Программа кружка "Родной край"
элективный курс по географии на тему
Программа кружка "Родной край" рассчитана на обучающихся 12-15 лет, носит гражданско-патриотическое и эколого-краеведческое направление. Срок реализации программы - 1 год. Программа разработана с учетом межпредметных связей- биология, георгафия, экология, литература, история.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_rodnoy_kray.docx | 56.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
КРУЖКА «РОДНОЙ КРАЙ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из задач регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою «малую Родину».
В программе «Мой родной Миусский край» прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать обучающихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программе предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано понятие «экология», умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.
Программа рассчитана на обучающихся 12-15 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Направленность программы – гражданско-патриотическое воспитание.
Занятия проводятся в игровой и деловой формах: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, деловые игры, карточки-задания, проектная деятельность и др. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.
Ребята получают наиболее полное представление о Ростовской области и посёлке. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Обучающиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне районе. В процессе обучения вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской и проектной деятельности, выполнению более сложных заданий.
Программа кружка разработана с учетом межпредметных связей – истории, географии, химии, краеведения и экологии.
Цели программы:
- Познакомить обучающихся с историко - культурным наследием Матвеево-Курганского района;
- Сформировать целостное представление о природном и социальном окружении;
- Углубить знания обучающихся о природно-географических особенностях родного края;
- Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
- Изучение прошлого и настоящего Миусского края, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем поселке и районе.
- Воспитание патриотизма у обучающихся через краеведческие знания о поселке и районе.
- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
- Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
- Развитие креативных способностей и умений самостоятельно работать с источниками
- Развитие навыков исследовательской работы и проектной деятельности школьников
- Приобщение школьников к поисково- исследовательской работе
- Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.
- Стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае через экскурсии, тематические акции, наблюдения;
- Формирование навыков использования краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- Формирование позитивного отношения к своему родному краю
Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, краеведение в области географии, экологическое краеведение.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Принципы построения программы:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному);
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций);
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно);
- Принцип интеграции и дифференциации обучения;
- Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Ожидаемые результаты:
Что должны знать и уметь учащиеся:
- овладеть совокупностью знаний об историческом опыте, понять взаимосвязь событий и тенденций региональной, отечественной и всеобщей истории;
- сформировать готовность жить и трудиться в своем районе, участвовать в его развитии;
- приобрести культурно-историческое мышление, развить умение анализа исторических источников, проведения исторических параллелей;
- получить навыки самостоятельного приобретения знаний.
- работать с первоисточниками;
- составлять доклады, рефераты;
- применять полученные знания на практике;
- самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний;
- практиковаться в умении проводить экскурсии.
По окончании изучения курса обучающиеся должны:
знать
- пространственное расположение Ростовской области и своего населенного пункта;
- основные географические и природные объекты родного края;
- символику своей области, района;
- историческое прошлое своего района;
- основные типы сообществ своего родного края;
- растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);
- особенности искусственно создаваемых человеком сообществ – агроценозов своей местности;
- использование животного и растительного мира своей местности;
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
- культурно-исторические и природные памятники своего района и поселка.
определять
- месторасположение своего района на карте России;
- видовой состав растительности и животного мира своего края и района.
уметь
- вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности;
- составлять туристко-экологические маршруты по ознакомлению с достопримечательностями своего района и поселка;
- вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека;
- составлять флористический список растений различных фитоценозов своей местности;
- предсказывать изменения, которые произойдут со временем в сообществе;
- сравнивать естественное сообщество с созданным искусственно.
- приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем;
- аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных исторических ситуаций;
- самостоятельно анализировать различные исторические ситуации;
- элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;
- анализировать литературу и составлять конспекты, доклады и рефераты;
- грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом;
- объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- мыслить глобально, действовать локально.
Приобретенные знания по истории и культуре родного края обучающиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, биологии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (128 ч)
Месяц Дата | Тема | Теория | Практика | Средства обучения |
Т. 1. Изучение Ростовской области (8 ч) | 6 ч | 2 ч | ||
02.10 | География Ростовской области. | 2 ч | атлас Ростовской области и РФ | |
04.10 | Экономико-географическое положение Ростовской области | 2 ч | атлас Ростовской области и РФ | |
09.10 | Экскурсия № 1. Фенологические изменения в природе осенью. | 1 ч | 1 ч | |
11.10 | Экскурсия № 2. | 1 ч | 1 ч | инд. задания |
Т. 2 Донской край в далеком прошлом (12 ч) | 9 ч | 3 ч | ||
16.10 | Геологическое прошлое | 2 ч | атлас России | |
18.10 | Практикум. Определение роли моллюсков в формировании геологических структур на территории области | 2 ч | ||
23.10 | Геологические эры | 2 ч | индивид. карточки | |
25.10 | Этапы эволюции органического мира | 2 ч | таблицы | |
30.10 | Возникновение цивилизации на Донской земле | 2 ч | ||
01.11 | Проектная деятельность. Исследование донских степей и зарождение цивилизации на Донской Земле | 1 ч | 1 ч | доп. литература |
Т. 3 Историческое развитие Миусского края (32 ч) | 19 ч | 13 ч | ||
06.11 | Стоянки древних людей на территории района | 2 ч | доп. литература | |
08.11 | Дикое поле | 2 ч | доп. литература | |
13.11 | Смена древних народов на территории Дикого поля | 2 ч | ||
15.11 | Скифы, сарматы, половцы, печенеги, хазары | 2 ч | доп. литература, Интернет | |
20.11 | Легенды о скифах и амазонках | 2 ч | доп. литература, Интернет | |
22.11 | Монголо-татары. | 2 ч | ||
27.11 | Работа с первоисточниками. | 2 ч | доп. литература | |
29.11 | Кто такие казаки? | 2 ч | доп. литература, Интернет | |
04.12 | Зарождение казачества на Дону | 2 ч | доп. литература, Интернет | |
06.12 | История возникновения района | 1 ч | 1 ч | рабочая тетрадь по Матвеево-Курганскому району |
11.12 | Экскурсия в архив. | 2 ч | ||
13.12 | Легенды возникновения п. Матвеев Курган | 2 ч | рабочая тетрадь по Матвеево-Курганскому району | |
18.12 | Практикум. Сбор фольклорного материала | 2 ч | ||
20.12 | Подготовка минисочинений о родном крае. | 2 ч | ||
25.12 | Проектная деятельность. Составление карты поселка Матвеев Курган. | 2 ч | топографическая карта Матвеев Кургана | |
27.12 | Защита рефератов и проектов. | 2 ч | ||
Т. 4 Географическое и природно-климатическое положение района и поселка (18 ч) | 9 ч | 9 ч | ||
10.01 | Географическое положение, границы, территория | 1 ч | 1 ч | рабочая тетрадь по Матвеево-Курганскому району |
15.01 | Полезные ископаемые | 1 ч | 1 ч | |
17.01 | Почвенно-растительный покров. | 1 ч | 1 ч | |
22.01 | Реки и водоемы района | 2 ч | атлас Ростовской области | |
24.01 | Река Миус. Составление презентаций и фотоальбомов | 1 ч | 1 ч | |
29.01 | Очистка и благоустройство родников. | 2 ч | ||
31.01 | Климат. | 1 ч | 1 ч | |
05.02 | Погода в зависимости от времен года. | 2 ч | ||
07.02 | Экскурсия. Составление прогноза погоды с использованием народных примет и фенологических наблюдений. | 2 ч | ||
Т. 5 Природа родного края (24 ч) | 14 ч | 10 ч | ||
12.02 | Флора. Видовой состав растительности своей местности. | 2 ч | атласы-определители растений | |
14.02 | Экскурсия. Фенологические наблюдения за природой в зимнее время. | 2 ч | атласы | |
19.02 | Лекарственные растения. Ядовитые растения. | 2 ч | атласы | |
21.02 | Редкие и исчезающие растения своего края. Растения-индикаторы. | 2 ч | атласы | |
26.02 | Составление геоэкологических карт | 2 ч | ||
28.02 | Грибы. Съедобные и несъедобные грибы Ростовской области. | 2 ч |
| |
05.03 | Использование в деятельности человека фенологических наблюдений в поведении животных. | 2 ч | ||
07.03 | Фауна. Видовой состав животного мира своей местности. | 2 ч | атласы-определители животных | |
12.03 | Редкие и исчезающие виды животных | 2 ч | красная книга | |
14.03 | Охраняемые территории и памятники природы. | 2 ч | ||
19.03 | Приспособленность растительности и животных организмов к совместному обитанию в сообществе степи. | 2 ч | ||
22.03 | Изображение природы Донского края в произведениях художников и поэтов. | 2 ч | ||
Т. 6 Население района (16 ч) | 7 ч | 9 ч | ||
26.03 | Историческое прошлое района. | 2 ч | доп. литература, Интернет | |
28.03 | Национальный состав. | 2 ч | ||
2.04 | Занятость населения. | 2 ч | ||
04.04 | Знакомство с предприятиями района. Промышленные, сельскохозяйственные, транспортные предприятия и объекты сферы услуг района и поселка. Экскурсия. | 2 ч | рабочая тетрадь по Матвеево-Курганскому району | |
09.04 | Болезни. Экскурсия. Посещение центральной районной больницы. | 1 ч | 1 ч | |
11.04 | Мой дом, мой поселок, моя школа. Составление родословной своей семьи | 2 ч | ||
16.04 | Встречи со знаменитыми людьми района и почетными жителями поселка. | 2 ч | ||
18.04 | Экскурсия. Посещение районной библиотеки. | 2 ч | ||
Т. 7 Край, в котором мы живем (20 ч) | 10 ч | 10 ч | ||
23.04 | Флаг и герб нашего района, области. | 2 ч | доп. литература, Интернет | |
25.04 | Гимн нашей области. Песни о нашем крае. | 2 ч | доп. литература, Интернет | |
30.04 | Достопримечательности нашего края. | 1 ч | 1 ч | |
07.05 | Национально-культурные и религиозные традиции | 2 ч | доп. литература, Интернет | |
14.05 | Охраняемые территории и культурно-исторические памятники моего района. | 1 ч | 1 ч | |
16.05 | Праздники народов Донского края | 2 ч | доп. литература, Интернет | |
21.05 | Составление экскурсионного маршрута для ознакомления с достопримечательностями родного края и поселка Матвеев Курган. | 2 ч | инд.задания | |
23.05 | Посещение районного музея | 2 ч | ||
28.05 | Защита проектов. | 2 ч | ||
30.05 | Оформление фотоальбомов альбомов о родном крае Выпуск презентаций Power Point о Миусском крае и п. Матвеев Курган Выставка рисунков «Мой родной край» | 2 ч |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Изучение Ростовской области (8 ч)
География Ростовской области.
Географическое положение.
Особенности рельефа, климата, внутренних вод.
Практикум: Определение географического положения Ростовской области на физической карте России.
Проектная деятельность:
- Определение деятельности ветра, воды и движущих ледников по изменению поверхности Земли.
Игровая деятельность:
- Интеллектуальная игра “Знаешь ли ты Землю Донскую?”
- Донской край в далеком прошлом (12 ч)
Геологическое прошлое
Геологические эры
Этапы эволюции органического мира
Возникновение цивилизации на Донской земле
Практикум:
- Определение роли моллюсков в формировании геологических структур на территории области.
- Определение роли простейших в образовании полезных ископаемых.
Проектная деятельность:
- Исследование донских степей и зарождение цивилизации на Донской Земле.
Игровая деятельность:
- викторина «Что? Где? Когда»
- подбор пословиц и поговорок о родном крае
- Историческое развитие Миусского края (32 ч)
Стоянки древних людей на территории района
Дикое поле
Смена древних народов на территории Дикого поля: скифы, сарматы, половцы, печенеги, монголо-татары
Зарождение казачества на Дону
История возникновения района
Легенды возникновения п. Матвеев Курган
Экскурсии в архив. Работа с первоисточниками.
Индивидуальная работа:
- подготовка рефератов
- сбор фольклорного материала в посёлке и прилегающих хуторах
- Географическое и природно-климатическое положение района и поселка (18 ч)
Географическое положение, границы, территория
Полезные ископаемые
Почвенно-растительный покров.
Реки и водоемы.
Климат.
Погода в зависимости от времен года.
Практикум:
- Правила поведения в природе.
- Составление прогноза погоды с использованием народных примет и фенологических наблюдений.
- Фенологические наблюдения и их роль в жизни человека.
- Определение и описание горных пород по профилю почвы.
- Определение видов минералов по коллекционному материалу.
- Наблюдение организмов, обитающих в почве, и изучение состава почвы.
- Работа с топографической картой. Оценка экологического состояния водных объектов.
- Очистка и благоустройство родников.
Проектная деятельность:
- Проблема неблагополучной экологической среды в поселке. Возможные пути решения
Индивидуальная работа:
- выставка фотографий «Природа родного края. Времена года»
- Природа родного края (20 ч)
Флора. Видовой состав растительности своей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Редкие и исчезающие растения своего края. Растения-индикаторы.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы Ростовской области.
Фауна. Видовой состав животного мира своей местности. Редкие и исчезающие виды животных.
Охраняемые территории и памятники природы.
Практикум:
- Приспособленность растительности и животных организмов к совместному обитанию в сообществе степи.
- Определение видового состава растительности пришкольной территории и населенного пункта.
- Использование в деятельности человека фенологических наблюдений в поведении животных.
- Изображение природы Донского края в произведениях художников и поэтов.
- Редкие и исчезающие растения Миусского края
Проектная деятельность:
- Составление геоэкологических карт:
- Карта ландшафтов.
- Карта растительности.
-Карта животного мира.
-Почвенная карта местности.
-Карта экологического состояния водных объектов.
- Карта свалок.
- Памятники природы моего края.
Экскурсии в природу. Сбор гербарного материала.
Игровая деятельность:
- интеллектуально-познавательная игра «Учимся, играя»
- деловая игра
- составление кроссвордов
- Население района (16 ч)
Историческое прошлое района.
Национальный состав.
Занятость населения.
Болезни.
Мой дом, мой поселок, моя школа.
Встречи со знаменитыми людьми района и почетными жителями поселка.
Экскурсии. Посещение районной библиотеки.
Посещение центральной районной больницы.
Знакомство с предприятиями и организациями района.
Проектная деятельность:
- Составление родословной своей семьи
- Здоровье и болезни населения района (статистика из ЦРБ)
Индивидуальная работа:
- выставка рисунков
- минисочинения
7.Край, в котором мы живем (20 ч)
Флаг и герб нашего района, области.
Гимн нашей области. Песни о нашем крае.
Достопримечательности нашего края.
Культурно-национальные и религиозные традиции района.
Практикум:
- Промышленные, сельскохозяйственные, транспортные предприятия и объекты сферы услуг района и поселка.
Проектная деятельность
- Охраняемые территории и культурно-исторические памятники моего района.
- Оценка высказываний суждений о мерах по улучшению жизни населения своей местности.
- Составление экскурсионного маршрута для ознакомления с достопримечательностями родного края и поселка Матвеев Курган.
- Санитарно-эпидемиологическая обстановка в области и поселке.
- Национально-культурные и религиозные традиции.
- Праздники народов Донского края.
Экскурсии
Посещение районного музея.
Посещение предприятий района – источников загрязнения окружающей среды.
Индивидуальная работа:
- Оформление фотоальбомов альбомов о родном крае
- Выпуск презентаций Power Point о Миусском крае и п. Матвеев Курган
- Выставка рисунков «Мой родной край»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные методы и формы организации занятий
На занятиях могут применяться следующие методы работы:
1. Объяснительно-иллюстративный.
2. Репродуктивный.
3. Частично-поисковый.
4. Проблемный.
5. Исследовательский.
6. Практический.
7. Методы стимулирования и поощрения.
8. Логический.
Предлагается использовать различные формы работы:
1. «Мозговой штурм».
2. Пресс-конференция.
3. Дискуссия.
4. Дебаты.
5. Социологический опрос.
6. Тренинги и т. д.
Формы проведения занятий:
Традиционные:
- наблюдения,
- экскурсии,
- экологические мероприятия,
- сообщения,
- фотовыставки,
- беседы,
- дискуссии
- встречи с интересными людьми,
- минисочинени,
- игры,
- конкурсы, викторины,
- работа в архивах.
Инновационные:
- исследовательская работа,
- работа в малых группах,
- проектная деятельность
- составление презентаций Power Point
- составление и защита творческих проектов
Механизм реализации программы:
- организация экскурсий в районный музей;
- экскурсии по поселку и району;
- сбор материалов;
- оформление материалов экскурсии;
- участие в российских и региональных краеведческих конкурсах.
Проектная деятельность:
- Определение деятельности ветра, воды и движущих ледников по изменению поверхности Земли.
- Исследование донских степей и зарождение цивилизации на Донской Земле. Работа с архивными документами.
- Проблема неблагополучной экологической среды в поселке. Возможные пути решения
- Составление геоэкологических карт
- - Карта ландшафтов.
- - Карта растительности.
- -Карта животного мира.
- -Почвенная карта местности.
- -Карта экологического состояния водных объектов.
- - Карта свалок.
- Памятники природы моего края.
- Составление родословной своей семьи
- Здоровье и болезни населения района (статистика из ЦРБ)
- Охраняемые территории и культурно-исторические памятники моего района.
- Составление экскурсионного маршрута для ознакомления с достопримечательностями родного края и поселка Матвеев Курган.
- Оценка высказываний суждений о мерах по улучшению жизни населения своей местности.
- Санитарно-эпидемиологическая обстановка в области и поселке.
- Национально-культурные и религиозные традиции.
- Праздники народов Донского края.
Материально-техническое:
1) оборудование в виде ноутбука;
2) слайды, видеокассеты;
3) Интернет.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Авдеева С.Б. Естествознание. Тематические контрольные и практические работы. Москва «Школа-пресс», 2001 г.
- Алексеев С.В. Практикум по экологии, Москва, АО МДС, 1996
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Ростов-на-Дону, изд. Баро-пресс, 2009 г.
- Астапенко М. П. Донские казаки 1550-1920, Ростов-на-Дону, Научно-методический центр «Логос», 1992 г.
- Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В. Биология. Материалы к урокам-экскурсиям. М., изд. «НЦ ЭИАС», 2002 г.
- Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога, М, Творческий центр «Сфера», 2001 г.
- Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: научный поиск, педагогический опыт, авторские проекты, М., Педагогическон общество России, 2001 г.
- Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе, М.,1993 г.
- Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии, М., «Дрофа», 2002 г.
- Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края, Ростов-на-Дону, изд., Баро-пресс, 2004 г.
- История казачества Дона, изд, СКНЦВШ, 1993 г.
- Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников 9на региональном компоненте), Ростов-на-Дону, изд. Баро-пресс, 2003 г.
- Кукушкин Ю. Н. «Химия вокруг нас», М., Высшая школа, 1992 г.
- Павленко Н.И. Дидактические материалы по естествознанию, Москва «Школьная пресса», 2003 г.
- Приваленко В.В., Геоэкологические и эколого-геохимические исследования в школьных кружках «Юный геолог» и «Юный эколог», Ростовский областной центр детско-юношеского туризма, Ростов-на-Дону, 1995 г.
- Программы регионального компонента содержания «История духовной культуры Донского края», Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ростов-на-Дону, 1993 г.
- Программы регионального компонента содержания «Человек и природа Донского края», Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ростов-на-Дону, 1993г.
- Смагина Т.А., Кизицкий М.И. «Природа, население и хозяйство Ростовской области», Ростов-на-Дону, изд. Ростовского облИУУ, 1994 г.
- Степаненко Е.С., Ростовская область. География родного края в вопросах и задачах, Ростов -на-Дону, 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Мой Край и Я"
В целях обучения детей младшего школьного возраста в г. Трехгорный Челябинской области создана программа «Мой край и Я». Это информативный курс, рассчитанный на приобретение воспитанниками азов знаний...
Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"
Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...
Программа "Мой край"
Четырехсотлетняя история Томска хранит немало тайн и связанных с ними воспоминаний. Без знания прошлого трудно оценить настоящее, трезво смотреть в будущее. «Прошлое не может сказат...
Программа !Мой край родной"
Программа внеурочной деятельности...
Программа "Родной край: страницы истории"
Этот курс имеет важный воспитательный эффект, который отражен в словах российского краеведа С.О.Шмидта: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его во...
Программа "Мой край" (ФГОС).
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Познавательно-игровая программа "Югра - край, в котором мы живем"
Ханты-Мансийский автономный округ Югра богат своими традициями. В настоящее время перед нами стоит проблема сохранения культуры народа Ханты, бережного к ней отношения. Одним из самы...