«Население Африки».
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Цель урока:
- Продолжить формирование знаний о материке Африка
- Получить представление о народах Африки и особенностях расселения народов.
- Познакомить учащихся с колониальным прошлым материка и его влиянием на хозяйственное и культурное развитие африканских стран.
- Развивать познавательные и исследовательские навыки учащихся, умение работать с научно-популярной литературой и Интернет-ресурсами.
- Продолжить развивать умение работы с картами и атласом
- Воспитание в детях чувства интернационализма, равенства и братства всех рас и народностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naselenie_afriki.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 25: «Население Африки».
Цель урока:
- Продолжить формирование знаний о материке Африка
- Получить представление о народах Африки и особенностях расселения народов.
- Познакомить учащихся с колониальным прошлым материка и его влиянием на хозяйственное и культурное развитие африканских стран.
- Развивать познавательные и исследовательские навыки учащихся, умение работать с научно-популярной литературой и Интернет-ресурсами.
- Продолжить развивать умение работы с картами и атласом
- Воспитание в детях чувства интернационализма, равенства и братства всех рас и народностей.
Оборудование: карта «Плотность населения. Народы».
Средства обучения:
- Учебник: В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев «География материков и океанов», М. Дрофа, 2017.
- Атлас: География материков и океанов. 7 класс.
- Компьютер. Мультимедиа проектор. Экран.
- Презентация.
Тип урока: комбинированный
Аяльнэха Мулату, современный эфиопский поэт:
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живет,
Зачем живет и чем живет народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы сможем, лишь людей её узнав.
Формирование универсальных учебных действий
Предметные | Метапредметные | личностные | ||||||
ученик научится | ученик получит возможность научиться | познавательные | регулятивные | коммуникативные | ||||
- выбирать источники географической информации для решения учебных задач; - находить и извлекать необходимую информацию; - формировать представления о населении и его занятиях, овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | - подготавливать сообщения о народах Африки; - составлять описания рас. | - формировать умения осуществлять смысловое чтение, делать выводы, работать с текстом и с картами, владеть устной речью; - выделять и формулировать познавательные цели; - осуществлять поиск информации и её структурировать; - контролировать результаты деятельности. | - сличать результаты действия с заданным эталоном; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить; - вносить необходимые дополнения; - проводить самоконтроль, контроль, оценку и самооценку. | - воспринимать речь учителя и реагировать на неё; - планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; - уметь договариваться; - слушать и принимать во внимание мнение других; - дискутировать; - управлять поведением партнера; - публично выступать. | - ормирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих. - проявлять интерес к учебному материалу; - сохранять мотивацию к учебной деятельности; - выражать отношение к процессу познания. |
Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Организационный момент | - Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. - Сегодня мы с вами продолжим изучение материка Африка. Надеюсь, что вы, ребята, будете внимательными и активными и наш урок получится интересным и плодотворным. Начнем с опроса уже изученного материала. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу | Индивидуальный опрос по вопросам.
Дополнительные вопросы задают сами учащиеся. Примерные вопросы:
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с уникальным материком Африка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Изучение нового учебного материала. Вводное слово учителя Постановка целей урока Фронтальная беседа Работа в тетради Объяснение учителя, презентация Сообщение учащихся Работа с картой | Учитель: Как вы думаете, о чем идет речь, если слышите: берберы, арабы, туареги, зулусы, банту, эфиопские племена? (о населении Африки) Слайд №1 - Что будем изучать сегодня на уроке? (население Африки) - Что вам известно о населении Африки? (дети отвечают) Слайд №2 - Эпиграфом нашего урока послужат строки, современного эфиопского поэта Аяльнэха Мулату (учитель читает эпиграф). - Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о народах, населяющих Африку? -Из каких источников информации можно узнать о населении? На сегодняшнем уроке мы узнаем, какие народности живут в Африке, про колониальное прошлое народов, познакомимся с их культурой, прослушаем сообщение о племенах. Слайд №3 На доске даны вопросы новой темы. Ваша задача – ответить на эти вопросы в конце урока. Поэтому, сейчас прочтите эти вопросы и будьте внимательны, слушая новую тему (учащийся читает вслух ). 1. Есть ли различия между черными и белыми людьми? 2. Как повлияло рабство на численность населения и хозяйство Африки? 3. Какие народы проживают в Африке? 4.Какие условия жизни и традиции у этих народов? Тема нашего занятия «Население Африки». (откройте тетради и запишите тему урока) Начнем с повторения:
Слайд №4,5 Перенесите схему в свою тетрадь.. 1) Народы Африки. Африка-прародина человека. Здесь в породах найдены орудия труда и останки человека имеющие возраст 27 млн лет. Слайд №6 Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной. Слайд №7,8,9,10 Основные племена Африки Слайд №11 Среди мировых религий в Африке преобладают преобладают ислам и христианство. Их исповедует в основном пришлое население. Основная часть коренного населения остается приверженцем традиционных африканских религий. Слайд №12 В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 языковым семьям. Слайд №13 Все население Африки делится на коренное (люди, чьи предки проживали в данной местности) и пришлое (переселенцы из других территорий) Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры- (потомки переселенцев из Нидерланд) и англичане. Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы. Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке. Слайд №14 2)Колониальное прошлое материка Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний (стран, лишенных политической и хозяйственной самостоятельности). Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни. Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые, древесину, продукты земледелия. Длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран. Слайд №15 В середине 20 века Африка стала материком национально-освободительной борьбы. Теперь на материке все страны независимые. Несмотря на это, во многих странах Африки люди продолжают умирать от голода и болезней. Северо-восточная часть побережья Африки входит в дугу нестабильности. Учитель: А теперь учащиеся класса расскажут вам о некоторых особенностях коренных народов Африки (презентация). В ходе рассказа вы заполните таблицу:
3) Размещение населения Вспомните, чему равна численность населения Земли? (7 млрд. человек) Численность населения Африки - около 1 млрд. человек – второе место в мире. Откройте карту «Плотность населения. Народы» с.18-19 атласа. Найдите на карте территории с наибольшей плотностью населения. Каким цветом обозначены на карте эти районы? (коричневым) Наиболее плотно заселены северные районы материка и побережье Гвинейского залива Какие части Африки не заселены? В пустыне Сахара плотность очень низкая, есть незаселенные территории. Работа по карте «Плотность населения. Народы». Чему равна доля народов, численность которых меньше 10 млн человек? (12%) Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 5 до 10 млн жителей. (Каир, Лагос, Киншаса) Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 1 до 5 млн жителей (Дакар, Абиджан, Браззавиль, Луанда, Кейптаун, Аддис-Абеба, Алжир, Триполи и др.) На карте видно, что основная часть городов расположена на побережье. С чем это связано? (Наиболее благоприятные природные условия ) Как вы думаете, какие причины влияют на размещение материка? (На размещение населения влияют в основном природные факторы, а также исторические причины, в первую очередь воздействие работорговли и колониального господства.) | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм свои поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Закрепление учебного материала, | Ребята, а теперь давайте ответим на вопросы, записанные на доске (учащиеся читают вопросы и отвечают на них) Продолжите фразу: Сегодня на уроке мне запомнилось…. Больше всего мне понравилось…. Сегодня я смог(ла)….. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Итог урока | Выставление оценок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Задание на дом |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по географии "Население Африки"
Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....
Урок "Население Африки. Современная политическая карта"
урок с презентацией по теме "Население Африки" .На уроке проводится путешествие . Дети знакомятся с численностью населения, рассами, народами проживающими на материке Африка. Проводят исследован...
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
население Африки
Расы и народы Африки...
Урок "Население Африки". 7 класс
Данный урок является составной частья раздела "Африка". К конспекту урока прилагается компьютерная презентация для объяснения нового материала и видео "Население Африки"...
Население Африки
разработка урока по географии 7 класса создана для повышения мотивации к обучению, повышения эффективности усвоения материала, развития исследовательской и коммуникативной компетентностей обучающихся,...