ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Природопользование. (Технологическая карта)
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Природопользование.Учебник 8 класс. География.Природа и народы России. Н.Н.Петрова,Н.А.Максимова. Издательство «Мнемозина».
8. Цель урока:
- сформировать представления учащихся о рациональном и нерациональном природопользовании,о исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсах и культурных ландшафтов;
– формировать умения работать с текстом учебника;
– использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v8_kl._prirodopolzovanie.sostavitel_inozemtseva.docx | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Природопользование.
1. ФИО (полностью) Иноземцева Татьяна Владимировна
2. Место работы ГБООУ «Санаторная школа –интернат г.Петровска»
3. Должность учитель
4. Предмет география
5. Класс 8
6. Тема 4. Урок № 47
7. Базовый учебник
Учебник 8 класс. География.Природа и народы России. Н.Н.Петрова,Н.А.Максимова. Издательство «Мнемозина».
8. Цель урока:
- сформировать представления учащихся о рациональном и нерациональном природопользовании,о исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсах и культурных ландшафтов;
– формировать умения работать с текстом учебника;
– использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося.
9. Задачи:
- развивать логическое мышление,
- развивать работу с информацией, учебного материала;
- воспитывать личностные качества учащихся, способность работать в коллективе.
10 Тип урока Урок открытия нового знания по технологии критического мышления
11 Формы работы учащихся самостоятельная работа, практическая, групповая, опрос, работа в группах.
12Необходимое техническое оборудование карта,учебник, карточки сорбонки,
13 Структура и ход урока
1.Этап мотивации учебной деятельности;
2.этап актуализации и пробного учебного действия
3.Этап выявления места и причины затруднения
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
6.Этап первичного закрепления знаний с проговариванием во внешней речи
7.Этап самостоятельной работы;
8.Этап включения в систему знаний;
9.Этап рефлексии.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА географии 8 класс. Тема «Природопользование», учебник Н.Н.Петровой, Н.А.Максимова, Издательство «Мнемозина».
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1 Этап мотивации учебной деятельности. | Вы познакомились с народами России. С крупными природными районами России и их народами. Что необходимо человеку для его жизнедеятельности и как происходит взаимодействие с природой. Сформулируйте цель урока | Учащиеся высказывают свои мнения. Человеку для жизнедеятельности нужен сон, еда, воздух и т.д. Я считаю, что человек очень уж сильно взаимодействует с природой, например газ, древесная промышленность и т. п. -это всё есть у нас благодаря природе.... человек собирает грибы, выращивает овощи-всё это и есть взаимодействие с природой Учащиеся отвечают на вопросы учителя 1. В древности совершаются первые дальние морские путешествия, открываются и заселяются ранее неведомые земли. Лучше всего была изучена средиземноморская область. | Самоопределение Личностные результаты: Формирование мотивационной основы учебной деятельности | Познавательные: - Представляют информацию в виде ответа на вопрос. - осознают познавательную деятельность. - Учащиеся отвечают на вопрос. -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: - проговаривают последовательность действий на уроке; | |
Определяем тему урока. О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. | Предлагают свои варианты темы урока. Озвучивают тему урока. Определяют цели урока. В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся высказывают собственное мнение. Дети определяют для себя, какие знания и для чего нужны им по теме. Речь пойдет о природопользовании. | Формулирование темы и цели урока | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | ||
1этап. Вызов. | Выполняется просмотровое чтение пар.47. Скажите о чем мы будем говорить на уроке? | Отвечают на вопрос. Сегодня на уроке будем говорить о природных ресурсах, о исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсах, об увеличении объемов используемых ресурсов, о нефтяной и газовой отрасли хозяйства России. О рациональном и нерациональном природопользовании. Рассмотрим определение природопользовании. Рассмотрим традиционные виды прородопользования и культурные ландшафты. | Личностные результаты: Формирование мотивационной основы учебной деятельности
| Анализируют свою деятельность | Познавательные: Осуществляют просмотровое чтение. |
Давайте заполним таблицу три колонки Что знаю? Что хочу узнать нового? Что хотел узнать? Заполните первую колонку. Что Вы знаете о природопользовании? | Заполнение первой колонки таблицы. | Вписывают в первую колонку таблицы свои знания о природопользовании. | Регулятивные: - определять степень успешности выполнения работы -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале | ||
2стадия - осмысление | Сейчас мы с Вами будем работать с новой информацией. Используя метод активного чтения. Читаем осмысленно текст параграфа и ведем записи главного материала из текста на карточки сорбонки. Затем будем работать по вашим записям на карточках. | Учащиеся читают текст выписывают главное. 1карточка. Природные ресурсы. Земля,недра,воды,леса находятся в собственности государства.В недрах открыты разные полезные ископаемые – минеральные ресурсы.Леса и лесные богатства,составляют лесные ресурсы.Ресурсы океана и пресных вод объединяются понятием «водные ресурсы», сельскохозяйственные угодья относятся к земельным ресурсам. Ресурсы разделены на неисчерпаемые – климатические,водные; Исчерпаемые – минеральные, земельные, растительный животный мир. Подразделяют на возобновляемые (животный и растительный мир) и невозобновляемые (полезные ископаемые) 2карточка. Влияние на природу хозяйственной деятельности Человек и его хозяйственная деятельность оказывают как положительное так и отрицательное влияние на окружающую природу, в связи с этим актуальной задачей является охрана природы,рациональное использование и восстановления ее ресурсов, строят очистные сооружения, разрабатываются технологии когда отходы перерабатываются другим предприятием, загрязненные воды используются вновь, 3 карточка. Экологические проблемы. Добыча, транспортировка, переработка и использование минерального топлива вызывают целый ряд острых экологических проблем. Это загрязнение атмосферы продуктами сжигания топлива, комплексное нарушение земель, загрязнение вод суши, почв, деградация лесов – широкомасштабная вырубка, расширение городской черты, строительство автомобильных дорог. Для сохранения лесного хозяйства производятся возобновление лесов (посев и посадка саженцев, уход за ними, но все равно этого не достаточно, леса восстанавливаются медленно. Эффективность такой работы очень мала, в сравнении со Швецией,Финляндией,Канадой. 4карточка. Природопользование. Природопользование - это деятельность человека, направленная на использование природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Оно включает: -извлечение и переработку природных ресурсов; - их возобновление и воспроизводство; -использование и охрану окружающей среды; Рациональное природопользование подразумевает полное использование природных ресурсов ,их восстановление, многократное применение отходов производства и как результат – уменьшение загрязнения окружающей среды, ее сохранение. Нерациональное природопользование приводит к снижению качества и истощению природных ресурсов, производству большего количества, отходов, ухудшению и загрязнению окружающей среды. 5карточка. Традиционные виды прородопользования. Проблема традиционных видов природопользования требует пристального внимания. Народ исторически проживающий на определенной территории устраивает свою жизнь в гармонии с природой, старается сохранить среду обитания. Современному человеку нужно изменить свой образ жизни и отношение к природе. За длительный период человек улучшал свою среду обитания, облагораживая ландшафты – сады, парки, которые служат местом отдыха.Каждый ландшафт уникален. | Личностные: приобретают новые знания, умения и совершенствуют имеющиеся. | Познавательные: наблюдают, слушают, извлекают нужную информацию. Познавательные -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию результатов –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. | |
Включение в систему знаний | Теперь давайте разделимся на три группы текст учебника разделим на три части рассчитайтесь на 1,2,3 поменяйтесь местами и сейчас вы работаете в группе рассказываете, друг другу материал, по карточкам сорбонкам который вы самостоятельно добыли из учебника. | Работают в группах. | оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки. Внимательно изучают задания, стараются воспроизвести информацию урока, консультируются друг с другом. Анализируют, дополняют, делают выводы. | -осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки. |
Сейчас давайте поменяемся местами все кто первые номера садятся в одну группу, кто вторые во вторую и т.д. И каждый номер рассказывает друг другу материал с карточки сорбонки. | Делятся исследуемой информацией друг с другом. | Личностные; Формирование уважительного отношения к иному мнению -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. - самоопределение, самосознание | - передают материал в словесной форме с карточек сорбонок друг другу. Работают в группе. - учебно-познавательный интерес, | Коммуникативные - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, | |
3стадия - осмысление Пробное учебное действие и выявление мест затруднений | Молодцы с заданием справились, давайте подведем итог дозаполнив таблицу, которая была в начале урока, что я узнал нового? Что хочу узнать? Учитель анализирую таблицу ,отвечает на вопросы детей, Что хотят узнать. | Соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления, высказывают свое мнение по пройденному материалу | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом | Работают в группах, заполняют таблицу, общий вывод. | Познавательные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности, - выстраивание логической цепочки рассуждения; - рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: - уметь устно, графически и письменно выражать свои мысли, идеи. |
4.Рефлексия. | Ребята о чем мы говорили сегодня с Вами на уроке? Что такое природопользование? Какие виды природных ресурсов вы узнали? Приведите примеры рационального природопользования в вашей местности? Какие новые слова и выражения вы узнали на уроке? | Отвечают на вопросы учителя, по карточкам. Мы говорили о природных ресурсах, о исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсах, об увеличении объемов используемых ресурсов, о нефтяной и газовой отрасли хозяйства России. О рациональном и нерациональном природопользовании. Рассмотрим определение природопользовании. Рассмотрим традиционные виды прородопользования и культурные ландшафты. Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. (Источники знаний: учебник) | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | |
Д\З, выставление оценок. | Учитель дает домашнее задание и комментирует его. - Усвоить содержание текста учебника параграф 47. Ответить на вопросы после параграфа. - Выполнить задание № 2на стр.61 учебника .Эратосфен и Птолемей входят в число знаменитых ученых древности. Пользуясь текстом учебника и другими источниками информации, подготовьте краткое (7-10 предложений) сообщение о вкладе одного из этих ученых в науку. | Слушают пояснения учителя по домашнему заданию. Записывают, задают вопросы | |||
Дополнительный материал к уроку.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ. ПРИМЕРЫ РАЦИОНАЛЬНОГО И НЕРАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Какова взаимосвязь человека с природой?
Вся история человеческого общества – это история его взаимодействия с природой. Человек с давних пор использует ее в своих хозяйственных целях: охота, собирательство, рыболовство, в качестве природных ресурсов.
На протяжении нескольких тысячелетий характер связей человечества с окружающей средой претерпел большие изменения.
Каковы этапы влияния общества на природную среду?
Этапы влияния общества на природную среду:
– около 30 тысяч лет назад – собирательство, охота и рыболовство. Человек приспосабливался к природе, а не изменял ее;
– 6–8 тысяч лет назад – сельскохозяйственная революция: переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; происходило слабое преобразование естественных ландшафтов;
– средние века – увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел; потребовалось более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов;
– 300 лет назад – промышленная революция: быстрое преобразование естественных ландшафтов, рост масштабов воздействия человека на окружающую среду;
– с середины XX века – современный этап научно-технической революции: коренные сдвиги в технической базе производства, наблюдаются резкие сдвиги в системе «общество – природная среда».
Дать определение термина «природопользование».
В настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла свое отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.
Природопользование – совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.
Назовите виды природопользования и охарактеризуйте их.
В и д ы п р и р о д о п о л ь з о в а н и я:
– рациональное;
– нерациональное.
Рациональное природопользование – отношение к природе, которое означает прежде всего заботу о сохранении экологического равновесия в окружающей среде и которым полностью исключает восприятие природы в качестве неисчерпаемой кладовой.
Данное понятие предполагает интенсивное развитие экономики «вглубь», за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходных технологий, создания культурных ландшафтов, охраны видов животных и растений, создания заповедников и т. п.
К с в е д е н и ю:
– в мире насчитывается более 2,5 тысячи крупных заповедников, резерватов, природных и национальных парков, которые вместе занимают площадь 2,7 % земной суши. Крупнейшие по площади национальные парки находятся в Гренландии, Ботсване, Канаде, на Аляске;
– в наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве черных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70 % и более.
Нерациональное природопользование – отношение к природе, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, ее улучшения (потребительское отношение к природе).
Такой подход предполагает экстенсивный путь развития экономики, т. е. «вширь», благодаря вовлечению в хозяйственный оборот все новых и новых географических районов и природных ресурсов.
П р и м е р ы такого отношения:
– уничтожение лесов;
– процесс опустынивания из-за неумеренного выпаса скота;
– истребление некоторых видов растений и животных;
– загрязнение вод, почв, атмосферы и т. п.
К с в е д е н и ю:
– подсчитано, что один человек за свою жизнь «изводит» около 200 деревьев: на жилище, мебель, игрушки, тетради, спички и т. д. Только в виде спичек жители нашей планеты ежегодно сжигают 1,5 млн кубометров древесины;
– на каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300–320 кг мусора, в странах Западной Европы – по 150–300 кг, в США – по 500–600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает 80 кг бумаги, 250 металлических банок, 390 бутылок.
В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования: созданы специальные органы охраны окружающей среды; разрабатываются природоохранные программы и законы, различные международные проекты.
И самое главное, что человек должен усвоить при своем взаимодействии с природной средой, – это то, что все континенты планеты взаимосвязаны, с нарушением равновесия на одном из них происходит изменение и на другом. Лозунг «Природа – мастерская, а человек в ней – работник» сегодня потерял смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и план-конспект урока к УМК "Forward\'\' для 5 кл. по теме "Детские стихи"
Методическая разработка урока \'\'Nursery Rhymes\'\' к учебнику \'\'Forward\'\'для 5 класса под редакцией профессора М.В. Вербицкой написана с учётом требований к уроку нового ФГОС РФ. Основной акцент у...
План-конспект (технологическая карта) урока "Schools in Britain" с применением ЭОР (5 класс, Биболетова М.З)
Технологическая карта и план урока...
План-конспект, технологическая карта и презентация к уроку английского языка во 2 классе по теме «Showtime» (Карнавал)
Урок разработан с учётом требований ФГОС...
Рабочие программы по физической культуре, технологические карты, планы-конспекты уроков, презентации.
Рабочие программы, технологические карты, планы-конспекты уроков. Презентации....
"Образование в Великобритании". Технологическая карта. План-конспект. Самоанализ. Методическая характеристика группы.
Материал подготовлен для студентов 4 курса БОУ СПО УР "Увинский профессиональный колледж" по специальности "Преподавание в начальных классах"согласно требованиям к аттестации педагогических работников...
Отличия плана-конспекта урока от технологической карты
Отличия плана-конспекта урока от технологической карты...
План-конспект урока с технологической картой по теме:"Степени сравнения прилагательных"
Подробный план - конспект урока с технологической картой по теме: "Степени сравнения прилагательных" для учащихся 4 класса.Конкурсная работа. Авторская разработка. С презентацией....