Программа кружка "Родной край"
элективный курс по географии на тему

elenaserebriak

Программа кружка "Родной край" рассчитана на обучающихся 12-15 лет, носит гражданско-патриотическое и эколого-краеведческое направление. Срок реализации программы - 1 год. Программа разработана с учетом межпредметных связей- биология, георгафия, экология, литература, история.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_rodnoy_kray.docx56.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

КРУЖКА «РОДНОЙ КРАЙ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из задач регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою «малую Родину».

В программе «Мой  родной Миусский край» прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников. 

Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать обучающихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программе предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано понятие  «экология», умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Программа рассчитана на обучающихся 12-15  лет.

Срок реализации программы 1 год.

Направленность программы – гражданско-патриотическое воспитание.

Занятия проводятся в игровой и деловой формах: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, деловые игры, карточки-задания, проектная деятельность  и др. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.

Ребята получают наиболее полное представление о Ростовской области и  посёлке. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.

Обучающиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне районе. В процессе обучения вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской  и проектной деятельности, выполнению более сложных заданий.

Программа кружка разработана с учетом межпредметных связей – истории, географии, химии, краеведения и экологии.

Цели программы:

  • Познакомить обучающихся с историко - культурным наследием Матвеево-Курганского района;
  • Сформировать целостное представление о природном и социальном окружении;
  • Углубить знания обучающихся о природно-географических особенностях  родного края;
  • Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

  • Изучение прошлого и настоящего Миусского края, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем поселке  и районе.
  • Воспитание патриотизма у обучающихся через краеведческие знания о поселке  и районе.
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
  • Развитие  креативных способностей и умений самостоятельно работать с источниками
  • Развитие навыков исследовательской работы и проектной деятельности школьников
  • Приобщение  школьников к поисково- исследовательской работе
  • Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.
  • Стимулирование  стремления знать как можно больше о родном крае через экскурсии, тематические акции, наблюдения;
  • Формирование  навыков использования краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
  • Формирование  позитивного отношения к своему родному краю

Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое,  краеведение в области географии, экологическое краеведение.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному);
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций);
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно);
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения;
  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Ожидаемые результаты: 

Что должны знать и уметь учащиеся:

  • овладеть совокупностью знаний об историческом опыте, понять взаимосвязь событий и тенденций региональной, отечественной и всеобщей истории;
  •  сформировать готовность жить и трудиться в своем районе, участвовать в его развитии;
  • приобрести культурно-историческое мышление, развить умение анализа исторических источников, проведения исторических параллелей;
  •  получить навыки самостоятельного приобретения знаний. 
  • работать с первоисточниками;
  • составлять доклады, рефераты;
  • применять полученные знания на практике;
  • самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний;
  • практиковаться в умении проводить экскурсии.

По окончании изучения курса обучающиеся должны:

знать

  • пространственное расположение  Ростовской области и своего населенного пункта;
  • основные географические  и природные объекты родного края;
  • символику своей области,  района;
  • историческое прошлое своего района;
  • основные типы сообществ своего родного края;
  • растения и животные своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые, категории охраны);
  • особенности искусственно создаваемых человеком сообществ – агроценозов своей местности;
  • использование животного и растительного мира своей местности;
  • современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
  • культурно-исторические и природные памятники своего района и поселка.

определять

  • месторасположение  своего района   на карте России;
  • видовой состав растительности и животного мира своего края и района.

уметь

  • вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности;
  • составлять туристко-экологические маршруты по ознакомлению с достопримечательностями своего района и поселка;
  • вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края;
  • применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности человека;
  • составлять флористический список растений различных фитоценозов своей местности;
  • предсказывать изменения, которые произойдут со временем в сообществе;
  • сравнивать естественное сообщество с созданным искусственно.
  • приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем;
  • аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных исторических ситуаций;
  • самостоятельно анализировать различные исторические ситуации;
  • элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;
  • анализировать литературу и составлять конспекты, доклады и рефераты;
  • грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом;
  • объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • мыслить глобально, действовать локально. 

Приобретенные знания по истории и культуре родного края обучающиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, биологии. 

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (128 ч)

Месяц

Дата

Тема

Теория

Практика

Средства обучения

Т. 1. Изучение Ростовской области (8 ч)

6 ч

2 ч

02.10

География Ростовской области.

2 ч

атлас

Ростовской области и РФ

04.10

Экономико-географическое положение Ростовской области

2 ч

атлас

Ростовской области и РФ

09.10

Экскурсия № 1. Фенологические изменения в природе осенью.

1 ч

1 ч

11.10

Экскурсия № 2.

1 ч

1 ч

инд. задания

Т. 2 Донской край в далеком прошлом (12 ч)

9 ч

3 ч

16.10

Геологическое прошлое

2 ч

атлас России

18.10

Практикум. Определение роли моллюсков в формировании геологических структур на территории области

2 ч

23.10

Геологические эры

2 ч

индивид. карточки

25.10

Этапы эволюции органического мира

2 ч

таблицы

30.10

Возникновение цивилизации на Донской земле

2 ч

01.11

Проектная деятельность. Исследование донских степей и зарождение цивилизации на Донской Земле

1 ч

1 ч

доп. литература

Т. 3 Историческое развитие Миусского края (32 ч)

19 ч

13 ч

06.11

Стоянки древних людей на территории района

2 ч

доп. литература

08.11

Дикое поле

2 ч

доп. литература

13.11

Смена древних народов на территории Дикого поля

2 ч

15.11

Скифы,  сарматы, половцы, печенеги, хазары

2 ч

доп. литература, Интернет

20.11

Легенды о скифах и амазонках

2 ч

доп. литература, Интернет

22.11

Монголо-татары.

2 ч

27.11

Работа с первоисточниками.

2 ч

доп. литература

29.11

Кто такие казаки?

2 ч

доп. литература, Интернет

04.12

Зарождение казачества на Дону

2 ч

доп. литература, Интернет

06.12

История возникновения района

1 ч

1 ч

рабочая тетрадь по Матвеево-Курганскому району

11.12

Экскурсия в архив.

2 ч

13.12

Легенды возникновения п. Матвеев Курган

2 ч

рабочая тетрадь по Матвеево-Курганскому району

18.12

Практикум. Сбор фольклорного материала

2 ч

20.12

Подготовка минисочинений о родном крае.

2 ч

25.12

Проектная деятельность. Составление карты поселка Матвеев Курган.

2 ч

топографическая карта Матвеев Кургана

27.12

Защита рефератов и проектов.

2 ч

Т. 4 Географическое и природно-климатическое  положение района и поселка (18 ч)

9 ч

9 ч

10.01

Географическое положение, границы, территория

1 ч

1 ч

рабочая тетрадь по Матвеево-Курганскому району

15.01

Полезные ископаемые

1 ч

1 ч

17.01

Почвенно-растительный покров.

1 ч

1 ч

22.01

Реки и водоемы района

2 ч

атлас

Ростовской области

24.01

Река Миус. Составление презентаций и фотоальбомов

1 ч

1 ч

29.01

Очистка и благоустройство родников.

2 ч

31.01

Климат.

1 ч

1 ч

05.02

Погода в  зависимости от времен года.

2 ч

07.02

Экскурсия. Составление прогноза погоды с использованием народных примет и фенологических наблюдений.

2 ч

Т. 5 Природа родного края (24 ч)

14 ч

10 ч

12.02

Флора. Видовой состав растительности своей местности.

2 ч

атласы-определители растений

14.02

Экскурсия. Фенологические наблюдения за природой в зимнее время.

2 ч

атласы

19.02

Лекарственные растения. Ядовитые растения.

2 ч

атласы

21.02

Редкие и исчезающие растения своего края. Растения-индикаторы.

2 ч

атласы

26.02

Составление геоэкологических карт

2 ч

28.02

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы Ростовской области.

2 ч

 

05.03

Использование в деятельности человека фенологических наблюдений в поведении животных.

2 ч

07.03

Фауна. Видовой состав животного мира своей местности.

2 ч

атласы-определители животных

12.03

Редкие и исчезающие виды животных

2 ч

красная книга

14.03

Охраняемые территории и памятники природы.

2 ч

19.03

Приспособленность растительности и животных организмов к совместному обитанию в сообществе степи.

2 ч

22.03

Изображение природы Донского края в произведениях художников и поэтов.

2 ч

Т. 6 Население района (16 ч)

7 ч

9 ч

26.03

Историческое прошлое района.

2 ч

доп. литература, Интернет

28.03

Национальный состав.

2 ч

2.04

Занятость населения.

2 ч

04.04

Знакомство с предприятиями района. Промышленные, сельскохозяйственные, транспортные предприятия и объекты сферы услуг района и поселка.

Экскурсия.

2 ч

рабочая тетрадь по Матвеево-Курганскому району

09.04

Болезни.  Экскурсия. Посещение центральной районной больницы.

1 ч

1 ч

11.04

Мой дом, мой поселок, моя школа. Составление родословной своей семьи

2 ч

16.04

Встречи со знаменитыми людьми района и почетными жителями поселка.

2 ч

18.04

Экскурсия. Посещение районной библиотеки.

2 ч

Т. 7 Край, в котором мы живем (20 ч)

10 ч

10 ч

23.04

Флаг и герб нашего района, области.

2 ч

доп. литература, Интернет

25.04

Гимн нашей области. Песни о нашем крае.

2 ч

доп. литература, Интернет

30.04

Достопримечательности нашего края. 

1 ч

1 ч

07.05

Национально-культурные и религиозные традиции

2 ч

доп. литература, Интернет

14.05

Охраняемые территории и культурно-исторические памятники моего района.

1 ч

1 ч

16.05

Праздники народов Донского края

2 ч

доп. литература, Интернет

21.05

Составление экскурсионного маршрута для ознакомления  с достопримечательностями родного края и поселка Матвеев Курган.

2 ч

инд.задания

23.05

Посещение районного   музея

2 ч

28.05

Защита проектов.

2 ч

30.05

Оформление фотоальбомов альбомов о родном крае

Выпуск презентаций Power Point о Миусском крае и  п. Матвеев Курган

Выставка рисунков «Мой родной край»

2 ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Изучение Ростовской области (8 ч)

География Ростовской области.

Географическое положение.

 Особенности рельефа, климата, внутренних вод.

Практикум: Определение географического положения Ростовской области на физической карте России.

Проектная деятельность:

- Определение деятельности  ветра, воды и движущих ледников по изменению поверхности Земли.

Игровая деятельность:

  • Интеллектуальная  игра “Знаешь ли ты Землю Донскую?”
  1. Донской край в далеком прошлом (12 ч)

Геологическое прошлое

Геологические эры

Этапы эволюции органического мира

Возникновение цивилизации на Донской земле

Практикум:

- Определение роли моллюсков в формировании геологических структур на территории области.

- Определение роли простейших в образовании полезных ископаемых.

Проектная деятельность:

  • Исследование донских степей и зарождение цивилизации на Донской Земле.

Игровая деятельность:

  • викторина «Что? Где? Когда»
  • подбор пословиц и поговорок о родном крае

  1. Историческое развитие Миусского края (32 ч)

Стоянки древних людей на территории района

Дикое поле

Смена древних народов на территории Дикого поля: скифы,  сарматы, половцы, печенеги, монголо-татары

Зарождение казачества на Дону

История возникновения района

Легенды возникновения п. Матвеев Курган

Экскурсии в архив. Работа с первоисточниками.

Индивидуальная работа:

  • подготовка рефератов
  • сбор фольклорного материала в посёлке и прилегающих хуторах

  1. Географическое и природно-климатическое  положение района и поселка (18 ч)

Географическое положение, границы, территория

Полезные ископаемые

Почвенно-растительный покров.

Реки и водоемы.

Климат.

Погода в  зависимости от времен года.

Практикум: 

- Правила поведения в природе.

- Составление прогноза погоды с использованием народных примет и фенологических наблюдений. 

- Фенологические наблюдения и их роль в жизни человека.

- Определение и описание горных пород по профилю почвы.

- Определение видов минералов по коллекционному материалу.

- Наблюдение организмов, обитающих в почве, и изучение состава почвы.

- Работа с топографической картой. Оценка экологического состояния водных объектов.

- Очистка и благоустройство родников.

Проектная деятельность:

  • Проблема неблагополучной экологической среды в поселке. Возможные пути решения

Индивидуальная работа:

  • выставка фотографий «Природа родного края. Времена года»

  1. Природа родного края (20 ч)

Флора. Видовой состав растительности своей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Редкие и исчезающие растения своего края. Растения-индикаторы.

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы Ростовской области.

Фауна. Видовой состав животного мира своей местности. Редкие и исчезающие виды животных.

Охраняемые территории и памятники природы.

Практикум:

- Приспособленность растительности и животных организмов к совместному обитанию в сообществе степи.

- Определение видового состава растительности пришкольной территории и населенного пункта.

- Использование в деятельности человека фенологических наблюдений в поведении животных.

- Изображение природы Донского края в произведениях художников и поэтов.

- Редкие и исчезающие растения Миусского края

Проектная деятельность:

  • Составление геоэкологических карт:

- Карта ландшафтов.

- Карта растительности.

-Карта животного мира.

-Почвенная карта местности.

-Карта экологического состояния водных объектов.

- Карта свалок.

  • Памятники природы моего края.

Экскурсии в природу. Сбор гербарного материала.

Игровая деятельность:

  • интеллектуально-познавательная игра «Учимся, играя»
  • деловая игра
  • составление кроссвордов

  1. Население района (16 ч)

Историческое прошлое района.

Национальный состав.

Занятость населения.

Болезни.

Мой дом, мой поселок, моя школа.

Встречи со знаменитыми людьми района и почетными жителями поселка.

Экскурсии. Посещение районной библиотеки.

Посещение центральной районной больницы.

Знакомство с предприятиями и организациями района.

Проектная деятельность:

  • Составление родословной своей семьи
  • Здоровье и болезни населения района (статистика из ЦРБ)

Индивидуальная работа:

  • выставка  рисунков
  • минисочинения

7.Край, в котором мы живем (20 ч)

Флаг и герб нашего района, области.

Гимн нашей области. Песни о нашем крае.

Достопримечательности нашего края. 

Культурно-национальные и религиозные традиции района.

Практикум:

- Промышленные, сельскохозяйственные, транспортные предприятия и объекты сферы услуг района и поселка.

Проектная деятельность

  • Охраняемые территории и культурно-исторические памятники моего района.
  • Оценка высказываний суждений о мерах по улучшению жизни населения своей местности.
  • Составление экскурсионного маршрута для ознакомления  с достопримечательностями родного края и поселка Матвеев Курган.
  • Санитарно-эпидемиологическая обстановка в области и поселке.
  • Национально-культурные и религиозные традиции.
  • Праздники народов Донского края.

Экскурсии

Посещение районного   музея.

Посещение предприятий района – источников загрязнения окружающей среды.

Индивидуальная работа:

  • Оформление фотоальбомов альбомов о родном крае
  • Выпуск презентаций Power Point о Миусском крае и  п. Матвеев Курган
  • Выставка рисунков «Мой родной край»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные методы и формы организации занятий

  На занятиях могут применяться следующие методы работы:

1. Объяснительно-иллюстративный.

2. Репродуктивный.

3. Частично-поисковый.

4. Проблемный.

5. Исследовательский.

6. Практический.

7. Методы стимулирования и поощрения.

8. Логический.

Предлагается использовать различные формы работы:

1. «Мозговой штурм».

2. Пресс-конференция.

3. Дискуссия.

4. Дебаты.

5. Социологический опрос.

6. Тренинги и т. д.

          Формы проведения занятий: 

Традиционные: 

  • наблюдения,
  •  экскурсии,
  • экологические мероприятия,
  • сообщения,
  • фотовыставки,
  •  беседы,
  • дискуссии
  • встречи с интересными людьми,
  • минисочинени,
  • игры,
  • конкурсы, викторины,
  •  работа в архивах.

Инновационные:

  • исследовательская работа,
  • работа в малых группах,
  • проектная деятельность
  • составление презентаций Power Point
  • составление и защита творческих проектов 

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в районный музей;
  • экскурсии по поселку и району;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экскурсии;
  • участие в российских и региональных краеведческих конкурсах.

Проектная деятельность:

  • Определение деятельности  ветра, воды и движущих ледников по изменению поверхности Земли.
  • Исследование донских степей и зарождение цивилизации на Донской Земле. Работа с архивными документами.
  • Проблема неблагополучной экологической среды в поселке. Возможные пути решения
  • Составление геоэкологических карт
  • - Карта ландшафтов.
  • - Карта растительности.
  • -Карта животного мира.
  • -Почвенная карта местности.
  • -Карта экологического состояния водных объектов.
  • - Карта свалок.
  • Памятники природы моего края.
  • Составление родословной своей семьи
  • Здоровье и болезни населения района (статистика из ЦРБ)
  • Охраняемые территории и культурно-исторические памятники моего района.
  • Составление экскурсионного маршрута для ознакомления  с достопримечательностями родного края и поселка Матвеев Курган.
  • Оценка высказываний суждений о мерах по улучшению жизни населения своей местности.
  • Санитарно-эпидемиологическая обстановка в области и поселке.
  • Национально-культурные и религиозные традиции.
  • Праздники народов Донского края.

Материально-техническое:

1) оборудование в виде ноутбука;

2) слайды, видеокассеты;

3) Интернет.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Авдеева С.Б. Естествознание. Тематические контрольные и практические работы. Москва «Школа-пресс», 2001 г.
  • Алексеев С.В. Практикум по экологии, Москва, АО МДС, 1996
  • Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Ростов-на-Дону, изд. Баро-пресс, 2009 г.
  • Астапенко М. П. Донские казаки 1550-1920, Ростов-на-Дону, Научно-методический центр «Логос», 1992 г.
  • Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В. Биология. Материалы к урокам-экскурсиям. М., изд. «НЦ ЭИАС», 2002 г.
  • Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога, М, Творческий центр «Сфера», 2001 г.
  • Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: научный поиск, педагогический опыт, авторские проекты, М., Педагогическон общество России, 2001 г.
  • Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе, М.,1993 г.
  • Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии, М., «Дрофа», 2002 г.
  • Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края, Ростов-на-Дону, изд., Баро-пресс, 2004 г.
  • История казачества Дона, изд, СКНЦВШ, 1993 г.
  • Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников 9на региональном компоненте), Ростов-на-Дону, изд.  Баро-пресс, 2003 г.
  • Кукушкин Ю. Н. «Химия вокруг нас», М., Высшая школа, 1992 г.
  • Павленко Н.И. Дидактические материалы по естествознанию, Москва «Школьная пресса», 2003 г.
  • Приваленко В.В.,  Геоэкологические и эколого-геохимические исследования в школьных кружках «Юный геолог» и «Юный эколог», Ростовский областной центр детско-юношеского туризма, Ростов-на-Дону, 1995 г.
  • Программы регионального компонента содержания «История духовной культуры Донского края», Ростовский областной институт повышения квалификации  и переподготовки работников образования, Ростов-на-Дону, 1993 г.
  • Программы регионального компонента содержания «Человек и природа Донского края», Ростовский областной институт повышения квалификации  и переподготовки работников образования, Ростов-на-Дону, 1993г.
  • Смагина Т.А., Кизицкий М.И. «Природа, население и хозяйство Ростовской области», Ростов-на-Дону, изд. Ростовского облИУУ, 1994 г.
  • Степаненко Е.С., Ростовская область. География родного края в вопросах и задачах, Ростов -на-Дону, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Мой Край и Я"

В целях обучения детей младшего школьного возраста в г. Трехгорный Челябинской области создана программа «Мой край и Я». Это информативный курс, рассчитанный на приобретение воспитанниками азов знаний...

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...

Программа "Мой край"

 Четырехсотлетняя история Томска хранит немало тайн и связанных с ними воспоминаний. Без знания прошлого трудно оценить настоящее, трезво смотреть в будущее. «Прошлое не может сказат...

Программа !Мой край родной"

Программа внеурочной деятельности...

Программа "Родной край: страницы истории"

Этот курс имеет важный воспитательный эффект, который отражен в словах российского краеведа С.О.Шмидта: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его во...

Программа "Мой край" (ФГОС).

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Познавательно-игровая программа "Югра - край, в котором мы живем"

Ханты-Мансийский автономный округ Югра   богат своими традициями.  В настоящее время перед нами стоит проблема сохранения культуры народа Ханты, бережного к ней отношения. Одним из самы...