Конспект урока по географии в 5 классе на тему "Мировой океан и его части"
презентация к уроку по географии на тему

Данный урок проводился в системе уроков географии в условиях введения ФГОС с целью сформировать представления о мировом океане как непрерывном водном пространстве, изучить свойства вод океана. Главной задачей урока являлось формирование познавательных УУД через различные формы занятий. Урок ставит цели способствовать развитию у учащихся умения работать с учебником, анализ карт атласа. Немаловажное значение имеет формирование интеллектуальных умений-развитие мышления, поисковую беседу, умение выдвигать гипотезы, видеть проблему. В результате ученики осваивают информационно-технологические умения, поиск, обработка, преобразование информации, представление информации в разных видах и формах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мировой океан и его части101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Скоробогатовская средняя школа»

Конспект  урока географии в 5 классе

Тема урока :  «Мировой океан и его части»

                                                                                                                                      Учитель географии : Малинина Е.И

д. Сухоноска, 2015-2016 уч. год

Педагогическая цель: сформировать у учащихся представление  о Мировом океане и его частях, значении географических знаний в повседневной жизни человека, научиться распознавать различные части Мирового океана на карте.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Мировой океан», его частями.  

Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.

Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, культуры и интеллекта.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей познания Мирового океана, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: понимание  следствий воздействия Мирового океана на Землю.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения Мирового океана.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о проявлении воздействия Мирового океана на Землю, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Классификация урока:

По основной дидактической цели: урок сообщения новых знаний

По основным этапам учебного процесса: первичное ознакомление с материалом

По основному способу проведения: сочетание различных форм занятий

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: путешествие                                                                                                                            

Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами, таблицами),самостоятельная работа с книгой, составление таблицы

Понятия и термины: океан,  море, залив, пролив.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атласы, контурные карты, компьютер, проектор.

Ресурсы: География» 5 класс ЕМ. Домогацких, Н.И. Алексеевскиий.; мультимедийное оборудование, атлас, контурная карта.

Организационная  структура  урока

        

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Коммента-

рий, примечание

1. Организационно-мотивационный этап урока

Организационный момент.

Цель:  мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Вербальное приветствие учащихся.Через стихи и вопросы я мотивирую на восприятие нового материала.

- С добрым утром, начат день.

Первым делом гоним лень.
Путешествуй, начинай

И  активно отвечай.

-Скажите, ребята вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие, которое будет продолжаться не один урок. А куда узнаете немного позже.  

Невербальное приветствие учителя

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Ф

Коммуникативные УУД

готовятся организовывать учебное взаимодействие в группах, вступать в дискуссию

Личностные УУД

Установка  на здоровый образ жизни; готовность и способность учащихся к саморазвитию

Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент.

Поднятие жизненного тонуса и укрепление здоровья.

Актуализация опорных знаний и создание мотивационной установки.

Формулирование темы, целей и задач урока

- Ребята, когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний ). Вспомните, какие оболочки нашей планеты мы уже знаем? ( литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера)

- Сейчас вы посмотрите небольшой видео фрагмент, определите: О какой оболочке идёт речь и что является основной частью этой оболочки?

 Во время  просмотра,  учитель предлагает угадать детям, о чём пойдёт речь на уроке: «Это неотъемлемая часть существования человечества. По площади он занимает 3/4 площади Земли и примерно столько же людей на планете так или иначе связаны с ним. В современную эпоху все белые пятна более или менее изучены, но в прошлые века существовало немало загадок, легенд и мифов, связанных с ним. Впрочем, некоторые из них живут и по сей день .»

 -Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь.

- Итак, определим вместе тему урока и запишем в тетрадь. Тема нашего урока «Мировой океан и его части», в путешествие мы отправимся по  Мировому океану.

-На столах у вас лежат: контурные карты, карты атласа, учебник и рабочая тетрадь

- Насколько, по вашему мнению, изучен Мировой океан? В чем причина такой ситуации? Сформулируйте цель урока  

Определите основные задачи урока: Подумайте, что нужно сделать, чтобы установить особенности Мирового океана? 

Диалог с учителем

Смотрят  на экран, где идет демонстрация видео- фрагмента

Внимательно смотрят и слушают, отвечают на вопросы, формулируют выводы

Определяют тему урока.

Целеполагание.

Говорят о недостаточной изученности Мирового океана. Определяют цель урока: установить особенности Мирового океана и его частей

Формулируют основные задачи:

- изучить строение Мирового океана.

- установить отличительные особенности различных частей Мирового океана.

Ф

Личностные УУД

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Познавательные УУД

Формирование целостной картины мира. Самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель

Коммуникативные УУД

Формирование умений слышать и слушать друг друга, строить монологическое и диалогическое высказывание.

Регулятивные УУД

Формулировать  и сохранять учебную задачу; слушать собеседника

2.Содержательный этап урока

 1. Размеры Мирового океана

2. Части Мирового океана

Физкультминутка

-Дети, а как вы думаете на нашей планете «Земля» больше суши или воды? ( воды) Обратите внимание на схему (слайд 1)

¾ планеты - это вода 361 млн. км.2

Ребята  мы можем исходя  из  этого поспорить  по поводу названия нашей планеты выдвинуть свою гипотезу названия? (да)

-Итак, в путь! А чтобы понять с чего начнётся   путешествие  отгадайте загадку.

В сто морей тот великан, он зовётся……..(океан)

-Ребята, слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.

Современное понятие “Океан – водное пространство земного шара вне суши” дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника.

Сколько океанов на планете? (четыре, пятый условный)

 -Ребята повернитесь друг к другу, создайте группы по (4-5 человек). Каждая группа получает задание по изучению одного из океанов по плану, результаты занести в таблицу.

Название (устно происхождение)

Макс. глубина

Особенн. ок

Учитель задает вопрос – почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски.Объяснят, что такое послойная окраска.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, 
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И  резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно 
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок, 
Продолжаем наш урок.

-Итак, ребята, сколько всего океанов? (4) Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный?

- Отчеты групп, дополняет  учитель. По данным таблицы определим рейтинг океанов по глубине.(слайд 2)

- На контурах подпишите названия океанов

- А теперь каждая группа получит задания по изучению отдельных частей океана.

-Ребята, а что такое «Реки без берегов», затрудняетесь, тогда обратитесь к тексту учебника стр. ? ( Это течения) 1 группа займется изучением течений Мирового океана

- 2 группа займется изучением морей и составит определение.

-Найдите  в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать

определение  понятию море.

Ребята подготовили опережающее задание (сообщения о Красном и Саргассовом море)

-Куда же мы движемся дальше?

 Для этого прослушайте загадку.

Он ведёт из моря в море

Не широк - всего верста

И в нём как в школьном коридоре,

И шум, и звон и  теснота .(пролив)(слайд 3)

-3 группа займется изучением приливов и составит определение.

-Дополнительные вопросы: самый широкий пролив-Дрейка, названный в честь капитана Ф.Дрейка. Отметили его в контурной карте.

-Назовите пролив разделяющий Африку и Евразию

(Гибралтарский),Южную Америку и о. Огненная Земля(Магелланов)

- И вновь загадка.

Он у моря - как язык

Он берега лизать привык,

И пляж в часы он вылизал на диво (залив)(слайд 4)

-4 группа займется изучением заливов и составит определение.

-Дополняет учитель:

Самый  крупный  залив - Бенгальский.) отметили  его на  карте).

 А чем отличается море от залива? (Залив всегда омывает берега суши, а море не всегда).

Группы отчитываются по своим заданиям

Коллективный поиск информации в атласах

Работают с информацией, представленной учителем.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Отгадывают загадку.

Обосновывают выбор написания.

слушают

Работают с текстом учебника

Определение «Океан» записывают в тетрадь

Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.) Объединяются в группы.

Представитель                                    каждой группы показывает океан на карте, рассказывает о нём.

Другие ребята добавляют. По ходу рассказа составляется таблица

Работа с атласом определяют самое глубокое место в океане.

Работают с текстом учебник, с атласом

Работа на контурной карте

Под руководством учителя выполняют физические упражнения

Задание  для 1 группы

Отгадывают загадку

Задание для 2 группы

Высказывают  свои мнения сравнивают  с определением в учебниках и выписывают в тетрадь

Работа в контурных картах.

Слушают делятся впечатлениями

Задание для 3 группы.

Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в тетрадь

Работа в контурных картах.

Задание  для 4 группы

Работа с атласом

Анализируют карту и определения, делают вывод

Ф  

Ф

 

 

И

Г

И

Ф

    Г

   И

  Г

  И

  Г

   Ф

Коммуникативные УУД

умение находить несколько вариантов решения проблемы;
Личностные УУД

Формировать умение способности к саморазвитию

Коммуникативные формирование навыков учебного сотрудничества

Регулятивные УУД

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД

извлечение необходимой информации.

Коммуникативные умение работать в группе, слушать собеседника, выражать свои мысли

Регулятивные УУД

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Познавательные УУД

Смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

Познавательные УУД

Выведение следствий и причинно - следственных связей

Познавательные

Смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации.

Систематизировать  информацию, применять приемы работы с информацией

Коммуникативные УУД  

Учиться точно выражать свои мысли в соответствии с задачами

Работа в группах

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Укрепляем здоровье

3. Этап закрепления изученного, обобщение и систематизация знаний

1.Первичная проверка знаний.

Цифровой диктант, на «на слух» - ответить на вопрос письменно(  да-1,нет-0),(слайд 5)

  1. 2-й по величине океан- Индийский
  2. Тихий океан – самый неспокойный и грозный
  3. Самый маленький океан - Южный
  4. Марианский желоб расположен в Тихом океане
  5. Саргассово море -  это море без берегов
  6. Самый солёный, Тихий океан
  7. Узкое водное пространство, ограниченное берегами островов,  материков - это залив
  8. Самый широкий в мире пролив-Дрейка
  9. Реки в океане - это течения
  10. Причина образования волн - ветер

Ответы:010110 111

Обменялись тетрадями и проверили друг друга.

Воспринимают информацию,

сообщаемую учителем.

Выполняют задания

письменно в тетради

Взаимопроверка

   

И

    Г

Личностные УУД:

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Познавательные : анализ, синтез.

Коммуникативные УУД

умение отвечать на  вопросы

- умение спрашивать,

- умение управлять.

- адекватно оценивать  собственное мнение

Регулятивные : целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном

4. Этап информации о домашнем задании.

П. 19 стр.98 -102,

Отметить на контурной карте по 5 объектов Мирового океана.

По желанию  составить кроссворд «Мировой океан»

Записывают домашнее задание

Ф

 Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

                                                                           5.Этап подведения итогов урока.

Выставление оценок за урок

 

                                                                           6. Рефлексивный этап урока.

В конце урока  учащимся выдается небольшая анкета, которая позволяет осуществить самоанализ.                  

1. На уроке я работал (активно, пассивно)
2. Своей работой на уроке я (доволен, недоволен)
3. Урок для меня показался (коротким,  длинным)
4. За урок я (не устал, устал)
5. Мое  настроение (стало лучше, стало    хуже)
6. Материал  урока  мне  был (понятен,  не

понятен)

Учащиеся  заполняют анкету, 2 -3 ребят можно спросить устно о полученных на уроке знаниях и умениях

И

Рефлексивные умения:

умение отвечать на вопрос, вести  устный и письменный диалог

Личностные : учатся оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тихий океан. Конспект урока по географии. 7 класс

Данный конспект используется при изучении нового материала по географии в 7 классе по теме "Тихий океан" (учебник Коринской В.А.). Обучающиеся знакомятся с географическим положением океана, с особенно...

Организмы в Мировом океане. Конспект урока по географии. 6 класс

Ресурс используется на уроке начального курса географии в 6 классе при изучении новой темы "Организмы в Мировом океане" (учебник Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П.) и формирует представление обучающихс...

Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах

Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...

Разработка урока по географии 7 класс «Особенности отдельных океанов»

Разработка урока с презентацией для учащихся 7 класса по географии. учебник Домогацких и др....

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...

Конспект урока по географии в 7 кл " Мировой океан и его части "

Конспект урока на тему " Мировой океан и его части "...