Значение экскурсии в воспитательном процессе
статья

Баженова Людмила Николаевна

Рассказывается о том, как использовать гигантский потенциал экскурсии в воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Значение экскурсии в воспитательном процессе

Если открыть любую образовательную программу или методические рекомендации — не важно по какому предмету —  среди форм и методов обучения и воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия. 

История не сохранила воспоминаний о том, когда и кем была проведена самая первая экскурсия вообще, но мы точно знаем, что в качестве учебного метода экскурсии стали внедряться в образовательный процесс педагогами Западной Европы и России в конце 18 - начале 19 вв. Само название этого интереснейшего способа обучения происходит от латинского «экскурсио». В русском языке оно первоначально означало «выбегание, военный набег». (Кстати, может быть, поэтому некоторые группы экскурсантов действительно напоминают отряды захватчиков?).

А ведь правильно организованная и проведённая экскурсия — уже сама по себе такой волшебный способ и диагностики, и воспитания, с помощью которого можно очень хорошо рассмотреть и скорректировать проблемы поведения детей, которые, возможно, не всегда видны во время обычных уроков. Замечательный повод использовать метод включённого наблюдения. Во время экскурсии видны особенности и каждого ребёнка, и коллектива в целом. Именно во время экскурсии, когда дети находятся не в привычной обстановке класса, можно увидеть недочёты профессиональной деятельности учителя. Кстати, как показывает практика, они, по большому счёту, одни и те же во всех детских коллективах школьников. Дети часто не способны видеть людей вокруг себя, у них нет навыка предоставления другим жизненного пространства  (попросту, они не понимают, когда надо подвинуться, чтобы коллега по экскурсии мог тоже подойти поближе к осматриваемому объекту, дабы лучше всё увидеть. Они и попросить-то других об этом не умеют — просто стоят и не двигаются).  Кстати, опыт и практика проведения многочисленных экскурсий показывают, что эта проблема отсутствует в группах детей, занимающихся дополнительным образованием: хореографических и театральных коллективах, гимнастических и футбольных секциях — везде, где детей учат чувствовать партнёра по сцене, спортивному залу, игровому полю. Вывод — дополнительное образование, в тех моментах, которые касаются развития личности, пожалуй, должно быть основным. Основное обучение в одиночку с этим не справляется.

Экскурсия — это, в первую очередь, информация. Но: школьники очень часто не воспринимают смысл слов, просто пропуская их мимо ушей. Получается бессмысленность проведения данной формы работы, так как они не способны воспринимать вербальную информацию. Так называемое клиповое восприятие должно рано или поздно заставить-таки учителей переписать всевозможные методики обучения.

Грех не использовать гигантский потенциал экскурсии. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы. Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, её теме и содержанию формировался педагогом, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль педагога в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их  экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает  усилия её участников для сохранения внимания, работы памяти. 

Важно, чтобы педагог и все участники экскурсии уже перед её началом понимали: то, как она пройдёт, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные её члены выберут для данного мероприятия. Дети должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий прикладывать к тому, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству), он будет вынужден делать это за счёт информационной части экскурсии. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в процессе физического воспитания учащихся как один из главных факторов организации личностно-ориентированного воспитательного процесса.

Материал может быть полезен молодым учителям, а также при подготовке выступления по соответствующей тематике на заседании МО или педагогическом совете....

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

О роли и значении экскурсии.

Творческий отчет  по обобщению опыта....

Мастер-класс «Значение народной музыки в построении учебно-воспитательного процесса творческого объединения «Наигрыш»

 Применяемые игровые и здоровьесберегающие технологии, взятые за основу мастер-класса, помогают детям младшего возраста наиболее полно раскрывать свои возможности, а также развивать память...

Мастер-класс «Значение народной музыки в построении учебно-воспитательного процесса творческого объединения «Наигрыш»

 Применяемые игровые и здоровьесберегающие технологии, взятые за основу мастер-класса, помогают детям младшего возраста наиболее полно раскрывать свои возможности, а также развивать память...

Значение экскурсии в воспитательном процессе

В статье рассматриваются аспекты взаимодействия педагога и детей на учебной экскурсии....