конспект урока "Вулканы, горячие источники, гейзеры"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Бочарникова Любовь Ананьевна

Урок "Вулканы, горячие источники,гейзеры" 5 класс ФГОС, интегрированный с ИЗО. В материале прослеживается практическое значение вулканов, горячих источников,гейзеров, развиваются общеучебные навыки и умения как основа формирования компетенций обучающихся. Показаны различные виды деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Советская основная общеобразовательная школа

                                         

 

ТЕМА  УРОКА:

«Вулканы, горячие источники, гейзеры».

 

                                                                            Выполнила:

                                                                            Бочарникова Л.А.

                                                                            учитель географии  

                                                                                                   

                                                                             

                                     

                                                   п.  Участок 12

2014 год

ТЕМА: «Вулканы, горячие источники, гейзеры».

Слайд №2

ЦЕЛЬ: 

1. Образовательные:

- изучить особые по форме и составу пород горы – вулканы, их     внутреннее строение, сформировать понятие «гейзеры, горячие источники»;

- рассмотреть практическое значение знаний о вулканах, горячих источниках,    

   гейзерах;

- уметь показывать на карте действующие и потухшие вулканы.

2. Развивающие:

Способствовать формированию и развитию общеучебных умений и навыков как основы для формирования ключевых компетенций учащихся:

- информационная – использовать различные источники информации для актуализации и получения новых знаний;

- коммуникативная – развить навыки социального взаимодействия в соответствии с поставленными целями;

- учебно-исследовательская – давать определения понятий, знать понятия, уметь выделять их существенные признаки;

- рефлексивная – осмысление собственной познавательной деятельности, мотивов работы на уроке.

3.  Воспитательные – способствовать формированию чувства прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник схема  «Внутреннее строение вулкана», понятие;    

              картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», термины и

              понятия, карта полушарий, магнитная доска, музыка

              С.Баха, компьютер, краски, альбом, коллекция полезных  

              ископаемых, презентация  составлена на основе «Детской энциклопедии»    

              «Махаон» - «Вулканы», Москва, 2013г.

Слайд №3

ТИП УРОКА: Интегрированный урок с рисованием.

                                         ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

Всю жизнь я мечтала увидеть извержение вулкана. Ребята, вы когда-нибудь видели вулкан, извержение вулкана? Представьте себе, что вам довелось провести несколько часов вблизи вулкана. Подумайте, чтобы вы могли увидеть, услышать, почувствовать.  У вас на столах краски, альбомы и такое задание: нарисуйте свои впечатления. Предстала ли картина извержения вулкана перед вашим взором?  При работе вам будет включена  музыка С.Баха. Окажет ли влияние на вашу работу эта музыка?

      (рисование вулкана -20мин.)

О каком явлении мы будем сегодня на уроке?

  - Запишите тему урока. ТЕМА: «Вулканы, горячие источники, гейзеры».    

     

  1. Изучение новой темы.

Слайд №4,5,6

А) Образование и строение вулканов – легенда о вулкане     

В Средиземном море к северу от Сицилии есть остров Вулкано. Большую часть острова занимают гора. Еще в далекие времена люди видели, как из вершины этой горы  вырывались облака черного дыма, мерцал огонь и высоко в небо взлетали раскаленные камни. И люди думали, будто в горе находятся владения бога огня и кузнечного ремесла Вулкана. Он ударяет молотом по наковальне и из горы доносится глухой рокот и лязг. С тех пор люди начали называть такие огнедышащие горы – вулканами.

В те времена люди не могли объяснить процесс вулканизма и поэтому сравнивали их с богами.

Сейчас вулканы хорошо изучены. И сегодня постараемся выяснить, что  такое  вулканы, его строение, географию. И будем работать самостоятельно с текстом учебника, схемой - понятие.

 (на доске висит схема »Внутреннее строение вулкана» и работаем с текстом учебника).

 Итак, нам надо выяснить:

- Что такое вулкан?

 (работа со схемой - понятие, в тексте учебника подчеркиваем карандашом главные слова).

 

Понятие -  это

Ключевое

слово (а)

(что это?)

+

Существенные

признаки:

- по форме;

- по строению;

- по времени действия

ВУЛКАН – это               гора

 

Переходим к признакам:

  1. по форме:

-  показ конуса;

-  обратить внимание на схему «внутреннего строения» на доске и в учебнике рис. 39 стр.58.

  1. внутреннее строение:

- Как вы думаете, что является причиной образования вулкана?

( образование и подъем магмы из – за движения З.К. и изменения на земной поверхности).

- Назовите, из чего состоит вулкан?

   А) жерло;

   Б) кратер;

   В) лава.

- Что такое жерло?

(канал, по которому поднимается магма).

- Что такое кратер?

( кратер – отверстие на вершине вулкана, через которое извергается лава и газы).

- Посмотрите на схему, там есть боковые кратеры. Что такое боковые кратеры?

(Это отверстие, через которое извергается или  извергалась лава и газы). Кратер может быть как на вершине горы, но и на боковых склонах

     - Что такое лава?

      (Это продукт вулканической деятельности,  магма, которая изверглась  на поверхность    

      через кратер вулкана).

     -А чем лава отличается от магмы?

      (Лава остыла, поднявшись на поверхность. Из нее вышли газы.)

     

  1. по времени действия:

 - Какие вулканы бывают по действию?

  (действующие и потухшие)

 - Действующие вулканы, почему они так называются?

  ( извергаются в настоящее время)

Таких  вулканов на Земле  несколько сот.

В России тоже есть действующие вулканы – это территория Камчатки

и Курильские  острова:

 - Ключевская Сопка;

 - Шивелуч

 - Толбачик.

 Самый высокий действующий вулкан России - Ключевская Сопка (4750м.)

- Найдите его координаты (56 с. ш. 161 в. д.)

Слайд №7,8,9

- А сейчас внимание на доску:

Котопахи;

Орисаба;

       Этна        

показать  на  карте и записать  в тетради, определить координаты

   

Кроме действующих вулканов есть вулканы потухшие.

- Почему так их называют?

( это вулканы извергались в прошлом, а сейчас потухли, например,

Эльбрус на Кавказе. Бывают еще спящие вулканы, т.е. которые не извергались долгое время, а потом  проявили активность, например  Безымянный на Камчатке, который проснулся в 1956г.)

Слайд№10

Б) Результаты извержения вулканов

Вулканы приносят населению громадные бедствия и разрушения.

Ярким примером служит извержение Везувия в Италии в 79 г. до н. э.

       (вывешивается картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»)

Это картина находится в Государственной Третьяковской галереи в

Москве. Около нее всегда толпа зрителей. Картина никого не оставляет

равнодушной, заставляет задуматься о случившимся, почувствовать трагедию, страх, горе.

Итак, «Последний день Помпеи».

24 августа 79 г. до н.э. после долгих лет молчания Везувий с оглушительным взрывом пробудился. Столб газа, магмы и обломков пород затмил небо, а затем дождем посыпался пепел, и потекла раскаленная лава. Поднялся огонь от пожаров, который  своим блеском и светом  разогнали темноту. Здания вокруг тряслись и рушились. Люди, бегущие из города, как бы застыли на мгновенье, ослепленные вспышкой молнии. Но в эту страшную минуту величие человеческого духа торжествует над опасностью. Женщина крепко обняла своих дочерей, словно надеясь защитить их от стихии. Сыновья несут на плечах старого отца, обессиленная мать просит сына оставить ее и спасаться самому, но тот неумолим; они либо пойдут вместе , либо вместе будут ожидать гибель. Мужественный помпеянец в порыве отчаяния укрывает плащом жену и детей, как бы желая легкой тканью уберечь их от огня и града горячих камней. Мечутся и ржут испуганные кони. Упала с колесницы и разбилась о камни женщина, к телу матери жмется уцелевший ребенок. С высоты падают статуи богов, императоров, как бы символизируя крушение мира. Два дня бушевал Везувии. Город Помпей  находился с под ветреной стороны от вулкана и был быстро засыпан 6-метровым слоем пепла, погибло около 10 тыс. человек.

Итак, день Помпеи. Ее последнии день. Как страшно видеть, что встает перед нашим взором: страх, горе, мольба.

    -Как спастись, предотвратить и предсказать беду?

В настоящее время ведутся систематические наблюдения за поведением и  жизнью вулканов. И этим занимаются мужественные люди – вулканологи.

      - Для чего изучают вулканы?

Говорят, что вулканы – это «окна» в глубины Земли. Как вы понимаете?

  1. СОСТАВ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА НА ГЛУБИНЕ;
  2. ТАЙНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ;
  3. НА ВУЛКАНИЧЕСКИХ СТАНЦИЯХ ВЕДУТСЯ НАБЛЮДЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПРЕДУПРЕЖДНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОПАСНОСТИ;
  4. РАЙОНЫ ВУЛКАНИЗМА СОПАДАЮТ С РАЙОНАМИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ.

Слайд11,12

Ребята, у вас может сложиться впечатление, что вулканизм является одной из природных стихий, враждебных по отношению к человеку. Но это представление надо смягчить: после извержения вулкана остается много пепла - очень плодородных почв, дающих хорошие урожаи. Лава легко выветривается и через несколько лет на ней возделывают тропические сады. Поэтому вулканические районы густо заселены людьми. Вулканы являются поставщиком минералов: каустической соды, серы, борной кислоты, аммиака. Строительных материалов: туфы, пемзы, базальта, гранита, обсидиана – вулканического стекла; к этим районам приурочены месторождения меди, золота, олова, а также геотермальных вод.

ВЫВОД: Что такое  вулканы? (кратко).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Б) В отличие от вулканов существуют  природные явления, связанные

с внутренними процессами Земли – горячие источники – гейзеры.

 -Может вы,  знаете что- то о них или читали?

Слайд№13

Тогда  послушаем сообщение

(сообщение прилагается).

-А почему фонтанирует вода?

(подземные воды имеют высокую температуру, и под давлением поднимается вверх).

ВЫВОД: Мы выяснили, что такое вулканы, рассмотрели их строение, основные признаки, познакомились с географией вулканов, поговорили о гейзерах. И, кажется, все понятно.

  1. Закрепление.

Друзья, вы сегодня хорошо поработали, успешно помогали мне. Но хочется узнать, все ли вы так хорошо поняли.  А  поможет в этом  кроссворд.

                    ( кроссворд прилагается).

Слайд №14,15

  1. Д. / З.  § 19, рассказать о вулканах в течении 2  минут; на к / к нанести

                действующие вулканы; из периодической печати подготовить

                сообщения о вулканах.

СООБЩЕНИЕ

«Горячие источники»

«Однажды в 1941 году на Камчатке сотрудники заповедника, измеряя

температуру воды в горных реках обнаружили, что вода в реке  Шумская

тёплая по сравнению с другими  реками».

Кто нагревает эту реку?

Они пошли вверх по течению реки и решили отдохнуть. Как вдруг рядом из земли с грохотом и шипением ударил столб пара и кипятка. «Это - гейзеры»- подумали сотрудники.

Гейзеры - фонтанирующие источники. Вода необыкновенная:  в ней растворены разные  соли,  минералы, даже серебро. Самый крупный гейзер – Великан,  на Камчатке.  Он выбрасывает струю воды диаметром 3 метра, на высоту – 40-50 метров, через каждые 5- 6 минут, пар поднимается на 300-500 метров.

Горячие подземные воды используют для отопления жилищ, теплиц;

минеральные источники – в лечебных целях.

Кроссворд «Вулканы и гейзеры»

                                                                               1                                

2

П

О

М

П

Е

Я

3

Ж

Е

Р

Л

О

4

В

Е

Л

И

К

А

Н

5

К

О

Н

У

С

6

И

Т

А

Л

И

Я

7

Э

Л

Ь

Б

Р

У

С

8

Л

А

В

А

   

  1. Если правильно ответите на все вопросы, то прочитаете название действующего вулкана  в Мексике.
  2. Древний город, который засыпан  6 метровым слоем пепла при извержении вулкана Везувий.
  3. Канал, по которому поднимается магма.
  4. Гейзер на Камчатке, выбрасывающий столб воды на высоту 40-50м.
  5. Какую форму имеет любой вулкан?
  6. Страна, в которой находиться величественный Везувий.
  7. Потухший вулкан на Кавказе.
  8. Как называется излившаяся на поверхности магма?

 

                        Ключевое слово - ОРИСАБА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по географии "Вулканы.Горячие источники.Гейзеры."

Определение "вулкан, гейзер, кратер, жерло,очаг магмы",строение вулкана, виды вулканов.Номенклатура...

Конспект урока на тему:" Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс

Урок по теме: "Вулканы,горячие источники, гейзеры" в 6 классе предназначен для изучения нового материала. Для проверки домашнего задания дан небольшой тест,рассчитанный на 3-5 минут.Помимо изучен...

Конспект урока на тему: «Вулканы. Гейзеры. Горячие источники».

сформировать представление о происхождение вулканов, гейзеров;изучить виды вулканов, их строение, географию распространения вулканов....

Конспект урока "Вулканы. Гейзеры. Землетрясения."

Конспект урока "Вулканы. Гейзеры. Землетрясения."...

План-конспект урока по теме:"Вулканы, гейзеры и горячие источники" 6 класс

План-конспект разработан для урока географии в 6 классе по теме: "Вулканы, гейзеры и горячие источники". К конспекту добавленны приложения с дополнительной инцормацией и технологическая карта урока....

План-конспект урока «Вулканы, горячие источники, гейзеры»

Разработка составлена во время  прохождения курсов повышения квалификации в Институте информационных технологий АйТи по программе "Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по геогра...

Конспект урока географии с использованием технологии АМО "Вулканы, горячие источники, гейзеры".

Конспект представлен в графической форме (Excel). На каждом этапе урока использовались технологии активных методов обучения....