Рабочая программа части,формируемой участниками образовательного процесса по географии "Школа географа-следопыта"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Факультативные занятия по географии – важная часть общешкольной учебно-воспитательной работы в школе. Такие занятия доказали свою жизненность, широкие возможности, направленные на формирование у школьников более высокого уровня знаний, ознакомление с достижениями науки, техники, культуры, всестороннее развитие личности с учетом индивидуальных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_2017fakultativ_6_klass.docx | 333.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Факультативные занятия по географии – важная часть общешкольной учебно-воспитательной работы в школе. Такие занятия доказали свою жизненность, широкие возможности, направленные на формирование у школьников более высокого уровня знаний, ознакомление с достижениями науки, техники, культуры, всестороннее развитие личности с учетом индивидуальных интересов.
Программа факультатива «Школа географа -исследователя» разработана для учащихся 6 класса. Она рассчитана на 34 часа.
Факультативный курс по географии для учащихся 6 класса рассчитан на углубление знаний и выполнение практических заданий по основному школьному курсу. Он расширяет и углубляет знания учащихся об оболочках Земли, дает возможность получить более полные знания о картах, развивает навыки работы с ними, помогает применять полученные знания на практике.
Содержание программы включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса географии (географические координаты, рельеф и тектоническое строение территории, погода и климат) и практическую часть. Данный курс позволит расширить и конкретизировать знания о географических картах, а также продолжит развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей учащихся. Тем самым даст возможность более полной подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по предмету
Программа данного курса несомненно является актуальной, т.к. учащиеся получают более углубленные знании по физической географии, а в процессе проведения практических занятий у учащихся формируются и развиваются такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. На занятиях предполагается использование различных видов учебно-познавательной деятельности (работа со статистическими материалами, построение и анализ графиков, диаграмм, профилей, составление плана местности и работа с ним, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ).
ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВА - повышение интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету, подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня. Это решается путем развития индивидуальных интересов учащихся, подготовки их к самообразованию.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические ЗАДАЧИ:
- Формировать и развивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе Земли, повышать их научные знания.
- Продолжить развитие картографической грамотности школьников;
- Вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные характеристики.
- Способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Для достижения цели факультативного курса используются методы, включающих в себя элементы исследования: частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов.
В контексте с материалом данного факультативного курса используются мультимедийные компьютерные технологии. Применение на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор, строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.
Вышеперечисленные методы вырабатывают у учащихся умение применить их в новых условиях и ситуациях.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.
Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (работа с контурными картами, составление плана местности, самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.
Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Изучение факультативного курса «Школа географа исследователя» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания географической карте, развивает навыки работы с ней.
В курсе изучения школьники закрепляют свои умения: ориентироваться на местности, составлять план местности, различать виды карт, работать с разными видами масштаба, находить объекты на физической карте мира и изображать их на контурных картах Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование (5 класс)
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Практическая работа №1 «Почувствуйте себя древними географами» | 1 |
2 | Наблюдение – метод географической науки Практическая работа №2 «Изготовление гномона» | 1 |
3 | Осенняя экскурсия «Что происходит и что можно наблюдать осенью» | 1 |
4 | Моделирование. Глобус –модель Земли. | 1 |
5 | Движение Земли по околосолнечной орбите Практическая работа №3 «Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года» | 1 |
6 | Суточное вращение Земли. Теллурий: модель «Земля-Луна-Солнце» | 1 |
7 | Моделирование : Строим свою модель Земли. | 1 |
8 | Практическая работа №4 «Конструктор литосферных плит» | 1 |
9 | Оформление коллекции горных минералов нашей местности | 1 |
10 | Рельеф земной поверхности Практическая работа№5 «Нанесение на контурную карту основных форм рельефа» | 1 |
11 | Почувствуйте себя топонимистами | 1 |
12 | Человек и литосфера | 1 |
13 | Воздушная оболочка Земли-атмосфера | 1 |
14 | Погода и метеорологические наблюдения | 1 |
15 | Практическая работа № 6«Создаем метеорологическую станцию» | 1 |
16 | Проект «Составление графика температуры по своим наблюдениям» | 1 |
17 | Человек и атмосфера. Народные приметы | 1 |
18 | Ветер. Направление ветра. Составление розы ветров. | 1 |
19 | Практическая работа №7 «Определение состояния воздуха» Охрана от загрязнения. Облака. Стихийные явления в атмосфере. | 1 |
20 | Вода на Земле. Свойства воды. | 1 |
21 | Мировой океан – главная часть гидросферы Практическая работа №8 «Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации» | 1 |
22 | Воды суши. Реки | 1 |
23 | Озера. Вода в земных кладовых Практическая работа № 9«Нанесение на контурную карту географической номенклатуры» | 1 |
24 | Человек и гидросфера. Принцип работы родника | 1 |
25 | Оболочка жизни. Практическая работа №10 «Соотношение изображения окаменелостей и их описание» | 1 |
26 | Жизнь в тропическом поясе. Практическая работа №11 « Коллекция комнатных растений» | 1 |
27 | Растительный и животный мир умеренного пояса. Практическая работа № 12«Описание природных зон Земли» | 1 |
28 | Практическая работа № 13«Почвы своей местности. Проблемы охраны и улучшения плодородия почв своей местности» | 1 |
29 | Жизнь в полярных поясах и океане. | 1 |
30 | Природная среда. | 1 |
31 | Охрана природы. ООПТ | 1 |
32 | Красная книга. Черная книга | 1 |
33 | Выявление источников загрязнения местных вод. | 1 |
34 | Практическая работа № 14«Почувствуй себя экологами» | 1 |
35 | Итоговое занятие | 1 |
Тематическое планирование (6 класс)
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Представление о мире в древности. Практическая работа №1 «Моя карта мира» | 1 |
2. | Практическая работа №2 «Строение модели квадранта» | 1 |
3 | Изучение устройства компаса. Проект « Сделаем модель компаса» | 1 |
4. | Топономическая игра «Материки и части света» | 1 |
5. | Практическая работа №3 «Нанесение на контурную карту маршрутов путешественников». | 1 |
6 | Чтение космических снимков | 1 |
7. | Практическая работа №4 «Сравнение картины, аэрофотоснимка, топографической карты» | 1 |
8. | Ориентирование на местности | 1 |
9. | Игра «Топографическое домино» | 1 |
10 | Практическая работа №5 «Составление топографического плана школьного двора» | 1 |
11 | Практическая работа №6 «Изучение рельефа местности с помощью макетов» | 1 |
12 | Практическая работа №7 «Измерение расстояния по глобусу» | 1 |
13 | Практическая работа №8 «Определение элементов географических координат по карте полушарий и физической карте России». | 1 |
14. | Почувствуйте себя штурманами | 1 |
15 | Почувствуйте себя картографами | 1 |
16. | Определение направлений и расстояний. | 1 |
17 | Игра «Картографическое домино» | 1 |
18 | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые своей местности. | 1 |
19 | Практическая работа № 9 «Выращивание сталактита и сталагмита» | 1 |
20 | Взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов. | 1 |
21. | Практическая работа №10 «Описание географического положения гор и равнин» | 1 |
22. | Практическая работа №11 «Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа» | 1 |
23. | Климат и погода. | 1 |
24. | Исследуем условия нагрева подстилающей поверхности | 1 |
25 | Практическая работа №12 «Построение графика температуры и облачности, розы ветров. | 1 |
26 | Практическая работа №13 «Исследуем условия образования тумана» | 1 |
27 | Практическая работа №14 «Составление карты климатических рекордов Земли» | 1 |
28. | Гидросфера. Практическая работа №15 « Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры. Океаны, моря, заливы, проливы» | 1 |
29 | Путешествие по маршруту глобального океанического конвейера | 1 |
30. | Практическая работа №16 «Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры. Реки, озера.» | 1 |
31 | Практическая работа №17 «Определение основных элементов речной системы одной из рек области». | 1 |
32. | Практическая работа №18 «Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе». | 1 |
33. | Практическая работа №19 «Описание растительного и животного мира на местности и по карте» | 1 |
34 | Почувствуйте себя почвоведами | 1 |
35. | Практическая работа №20 «Составление полного описания географического комплекса своей местности». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Пропаганда здорового образа жизни среди участников образовательного процесса через обучение основам математики» на 2010-2012 учебные годы
Программа по здоровье сбережению на уроках математики....
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса
В данной работе Вы узнаете, как сформировать культуру здорового образа жизни учеников....
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
«Инклюзивная образовательная вертикаль взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса при проведении индивидуальной работы по методу Символдрамы с воспитанницей специальной (коррекционной) школы интерната, для детей-сирот и детей, с
Данный материал представляет собой описание индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с учащимся, имеющим проблемы поведения и эмоционально-волевой сферы В материале представлены: ц...
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
Программа психологического сопровождения участников образовательного процесса к ГИА
Программа направленна на повышение стрессоустойчивости участников государственной итоговой аттестации....
Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»
Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...
- Мне нравится (1)