урок по теме "Моря,омывающие берега России" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
«Моря,омывающие территорию России» 8 класс.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Специфика урока состоит в организации работы в группах, направленных на системно-деятельностный поход.
ЦЕЛЬ: Познакомить с особенностями морей, омывающих территорию России;
формировать умение давать характеристику морей;
оценить природные ресурсы российских морей;
раскрыть экологические проблемы морей России.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса; формирование основ экологической культуры; развитие опыта рационального использования ресурсов морей.
Предметные: формирование представлений и знаний о морях, омывающих берега России, и их особенностях, о природных ресурсах российских морей и их использовании.
Метапредметные: формирование умений:
1) анализировать и обсуждать вопросы о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути;
2) работать с текстом и географическими картами;
Формирование УУД на данном уроке:
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2.Анализировь все уровни текстовой информации.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения задач, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Основные понятия: особенности российских морей, моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океанов; ресурсы морей и их использование человеком, экологические проблемы морей.
Деятельность обучающихся:
выявлять особенности морей России;
наносить на контурную карту моря, омывающие берега России, Северный морской путь, крупные порты;
составлять описание моря по плану;
сравнивать моря на основе физической карты.
Ценностный компонент урока: Россия — морская держава, море — уникальный природный комплекс; бережное отношение к ресурсам морей и рациональное их использование.
Оборудование: физическая карта России, схема «Ресурсы моря».
УМК: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Россия: природа, население, хозяйство.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Тип урока: изучение нового материала.
Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.
Этап 1. Организационно-мотивационный этап урока
Этап 2. Формулирование темы и цели урока.
Этап 3. Организация и самообразование учащихся при усвоении нового материала
Этап 4. Презентация итогов работы в группах.
Этап 5. Контроль и самопроверка знаний.
Этап 6. Рефлексия.
Этап 7. Домашнее задание.
1,2.Постановка цели и задач этапа урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Для достижения целей формулировки темы урока, развития познавательной активности использовалась эмоциональная мотивация – картины И.К.Айвазовского «Утро на море». «Девятый вал» (слайды картин)
3.Для организации работы в группах был поставлен проблемный вопрос «Почему территорию России омывают разнообразные по природным условиям моря?»
Изучение нового материала сопровождается записями в тетради по плану, который был записан на доске.
Развивались навыки работы с таблицами, рисунками, схемами, текстом.
Метапредметные результаты:
1) анализировать и обсуждать вопросы о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути;
2) работать с текстом и географическими картами Основная задача- создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь при изучении нового материала.
4. Презентация итогов работы в группах.
Отчеты учащихся по мини- проектам от каждой группы, учитель вместе с учащимися исправляет неточности, неверные представления. Идёт обсуждение особенностей природы морей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя формулируют выводы, суждения, умозаключения. Речевому развитию учащихся способствует создание речевой ситуации, наличие содержательной основы для формирования их собственных высказываний
5. Контроль и самопроверка знаний
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Вопросы и аргументы.
6. Рефлексия.
Продолжите фразы:
1) Сегодня я узнал (а)…,
2) Было интересно…,
3) Было трудно…,
4) Теперь я могу…,
5) Урок дал мне для жизни…
7. Домашнее задание.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Для домашнего задания предлагается, помимо параграфа, задание практическое и, индивидуально, по желанию, требующее творческого подхода.Задание рассчитано для разных учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Моря,омывающие берега России" | 51.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Моря, омывающие берега России.
8 класс
Цели урока:
Познакомить учащихся с особенностями морей, омывающих территорию России;
формировать умение давать характеристику морей;
оценить природные ресурсы российских морей;
раскрыть экологические проблемы морей России.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса; формирование основ экологической культуры; развитие опыта рационального использования ресурсов морей.
Предметные: формирование представлений и знаний о морях, омывающих берега России, и их особенностях, о природных ресурсах российских морей и их использовании.
Метапредметные: формирование умений:
1) анализировать и обсуждать вопросы о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути;
2) работать с текстом и географическими картами;
3) создавать таблицы и схемы.
Формирование УУД на данном уроке:
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2.Анализировь все уровни текстовой информации.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения задач, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Основное содержание: особенности российских морей, моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океанов; ресурсы морей и их использование человеком, экологические проблемы морей.
Деятельность обучающихся:
выявлять особенности морей России;
наносить на контурную карту моря, омывающие берега России, Северный морской путь, крупные порты;
составлять описание моря по плану;
сравнивать моря на основе физической карты.
Ценностный компонент урока: Россия — морская держава, море — уникальный природный комплекс; бережное отношение к ресурсам морей и рациональное их использование.
Оборудование: физическая карта России, схема «Ресурсы моря».
УМК: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Россия: природа, население, хозяйство.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Этап 1. Организационно-мотивационный этап урока
Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим с Вами путешествие в необыкновенный мир объектов гидросферы Мирового океана. Эти объекты в жизни человека всегда играли огромную роль. Многие города построены на их берегах. С ними связаны многие исторические события.
Учитель--Задание:
(Вариант 1)Человек никогда не видел море. Как вы ему объясните, что такое море.
(Вариант 2) Или учитель обращается к художественному полотну, демонстрируя репродукции И.К. Айвазовского
Учитель Задание: Каким вы представляете или видите море?
Сравните море на любых двух картинах или фотографиях. ( Картина И.К. Айвазовского «Утро на море», «Девятый вал»).
Ребята должны сказать как можно больше эпитетов, характеризующих море.
Примерный вариант ответов --(теплое, ласковое, холодное, штормовое, бушующие, прозрачность воды, безбрежные просторы, зеленое, синее, рыжеватое, полный штиль, мягкое и гладкое, спокойное с синеватым отливом, золотистое, чистое, тревожное, темные глубины, раскатистое, перебирающее гальку, густая пучина моря, волна как пасть разъяренного тигра, страшное, угрожающее, волны-горы, величие и мощь морской пучины, сказочно-волшебное)
В это время учитель
Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 года. Его картины просто зачаровывают. Зритель готов просто раствориться в морских пучинах. Многочисленные пейзажи, запечатлевшие восходы и закаты на море просто грандиозны. Небесная чистота и сияние солнечных отблесков на безмолвной поверхности воды на картине «Утро на Море» или яркое пятно заката на фоне грозных, бушующих волн на картине «Девятый Вал». На многих полотнах Айвазовский показал море как грозную стихию, с её огромными пенящимися волнами и бунтарским характером.(слайды картин)
.
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока и задач, которые будут решаться на уроке.
Эпиграфом нашего урока будут слова
Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
П.С. Комаров
В начале урока обучающиеся на основе имеющихся предметных знаний по географии пытаются сформулировать, что такое море.
Этап 2. Формулирование темы и цели урока.
Как Вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня дать ответ на уроке? Давайте попробуем сформулировать задачи урока с помощью вопросов: Что? Зачем? Как?
– Что мы будем изучать сегодня на уроке?
– Зачем нам в жизни нужны знания о морях?
– Как можно охранять и сохранять воды морей от загрязнения?
Учитель задаёт вопросы: «Чем отличается море от океана? Как различаются моря?» Затем он просит привести примеры внутренних и окраинных морей.
Этап 3. Организация и самообразование учащихся при усвоении нового материала.
По физической карте России ученики выясняют, что берега России омывают 12 морей трёх океанов и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну. Они называют эти моря и определяют бассейны океанов, к которым они относятся. Делают вывод, что моря разные.
Учитель: в течение урока мы будем решать проблему «Почему территорию России омывают разнообразные по природным условиям моря?»
Учитель ставит перед учащимися вопрос: « Предложите план изучения морей океанов, которые омывают территорию России».
Класс разбивается на группы, по 4-5 человек. Идёт обсуждение плана изучения морей океанов (далее все группы работают по плану).
С природными особенностями российских морей обучающиеся знакомятся самостоятельно.
Группа 1.
Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, пользуясь учебником и атласом "Физическая карта России ".
Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Северного Ледовитого океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды.
План.
- Назвать и показать на физической карте России моря Северного Ледовитого океана.
- Внутренние или окраинные моря?
- Материковая отмель (шельф)?
- Соленость морей?
- Климат морей?
- Природа морей Северного Ледовитого океан.
Сделайте вывод:
Все моря ______, кроме _______моря.
Моря расположены на _______отмели.
Соленость морей _______океанической.
Климат _______, не замерзает только ____море, благодаря поступлению ______вод ________течения.
Через моря Северного Ледовитого океана проходит _________.
Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда _______.
Группа 2.
Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Атлантического океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды, соленость, природу.
План.
- Охарактеризуйте моря Атлантического океана и покажите их на карте.
- Внутренние или окраинные моря?
- Материковая отмель (шельф)?
- Соленость морей?
- Климат морей?
- Природа морей Атлантического океана.
Сделайте вывод:
Все моря _______, т.е. соединяются узкими проливами. Например, Черное море с Атлантическим океаном через пролив __________, Мраморное – через пролив ___.
Самым глубоким является _________, а самым мелководным ________.
Черное море расположено _________впадине.
Группа 3.
Цель: составить краткий перечень особенностей природы морей Тихого океана в виде плана. Сравнить глубину морей, температуру воды, соленость, природные явления.
План.
- Охарактеризуйте моря Тихого океана и покажите их на карте.
- Внутренние или окраинные моря?
- Материковая отмель (шельф)?
- Почему часты природные явления (цунами)?
- Соленость морей?
- Климат морей?
- Природа (флора и фауна) морей Тихого океана.
Сделайте вывод:
Все моря Тихого океана ________и отделяются от океана цепочкой островов: Берингово __________-, Охотское_______, Японское________. У них почти отсутствует _______зона. Все моря имеют _________глубину.
Природа Морей _____.
Моря _______, не замерзает только _________море.
Все моря расположены в зоне _____________кольца, поэтому здесь часты _________, а по берегам ________.
Группа 4.
Цель: пользуясь содержанием параграфа 25,26, дополнительными источниками охарактеризовать природные ресурсы (биологические, минерально - сырьевые, транспортные, рекреационные, энергию морских приливов и отливов).
План.
- Какие моря богаты биологическими ресурсами и почему?
- В каких морях добывают минеральные ресурсы?
- Какое море имеет самые богатые рекреационные ресурсы? Назовите курортные города России?
- Опережающее задание. Северный морской путь –важнейшая транспортная магистраль России.
Вывод: промысловое значение океанов, какие полезные ископаемые добывают в морях, омывающих берега России.
Группа 5.
Цель: найдите пути улучшения экологической ситуации морей.
План
- Докажите фразу: в 20 веке обострилась экологическая обстановка. Океан уже не в состоянии самоочищаться. Назовите причины?
- Какие моря наиболее загрязнены? Почему.
- Предложите свои пути улучшения экологической ситуации:
- использование безотходного производства на побережьях и берегах рек
- Строительство очистных сооружений
- Избегать высокой концентрации (скопления промышленных предприятий) на побережьях морей
- Создание охраняемых акваторий (морских заповедников и заказников).
Вывод: учащиеся самостоятельно предлагают пути по улучшению экологической ситуации.
Группа 6.
Цель: изучить внутреннее море - озеро Каспийское.
План
- Рассмотреть Каспийское море на физической карте атласа и отметить в контурной карте;
- Почему данное море называется озером;
- Чем отличается море от озера?
- Какие природные богатства известны в Каспийском море;
- Какие проблемы возникают при добыче этих богатств;
- Известно, что на Каспийское море приходится 80% мировых запасов осетровых рыб, какие виды осетровых вам известны.
Этап 4. Презентация итогов работы в группах.
Заслушивает отчеты учащихся по мини- проектам от каждой группы, исправляет неточности, неверные представления. Идёт обсуждение особенностей природы морей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя формулируют выводы, суждения, умозаключения. Речевому развитию учащихся способствует создание речевой ситуации, наличие содержательной основы для формирования их собственных высказываний.
Этап 5. Контроль и самопроверка знаний.
Россия – это морская страна. Ее омывают 12 морей трех океанов. Сегодня на уроке мы познакомились с природой этих морей и определили, чем отличаются моря, омывающие берега России.
Примерные вопросы.
Беседа по вопросам после выступлений учащихся:
Какие моря имеют важное промысловое значение?
Почему Чѐрное море не имеет важного промыслового значения?
В каком море находится 80 % запасов осетровых рыб?
Где самые высокие приливы в России? Как используются приливы?
Чем примечательны моря Северного Ледовитого океана?
Можно предложить вопросы-суждения. Выберите верный ответ.
1.Самое глубокое море России - Баренцево или Берингово. Аргументируйте ответ.
2.Северный морской путь начинается с Белого моря или с Баренцево.
3.Какое море не замерзает Охотское или Японское. Аргументируйте ответ.
4.Какое море глубже Чёрное или Азовское? Аргументируйте ответ.
5.В каком море больше биологических ресурсов в Баренцево или Берингово? Аргументируйте ответ.
Этап 6. Рефлексия.
Море всегда завораживало и восхищало человека своей невероятной, чарующей красотой. Разумеется, оно привлекало множество художников. Живописцы, мастера пейзажей вдохновлялись прекрасными морскими видами и переносили свои эмоции от увиденного на холсты.
Ребята, сегодня вы в очередной раз показали, как умеете работать, справились со всеми заданиями, показали себя с лучшей стороны, узнали много нового о морях, ответили на вопрос « Почему территорию России омывают разнообразные по природным условиям моря?».
Самоанализ и самооценка ученика.
Продолжите фразы:
1) Сегодня я узнал (а)…,
2) Было интересно…,
3) Было трудно…,
4) Теперь я могу…,
5) Урок дал мне для жизни…
Этап 7.Домашнее задание.
1.Параграф 3 прочитать ответить на вопросы к параграфу. Нанести на контурную карту моря омывающие берега России – низкий уровень.
2.Подготовить характеристику одного из морей, омывающих берега России.(средний уровень)
2.Выполнить практическую работу: сравнить по плану два моря по картам атласа и таблице (Карское море – региональный компонент, второе море ученики выбирают самостоятельно ( высокий уровень).
План.
К бассейну какого океана относятся?
Окраинные или внутренние?
Береговая линия (изрезана или нет, заливы, полуострова).
Глубина, рельеф дна.
Соленость.
Температура воды.
Ресурсы.
Экологические проблемы.
Всем спасибо за урок.
Приложение № 1.
Моря, омывающие Россию.
Название, бассейн океана | Площадь, тыс. км² | Макс. глуби-на, м | Соле-ность, ‰ | Температура воды, °С | Впадающие реки | Примечание | |||
января | июля | ||||||||
Моря Северного Ледовитого океана | Шельфовые моря | ||||||||
Баренцево | 1424 | 600 | 32-35 | +5-1 | +12 | Печора | Теплое Северо-Атлантическое течение | ||
Белое (внутреннее) | 90 | 350 | 20-35 | -1,5 | +10 | Сев. Двина, Мезень, Онега | |||
Карское | 883 | 600 | у берега: 7-33 | -1,5 | +30 | Обь, Енисей | |||
Лаптевых | 662 | 3385 | 18-32 | -1-1,5 | +12-1 | Лена, Яна | |||
Восточно-Сибирское | 913 | 915 | 20-30 | -1,5 | +1+4 | Индигирка, Колыма | |||
Чукотское | 595 | 1256 | 24-32 | 0-2 | +7+3 | ||||
Моря Тихого океана | |||||||||
Берингово | 2312 | 5500 | 30-33 | +2-1 | +5+12 | Анадырь | Самое большое и глубокое у берегов России | ||
Охотское | 1603 | 3521 | 31-34 | -1+2 | Амур | Самые высокие приливы, до 13 м (Пенжинская губа) | |||
Японское | 1062 | 3699 | 28-35 | +11-1 | +17+26 | Тумиин | Возможны цунами, тайфуны, штормы | ||
Моря Атлантического океана | |||||||||
Балтийское | 419 | 470 | 3-6-11 | +1-0 | +18+17 | Нева, Зап. Двина | |||
Черное | 422 | 2210 | 17 | -1+7 | +25 | Днепр, Днестр, Дунай | Самое теплое море России | ||
Азовское | 39 | 15 | 9-14 | 0 | +26 | Дон, Кубань | Самое маленькое море России | ||
Море-озеро | |||||||||
Каспийское | 368 | 1025 | 0,3-13 | 0+10 | +24 | Волга, Терек, Урал | Замкнутый водоем с колебаниями уровня воды |
Приложение 2.
Характеристика морей Северного Ледовитого океана
1. Все моря окраинные, кроме Белого моря.
2. Все расположены на материковой отмели (шельфе), поэтому они неглубокие (0-200 м).
3. Соленость морей ниже океанической, т.к. в моря впадают крупные реки Печора, Обь, Енисей, Лена и другие. Реки распресняют воды морей. Моря расположены за Северным полярным кругом, где холодно весь год, а значит низкая испаряемость.
4. Климат морей суровый, не замерзает только часть Баренцева моря, благодаря поступлению теплых вод Северо-Атлантического течения. Остальные моря на 8-10 месяцев скованы льдами толщиной до 3-4 метров.
5. Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный Морской путь – кратчайший путь из Балтийского моря до Владивостока. Начинается он от Мурманска (раньше от Архангельска) через порты Диксон (в Карском море), Тикси (в море Лаптевых), Певек (в Восточно-Сибирском море) до Берингова пролива. Навигация длится около 4 месяцев.
6. Лед в Северном Ледовитом океане движется под действием ветров и течений по часовой стрелке – дрейфует. Льды сталкиваются, образуя нагромождения льда – торосы. Льды расходятся, образуя полыньи от нескольких сантиметров до десятков километров.
Характеристика морей Атлантического океана
(Балтийское, Черное, Азовское)
1. Все моря – внутренние, то есть соединяются с океаном узкими проливами и окружены со всех сторон сушей. Например, Черное море соединяется с Атлантическим океаном через пролив Босфор, Мраморное море, пролив Дарданеллы, Средиземное море, Гибралтарский пролив.
2. Глубокое – Черное море (максимальная глубина – 2210 м), а Азовское – самое мелководное море России – наибольшая глубина 15 м, средняя 5-7 м.
3. В тектонической впадине расположено Черное море (отсюда значительные глубины).
4. Балтийское и Азовское моря покрываются льдом на короткое время. В Балтийском замерзают заливы, а Черное море – самое теплое море России и лед бывает только в его северных заливах.
5. Черное море заражено с глубины 200 м ядовитым сероводородом и с глубины 200 м лишено жизни.
Характеристика морей Тихого океана
1. Все моря Тихого океана (Берингово, Охотское и Японское) – окраинные и отделяются от океана цепочкой островов: Берингово – Алеутскими островами, Охотское – Курильскими, Японское – Японскими островами.
2. Все имеют значительные глубины, так как у них почти отсутствует шельфовая зона.
3. Моря расположены в зоне Тихоокеанского огненного кольца, в области границ литосферных плит, поэтому здесь часты цунами, а по берегам – вулканы, берега морей – гористы.
4. Природа Берингова и Охотского морей – сурова. Моря замерзают , а летом температура воды не выше +12С. Не замерзает только самое южное – Японское море. Здесь часты тайфуны и сильные штормы. В Охотском море – самые высокие в России приливы.
Экологические проблемы морей
В XX веке очень серьезной стала экологическая обстановка. Океан уже не в состоянии самоочищаться .Основным источником загрязнения океанских вод являются стоки промышленных предприятий, поступающие с речной водой (40% загрязнения). Около 30% загрязнения приходится на морской транспорт. Особый вред наносят аварии танкеров - нефтеналивных судов, аварии на нефтепроводах, проложенных по дну морей, а также и добыча нефти в море с буровых установок.
1 г нефти губит 2 тонны воды! Нефтяная пленка является препятствием к обмену влагой, теплом, кислородом между атмосферой и морской водой. Под нефтяной пленкой через 3 суток гибнет икра рыбы. Птицы, садящиеся на воду, облепляются нефтью и уже не могут взлететь.
Оказывается и внесение удобрений на полях может погубить живые организмы морей.
- Подумайте, как это происходит? (Избыток минеральных удобрений не усваивается растениями и выносится в реки с дождевой и талой водой.)
Из рек удобрения попадают в моря. В морской воде с избытком азота, фосфора и других элементов буйно размножаются водоросли и бактерии -«цветет» морская вода. Уменьшается содержание кислорода, он расходуется на процессы гниения, а увеличивается содержание ядовитого сероводорода.
- Вспомните, что стало с водами Черного моря из-за сероводорода? (Гибнут живые организмы?)
Особенно загрязнены Балтийское, Черное, Белое, Азовское моря. На побережьях этих морей построены крупные города, множество предприятий расположено на берегах рек, стекающих в Черное, Азовское, Каспийское моря.
Дополнительный материал к уроку
Об освоении Северного морского пути
Северная морская дорога была очень нужна нашей стране, т. к. она в 3-4 раза сокращает путь судов от Балтики до Тихого океана. Путь этот пролегает по своим водам и не зависит от политической обстановки в мире. Особенно острой стала эта необходимость с первых лет Советской власти, когда начали осваивать и развивать северные районы Сибири, Дальнего Востока. Осваивались арктические острова, на них создавались радиостанции, велись регулярные наблюдения за льдом, за погодой.
Гидрографы составляли карты и лоции полярных морей, каждое лето проводились экспедиции в труднодоступные районы. В Западной и восточной Арктике появились два порта - Диксон и Тикси, где корабли могли пополнить запасы воды и топлива. Когда в 1932 г. ледокол «Сибиряков» за два месяца и пять дней прошел от Архангельска до Берингова пролива, это было заслугой не только участников экспедиции, но и многих полярников.
Северные трассы стали «многолюдными». Не отдельные суда, а большие караваны идут с запада на восток, с востока на запад.
Возрастает значение портов Диксон и Тикси.
Пролив, отделяющий остров Диксон от материка, неширок. Здесь не ровная тундра, а россыпи камней среди мхов. Да и камни голые, серые, холодные. Возле них белеют шарики пушицы, похожей на наши одуванчики, только поменьше, да покрепче: даже сильный ветер не может сорвать с них пух, он только пригибает цветы к самой земле.
На острове есть метеорологическая станция, трудятся гидрографы, отсюда идут прогнозы ледовой обстановки. На Диксоне деловой, напряженный ритм жизни... Хозяйничает здесь главным образом молодежь... Она с увлечением рассказывает, какой чистый на севере воздух, как радостно встречать весной солнце, когда оно первый раз чуть-чуть покажется над горизонтом. Из разных районов Арктики поступают сюда сведения о состоянии и движении льдов, о ветрах, о дождях и туманах, о том, что коротко называется погода.
Радиограммы сюда идут и короткие, и длинные. Но адрес у них, как правило, лаконичный: «Диксон НМ». Это значит, что радиограмма предназначена Начальнику Моря, т. е. штабу ледовой проводки во главе с начальником навигационной службы Западной Арктики.
В штабе знают все, что происходит в море и на полярных островах в эти часы, где скопились льды, где чистая вода, кому и какая нужна помощь.
Выполняя указания начальника Моря, идут безопасными маршрутами суда с грузом, летят на разведку льдов самолеты и вертолеты, спешат навстречу караванам судов ледоколы, чтобы провести их через трудные участки.
Тихоокеанские моря
Моря Тихого океана велики: Японское море крупнее Черного более чем в два раза, Охотское вчетверо, а Берингово - впятеро. Черное море глубоко, а моря Тихого океана в два раза глубже.
Здесь проходит граница литосферных плит, земная кора еще живет: вздымаются хребты рядом с величайшими глубинами, клокочут вулканы, землетрясения, моретрясения.
На месте тихоокеанских морей суша ушла под воду сравнительно недавно. Дно Японского моря сильно опустилось, а проливы мелководны и глубоководные. Животные сюда не проникли. Охотское и Берингово моря не отгорожены таким высоким порогом.
Жизнь в тихоокеанских морях, на стыке океанских и береговых вод, обильна и разнообразна: на севере - киты и моржи, а на юге - летающие рыбы.
В Тихом океане часты цунами.
Каспийское море.
Каспийское море - величайшее в мире бессточное озеро, на границе Европы и Азии, названное морем за величину (371 тыс. км2) и солёность воды. Каспийское озеро - море – самый крупный в мире внутриконтинентальный водоем не связанный с мировым океаном. Каспий вытянут с севера на юг, и напоминает по форме латинскую букву S. Это самое большое в мире озеро часто называют просто Каспием или озером - морем. Этот водный объект уникален, Каспий имеет ряд признаков моря: вода его солёная, площадь мало уступает площади таких морей, как Балтийское, Красное, Северное. Часть его растительного и животного мира носит черты типичных обитателей моря
На севере вода почти пресная, что объясняется влиянием Волги (1 – 2‰). На юго-востоке вода наиболее солёная (14 ‰). Объём воды в море - 75 тыс. км2. Каспийское море питается водами больших и малых рек: Волги, Урала, Куры, Аракса, Терека, Самура, Сулака и других. 82% воды, стекающей в море приходится на долю Волги.
Каспий тянется с севера на юг на протяжении 1200 км при ширине 300 км. Средняя глубина моря 180 м.; наибольшая в Ленкоранской впадине - 1020 м.; наименьшая - на севере - 5 м. Береговая линия Каспийского моря (длиной 6000 км) от Самура до Апшеронского полуострова слабо изрезана. На берегах Апшерона, Мангышлака и Красноводска (Туркмен Баши) находятся заливы и бухты. Южнее, вдоль извилистой береговой линии, расположены Бакинская Бухта, Кызылагачский залив, Шихово и Куринская коса.
В геологическом прошлом посредством северных морей и Кума-Манычской впадины существовала связь между Каспийским и Черным морями. В результате этого в Каспии до сих пор сохранились представители фауны Средиземного и Северного морей. Например, из класса рыб встречаются лосось и белуга, из млекопитающих - тюлени.
Температура верхнего слоя морской воды изменяется с севера на юг. На севере температура воды зимой бывает ниже 1° С., а на побережье Азербайджана 5 - 8° C. Вот почему зимой северная часть моря покрывается льдом, и иногда отколовшиеся большие куски во время сильных штормов дрейфуют к портам Апшеронского полуострова, угрожая морским нефтепроводам. Летом температура воды на морском побережье Азербайджана в среднем 24 -25° С. Каспийское море оказывает влияние на формирование климата восточной части республики, где зимой климат - умеренный, а летом – прохладный. Разнообразна фауна Каспийского моря. В заливах каспийского побережья зимует множество птиц, а чайки парят здесь круглый год. Из млекопитающих в море водятся тюлени, появляющиеся на берегах и островах Азербайджана в марте-апреле и октябре-ноябре. Пищей для птиц и рыб служат различные водные микроорганизмы, моллюски и ракообразные обитающие в море. Фауна Кумы тесно связана с жизнью Каспия. Некоторые виды рыб во время икрометания переплывают из моря в верховья реки Кумы. Здесь ловился русский осётр, шип, севрюга и (в реках) стерлядь, а кроме того, персидский осётр .Вода Каспийского моря служит сырьем для химической промышленности и различных технических нужд. Посредством Каспийского моря осуществляются торговые связи России с Казахстаном, Туркменистаном, Ираном и другими странами посредством Волго-Балтийского и Волго-Донских каналов. В глубинах Каспийского моря обнаружены богатые залежи нефти и горючего газа. Каспийское побережье очень красиво. На восточном окраине (берега Яламы) Шолларской равнине до Каспия тянутся густые леса. Влажные субтропический ландшафт берегов Каспия в летние месяцы превращает эту местность в курортную зону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей" 5 класс ФГОС
Сформировать представление о греческой колонизации и её культурном влиянии на Северное Причерноморье. Развивать умения анализировать ситуацию ,выявлять причины и последствия переселения греков.С...
Конспект урока "английские колонии на берегах Северной Америки"
Урок Новой истории для 7 класса...
Конспект урока по истории 5 кл . Тема урока "Образование государства на берегах Нила"
Цель урока Цель урока: создать условия для формирования представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положен...
План-конспект дистанционного урока ТЕМА: ГОСУДАРСТВО НА БЕРЕГАХ НИЛА
Расширить знания учеников о Египре( местоположении страны, особенностях природных условий, роли Нила в жизни египтян, об образовании единого государства)...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила
Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...
Конспект урока по географии для учащихся 8 класса по теме: Австралия. Географическое положение, очертание берегов.
Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой).Урок подготовлен для детей имеющих легкие нарушения в развитии интеллекта.Цель:...
Презентация к уроку по Истории Древнего мира 5 класс "Государство на берегах Нила"
Работа предназначена для учителей истории. Содержит презентацию и видеофрагмент к уроку...