Рабочая программа части,формируемой участниками образовательного процесса по географии "Школа географа-следопыта"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Шнянина Ольга Дмитриевна

Факультативные занятия по географии – важная часть общешкольной учебно-воспитательной работы в школе. Такие занятия доказали свою жизненность, широкие возможности, направленные на формирование у школьников более высокого уровня знаний, ознакомление с достижениями науки, техники, культуры, всестороннее развитие личности с учетом индивидуальных интересов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_2017fakultativ_6_klass.docx333.67 КБ

Предварительный просмотр:

F:\скан обложки\Сканировать10004.JPG

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультативные занятия по географии – важная часть общешкольной учебно-воспитательной работы в школе. Такие занятия доказали свою жизненность, широкие возможности, направленные на формирование у школьников более высокого уровня знаний, ознакомление с достижениями науки, техники, культуры, всестороннее развитие личности с учетом индивидуальных интересов.

Программа факультатива «Школа географа -исследователя» разработана для учащихся 6 класса. Она рассчитана на 34 часа.

Факультативный курс по географии для учащихся 6 класса рассчитан на углубление знаний и выполнение практических заданий  по основному школьному курсу. Он расширяет и углубляет знания учащихся об оболочках Земли,  дает возможность получить более полные знания о картах, развивает навыки работы с ними, помогает  применять полученные знания на практике.

Содержание программы включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса географии (географические координаты, рельеф и тектоническое строение территории, погода и климат) и практическую часть.     Данный курс позволит  расширить и конкретизировать знания о географических картах, а также продолжит развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей учащихся. Тем самым даст возможность более полной  подготовки  учащихся к олимпиадным заданиям по предмету

Программа данного курса несомненно  является актуальной, т.к. учащиеся получают более углубленные  знании по физической географии, а в процессе проведения практических занятий у учащихся формируются и развиваются такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности.

Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. На занятиях предполагается использование различных видов учебно-познавательной деятельности  (работа со статистическими материалами, построение и анализ графиков, диаграмм, профилей, составление плана местности и работа с ним, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ).

ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВА -  повышение интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету, подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня. Это решается путем развития индивидуальных интересов учащихся, подготовки их к самообразованию.

 Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические ЗАДАЧИ:

  1. Формировать и развивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе Земли, повышать их научные знания.
  2. Продолжить развитие картографической грамотности школьников;
  3. Вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные характеристики.
  4. Способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

     Для достижения цели факультативного курса  используются  методы, включающих в себя элементы исследования:  частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов.

     В контексте с материалом данного факультативного курса используются  мультимедийные компьютерные технологии. Применение  на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор,  строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.

    Вышеперечисленные методы вырабатывают у учащихся умение применить их в новых условиях и  ситуациях.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

       В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.

  Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (работа с контурными картами, составление плана местности, самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.

 Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

     Изучение   факультативного курса «Школа географа исследователя»  способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания географической карте, развивает навыки работы с ней.

    В курсе изучения школьники закрепляют свои умения: ориентироваться на местности, составлять план местности, различать виды карт, работать с разными видами масштаба, находить объекты на физической карте мира и изображать их на контурных картах    Учащиеся  в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности  и повседневной жизни.

Тематическое планирование (5 класс)

Тема

Кол-во часов

1

Практическая работа №1 «Почувствуйте себя древними географами»

1

2

Наблюдение – метод географической науки

Практическая работа №2 «Изготовление гномона»

1

3

Осенняя экскурсия «Что происходит и что можно наблюдать осенью»

1

4

Моделирование. Глобус –модель Земли.

1

5

Движение Земли по околосолнечной орбите

Практическая работа №3 «Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года»

1

6

Суточное вращение Земли. Теллурий: модель «Земля-Луна-Солнце»

1

7

Моделирование : Строим свою модель Земли.

1

8

Практическая работа №4 «Конструктор литосферных плит»

1

9

Оформление коллекции горных минералов нашей местности

1

10

Рельеф земной поверхности

Практическая работа№5 «Нанесение на контурную карту основных форм рельефа»

1

11

Почувствуйте себя топонимистами

1

12

Человек и литосфера

1

13

Воздушная оболочка Земли-атмосфера

1

14

Погода и метеорологические наблюдения

1

15

Практическая работа № 6«Создаем  метеорологическую станцию»

1

16

Проект «Составление графика температуры по своим наблюдениям»

1

17

Человек и атмосфера. Народные приметы

1

18

Ветер. Направление ветра. Составление розы ветров.

1

19

Практическая работа №7 «Определение состояния воздуха» Охрана от загрязнения.

Облака. Стихийные явления в атмосфере.

1

20

Вода на Земле. Свойства воды.

1

21

Мировой океан – главная часть гидросферы

Практическая работа №8 «Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации»

1

22

Воды суши. Реки

1

23

Озера. Вода в земных кладовых

Практическая работа № 9«Нанесение на контурную карту географической номенклатуры»

1

24

Человек и гидросфера. Принцип работы родника

1

25

Оболочка жизни. Практическая работа №10 «Соотношение изображения окаменелостей и их описание»

1

26

Жизнь в тропическом поясе.

Практическая работа №11 « Коллекция комнатных растений»

1

27

Растительный и животный мир умеренного пояса.

Практическая работа № 12«Описание природных зон Земли»

1

28

Практическая работа № 13«Почвы своей местности. Проблемы охраны и улучшения плодородия почв своей местности»

1

29

Жизнь в полярных поясах и океане.

1

30

Природная среда.

1

31

Охрана природы. ООПТ

1

32

Красная книга. Черная книга

1

33

Выявление источников загрязнения местных вод.

1

34

Практическая работа № 14«Почувствуй себя экологами»

1

35

Итоговое занятие

1

Тематическое планирование (6 класс)

Тема

Кол-во часов

1.

Представление о мире в древности.

Практическая работа №1 «Моя карта мира»

1

2.

Практическая работа №2 «Строение модели квадранта»

1

3

Изучение устройства компаса.  Проект « Сделаем модель компаса»

1

4.

Топономическая игра  «Материки и части света»

1

5.

Практическая работа №3 «Нанесение на контурную карту маршрутов путешественников».

1

6

Чтение космических снимков

1

7.

Практическая работа №4 «Сравнение картины, аэрофотоснимка, топографической карты»

1

8.

Ориентирование на местности

1

9.

Игра «Топографическое домино»

1

10

Практическая работа №5 «Составление топографического плана школьного двора»

1

11

 Практическая работа №6 «Изучение  рельефа местности с помощью макетов»

1

12

Практическая работа №7 «Измерение  расстояния по глобусу»

1

13

Практическая  работа №8  «Определение элементов географических координат по карте полушарий и физической карте России».

1

14.

Почувствуйте себя штурманами

1

15

Почувствуйте себя картографами

1

16.

Определение направлений и расстояний.

1

17

Игра «Картографическое домино»

1

18

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые своей местности.

1

19

Практическая работа № 9 «Выращивание сталактита и сталагмита»

1

20

 Взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов.

1

21.

Практическая работа №10 «Описание географического положения гор и равнин»

1

22.

Практическая работа №11 «Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа»

1

23.

Климат и погода.

1

24.

Исследуем  условия нагрева подстилающей поверхности

1

25

Практическая работа №12 «Построение графика температуры и облачности, розы ветров.

1

26

Практическая работа №13 «Исследуем условия образования тумана»

1

27

Практическая работа №14 «Составление карты  климатических рекордов Земли»

1

28.

Гидросфера.

Практическая работа №15 « Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры. Океаны, моря, заливы, проливы»

1

29

Путешествие по маршруту глобального океанического конвейера

1

30.

Практическая работа №16 «Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры. Реки, озера.»

1

31

Практическая работа №17 «Определение основных элементов  речной системы одной из рек области».

1

32.

Практическая работа №18 «Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе».

1

33.

Практическая работа №19 «Описание растительного и животного мира на местности и по карте»

1

34

Почувствуйте себя почвоведами

1

35.

Практическая работа №20 «Составление полного  описания географического комплекса своей местности».  

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса

В данной работе Вы узнаете, как сформировать культуру здорового образа жизни учеников....

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

«Инклюзивная образовательная вертикаль взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса при проведении индивидуальной работы по методу Символдрамы с воспитанницей специальной (коррекционной) школы интерната, для детей-сирот и детей, с

Данный  материал представляет собой описание индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с учащимся, имеющим проблемы поведения и эмоционально-волевой сферы В материале представлены: ц...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Программа психологического сопровождения участников образовательного процесса к ГИА

Программа направленна на повышение стрессоустойчивости участников государственной итоговой аттестации....

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...