Статья "Экологические экскурсии в образовательном процессе детей с ОВЗ"
статья по экологии (5, 6, 7 класс)

Номоконова Анна Александровна

В данной статье автор рассказывает о том, как организует ипроводит экологические экскурсии с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_ekskursii_v_produktivnom_buchenii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Экологические экскурсии  в образовательном процессе детей с ОВЗ

Номоконова А.А, учитель биологии и географии

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

Я работаю учителем географии и биологии в ОГАОУ «Центр образования «Ступени». Здесь получают знания 80 учащихся, которым рекомендовано обучение на дому по основным общеобразовательным программам общего образования и не противопоказано обучение в дистанционной форме. Образовательный процесс осуществляют 49 учителей, основным направлением деятельности которых является организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий; реализация индивидуальных образовательных программ учащихся Центра; организация процесса индивидуальной работы с учащимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организация их персонального сопровождения. Вся учебная работа в Центре проводится в специальной учебной среде, где каждому учебному курсу выделен виртуальный учебный кабинет. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, учителя нашего Центра используют в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создают индивидуальные программы развития. Все их можно объединить в понятие личностно-ориентированное обучение. В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Все это помогает учащимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Мне часто задают вопрос «А как вы проводите экскурсии, предусмотренные в курсе географии и биологии со своими учащимися?». Сегодня я постараюсь .рассказать  как я организую и провожу экскурсии с  детьми нашего Центра.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Для совершенствования процессов формирования ключевых компетенций педагоги нашей школы используют методы, позволяющие компенсировать и корректировать процесс овладения учащимися умениями самоорганизации учебной деятельности. В связи с этим наиболее эффективными являются активные методы обучения, такие как проблемные, включающие в себя постановку проблемной ситуации, учебно – исследовательские, игровые, а также вовлечение учащихся в практическую деятельность. На сегодняшний день разработано множество технологий, позволяющих учителю правильно и эффективно организовывать работу с детьми с ОВЗ. Но все же, какую бы технологию я не выбрала, в конечном итоге она всегда будет направлена на организацию самостоятельной деятельности учащихся, поэтому в своей деятельности я использую перспективный метод развития интерактивной познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности – проектно-исследовательскую деятельность, используя региональный компонент. Для того чтобы увлечь учащихся исследованиями я заранее продумываю интересные и посильные формы проектно-исследовательской деятельности. Одним из наиболее удачным способом вовлечения детей в исследовательскую работу я считаю экскурсии – сочетание отдыха с научной деятельностью. Путешествуя по родному краю на поезде, пешком, на велосипеде, можно изучить историю и географию своей области, видовое разнообразие растений и животных, экологическую обстановку. Проведение экскурсии требует предварительной подготовки: выбор объекта, цель экскурсии, разработка маршрута, способ подхода или подъезда к объекту, проведение инструктажа о правилах поведения во время экскурсии, разработка плана работы на изучаемом объекте и подготовка оборудования для исследований (сачки, лупы, пробирки, колбы, термометр и др.).. Со своими учащимися я совершаю экскурсии виртуально, общаясь дистанционно, используя презентации и видеофильмы, видеоролики, которые создаю сама  и  привлекаю к созданию    цифровых ресурсов учащихся и их родителей, а в очной форме организую экскурсии во внеурочное время на территории школы, на водные объекты в черте города Биробиджана - р. Бира, р. Безымянка, а также на ООПТ ЕАО, например на территорию заповедника «Бастак».

Пока мы находимся в пути или во время возвращения с экскурсии ребята выполняют игры, задания, которые помогают обогатить чувственное общение с природой, лучше понять  красоту окружающего мира. Общение с природой и игры дают возможность  детям почувствовать себя частицей природы, которая, как и все живое, дышит, видит, слышит, чувствует. Приведу несколько игр, заданий, которые можно использовать во время  экскурсий:

Задание  «По пути»:

№ 1 ( для учащихся 7 - 11 классов): выдать каждому «путешественнику» по 7 цветных кусочка бумаги и предложить найти по пути что-то такого же цвета, а по возвращении с экскурсии сложить коллаж из этих находок;

№ 2 (для учащихся 5 класса):найдите по пути «мягкое – твердое», «молодое – старое», « гладкое – шероховатое», « круглое – длинное); по возвращению или во время отдыха  обсудить все находки ;

№3 ( для учащихся 6 класса): по пути к объекту посчитайте сколько раз вы  увидите воробьев, сорок, голубей или  сколько разных насекомых.

Игра «Тишина» (для учащихся 5-7 классов): Закройте глаза и прислушайтесь к звукам леса, а теперь откройте глаза и расскажите о звуках нашего леса.

Рекомендую для учащихся младших классов использовать во время экскурсий игры-анализаторы, которые научат их  анализировать увиденное: сравнивать, находить отличия и общие черты. Оборудованием для таких игр  всегда послужат природные материалы – плоды, семена, листья растений и т.д.

Игры –анализаторы (для учащихся 5-6 классов):

 с листьями:  подберите любой лист и найдите 3-4 похожих по размеру, цвету, форме, запаху, рисунку края листовой пластинки.

 с цветами:

А) найдите цветы собранные в соцветия, но только их не срывайте, назовите соцветия ;

Б) найдите растение с цветами, с очередным листорасположением,  жилкование листьев сетчатое..

 с семенами:

А) сорвите «поседевший» цветок одуванчика и пустите его семена по ветру (подуйте на него) -  посмотрим у кого  семена улетят дальше;

Б) найдите растения, чьи семена распространяются ветром, животными, водой;

В) найдите дерево, семенами которого питаются птицы.

 с лишайниками:

найдите дерево на стволе которого расположились лишайники, определите с помощью их расположения стороны горизонта;

с грибами паразитами:

найдите дерево поврежденное грибом-трутовиком, какую форму он имеет , на что похож , вспомните меры борьбы с данным грибом.

Игра «Фантазеры» (для 5-9 классов): Для данной игры необходимо вместе с учащимися  во время экскурсии собрать природный материал, например: шишки, камушки, перья птиц, желуди, кусочки коры и т.д. Сложить все эти объекты в непрозрачный мешочек и по возвращении  предложить по очереди учащимся вытянуть из мешочка природный объект. Затем  в течении 5 мин каждый участник экскурсии должен придумать историю (сказку) о том как данный объект оказался  на изучаемой территории, например если вы были на реке, то у вас получится сказка «Жила-была речка…», если это лес «Зеленый океан» и т.д.

        А теперь о некоторых особенностях проведения экскурсий на водоем по темам «Экологическое состояние водных экосистем», «Жизнь водоема» и др. :

Первое: темы экологических исследований следует подбирать, исходя из реалий жизни. Все, что изучается, должно стать для учащихся личностно-значимым, но предлагаемые темы и рекомендуемые методы не должны выходить за рамки  его психо-физических возможностей.

Второе: учителю необходимо мотивировать учащихся на предстоящее исследование, т.е. сделать ребят не пассивными слушателями, а активными исследователями. Показать важность как для решения проблем изучаемого объекта, так и для развития личности  самих учащихся, совершенствования их интеллектуальных способностей и практических навыков. Каждый участник исследований должен иметь определенные обязанности и понимать, что он несет ответственность за результат своей работы и результат всего коллектива, работающего над определенной темой исследовательской работой. Для этого заранее каждый участник экскурсии должен знать  о том, какое задание он будет выполнять, например: фотосъемка, выполнение практической работы, проведение экологической игры (организуя правильную и согласованную работу всех участников  экскурсии  можно получить необходимый  результат).

Третье: следует обратить внимание ребят на правила безопасного поведения на берегу водоема. Речь идет не только о личной безопасности каждого участника экскурсии, но и о безопасности тех растений или животных, которые станут объектами исследований.

Четвертое: учитель должен быть готов к тому, что во время экскурсии далеко не всех обитателей удастся увидеть, поэтому в ходе экскурсии можно показать фото животных или растений на электронных носителях или на заранее распечатанных фотографиях.

Пятое: для выполнения учащимися индивидуальных заданий по алгоритму учителю необходимо приготовить рабочие листы для каждого участника экскурсии.

Шестое: при подведение итогов экскурсии, можно предложить учащимся  оценить общее состояние водоема и влияние на его обитателей антропогенных факторов. Затем учащиеся составляют отчет, который включает пять частей:

  1. Введение
  2. Экспериментальная часть (описание объекта, методов сбора материала, характеристика  использованного оборудования, краткая характеристика физико-географических условий исследуемого объекта, описание метеорологических особенностей, характер маршрута)
  3. Результаты работы и их анализ (анализ материалов,результаты их обработки).
  4. Выводы и рекомендации (подводят итоги, дается обобщенный вывод  и рекомендации).
  5. Список литературы.

          На основе полученных материалов учащиеся  готовят проекты, оформляют творческие работы на конкурсы.

Во время экскурсий я большое внимание уделяю экологической культуре учащихся, способствующей удовлетворению потребности детей с ОВЗ в расширении кругозора, закреплению знаний о реальных факторах экологической опасности, дающей практические навыки по оценке качеств окружающей среды. Знания по экологии пробуждают потребность в добрых делах, проведении общественно-полезных акций, в природоохранной деятельности области. Во время экскурсий на водоемы учащиеся используют план (алгоритм), проводят исследования водоемов, отбирают пробы воды, выявляют источники загрязнения, сами ставят вопрос о спасении того или иного объекта и ищут пути его решения, принимают участие в экологических десантах по очищению береговых линий от мусора (см. Приложение 1). Такие экскурсии в природу приобретают первостепенное значение в  экологической подготовке школьников, так как помогают конкретизировать  теоретические знания, абстрактные экологические понятия. Учащиеся получают возможность воочию увидеть биогеоценозы, определить границы между ними, ознакомиться с сообществом каждого их них, провести наблюдения. Итогом экскурсий по родному краю становятся природоохранные проекты, выполненные совместно с учителями биологии, химии, географии, литературы и родителями. Например: «Вода! Ты — жизнь!», «Влияние синтетических моющих средств на экосистему водоемов», «Экологическое состояние водных экосистем ЕАО, на примере реки Безымянка», «ТБО города Биробиджана». Есть и такие, которые не имеют отношения к научному исследованию, и, тем не менее, являются вполне творческими и самостоятельными работами моих учеников.  Например, оформление дневников наблюдений за птицами у кормушек «Дневник наблюдений за зимующими птицами ЕАО», «Зимующие птицы города» и другие. Выполняя проекты учащиеся все чаще чувствуют себя инициаторами и исполнителями поставленных задач, чувствуют , что это их идеи, их дело и их забота. Они учатся брать на себя ответственность, у них прививается принцип «Начни с себя», который помогает осознать глубину проблемы постепенно до масштабов «Мой дом – Земля, я –ее частичка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка.

Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Основной проблемой в рамках модернизац...

Применение знаний полученных в школьных экскурсиях в образовательном процессе на уроках географии

Статья о личном опыте проведения уроков географии на экскурсиях....

Методы и приемы, используемые педагогом, способствующие успешной адаптации в образовательном процессе детей с множественными нарушениями развития

Используя термин "адаптация" применительно к образовательному процессу, чаще всего подразумевают временной период поступления детей в первый класс образовательного учреждения, который несомн...

Создание условий для организации образовательного процесса детей с СДВГ

Презентация рассматривает основные условия образовательного учреждения для организации образовательного процесса детей с СДВГ...

Методические разработки к Городскому семинару "Опыт организации образовательного процесса детей с Расстройствами Аутистического Спектра"

Представления игры "Откравенный разговор". Ресурс социально-психологический игр для нормализации отношений участников образовательного процесса....