Урок географии для 6 класса по теме «Озёра»
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии для 6 класса по теме: «Озёра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок географии для 6 класса по теме «Озёра» | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.
Урок географии для 6 класса по теме: «Озёра»
Жданова Г.П., учитель географии
ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» ЗЦ ДЮТ
«Зеркальный» СОШ ? 660
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания по описанию озера.
Задачи:
- обучающие: формирование представления о типах озёрных котловин; определение места и роли озёр в гидросфере Земли;
- развивающие: дальнейшее формирование метапредметных умений (См. Планируемые результаты)
- воспитывающие: способствовать формированию бережного отношения к природе.
Планируемые результаты освоения темы:
- личностные: осознанно относиться к обучению по теме, проявлять интерес к теме, развивать творческие способности. Осознавать успешность своей деятельности.
- метапредметные умения:
- * познавательные: уметь найти и выделить необходимую информацию, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, аргументировать.
- * регулятивные: принимать и сохранять учебное задание, устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
- * коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре, участвовать в диалоге.
- предметные: уметь использовать понятия «озеро», «сточное озеро» и «бессточное озеро» в описании географического положения озёр и их описания по типовому плану.; уметь находить и правильно показывать озеро на карте.
Подход к обучению: развивающий.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: вербальные — речь учителя, визуальные — иллюстрации учебника, настенные таблицы, карты атласа; ТСО — компьютер, мультимедийный проектор: учебник.
Образовательные ресурсы: учебник — Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций. М.: Просвещение, 2016. - 159 с.: ил., карт.
Географический атлас для 5-6 класса.
Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная работа индивидуальная и парная, ТСО.
Методы контроля: визуальный, устный, письменный.
Основные вопросы содержания:
- Понятие «озеро», «сточное озеро», «бессточное озеро».
- Озёрные котловины.
- Значение озёр. Экологические проблемы.
Основные понятия и термины: озеро, озёрная котловина, сточное озеро, бессточное озеро, водохранилище.
Технологическая карта урока.
Этап технологии развивающего обученияЭтап урокаДеятельность учителяДеятельность учениковУменияОрганиза-ционный моментПриветствует обучающихся. Визуально проверяет готовность класса к уроку.Приветствуют учителя. Готовность к уроку. Включение в работу.1.Естествен-ное
действие.1.Актуа-лизация знаний.Проверка домашнего задания: предлагает детям ответить на вопросы:
- почему реки называют совместным продуктом рельефа и климата; каковы основные причины и последствия наводнений на реках?
«Сегодня мы будем изучать следующий вид вод суши, и я предлагаю вам загадку: «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная.
Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, свои перед ним проверяя причёски. И месяц и звёзды — в нём всё отражается...Как это зеркало называется?»Обдумывают и предлагают свои варианты ответа.
Формулируют тему урока, отгадывая загадку.Пр: знать термины по теме «Реки».
Р: оценивать собственные возможности для выполнения задания;
принимать и сохранять учебное задание.2.. Самоопределение к деятельности.Учитель демонстрирует слайды, изображающие разные озёра и предлагает обучающимся проблемную ситуацию: «К вам приехали гости. Вы пошли показывать им достопримечательности. Гости заинтересовались озером. Как вы можете описать озеро Зеркальное?» Обсуждают в парах проблему, предлагают свои варианты решений, осознают недостаточность знаний для решения проблемы.Л: определять потребности в освоении учебной темы; проявлять интерес к учебной теме.
П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием.
К: работать в паре, участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение.
Р: определять лично значимую цель в рамках учебной темы.2.Освоение информации по проблеме.1. Учебно-познавательная деятельность (обучение)1. Понятие «озеро», «сточное озеро», «бессточное озеро».
Рассказ учителя с использованием презентации. Формулирует задание: «Дать определение понятия «озеро», вычленить признаки, отличающие озеро от реки». Обобщает высказывания детей, подводит их к определению понятия. Предлагает ученикам по ходу рассказа заполнить схему «Сточные и бессточные озёра». (См. Приложение 1. Схема ?1). Визуальный контроль за выполнением задания. Устный контроль результатов выполнения.
2. Озёрные котловины.
Организует самостоятельную работу учеников с текстом учебника (Параграф 35, с. 92, 2 абзац). Предлагает сформулировать определение к термину «Озёрная котловина», записать ответ в тетрадь. Составить таблицу «Многообразие озёр по происхождению их котловин». (Приложение 2) Устный контроль за работой учеников. Корректирует ответы.
3. Значение озёр. Экологические проблемы.
Рассказ с использованием презентации. Предлагает ответить на вопрос: «Какое значение имеют озера ?» Заслушивает ответы учеников и корректирует их.Работают с картами атласа «Физическая карта полушарий» и «Физическая карта России», с текстом учебника (с.93 2 и 3 абзац).
Заполняют схему и таблицу. Предоставляют свои ответы учителю и классу.
Работают с текстом учебника (с.92), делают запись в тетради и предоставляют ответы учителю и классу.
Воспринимают рассказ учителя. Предлагают свои ответы.Пр: знать и уметь объяснить термин «озеро», определения«сточное озеро», «бессточное озеро».
Уметь извлекать информацию из текста учебника и карт атласа.
Л: Проявлять интерес к учебной теме и готовность к сотрудничеству.
П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием. Предъявлять информацию в различных формах.
К: работать в паре. Внимательно слушать партнёра.
Р: принимать и сохранять учебное задание.2. Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы)Диагностика освоения содержания темы.
Предлагает обучающимся индивидуально выполнить задание: «Заполнить таблицу «Сточные и бессточные озёра». (См. Приложение 3 : таблица 2)
Визуальный контроль за ходом выполнения задания.
Выполняют диагностическое задание. Представляют учителю результаты своей работы.П: Предъявлять информацию в различных формах.
Р: принимать и сохранять учебное задание.3. Улучшенное действие1.Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Предлагает обучающимся выполнить практикоориентированное задание: «Составить описание озера (по выбору)» (по типовому плану).
(См. Приложение 4)
Визуальный контроль за выполнением задания. Оказывает помощь ученикам, у которых возникли трудности. Устный контроль результатов выполнения задания. Корректирует результаты. Систематизирует и обобщает материал по теме урока.Выполняют прктикоориентированное задание в парах. Предъявляют свои варианты решения,обосновывают.ПР: понимать значение места озёр в гидросфере, места в природе Земли и жизнедеятельности человека. Использовать полученные знания в ситуациях, требующих сравнения разных озёр.
П: анализировать, сравнивать, обобщать информацию, классифицировать . Создавать описание озера по типовому плану.
К: работать в паре, слушать и слышать собеседника, отстаивать своё мнение.
Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.Рефлексивная деятельность1.
РефлексияПодведение итогов.
Организация рефлексии: предлагает обучающимся ответить на вопрос: «После изучения темы урока смогу ли я рассказать об озере Зеркальном своим гостям»?Самоанализ, самооценка (оценивают свою работу, высказывают своё отношение к уроку).Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности.
К: с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Р: принимать учебную задачу. Оценивать результат своей деятельности и планировать дальнейшее развитие.Домашнее заданиеФормулирует домашнее задание: изучить параграф 35. на контурной карте найти и подписать крупнейшие озёра мира.Воспринимают и уточняют домашнее задание.Р: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее развитие.
Литература:
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб. Для общеобразоват. Организаций.-М.: Просвещение, 2016. - 159 с, ил.
- Матвеева Т.Е. Педагогические технологии для реализации ФГОС — СПБ.: Лема, 2016. - 55 с.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2004.-288 с.
- Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М,: Просвещение, 1991. - 192 с.
Приложение 1.
Схема 1. Сточные и бессточные озёра.
? (сточные) ------ Озёра ------- ? (бессточные)
Приложение 2. Таблица 1.
Происхождение котловины (название)Примеры озёрТектонические (в прогибах)Тектонические в разломахВулканическиеЛедниковые Запрудные Провальные (карстовые) Ледниковые Старицы
Приложение 2. Таблица 2.
Название озераЧасть светаСолёностьПотому что оно...1. Байкал?Пресное, солёноеСточное, бессточное2. Каспийское???3. Ладожское???4. ВикторияАфрика??5. Зеркальное???
Приложение 4. План описания озера.
- Географическое положение озера. (На каком материке и в какой его части расположено озеро)
- Как образовалась котловина этого озера.
- Пресная или солёная вода в озере. Почему?
- Значение озера в природе и для населения.
- Охрана озера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"
Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМКДомогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Аф...
урок географии 6 класс по теме" Ветер" .
урок по технологии творческого развития. презентация к уроку содержит краткое содержание основных моментов урока. урок разработан по учебнику Герасимовой , Неклюковой....
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Открытый урок в 6 классе по теме "ОЗЁРА"
План-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Озера"....
Открытый урок в 6 классе по теме "Озёра"
В данном уроке используется метод проектов....
конструкт урока ФГОС 6 класс по теме: "Озёра"
Предлагаю Вашему вниманию конструкт урока 6 класса по теме: "Озёра"....
урок географии 6 класс на тему "Озёра"
Урок- изучение нового материала. На уроке дети знакомятся с озёрами по их формам образования и составу....