Разработка урока " Карта - язык географии" для 5 класса
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Разработка серии уроков "Карта - язык географии" для 5 класса. Карта - один из главных источников географической информации. Уметь читать карту, извлекать нужную информацию очень важно, ведь многие выбирают географию, как предмет по выбору для сдачи ОГЭ в 9 классе. Поэтому очень важно, чтобы ученики усвоили этот материал и в старших классах умели правильно пользоваться картами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Первый урок из серии "Карта - язык географии" | 16.34 КБ |
Презентация к первому уроку "Карта - язык географии" | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 5 класс «Карта – Язык Географии»
Цель урока: - сформировать понятие «географическая карта»
- разобрать масштаб как один из основных элементов географической карты
- показать роль географической карты как источника географической информации
-показать роль географической карты в развитии пространственного мышления людей
Предметные задачи: - формирование представлений об изображениях земной поверхности через совместную деятельность, умение самостоятельно находить нужную информацию;
- формирование умения читать карту, определять координаты пунктов
-осознания многообразия видов изображения земной поверхности
Метапредметные задачи: - развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать
в команде
- формировать умение анализировать факты при работе с учебником,
дополнительным материалом
Личностный результат: - развивать логическое мышление
- уметь отбирать необходимый материал по теме урока
- развивать способность анализировать полученный материал
Оборудование: Учебник, Карты Атласа, Глобус, Контурные карты, Презентация
Тип урока: изучение нового материала
Ход Урока
I. Организационный момент и Повторение.
Добрый день ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с одним из языков географии – картой. Но для этого нам с вами необходимо вспомнить материал прошлого урока.
(Слайд №1. Выполнение заданий)
II. Изучение нового материала
1. Понятие Глобус и Карта
Отлично, в ходе работы мы вспомнили географические термины, которые нам помогут сегодня.
А теперь давайте подумаем, каким образом люди изображают земную поверхность?
(На планах местности, картах, глобусе)
По образному выражению выдающегося географа Николая Николаевича Баранского «Карта есть альфа и омега (т.е. начало и конец) географии». Как вы думаете, почему возникло такое выражение?
(Карта помогает изучать планету, не выходя из комнаты, карта зовет в путешествие, по карте мы можем определить точное расположение любого объекта).
Правильно, давайте попробуем дать определение географической карте (ученики рассматривают карты атласа и формулируют определение карты и записывают его в тетрадь: Карта-это обобщенное уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости с помощью условных обозначений).
История появления первых карт уходит в глубокую древность. С эпохи Возрождения карты становятся художественными произведениями, так как их создавали не только картографы и географы, но и искусные граверы (Слайд №3,4,5).
Самая точная пространственная модель Земли-Глобус. Размеры глобуса по сравнению с реальными размерами земли уменьшены в миллионы раз.
Глобус можно вращать, ось его вращения наклонена под тем же углом, что и земная ось к плоскости орбиты (учитель показывает глобус, Слайд№6,7,8,9). К сожалению, на обычном глобусе все изображения очень мелкие и пользоваться им неудобно. Поэтому чаще используют географические карты. Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту (ответы учеников)
А вы знаете, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Он разложил дольки апельсина на листе бумаги так, как они покрывали его. А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены. (Слайд №10)
2. Масштаб карты.
Итак, мы с вами уже выяснили, что на карте мы показываем уменьшенное изображение земной поверхности. Что нам помогает узнать во сколько раз изображение уменьшено? (Масштаб). Записываем в тетрадь определение масштаба ( Масштаб – это величина, показывающая во сколько раз расстояние на карте уменьшены по сравнению с реальным расстоянием на местности).
Ребята, давайте посмотрим на карту и найдем, где указан масштаб карты (Ученики работают с картами атласа, отмечают, что масштаб изображен различными способами, составляют схему видов масштаба. Слайд №11_)
Теперь давайте вспомним, сколько метров в 1 км, сколько см в 1 м, сколько см в 1 км? (ответы учеников)
Рассмотрим подробнее числовой масштаб. Например 1:10 000. Это значит, что в 1 см на карте соответствует 10 000 см на местности. Но 10 000 см очень сложно представить, поэтому лучше переведем эту цифру в м или км, получается в 1 см карты-100 м местности. А теперь давайте потренируемся. (Слайд№, 12 ученики отрабатывают численный масштаб)
III. Закрепление
Итак, подведем итоги урока. Внимание на доску, отвечаем на вопросы (Слайд №13)
IV. Рефлексия. Подведение итогов. (Слайд№14)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Условные линии, ограничивающие ту область, по обе стороны о т экватора, в пределах которой Солнце бывает в Зените _________________________ 2. Линия, которая делит Земной шар на два равных полушария называется_________ 3. Условные линии, ограничивающие ту область вокруг полюсов, где бывает полярная ночь и полярный день_____________ ТРОПИКИ ЭКВАТОР Полярные круги
Глобус – в переводе с латыни «Шар». Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.
Самый большой в мире Глобус находится в городе Нью-Йорк Высота гигантской стальной конструкции – 50 м, а вес – 408 т. Диаметр глобуса – почти 37 м.
Второй в мире по величине глобус находится в Смоленской области, Россия
В нашем городе так же есть памятник Земле. Он называется «Глобус против войны»
Как перенести изображение Земли на плоскость?
Масштаб карты
Задание: перевести численный масштаб в именованный 1: 100 000 1: 10 000 1: 5 000 1: 2 000 1: 500 1: 50 000 000 Не забудем!!! В 1 км – 1 000м В 1 м – 100 см В 1 км – 100 000 см
Что мы узнали на уроке: Что такое карта? Что такое Глобус? Что такое Масштаб карты?
МОЛОДЦЫ
Что нового я узнал на уроке? Что мне показалось сложным Был ли урок интересным для меня? Оцените, как вы работали на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
разработка урока английского языкав 5 классе "Встреча с корреспондентами журнала"по УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English"
Разработка урока в 5 классе «Встреча с корреспондентами журнала» может быть использована коллегами при изучении темы «Семья», «Черты характера» в разделе «Узнаем больше друг о друге»...
Методическая разработка урока английского языка 10 класса по теме "Внешность и характер человека".
Данная разработка урока с использованием презентации, заданий по аудированию и чтению может быть использована на уроках английского языка старшей школы....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Тема урока: « Английский алфавит» Методическая разработка урока английского языка, 2 класс
Цели урока: В игровой форме организовать повторение и обобщение изученного материала....
Разработка урока английского языка 9 класса «Английский язык – язык морового общения»
Разработка урока английского языка9 класса«Английский язык – язык морового общения»Форма урока - дебаты...