конспект урока географии в 6 классе "Туман и облака"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Стрижак Ирина Александровна

урок проведен в 6 классе. использованы проблемные ситуации, групповая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_35.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок 35                                              класс 6                                                    дата ______

Тема Туман и облака

Цель урока: научить давать определения туману, облакам, различать виды облаков

Задачи урока:

1)обогатить учащихся новыми сведениями о превращениях в природе (туман, облака )

2)познакомить с разными видами облаков,

3)развивать познавательный интерес к предмету путём вовлечения школьников в исследовательскую работу;

4)воспитывать умение сотрудничать.

Оборудование: Компьютер,  проектор; мультфильм «Облака – белогривые лошадки»

карточки для работы в группах; иллюстрации с видами облаков;

иллюстрации, демонстрирующие состояние воды в атмосфере

 

Ход урока.

1.Организационный этап. Психологический настрой

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок ,

Активно в работу включайся, дружок!

В течение урока вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

1.Работать сообща.

2.Уметь выслушать друг друга.

3.Слушать других, не перебивая, внимательно.

4.Уметь распределить обязанности между собой, чётко знать долю работы каждого.

5.Уметь договариваться, помогать друг другу.

2.  Проверка домашнего задания.

Учитель. «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,  тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты - сама жизнь!» Что имел в виду французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, когда писал эти строки?

В каком состоянии может находиться вода в атмосфере?

  Определите, какое состояние воды изображено на иллюстрации. ( У каждой группы иллюстрации или фото демонстрирующие состояние воды в атмосфере: в жидком состоянии - река, водопад, ручей; в твёрдом состоянии - лёд, снег, в газообразном – туман, облака.)

Рассказы групп.

  Откуда взялась вода в атмосфере?

Что называется влажностью? Что является причиной круговорота воды в природе? Чем различаются абсолютная и отностительная влажноть воздуха? Чем измеряется влажность воздуха?

Что происходит с водяным паром, если его в воздухе становится очень много?

 3. Актуализация знаний

А  какие явления природы связаны с особыми превращениями воды?

   Можете ли вы сказать, что такое облака, туман? Как вы думаете, какова тема урока?

 Цели урока?

  Итак, сегодня мы будем исследовать и попытаемся открыть тайны этих явлений. 4.Работа над новым материалом

  1. Сейчас вы будете исследовать явления, а какое – узнаете, когда отгадаете загадку.

Седой дедушка у ворот

Все глаза нам заволок. Что это?

 Молодцы! Выясните в группах с помощью учебника, что такое туман. Что вам удалось выяснить из текста?

 2. А как вы думаете, туман – «друг» или «недруг» человека. Мнения разделились.  

 Ребята 1 группы докажут, что туман – «друг», а 2  группы – что «недруг».

  Туман – «друг»: спасает растения в садах и на полях от заморозков; увлажняет кожу человека, что полезно для здоровья.

Туман – «недруг»: в тумане плохо видно, поэтому люди могут заблудиться в пути; пешеходам надо осторожно переходить дорогу; водителям – быть внимательнее на дороге.

3.Физминутка  Под песню «Облака-белогривые лошадки»

4. Изучение материала об облаках

Прочитайте загадку и отгадайте.

Пушистая вата

Плывёт куда – то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Это облака.)

Молодцы!

Групповая работа

 Изучите в группах с помощью учебника, что такое облака.

  Чем похожи туман и облака, а чем отличаются? 

 На листах бумаги записать, поменяться , обсудить работу другой группы

Туман и облака состоят из мельчайших капелек воды. А их отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоёмов, а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Облака могут состоять не только из капелек воды, но и кристалликов льда, снежинок.

Давайте еще раз посмотрим на картинки. Одинаковой ли формы бывают облака? Изучите группой, какой формы бывают облака. Пользуйтесь материалом учебника.

Составление кластера.

Нужно выбрать из картинок виды облаков и рассказать о них.

1 группа изучает материал о перистых облаках.

2 группа изучает материал о кучевых облаках.

3 группа  изучает материал о слоистых облаках.

Заслушиваются выступления каждой группы. Оцениваем работу.

Перистые: высоко в небе, похожи на перья птиц; не закрывают Солнца; Образуются на высоте от 6 км и выше; состоят из кристалликов льда.

Кучевые: похожи на клочки ваты; образуются на высоте от 800 -1000 м; могут достигать 3-4 км,  состоят из мельчайших капелек воды; постоянно меняют форму.

Слоистые: серые низкие; образуются при встрече тёплого воздуха с холодным, на высоте 1-2 км;  затяжные дожди и снегопады

Дополняю, что облака могут иметь разновидности, явление ГАЛО.

Какое погодное явление связано с наличием на небе облаков? Как обозначается облачность? Что означают не закрашенный, наполовину закрашенный и полностью закрашенный круг? Измеряется облачность по 10 бальной шкале.  Мы определяем на глаз, а точные данные получают на метеостанциях. Большую ценность  об облачности имеют снимки со спутников и станций.

 

Ребята,  наблюдение за облаками очень важно для предсказания погоды.. Если научиться читать «язык» облаков, можно легко узнать, какая погода будет не только к вечеру, но и через неделю. Знаете ли вы какие –нибудь приметы, связанные с облаками?

 

Багровые зори – к дождю.

Золотая заря – к хорошей погоде.

Если кучевые облака к вечеру исчезают – к хорошей погоде.

Небо в барашках дождь приносит.

Если на небе появляются перистые облака, которые быстро надвигаются с запада, знайте – надо ожидать изменения погоды.

Перистые облака предвещают ненастье от двух дней и более

Когда днём жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака, это предвещает грозу.

  5.Закрепление.

  Ребята,  вы сейчас проверите свои знания

Определите, о каких понятиях из темы сегодняшнего урока говорят поэты в своих стихотворениях.

Я сегодня видел сам:

Слон летал по небесам!

В синеве он важно плыл, Даже солнце заслонил!

И опять случилось чудо –

Превратился он в верблюда. (Лифшиц)

(Говорится о кучевых облаках.)

Побелил он все берёзки

И ромашки побелил.

Утром лёг на берег плоский,

Видно,  выбился из сил. (Иван Демьянов)

(Говорится о тумане.)

Почему-то все считают

Что коровы не летают.

Но вчера, даю вам слово,

В облаках плыла корова.

А за нею, по два в ряд,

Двадцать рыженьких телят. (В. Лунин)

(Говорится о кучевых облаках.)

Сегодня с самого утра

Не играет детвора.

Плачет лес и плачет луг,

Море целое вокруг.

Что за горе? Вот беда,

Это облако приплыло,

Наше солнышко закрыло. (Елена Эрато)

 

6.Рефлексия деятельности.  На стикерах написать, как работал на уроке, каков результат урока. Прикрепить стикеры на 1 из видов облаков.

  Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок, на левую - те, которые получили на уроке. Соедините  ладошки в «хлопке» и скажите друг другу «спасибо», «молодец».

 

7. Домашнее задание параграф 32, уметь отвечать на вопросы, знать виды облаков и их характеристику.  Принести загадки про туман, облака, осадки.

Правила работы в группах.

1.Работать сообща.

2.Уметь выслушать друг друга.

3.Слушать других, не перебивая, внимательно.

4.Уметь распределить обязанности между собой, чётко знать долю работы каждого.

5.Уметь договариваться, помогать друг другу.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии "Влажность воздуха и облака"

Разработка урока по географии в 6 классе  с использованием космических снимков своей местности. Разработка  сопровождается  презентацией....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".

Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена  по учебнику А.И.Алексеева "География.  Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"

Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования  представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"

На  конкретных примерах  учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...

Конспект урока географии для СПО "География населения и хозяйства Африки"

Данный урок разработан в соответствии с темой и учтены возрастные особенности обучающихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной р...