Экскурсия как педагогический процесс
статья по географии по теме
Экскурсия как форма научно-просветительной работы играет самостоятельную роль. Что же касается общеобразовательной школы, здесь она подчинена другим видам общеобразовательной деятельности — уроку и лекции. В учебном процессе экскурсия, являясь формой обучения, по своему значению не отличается от других форм этого процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия как педагогический процесс
Л.С. Зайцева
МАОУ Константиновская СОШ
городского округа Домодедово
Важное место в проведении экскурсии занимает педагогика — наука о закономерностях воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, т.е. она является частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на экскурсантов. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияй на их сознание. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.
Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов. К числу этих принципов относят:
- научность;
- идейность;
- связь с жизнью;
- доступность;
- системность;
- доходчивость;
- убедительность.
Экскурсия как форма научно-просветительной работы играет самостоятельную роль. Что же касается общеобразовательной школы, здесь она подчинена другим видам общеобразовательной деятельности — уроку и лекции. В учебном процессе экскурсия, являясь формой обучения, по своему значению не отличается от других форм этого процесса.
Однако не только учебные, но и другие экскурсии по своим задачам и воздействию на участников представляют собой педагогический процесс. Как и, но всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют две стороны: обучающий и обучаемые. Руководитель сообщает знания по определенной теме, экскурсанты эти знания воспринимают. Взаимодействие этих двух сторон является основой педагогического процесса.
В настоящее время одной из важнейших задач преподавания является повышение интереса учащихся к учению. Наличие познавательных интересов способствует росту активности, качества знании, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и повышает эффективность процесса обучения. Развивать интерес, в частности к географии, можно разными путями, одним из них является проведение экскурсий. Известно, что в образовательном процессе экскурсиям уделяется недостаточно внимания. Причины этому различны: недостаток времени, отведенного на учебный предмет; недостаток времени преподавателя на подготовку и организацию экскурсий; недостаток методический литературы по данной теме с конкретными разработками экскурсий. Особенно редко, по тем же причинам, проводятся экскурсии в природу, хотя они могут помочь учащимся уяснить связь между явлениями, изучаемыми на занятиях, и явлениями природы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Для формирования мировоззрении учащихся, их умений объяснять окружающие явления, такие экскурсии необходимы, Они тем более важны, что география является наукой о природе и, как другие науки, ее нельзя отрывать от объекта изучения.
1. Учебные экскурсии по географии.
Школьная программа по географии предусматривает обязательные учебные экскурсии по изучению отдельных физико - и экономико-географических объектов и природно - территориальных комплексов (ландшафтов) своей местности. Программа рекомендует проведение пяти экскурсий: одну осеннюю и одну весеннюю (6 класс), по одной весенней
( 7 и 8 классы), одну на местное предприятие ( 9 класс).
Учебные географические экскурсии — это форма организации занятий с учащимися в природе и на конкретном предприятии — промышленном, сельскохозяйственном, транспортном — и на предприятии непроизводственной сферы.
Готовясь к экскурсии, учитель, прежде всего, опираясь на программу по географии и знания местных природных и хозяйственных особенностей, составляет тематический план проведения учебных экскурсий. Тематическое планирование поможет учителю при проведении экскурсий осуществлять преемственность в развитии географических знаний и их применении на краеведческом материале, в овладении от класса к классу умениями; наметить вопросы, которые надо повторить с учащимися перед каждой экскурсией, определить, как использовать в учебном процессе собранные на экскурсиях материалы.
Учебные экскурсии по географии являются составной частью учебного географического краеведения.
Одной из главных задач обучения географии в современной школе является формирование у учащихся общегеографических и краеведческих понятий. Такое обучение требует выделения на каждой учебной экскурсии не только внешних признаков, свойств, отношений, а выявления существенных связей, образующих структуру изучаемых природных и производственных объектов, фактов и явлений.
На учебной экскурсии изучается отдельно взятый краеведческий объект или явление. Наблюдаемый краеведческий объект учащиеся характеризуют преимущественно количественно, а также выявляют и его отдельные качественные стороны. При этом анализируемый объект выступает как непосредственно данный, вне причинно-генетических связей, т. е. происходит его эмпирическое познание. Это положение наиболее характерно для осенней экскурсии в 6 классе.
В последующих классах познание краеведческого объекта выступает как часть природного образования ПТК или часть хозяйственной системы своей местности, района, области.
Организованное учителем на учебной экскурсии наблюдение учащимися природных и производственных объектов и явлений подготавливает их более осмысленно, не допуская перегрузки, осваивать теоретические знания: понятия, принципы, закономерности.
Например, полученные в 6 классе во время осенней экскурсии первичные краеведческие знания о формах поверхности, горных породах, водоемах и некоторых причинах их образования и развития будут служить чувственно-образной опорой при изучении тем «Литосфера» и «Гидросфера».
В свое время Н. Н. Баранский отмечал, что проведение экскурсии преследует две цели:
1) экскурсия иллюстрирует то, что уже пройдено по программе;
2) экскурсия предвосхищает то, что еще будет проходиться.
В первом случае учитель может в своих объяснениях ссылаться на соответствующие части пройденного курса. Во втором случае учитель должен особенно подчеркивать те части экскурсии, которые могут быть впоследствии использованы при изучении теоретического материала. Здесь отметим, что содержание учебных экскурсий по географии, проводимых после изучения определенного теоретического материала позволяет определить их как иллюстративно-познавательные.
Опыт познания краеведческой действительности, отраженный в сознании учащихся, является тем необходимым мостиком, который дает возможность учителю, применяя правила краеведческого принципа, повести учащихся от частного к общему, от абстрактного к конкретному, от доступных непосредственному наблюдению природно - производственных фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям основ географической науки, от эмпирической видимости с постигаемой теоретической сущности предметов и явлений родного края и своей местности, от теории к реализации знаний на практике.
Накопленный чувственно - эмоциональный опыт, теоретические краеведческие знания, приобретенные в 6 – 7 классах, позволяют учащимся в 8 – 9 классах уже на качественно новом интеллектуальном уровне — краеведческом и общегеографическом — вновь вернуться на учебных экскурсиях и в учебном процессе к изучению конкретной краеведческой действительности.
Значение учебных экскурсий состоит в том, что посредством целенаправленного изучения реальной действительности родного края они подготавливают всех учащихся к познанию абстрактных общегеографических (теоретических) знаний.
2. Организация учебных экскурсий.
Для организации учебных экскурсий учителю, прежде всего, необходимо провести педагогическую оценку выбранной для экскурсии местности, чтобы выяснить:
- В какой степени выбранная местность отвечает краеведческим требованиям программы?
- Какие имеются наиболее характерные (типичные) краеведческие объекты, и какие возможности для их визуального обзора и изучения в свете требований программы?
- Какое познавательное значение имеют они, не только положительное, но и отрицательное?
- Какое эмоциональное воздействие окажут на учащихся?
- Какие краеведческие знания имеют учащиеся и как их подготовить к восприятию и изучению выделенных объектов?
Анализ опыта и методической литературы по рассматриваемому вопросу дает возможность наметить следующие критерии оценки выбранной местности для проведения учебных экскурсий:
- соответствие целям и задачам учебного краеведения и учеб-
ным темам по конкретным курсам географии, то есть темам и вопро-
сам, обучение которым целесообразно или обязательно надо свя-
зывать с краеведческим материалом;
- возможность визуального ознакомления, обзора и изуче-
ния, отбор данных типичных краеведческих объектов;
- учет воспитательных целей (наличие среди местных объек-
тов наблюдения редких или исчезающих видов растений и живот-
ных, памятников природы, подлежащих строгой охране; производ-
ственные объекты, связанные с революционным прошлым, трудо-
выми успехами настоящего, экономическими и культурными
связями с соседними экономическими районами и другими стра-
нами и т. п.);
- определение доступности изучаемых краеведческих объектов и учёт возрастных особенностей при организации на этой территории индивидуально – групповой деятельности учащихся;
- учет особенностей чувственно - эмоционального восприятия
меняющихся по сезонам года краеведческих объектов и явлений;
- учет учебно-воспитательных потребностей конкретной темы
(раздела) курса географии в конкретных краеведческих фактах,
дидактических материалах;
- готовность учителя и учащихся к изучению намеченных
краеведческих объектов на выбранной территории и к проведению
запланированных практических работ на территории;
- возможность накопления фактов для обработки собранного
учащимися и учителем краеведческого материала и подготовка на
этой основе пособий, которые будут необходимы учащимся в под-
готовительный период к экскурсии и при изучении конкретной темы
(раздела) курса географии.
Когда выбранная территория и объекты на ней с позиции требований программы оценены, намечено, что будет изучаться обзорно, а что детально, после этого к выходу в поле готовятся учащиеся. Успех планируемой учебной экскурсии во многом зависит от готовности школьников к ее выполнению.
3. Подготовка к учебной экскурсии.
Подготовка учащихся к учебной экскурсии проводится
уроке. Школьники должны быть подготовлены теоретически,
практически и организационно.
Теоретическая подготовка учащихся состоит в повторении тех физико-географических и экономико-географических понятий, которые они должны применить на экскурсии, в ознакомлении с особенностями природы или экономики района экскурсии, без знания которых невозможно усвоение нового материала в полевых условиях или на предприятии.
Практическая подготовка заключается в обучении школьников тем приемам работы, без овладения которыми не могут быть выполнены задания, предусмотренные содержанием экскурсии.
Организационная подготовка учащихся сводится к следующему: учитель сообщает тему, цели и план экскурсии, разбивает класс на бригады по 6—7 человек, назначает и инструктирует бригадиров, сообщает список бригадного и индивидуального снаряжения, указывает время и место сбора, форму одежды и т. п., а также знакомит с требованиями к поведению на экскурсии. В 6 – 8 классах особое внимание обращается на соблюдение правил поведения в природе, в 9 классе — на выполнение требований техники безопасности на посещаемом производстве.
Для разработки экскурсии на промышленное предприятие
учитель должен предварительно ознакомиться с ним и опреде-
лить маршрут, прохождение которого позволит учащимся по-
сетить важнейшие объекты и производства. Особенно важно
учителю заранее изучить основные и подсобные цехи, склады
сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, согласовать
представителем администрации предприятия содержание его
беседы с учащимися, желательно, в частности, в этой беседе
уделить внимание вопросам, имеющим значение для профориен-
тации школьников.
Готовясь к экскурсии на предприятие, учащиеся знакомятся с историей его возникновения, устанавливают, к какой отрасли оно относится. Хорошо получить ответы на эти вопросы, работая в музее предприятия, с материалами газет, журналов, в которых характеризуется изучаемое предприятие, отчетами учащихся прежних лет, где даются схемы цехов предприятия и карты - схемы его внутренних и внешних производственных связей.
4. Проведение учебной экскурсии.
Успех проведения экскурсии в значительной мере обеспечивается четкостью ее разработки.
Порядок работы на каждой экскурсии обычно такой:
а) вводная беседа учителя;
б) выполнение учащимися заданий при движении по маршруту (для экскурсий в природу) или прохождение всем классом по основным цехам производства, последовательность которых определяется ходом технологического процесса (для экскурсии на промышленное предприятие);
в) заключительная беседа.
Вводная беседа на экскурсии в природу начинается с осмотра учащимися окружающей местности и определения точки своего стояния на карте - схеме. Для этого выбирают место, с которого обеспечивается широкий обзор окружающей местности. Учитель еще раз напоминает цели экскурсии, рассказывает о природных особенностях или природно-территориальных комплексах данного района. Затем учащиеся всего класса на примере описаний одной - двух точек вспоминают методику полевых наблюдений и форму фиксации полевого материала в дневнике. Только после этого бригады приступают к самостоятельной работе.
Вводную беседу на предприятии обычно проводит представитель администрации (главный технолог или главный инженер). Он знакомит учащихся со структурой предприятия, с особенностями организации производства, с планами дальнейшего развития производства и передовыми людьми завода. Рассказ должен сопровождаться показом образцов выпускаемой продукции (если это возможно), графиками и диаграммами, иллюстрирующими темпы развития производства, и другими наглядными пособиями. Особое значение имеют цифровые показатели и данные о производственных связях предприятия с другими предприятиями, так как эти сведения будут использованы на последующих уроках географии для составления схем производственных связей и графического оформления показателей, характеризующих рост предприятия. Затем учащиеся проходят по цехам.
В заключительной беседе в природе учитель обобщает результаты наблюдений, задает учащимся контрольные вопросы по выполненным заданиям, проверяет правильность их выполнения (особенно по описанию ПТК) и дает задание на дом — оформить результаты наблюдений и зарисовок в тетради.
В заключение экскурсии на промышленном предприятии подводят итог увиденного, делают вывод о путях повышения эффективности производства, подчеркивают особенности производства, влияющие на географическое размещение данной отрасли, и называют меры, предупреждающие отрицательное воздействие предприятия на окружающую среду.
5. Оформление учебной экскурсии.
Оформление полученного материала состоит в написании
отчета каждым учащимся о проделанной работе. В отчет вклю-
чают тему и цель экскурсии и раскрывают содержание выпол-
ненных заданий, включая чертежи и рисунки (топографический
план местности, схема геологического обнажения, зарисовка
почвенного разреза и др.).
Кроме того, каждая бригада должна оформить стенд, на который поместить карту-схему района экскурсии и в зависимости от содержания экскурсии — рисунки геологических разрезов, почвенных прикопок, профили, фотографии природных объектов или типичных ПТК. Отдельно оформляют коллекции горных пород и образцы почв (их высушивают и помещают коробочки и этикируют).
На стенд по материалам производственной экскурсии помещают, кроме карты-схемы района, на которой указано местонахождение предприятия, схему производственных связей с другими предприятиями, схему основных стадий производственного процесса и структуру предприятия (цехи, отделы, их производственные взаимосвязи), образцы продукции предприятия, фотографии передовиков производства.
Все это ведет к пополнению фонда наглядных пособий, которые помогают осуществлению краеведческого принципа обучения географии.
Список литературы.
1. Матрусов И.С. Методика обучения географии в средней школе. М.: Просвещение, 1985.
2. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. М.: Просвещение, 1983.
3. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2001.
4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия, 2004.
5. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2002.
6. Соломин В.П., Нестеров Е.М. О геологии, экскурсиях и системном мышлении. География в школе, 2002, № 7.
7. Черхинова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. М.: Просвещение, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка (распространение опыта и внедрение его в педагогический процесс)
Проектная и иследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида...
Применение знаний полученных в школьных экскурсиях в образовательном процессе на уроках географии
Статья о личном опыте проведения уроков географии на экскурсиях....
Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса
Реформирование системы образования в России осуществляется с опорой на педагогические теории, изучающие влияния культуры, нравственности, морали, идеи гуманизма на воспитание и личностное развитие чел...
Статья "Экологические экскурсии в образовательном процессе детей с ОВЗ"
В данной статье автор рассказывает о том, как организует ипроводит экологические экскурсии с детьми с ОВЗ....
Значение экскурсии в воспитательном процессе
В статье рассматриваются аспекты взаимодействия педагога и детей на учебной экскурсии....
Значение экскурсии в воспитательном процессе
Рассказывается о том, как использовать гигантский потенциал экскурсии в воспитательном процессе....