«Население Африки».
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Цель урока:

  1. Продолжить формирование знаний о материке Африка
  2. Получить представление о народах Африки и особенностях расселения народов.
  3. Познакомить учащихся с колониальным прошлым материка и его влиянием на хозяйственное и культурное развитие африканских стран.
  4. Развивать познавательные и исследовательские навыки учащихся, умение работать с научно-популярной литературой и Интернет-ресурсами.
  5. Продолжить развивать умение работы с картами и атласом
  6. Воспитание в детях чувства интернационализма, равенства и братства всех рас и народностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naselenie_afriki.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 25: «Население Африки».

Цель урока:

  1. Продолжить формирование знаний о материке Африка 
  2. Получить представление о народах Африки и особенностях расселения народов.
  3. Познакомить учащихся с колониальным прошлым материка и его влиянием на хозяйственное и культурное развитие африканских стран.
  4. Развивать познавательные и исследовательские навыки учащихся, умение работать с научно-популярной литературой и Интернет-ресурсами.
  5. Продолжить развивать умение работы с картами и атласом
  6. Воспитание в детях чувства интернационализма, равенства и братства всех рас и народностей. 

Оборудование: карта «Плотность населения. Народы».

Средства обучения:

  • Учебник: В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев «География материков и океанов», М. Дрофа, 2017.
  • Атлас: География материков и океанов. 7 класс.
  • Компьютер. Мультимедиа проектор. Экран.
  •  Презентация.

Тип урока: комбинированный

Аяльнэха Мулату, современный эфиопский поэт:

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны,

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей её узнав.

Формирование универсальных учебных действий

Предметные

Метапредметные

личностные

ученик научится

ученик получит возможность научиться

познавательные

регулятивные

коммуникативные

- выбирать источники географической информации для решения учебных задач;

- находить и извлекать необходимую информацию;

- формировать представления о населении и его занятиях, овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

- подготавливать сообщения о народах Африки;

- составлять описания рас.

- формировать умения осуществлять смысловое чтение, делать выводы, работать с текстом и с картами, владеть устной речью;

- выделять и формулировать познавательные цели;

- осуществлять поиск информации и её структурировать;

- контролировать результаты деятельности.

- сличать результаты действия с заданным эталоном;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить;

- вносить необходимые дополнения;

- проводить самоконтроль, контроль, оценку и самооценку.

- воспринимать речь учителя и реагировать на неё;

- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

- уметь договариваться;

- слушать и принимать во внимание мнение других;

- дискутировать;

- управлять поведением партнера;

- публично выступать.

- ормирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.

- проявлять интерес к учебному материалу;

- сохранять мотивацию к учебной деятельности;

- выражать отношение к процессу познания.

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

1.

Организационный момент

-   Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

- Сегодня мы с вами продолжим изучение материка Африка. Надеюсь, что вы, ребята, будете внимательными и активными и наш урок получится интересным и плодотворным. Начнем с опроса уже изученного материала.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Индивидуальный опрос по вопросам.

  • Какие природные зоны характерны для территории Африки.
  • Какая природная зона и почему занимает большую часть материка?

Дополнительные вопросы задают сами учащиеся. Примерные вопросы:

  • Назови и покажи на карте крайние точки материка Африка.
  • Назови самую длинную речную систему мира.
  • Покажи на карте внутренние воды Африки и др.

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с уникальным материком Африка

3.

Изучение нового учебного материала. 

Вводное слово учителя

Постановка целей урока

Фронтальная беседа

Работа в тетради

Объяснение учителя, презентация

Сообщение учащихся

Работа с картой

Учитель: Как вы думаете, о  чем идет речь, если слышите: берберы, арабы, туареги, зулусы, банту, эфиопские племена? (о населении Африки)

Слайд №1

-  Что будем изучать сегодня на уроке? (население Африки)  

-  Что вам известно о населении Африки? (дети отвечают)

Слайд №2

 - Эпиграфом нашего урока послужат строки, современного эфиопского поэта Аяльнэха Мулату (учитель читает эпиграф).

- Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о народах, населяющих Африку?

-Из каких источников информации можно узнать о населении?

На сегодняшнем уроке мы узнаем, какие народности живут в Африке, про колониальное прошлое народов, познакомимся с их культурой, прослушаем сообщение о племенах.

Слайд №3

На доске даны вопросы новой темы.  Ваша задача – ответить на эти вопросы в конце урока.

Поэтому, сейчас прочтите эти вопросы и будьте внимательны, слушая новую тему (учащийся читает вслух ).

1. Есть ли различия между черными и белыми людьми?

2. Как повлияло рабство на численность населения и хозяйство Африки?

3. Какие народы проживают в Африке?

 4.Какие условия жизни и традиции у этих народов?

Тема нашего занятия  «Население  Африки». (откройте тетради и запишите тему урока)

Начнем с повторения:

  • На какие основные расы делится население Земли? (европеоидная, монголоидная, экваториальная)
  • Какие внешние признаки имеет каждая раса? (найдите и прочитайте в учебнике, параграф 25)

Слайд №4,5

Перенесите  схему в свою тетрадь..

1) Народы Африки. Африка-прародина человека. Здесь в породах найдены орудия труда и останки человека имеющие возраст 27 млн лет.

Слайд №6 Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.

Слайд №7,8,9,10

Основные племена Африки

Слайд №11

Среди мировых религий в Африке преобладают преобладают ислам и христианство. Их исповедует в основном пришлое население. Основная  часть коренного населения остается приверженцем традиционных африканских религий.

Слайд №12

В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 языковым семьям.

Слайд №13

Все население Африки делится на коренное (люди, чьи предки проживали в данной местности) и пришлое (переселенцы из других территорий)

Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры- (потомки переселенцев из Нидерланд) и англичане.

Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.

Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.

Слайд №14

2)Колониальное прошлое материка 

Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний (стран, лишенных политической и хозяйственной самостоятельности).

Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни.

Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые, древесину, продукты земледелия.

Длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран.

Слайд №15

В середине 20 века Африка стала материком национально-освободительной борьбы. Теперь на материке все страны независимые. Несмотря на это, во многих странах Африки люди продолжают умирать от голода и болезней.

Северо-восточная часть побережья Африки входит в дугу нестабильности.

Учитель:  А теперь учащиеся  класса расскажут вам о некоторых особенностях коренных народов Африки (презентация). В ходе рассказа вы заполните таблицу:

Расы

Народы

Место проживания

Как выглядят

Европеоидная

Алжирцы

Север Африки

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо

Марокканцы

Египтяне

Берберы

Туареги

Негроидная раса

Тутси

Южнее Сахары

Рост 180-200 см. удивительно стройны и грациозны

Хими

Пигмеи

Малорослы (ниже 150 см). цвет кожи менее темный, губы тонкие, широкий нос, коренастые

Бушмены

В полупустынях и пустынях

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Низкорослы, тонкокостны

Готентоты

Промежуточная раса

Эфиопы

Масаи

Эфиопское плоскогорье

Цвет кожи более светлый, но с красноватым оттенком кожи. Ближе к европеоидной расе.

Смешанная раса

(Монголоидная и негроидная)

Малагасийцы

3) Размещение населения 

Вспомните, чему равна численность населения Земли? (7 млрд. человек)

Численность населения Африки - около 1 млрд. человек – второе место в мире.

Откройте карту «Плотность населения. Народы» с.18-19 атласа. Найдите на карте территории с наибольшей плотностью населения. Каким цветом обозначены на карте эти районы? (коричневым)

Наиболее плотно заселены северные районы материка и побережье Гвинейского залива

Какие части Африки не заселены? В пустыне Сахара плотность очень низкая, есть незаселенные территории.

Работа по карте «Плотность населения. Народы».

Чему равна доля народов, численность которых меньше 10 млн человек?  (12%)

Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 5 до 10 млн жителей. (Каир, Лагос, Киншаса)

Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 1 до 5 млн жителей (Дакар, Абиджан, Браззавиль, Луанда, Кейптаун, Аддис-Абеба, Алжир, Триполи и др.)

На карте видно, что основная часть городов расположена на побережье. С чем это связано? (Наиболее благоприятные природные условия )

Как вы думаете, какие причины влияют на размещение материка? (На размещение населения влияют в основном природные факторы, а также исторические причины, в первую очередь воздействие работорговли и колониального господства.)

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм свои поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

4.

Закрепление учебного материала,

Ребята, а теперь давайте ответим на вопросы, записанные на доске (учащиеся читают вопросы и отвечают на них)

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне запомнилось….

Больше всего мне понравилось….

Сегодня я смог(ла)…..

5.

Итог урока

Выставление оценок

6.

Задание на дом

  1. Задание на дом: §23,
  2. составить схему классификация рас и народов Африки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии "Население Африки"

Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....

Урок "Население Африки. Современная политическая карта"

урок с презентацией по теме "Население Африки" .На уроке проводится путешествие .  Дети знакомятся с численностью населения, рассами, народами проживающими на материке Африка. Проводят исследован...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

население Африки

Расы и народы Африки...

Урок "Население Африки". 7 класс

Данный урок является составной частья раздела "Африка". К конспекту урока прилагается компьютерная презентация для объяснения нового материала и видео "Население Африки"...

Население Африки

разработка урока по географии 7 класса создана для повышения мотивации к обучению, повышения эффективности усвоения материала, развития исследовательской и коммуникативной компетентностей обучающихся,...