Разработка урока " Карта - язык географии" для 5 класса
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Колунчукова Марьям Арифовна

Разработка серии уроков "Карта - язык географии" для 5 класса. Карта - один из главных источников географической информации. Уметь читать карту, извлекать нужную информацию очень важно, ведь многие выбирают географию, как предмет по выбору для сдачи ОГЭ в 9 классе. Поэтому очень важно, чтобы ученики усвоили этот материал и в старших классах умели правильно пользоваться картами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 5 класс «Карта – Язык Географии»

Цель урока: - сформировать понятие «географическая карта»

                       - разобрать масштаб как один из основных элементов географической карты

                       - показать роль географической карты как источника географической информации

                       -показать роль географической карты в развитии пространственного мышления людей

Предметные задачи: - формирование представлений об изображениях земной поверхности через                                  совместную деятельность, умение самостоятельно находить нужную информацию;

                                      - формирование умения читать карту, определять координаты пунктов

                                      -осознания многообразия видов изображения земной поверхности

Метапредметные задачи: - развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать        

                                                в команде

                                               - формировать умение анализировать факты при работе с учебником,

                                                дополнительным материалом 

Личностный результат:      - развивать логическое мышление

                                                 - уметь отбирать необходимый материал по теме урока

                                                  - развивать способность анализировать полученный материал         

Оборудование: Учебник, Карты Атласа, Глобус, Контурные карты, Презентация

Тип урока: изучение нового материала

                     

Ход Урока

I. Организационный момент и Повторение.

Добрый день ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с одним из языков географии – картой. Но для этого нам с вами необходимо вспомнить материал прошлого урока.

(Слайд №1. Выполнение заданий)

II. Изучение нового материала

     1. Понятие Глобус и Карта

Отлично, в ходе работы мы вспомнили географические термины, которые нам помогут сегодня.

А теперь давайте подумаем, каким образом люди изображают земную поверхность?

(На планах местности, картах, глобусе)

По образному выражению выдающегося географа Николая Николаевича Баранского «Карта есть альфа и омега (т.е. начало и конец) географии». Как вы думаете, почему возникло такое выражение?

(Карта помогает изучать планету, не выходя из комнаты, карта зовет в путешествие, по карте мы можем определить точное расположение любого объекта).

Правильно, давайте попробуем дать определение географической карте (ученики рассматривают карты атласа и формулируют определение  карты и записывают его в тетрадь: Карта-это обобщенное уменьшенное изображение поверхности Земли  на плоскости с помощью условных обозначений).

История появления первых карт уходит в глубокую древность. С эпохи Возрождения карты становятся художественными произведениями, так как их создавали не только картографы и географы, но и искусные граверы (Слайд №3,4,5).

Самая точная пространственная модель Земли-Глобус. Размеры глобуса по сравнению с реальными размерами земли уменьшены в миллионы раз.

Глобус можно вращать, ось его вращения наклонена под тем же углом, что и земная ось к плоскости орбиты (учитель показывает глобус, Слайд№6,7,8,9). К сожалению, на обычном глобусе все изображения очень мелкие и пользоваться им неудобно. Поэтому чаще используют географические карты. Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту (ответы учеников)

А вы знаете, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Он разложил дольки апельсина на листе бумаги так, как они покрывали его. А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены. (Слайд №10)

2. Масштаб карты.

Итак, мы с вами уже выяснили, что на карте мы показываем уменьшенное изображение земной поверхности. Что нам помогает узнать во сколько раз изображение уменьшено? (Масштаб). Записываем в тетрадь определение масштаба ( Масштаб – это величина, показывающая во сколько раз расстояние на карте уменьшены по сравнению с реальным расстоянием на местности).

Ребята, давайте посмотрим на карту и найдем, где указан масштаб карты (Ученики работают с картами атласа, отмечают, что масштаб изображен различными способами, составляют схему видов масштаба. Слайд №11_)

Теперь давайте вспомним, сколько метров в 1 км, сколько см в 1 м, сколько см в 1 км? (ответы учеников)

Рассмотрим подробнее числовой масштаб. Например 1:10 000. Это значит, что в 1 см на карте соответствует 10 000 см на местности. Но 10 000 см очень сложно представить, поэтому лучше переведем эту цифру в м или км, получается в 1 см карты-100 м местности. А теперь давайте потренируемся. (Слайд№, 12 ученики отрабатывают численный масштаб)

III. Закрепление

Итак, подведем итоги урока. Внимание на доску, отвечаем на вопросы (Слайд №13)

IV. Рефлексия. Подведение итогов. (Слайд№14)

                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАРТА – ЯЗЫК ГЕОГРАФИИ

Слайд 2

1. Условные линии, ограничивающие ту область, по обе стороны о т экватора, в пределах которой Солнце бывает в Зените _________________________ 2. Линия, которая делит Земной шар на два равных полушария называется_________ 3. Условные линии, ограничивающие ту область вокруг полюсов, где бывает полярная ночь и полярный день_____________ ТРОПИКИ ЭКВАТОР Полярные круги

Слайд 6

Глобус – в переводе с латыни «Шар». Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.

Слайд 7

Самый большой в мире Глобус находится в городе Нью-Йорк Высота гигантской стальной конструкции – 50 м, а вес – 408 т. Диаметр глобуса – почти 37 м.

Слайд 8

Второй в мире по величине глобус находится в Смоленской области, Россия

Слайд 9

В нашем городе так же есть памятник Земле. Он называется «Глобус против войны»

Слайд 10

Как перенести изображение Земли на плоскость?

Слайд 11

Масштаб карты

Слайд 12

Задание: перевести численный масштаб в именованный 1: 100 000 1: 10 000 1: 5 000 1: 2 000 1: 500 1: 50 000 000 Не забудем!!! В 1 км – 1 000м В 1 м – 100 см В 1 км – 100 000 см

Слайд 13

Что мы узнали на уроке: Что такое карта? Что такое Глобус? Что такое Масштаб карты?

Слайд 14

МОЛОДЦЫ

Слайд 15

Что нового я узнал на уроке? Что мне показалось сложным Был ли урок интересным для меня? Оцените, как вы работали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока английского языкав 5 классе "Встреча с корреспондентами журнала"по УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English"

Разработка урока в 5 классе «Встреча с корреспондентами журнала» может быть использована коллегами при  изучении темы «Семья», «Черты характера» в разделе «Узнаем  больше друг о друге»...

Методическая разработка урока английского языка 10 класса по теме "Внешность и характер человека".

Данная разработка урока с использованием презентации, заданий по аудированию и чтению может быть использована на уроках английского языка старшей школы....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Тема урока: « Английский алфавит» Методическая разработка урока английского языка, 2 класс

Цели урока: В игровой форме организовать повторение и обобщение изученного материала....

Разработка урока английского языка 9 класса «Английский язык – язык морового общения»

Разработка урока английского языка9 класса«Английский язык – язык морового общения»Форма урока - дебаты...