Групповая работа на уроках географии в 8 классе.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Хочу поделиться с коллегами своим опытом проведения уроков, который, как мне кажется, обеспечивает активную работу всех учащихся класса.
Эффективность таких уроков в значительной мере зависит от подготовленности школьников работать самостоятельно. Для развития самостоятельности и активности учащихся я использую различные учебные технологии и методы. Одна из них, применяемая мною на уроках географии – это технология группового обучения.
Для этого я разрабатываю систему уроков сразу по всей теме. Определяю степень наиболее важных и более сложных тем, степень самостоятельности учащихся на каждом уроке, продумываю связь нового материала с пройденным.
Составляю карточки для групп, каждая из которых имеет свою учебную задачу. Отмечаю, на что при ответах учащихся необходимо обратить внимание. Материал распределяю с учетов подготовленности каждого ученика.
В каждой группе есть лидер, который распределяет задания. Таким образом, каждый ученик работает и чувствует свою ответственность, так как его ответ влияет на оценку всей группы.
Кроме таких групп есть группа консультантов. Они получают от учителя опережающее задание. Когда группы учащихся работают по заданиям, консультанты помогают им. Лидер группы, которая нуждается в помощи, поднимает красную карточку, что является сигналом о помощи. Когда же группа готова к ответу, он поднимает зеленую карточку.
Кроме того, консультанты проверяют степень готовности групп к ответу, помогают учителю принимать зачет, прослушивают и оценивают опрос, подводят вместе с учителем итоги урока.
Лидер каждой группы может рекомендовать какого-нибудь из учеников в консультанты. Этот учащийся проходит как бы стажировку, и если он справляется, то становится консультантом своей группы. Но случается и так, что в группе кто-то работает недобросовестно, тогда лидер группы направляет его на индивидуальную работу.
Для удобной работы мы расставили парты в классе так, что каждая группа, состоящая из четырех учеников, занимает две парты, gоставленные под небольшим углом друг к другу. При таком расположении парт школьникам легче общаться, делать общую работу. Ученики, выполняющие индивидуальные задания, сидят за отдельными партами.
Группы получают разные задания. Это могут быть задания по проверке пройденного материала, по изучению нового материала, решению экономических задач и т.д.
При объяснении группой выполненного задания другие учащиеся составляют графический конспект ответа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_rabota_v_vii_klasse.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповая работа на уроках географии в 8 классе.
Хочу поделиться с коллегами своим опытом проведения уроков, который, как мне кажется, обеспечивает активную работу всех учащихся класса.
Эффективность таких уроков в значительной мере зависит от подготовленности школьников работать самостоятельно. Для развития самостоятельности и активности учащихся я использую различные учебные технологии и методы. Одна из них, применяемая мною на уроках географии – это технология группового обучения.
Для этого я разрабатываю систему уроков сразу по всей теме. Определяю степень наиболее важных и более сложных тем, степень самостоятельности учащихся на каждом уроке, продумываю связь нового материала с пройденным.
Составляю карточки для групп, каждая из которых имеет свою учебную задачу. Отмечаю, на что при ответах учащихся необходимо обратить внимание. Материал распределяю с учетов подготовленности каждого ученика.
В каждой группе есть лидер, который распределяет задания. Таким образом, каждый ученик работает и чувствует свою ответственность, так как его ответ влияет на оценку всей группы.
Кроме таких групп есть группа консультантов. Они получают от учителя опережающее задание. Когда группы учащихся работают по заданиям, консультанты помогают им. Лидер группы, которая нуждается в помощи, поднимает красную карточку, что является сигналом о помощи. Когда же группа готова к ответу, он поднимает зеленую карточку.
Кроме того, консультанты проверяют степень готовности групп к ответу, помогают учителю принимать зачет, прослушивают и оценивают опрос, подводят вместе с учителем итоги урока.
Лидер каждой группы может рекомендовать какого-нибудь из учеников в консультанты. Этот учащийся проходит как бы стажировку, и если он справляется, то становится консультантом своей группы. Но случается и так, что в группе кто-то работает недобросовестно, тогда лидер группы направляет его на индивидуальную работу.
Для удобной работы мы расставили парты в классе так, что каждая группа, состоящая из четырех учеников, занимает две парты, gоставленные под небольшим углом друг к другу. При таком расположении парт школьникам легче общаться, делать общую работу. Ученики, выполняющие индивидуальные задания, сидят за отдельными партами.
Группы получают разные задания. Это могут быть задания по проверке пройденного материала, по изучению нового материала, решению экономических задач и т.д.
При объяснении группой выполненного задания другие учащиеся составляют графический конспект ответа.
Вообще, ребятам нравится работать в группе, составлять графические конспекты по темам, особенно если они сами предлагаю свои варианты. Во время обсуждения конспекта мы находим самый оптимальный вариант и берем его за основу.
Для примера предлагаю работу одного из уроков по теме “Внутренние воды России”.
Образовательно-воспитательные задачи урока:
А) развивать знания учащихся о происхождении озерных котловин. Формировать знания о типах болот и причинах их происхождения;
Б) дать представление о свойствах и областях распространения подземных вод и ледников;
В) систематизировать знания об охране пресных вод и их хозяйственном использовании.
Оборудование: физическая и климатическая карты России, кинофильм “Охрана внутренних вод”.
Ход урока
I. Проверка усвоения учащимися знаний о работе и режиме рек России (тестирование)
Задание группам ( их 7, и одна группа консультантов)
Цифрами обозначить признаки каждой из рек, типичные для нее
( на классной доске запись: 1) ледниковое питание; 2) смешанное питание; 3) дождевое питание; 4) половодье весной; 5) половодье летом; 6)имеют большое падение воды; 7) имеют небольшое падение; 8) не замерзают зимой; 9) замерзают на продолжительный срок; 10) подо льдом 1-3 месяца; 11) преобладает боковая эрозия; 12) преобладает глубинная эрозия; 13) используется на орошение; 14) реки бессточной области. )
Группы 1, 4, 7 описывают по заданию Обь и Амур. Группы 2, 5, 8 (консультанты) – Лену и Кубань. Группы 3, 6 – Волгу и Енисей.
Работа по вариантам.
1 вариант: Что такое атмосферный фронт? Каково влияние холодного фронта?
2 вариант: Что такое циклон, назовите признаки циклонической погоды.
3 вариант: Что такое антициклон, назовите признаки антициклонической погоды.
4 вариант: Что такое коэффициент увлажнения?
II. Изучение происхождения и особенностей других видов внутренних вод – многолетней мерзлоты, озер, болот, грунтовых вод и ледников.
Формируя понятие «многолетняя мерзлота», предлагают учащимся обратиться к тексту учебника и карте почв России, определить южную границу распространения многолетней мерзлоты.
Активизируя познавательную деятельность школьников, задаю вопросы и задания частично-поискового характера.
( группы учеников работают по карточкам в течение 10-12 минут. Если у них возникают вопросы, то на помощь им приходят консультанты, которые имели опережающее задание по теме.)
Карточка №1
Расскажите об озерах, возникших под действием внутренних процессов земли. По карте определите самое глубокое озера в России и мире.
Определите, где в России особенно много озер и болот. Почему?
Карточка №2
Расскажите, под действием каких других процессов возникли озерные котловины? Как образовались озеро Ладожское, Онежское, озера Карелии и Кольского полуострова?
Объясните влияние климата на соленость воды в озерах.
Карточка №3
Расскажите об озерах, возникших под влиянием хозяйственной деятельности людей. Какие еще бывают озера по происхождению,
Почему в степной и пустынной областях немного озер и болот?
Карточка №4
Расскажите о хозяйственном значении озер. Назовите водохранилища на Волге, Енисее, . С какой целью они созданы?
Расскажите об основных мероприятиях по охране вод.
Карточка №5
Объясните, почему на севере и в умеренном поясе особенно много болот? По какому принципу классифицируются болота?
Как образуются низинные и верховые болта? Каково значение болота?
( при ответе на эти вопросы предлагаю ученикам использовать схему)
Карточка №6
Расскажите о подземных водах. От чего зависит их уровень?
Каково значение подземных вод и какие их виды наиболее ценны для хозяйства и жизни людей?
Карточка №7
Расскажите о современном оледенении. Назовите горные системы, которые имеют оледенение.
Объясните, почему в Саянах, на Урале, нет ледников.
Примечания:
Изучение нового материала начинаю с объявления темы урока. Чтобы учащиеся знали предстоящую последовательность работы, записываю на классной доске план:
А) формирование понятия “многолетняя мерзлота”;
Б) происхождение озерных котловин;
В) образование болот;
Г) подземные воды;
Д) современное оледенение;
Е) охрана внутренних вод.
2. приступаю к формированию понятия “многолетняя мерзлота”
3. Затем ребята работают по группам. На это отвожу 10 минут.
4. Объясняю новый материал. Рассказываю, что озерные котловины возникают под действием как внутренних, так и внешних процессов литосферы. Предлагаю ученикам рассмотреть озерные котловины, которые возникли под влиянием внутренних рельефообразующих процессов. Представляю слово первой группе. Они рассказывают, консультанты их поправляют.
Таким образом, мы рассматриваем весь материал урока до конца.
Закрепление материала
Вопросы:
Почему в восточной части России граница вечной мерзлоты проходит значительно южнее, чем в западной части?
Почему в степной зоне России не встречаются верховые болта, в какой части России они есть?
Использую физическую карту России, ответьте на вопрос: в какой части России больше озер, с чем это связано?
Почему озера на юге России соленые?
Та группа учащихся, которая отвечает на вопрос первой и правильно, получает балл.
Подводя итог урока, оцениваю вместе с консультантами работу групп, комментирую оценки. За урок выставляю очень много оценок: во-первых, за работу по карточкам, во-вторых, за проверочную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой работы на уроках географии.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а...
Групповая работа на уроках географии в 8 классе.
Из опыта работы. Использование технологии группового обучения на примере урока "Внутренние воды России"...
Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс
применение новых технологий в образовательном процессе Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групп...
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой и изменение целей современного образования. Задача современной школы – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к и...
Рабочие листы для групповой работы к уроку в 5 классе "What have you done to help people?"
Рабочие листы к 2 уроку 3-его раздела. УМК В.П. Кузовлев 5 класс...
Групповая работа: фрагмент урока 8-го класса «Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар»
Пример групповой работы в ходе фронтальной экспериментальной работы. Фрагмент урока физики 8 – го класса «Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар» нужно вы...
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
В условиях введения новых ФГОС использование технологии групповой работы на уроке становится необходимостью, так как групповая работа позволяет создать благоприятные условия для формирован...