы и человека; способствовать активному осмыслению проблемы рационального использования природных ресурсов как невосполнимого национального богатства.
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, устную речь; развитие коммуникативных навыков обучающихся; продолжить развитие умений и навыков самостоятельной работы по добыванию новой информации и новых знаний, навыков работы с физической и контурной картами, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации.
Воспитательные: осознание неповторимости Отечества, вызвать у учащихся интерес к настоящему своей Родины; прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для сотрудничества в паре, группе.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: технология развития критического мышления, здоровьесберегающая, ИТ технология,.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: атласы, настенная карта, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради, презентация к уроку, тренировочный тест «Природа Западно-Сибирской равнины», схема «Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. 1 мин. | Приветствует детей, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. |
Мотивация и вступление в тему 2 мин. | Учитель даёт положительный настрой и нацеливает ребят на предстоящую работу. Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. На уроке вам придётся выполнять устные и письменные задания, работать с атласом и контурной картой. Будьте внимательными, не отвлекайтесь! | Настраиваются на предстоящую работу. |
Повторение темы прошлого урока «Природа Западно - Сибирской равнины». 7 мин. | О какой равнине идёт речь в стихотворении поэта И.Фролова? Равнина. Равнина. Ни яра, ни пади. Равнина-на север. Равнина-на юг. Как будто гористую Землю разгладил Какой то гигантский утюг. И начнём с проверки знаний по данной теме.
Показать границы Западно-Сибирской равнины, Сибирские Увалы, Васюганская равнина, Барабинская низменность, Объ с Иртышом, Тобол.
| Природа Западно-Сибирской равнины Работа с настенной картой.
Учащиеся выполняют задание. Взаимопроверка. |
Постановка учебной задачи (целеполагание). Актуализация раннее изученного. 2мин. | - Определим тему урока, а для этого разгадайте ребусы. -Каким общим понятием можно объединить получившиеся слова? -Предположите тему урока. -Что такое природные ресурсы? -Просмотрите п.36 стр.204 и скажите о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
| Отгадывают ребусы. Ответы: Нефть реки уголь лес газ Формулируют тему урока. Это компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельности. Ставят цель урока (Познакомимся с природными ресурсами Западной Сибири, узнаем о главном богатстве равнины мирового значения, выясним, что мешает освоению природных богатств равнины.) |
Открытие нового знания. 8 мин. | Учитель предлагает открыть тетради, записать число и тему урока. Западно-Сибирская равнина богатейшая природоресурсная территория России. - «Какими природными ресурсами богата Западно-Сибирская равнина?» Используя учебник п.36, карты атласа найдите ответ на вопрос и заполните схему «Природные ресурсы Западной Сибири». Работа по рядам. (Приложение№2) Обсуждение результатов работы. 1.На поверхности- 2. В недрах – -Однако, основное богатство – это……. Крупнейшее в России и 6-е по размеру в мире нефтяное месторождение Самотлорское находится в Западной Сибири. Расположено вблизи Нижневартовска, в районе озера Самотлор. В переводе с хантыйского Самотлор означает «мёртвое озеро», «худая вода». Для нефтяников Самотлора был построен город Нижневартовск на болоте, потому все здания здесь, даже 16-этажные, воздвигнуты или на насыпных песчаных основаниях, или на сваях. -Назовите места, где добываются нефть и газ. Найдём на карте. | Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока. Работая в парах дети заполняют схему «Природные ресурсы Западной Сибири». На поверхности Значительная часть равнины занята лесами - березовыми, сосновыми, кедровыми, пихтовыми, еловыми и лиственничными. Важнейшие водные артерии Западной Сибири - река Обь со своим крупным левым притоком Иртышем. Вдоль восточной границы Западно-Сибирской равнины протекает Енисей — самая многоводная река России. Биологические ресурсы - пушнина и дичь, рыба. В недрах - нефть, газ, соль, торф, бурый уголь, железная руда. Подземные воды – самый большой в мире артезианский бассейн скрывает Западная Сибирь. Второй по величине в Австралии. Резервуары подземных вод с температурой от 40 до 1200с находятся на территории Тюменской, Томской, Омской и Новосибирской областей. - Основное богатство – это нефтяные и газовые залежи. 1 ученик показывает месторождения: Газ-Уренгойское, Медвежье, Ямбургское Нефть-Самотлорское, Усть-Балыкское, Сургутское. |
Проблемный вопрос 5 мин. | Добыча п/и в Западной Сибири - дело сложное. В той же Саудовской Аравии или Ираке достаточно лишь пробурить одну скважину в песке, и к ней можно свободно подойти. -С какими трудностями встречается человек при освоении природных богатств Западно-Сибирской равнины? (Приложение№3) Чтобы найти ответ на вопрос я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить задания. | Учащиеся решают проблемные задачи в группах. 1. Перечислите трудности, с которыми встречается человек при освоении природных богатств Западно-Сибирской равнины? 2.Перечислите причины сурового климата Западной Сибири? Составьте схему. Использовать текст учебника стр.199 3.Перечислите причины заболоченности Западно-Сибирской равнины? Составьте схему. Использовать текст учебника стр.200 4. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)» Перечислить причины неблагоприятной экологической ситуации. 5. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)» Какие последствия возникают из-за ухудшения экологической обстановки района 6. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)» Предложите пути решения проблем Тюменской области. |
Физ. Минутка 2 мин. | Упражнения «Круг» для глаз. Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. | Выполняют упражнения вместе с учителем. |
Выступление с сообщением 1 ученика. 3 мин. | Примером гармоничных отношений человека и природы могут служить традиции селькупов, которые живут в среднем течении реки Таз. (Приложение№4) | Слушают сообщение. |
Закрепление. 3 мин. | -А теперь закрепим знания, полученные на уроке. Приём «Верные и неверные утверждения» | Фронтальная работа 1. Кроме нефти и газа в Западной Сибири больше не чего не добывают (нет) 3. На территории Западной Сибири сосредоточено 60% общих запасов торфа России (да). 4. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют лесные ресурсы (нет). |
Подведение итогов | Нигде в мире нет такого огромного пространства с таким плоским рельефом – нигде ни бугорка, ни увала. Западная Сибирь по праву называют уникально богатой нефтегазовой провинцией Земли. Вопрос охраны и рационального использования ресурсов земли Сибирской является делом государственной важности. Леса топорщатся, и степь клубится, | |
Домашнее задание: 2мин. | 1.Всем - читать параграф 36, устно на вопросы отвечать. 2.Отметить на контурной карте месторождения минеральных ресурсов. | Записывают домашнее задание. |
Итог урока. Рефлексия. | - Возвращаемся к вопросу начала урока. Достигли мы цели урока? Приём «Плюс-минус-интересно». Заполните таблицу из трех граф. В графу «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. (Приложение№5) | Сообщают учителю, были ли, по их мнению, достигнуты цели урока. Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов. |
Приложение№1
Тест по теме «Природа Западно-Сибирской равнины» 1 вариант
1. Западно-Сибирская равнина расположена между:
А) Восточно-Европейской равниной и Уралом
Б) Уралом и Среднесибирским плоскогорьем
В) Среднесибирским плоскогорьем и Кавказом
2. Какое утверждение о Западной Сибири неверно:
А) холмистый рельеф Б) малое испарение В) наличие многолетней мерзлоты
3. Выберите природную зону, отсутствующую в Западной Сибири:
А) широколиственные леса Б) тундра
В) лесостепь Г) тайга
4. Самой заболоченной частью Западной Сибири является:
А) Барабинская низменность Б) Васюганская равнина В) Сибирские Увалы
5. Климат Западной Сибири:
А) умеренно-континентальный Б) континентальный
В) резко континентальный Г) муссонный
Тест по теме «Природа Западно-Сибирской равнины» 2 вариант
1.Какая по форме Западно-Сибирская равнина:
А) холмистая Б) низменная В) плоская Г) возвышенная.
2. Какой равнине уступает Западная Сибирь по величине:
А) Русской равнине Б) Среднесибирскому плоскогорью В) Прикаспийской низменности
3. Самая крупная река в Западно-Сибирской равнине?
А) Обь с притоком Иртыш Б) Надым В) Тобол Г) Волга
4. В Западной Сибири возрастает влияние океанов:
А) Северного Ледовитого Б) Атлантического В) Тихого г) Индийского.
5. На Западно-Сибирской равнине отсутствует зона:
А) тайги Б) тундра В) пустыня Г) степи.
1 вариант | 2 вариант |
1-Б 2-А 3-А 4-Б 5-Б | 1-В 2-А 3-А 4-А 5-В |
Без ошибок - 5 1 ошибка - 4 2 ошибки - 3 3 ошибки - 2 |
Приложение№2
Схема «Природные ресурсы Западной Сибири».
Определите, какими природными ресурсами богата равнина.
Вопрос 1. Перечислите трудности, с которыми встречается человек при освоении природных богатств Западно-Сибирской равнины? |
Вопрос 2. Перечислите причины сурового климата Западной Сибири? Составьте схему. Использовать текст учебника стр.199 |
Вопрос 3. Перечислите причины заболоченности Западно-Сибирской равнины? Составьте схему. |
Вопрос 4. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)» стр. в учебнике 207. Перечислить причины неблагоприятной экологической ситуации. |
Вопрос 5. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)» стр. в учебнике 207. Какие последствия возникают из-за ухудшения экологической обстановки района |
Вопрос 6. Изучить схему «Экологическая ситуация в Западной Сибири (на примере Тюменской области)» стр. в учебнике 207. Предложите пути решения проблем Тюменской области. |
Приложение№4
Народы севера
Коренное население Западной Сибири занималось охотой, рыбной ловлей.Жители севера
- ненцы - кочевали с оленями. Кочевое оленеводство позволяло сохранить пастбища, которые восстанавливалось только через 10-15 лет. Медленно растут растения тундры, слишком короткое и прохладное лето.
Ханты, селькупы бережно относились к окружающей их природе, которая давала им пищу, одежду, жилище. Жили охотники и рыбаки в низких избушках, сверху крыша утеплялась землей. Льдины служили стеклами зимой. Отходы (рыбьи внутренности, головы кости), не выбрасывали, а топили из них жир. Их желчных пузырей топили желчь и использовали ее для обработки замши. Из пузырей осетров варили клей.
Клей использовался для изготовления ценного орудия охоты - лука, а также при изготовлении лыж. Из шкурок рыбы шили мешки, в которых хранили продукты.
То есть хозяйство коренного населения было безотходным, а рыбы раньше в реках было больше, чем сейчас. Пришли нефтяники и нарушили гусеницами вездеходов пастбища, в реках стало меньше рыбы, нефть отравила рыбу.
«Плюс» (записывается все, что понравилось на уроке) | «Минус» (записывается все, что не понравилось на уроке) | «Интересно» (вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме) |
«Плюс» (записывается все, что понравилось на уроке) | «Минус» (записывается все, что не понравилось на уроке) | «Интересно» (вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме) |
«Плюс» (записывается все, что понравилось на уроке) | «Минус» (записывается все, что не понравилось на уроке) | «Интересно» (вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать ...
Конспект урока "Классы органических веществ"
Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...