Внеклассное занятие «География вне учебника»
план-конспект урока по географии (7, 8 класс) по теме

Внеклассное занятие рассчитано для учащихся 7-8 классов. В уроке рассматривается связь географии с живописью, кино. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «География вне учебника»

Цель. Привить любовь к предмету.

Географию называют древней наукой, потому что она возникла более 2,5 тыс. лет назад. В древности люди не могли объяснить явления природы, связи между ними. В те времена люди думали, что подобными явлениями (ветер, гром, волны, землетрясения, извержение вулканов) повелевают разные боги. Каждый из них распоряжается своим «царством»: небом, морями, горами. Каждая стихия имела богов: Нептун, Посейдон – боги воды, боги воздуха, ветров, древние боги земли. Матерью всех богов, которая создала небо, горы, море, древние греки считали богиню Земли – Гею. (слайд).

        Слово география образовано от имени богини Земли Геи и слова «графо» - пишу. В переводе с древнегреческого языка география означает землеописание. География отвечает на вопросы «где» и «почему», раскрывает связи между миром человека и миром природы.

        Сегодня поговорим о географии в стихах, живописи, песнях, музыке, кино.

География в живописи.

«Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Шедевр создавался долгих шесть лет. Знаменитая картина была написана в 1830-1833 гг. На этом полотне живописец запечатлел гибель города Помпеи вследствие извержения вулкана Везувий в 79 году н.э. В поисках достоверности Брюллов посетил раскопки погибшего города. Фигуры и лица людей создавались живописцем с натуры, с жителей Рима. Практически все предметы, изображенные на картине, художник писал с подлинных вещей, хранящихся в Неаполитанском музее.
Вдалеке пылает вулкан, из недр которого во все стороны растекаются ручьи огненной лавы. Отблески пламени от горящей лавы озаряют красноватым заревом заднюю часть полотна. Вспышка молнии, рассекающая облако пепла и гари, освещает переднюю часть картины.   .
Перед нами – целое море людских страданий. Вот мужчина, защищающий своих близких, отчаянно поднял руку, словно пытаясь остановить стихию. Мать, страстно обняв своих детей, с мольбой о пощаде глядит на небо. Вот сыновья на своих плечах пытаются унести слабого старика-отца подальше от опасности. Молодой юноша уговаривает упавшую мать собраться с силами и бежать. В центре картины – погибшая женщина и младенец, тянущийся к безжизненному телу матери.
Картина «Последний день Помпеи» напоминает зрителю о том, что основная ценность мира – человек. Его физическую красоту и духовное величие художник противопоставляет разрушительным силам природы. Картина вызвала взрыв восхищения и преклонения, как в Италии, так и в России. Восторженно приветствовали произведение А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь. 

Александр Пушкин

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

«Девятый вал» - настоящий шедевр русской живописи, самая известная картина великого художника-мариниста И. К. Айвазовского. Полотно, написанное в 1850 году.

Айвазовский показывает море, которое еще не успело успокоиться после неистового ночного шторма, и людей, потерпевших крушение в океане. Золотые лучи восходящего солнца освещают катящиеся волны. Самая большая из них – девятый вал – снова готова обрушиться на людей.

Измученные неравной борьбой со стихией, они пытаются спастись на деревянных обломках мачты своего корабля. Всеми изобразительными средствами Айвазовский подчеркивает величие моря и упорство людей. Но мы не видим на картине ужаса катастрофы. Пусть неистовствует стихия и катятся гигантские волны. Вера и мужество людей помогут им справиться с бедой.

Картина Айвазовского «Девятый вал» – гимн мужеству человека, берущего верх над силами стихии, сколь страшной, столь и великолепной в своем грозном величии. 

Наша планета прекрасна, и люди считают себя полноправными хозяевами на ней. Но существуют силы, контролировать которые просто нельзя, даже применив самые высокие технологии. К ним можно отнести ураганы, бури, смерчи, которые постоянно уничтожают все, что дорого людям. И остановить это невозможно. Можно лишь спрятаться и ожидать окончания гнева природы. Так как же возникают эти явления и какие последствия грозят пострадавшим? Ответы на эти вопросы уже давно даны учеными.

 Ураган – это сложное погодное явление. Его главной характеристикой является очень сильный ветер, имеющий скорость больше 30 метров в секунду (120 км/ч). Второе его название - тайфун, который представляет собой огромный вихрь. Давление в самом центре его понижено. Синоптики также уточняют, что ураган – это тропический циклон в случае, если он образовался в Южной или Северной Америке. Жизненный цикл этого монстра продолжается от 9 до 12 дней. В это время он движется по планете, нанося урон всему, на что наткнется. Для удобства каждому из них присваивается имя, чаще всего женское. Неизменным месторождением этого явления ученые называют океан, а именно те участки, которые расположены в тропиках. Вероятность возникновения урагана возрастает с приближением к экватору. Причин для его появления много. Ею может быть, например, сила, с которой вращается наша планета, или перепады в температуре между слоями атмосферы, или разница в атмосферном давлении. Но эти процессы могут и не стать началом зарождения урагана. Еще одним из главных условий формирования тайфуна является определенная температура подстилающей поверхности, а именно воды. Она не должна быть ниже 27 градусов по Цельсию. Это показывает, что для того чтобы сформировался ураган на море, нужна совокупность благоприятных факторов.

Буря (шторм) также характеризуется сильным ветром, но его скорость ниже, чем при урагане. Скорость порывов ветра в шторме равна 24 метрам в секунду (85 км/ч). Он может пройти как над водными участками планеты, так и над сушей. По своей площади он может быть достаточно большим. Длительность бури может составлять как пару часов, так и несколько дней. В это время отмечается очень обильное выпадение осадков. Это приводит к дополнительным разрушительным явлениям, таким как оползни и селевые потоки. Самой сильной считается буря, которая была зафиксирована в 2011 году. Она прошла над Филиппинскими островами и принесла тысячи смертей и разрушения на миллионы долларов.

 Ураганы и смерчи очень часто сопровождают друг друга. Смерчем называется вихрь, воздух в котором движется снизу вверх. Это происходит на чрезвычайно высокой скорости. Воздух там смешан с разнообразными частицами, такими как песок и пыль. Это воронка, которая свисает с облака и упирается в землю, чем-то похожая на хобот. Ее диаметр может варьироваться от десятков до сотен метров. Вторым названием этого явления является "торнадо". Когда оно приближается, слышен ужасный гул. Совершая свое движение, торнадо засасывает все, что может оторвать, и поднимает это по спирали. Если появляется эта воронка, то это ужасных масштабов ураган. Торнадо может развивать скорость около 60 км/ч. Прогнозировать это явление очень сложно, что ухудшает ситуацию и приводит к большим потерям. Ураганы и смерчи унесли множество жизней за всю историю своего существования.

 Ураганы могут угрожать любой части России, но чаще всего они происходят в Хабаровском и Приморском краях, на Камчатке, Сахалине, Чукотке или Курильских островах. Случиться это несчастье может в любое время, а самыми опасными считаются август и сентябрь. Синоптики стараются предусмотреть такую повторяемость и предупреждают население об опасности. Торнадо также могут появиться на территории Российской Федерации. Наиболее подвержены этому явлению акватории и побережья морей, Сибирь, Урал, Поволжье и центральные области государства.

Каждый человек должен понимать, что ураган – это смертельно опасное явление. Если объявлено предупреждение о нем, действовать нужно быстро. Первым делом укрепить все, что может быть оторвано от земли, убрать пожароопасные предметы и запастись продуктами питания и чистой водой на пару суток вперед. Также нужно отойти от окон, лучше перейти туда, где их нет вообще. Следует отключить электричество, воду и газовое оборудование. Для освещения используются свечи, фонарики и лампы. Для того чтобы получать сведения о погоде, нужно включить радио. Если выполнить указанные рекомендации, вашей жизни ничто не будет грозить. Таким образом, ураганы распространены по всему земному шару, что делает их проблемой для всех людей.

        2017 год объявлен годом экологии.

 Р.Рождественский. Не навреди

        Не навреди, человек, ни березе, ни морю,

        Влажной тропинке и птице, летящей во тьму.

        Вместе со всей своей немыслимой мощью

        Не навреди ненароком, себе самому.

        Не обольщайся цифирью немедленных выгод,

        Реки корежить, и горы взрывать погоди.

        Вместо того, чтоб не думая, что-то воздвигнуть,

        Лучше остынь и подумай. Не навреди!

Жюль Верн Дети кааапитана Гранта

Указывается долгота и широта, но разобрать долготу невозможно - цифру размыло. Как говорится в записке, на 37-м градусе 11-й минуте южной широты находятся спасенные. Следовательно, разыскивать Гранта и матросов следует на 37-й параллели. Однако организовать спасательную экспедицию английское адмиралтейство отказывается.

На каком материке оказываются спасенные? Докажите.

Какие атмосферные явления показаны в фильме?

.

Причины крушения Титаника

1. Погодные условия. В ту ночь отсутствовала луна, которая могла осветить айсберг, и вперёдсмотрящие заметили бы его раньше. Отсутствовало волнение, при котором местонахождение айсберга выдавали бы белые «барашки». Сам айсберг незадолго до столкновения, возможно, перевернулся, и его надводная часть стала тёмной[298]. Причиной запоздалого обнаружения айсберга могло послужить возникновение верхнего миража в виде ложного горизонта, на фоне которого айсберг был плохо заметен[52].

2. Характер повреждений. В результате столкновения «Титаник» получил шесть узких пробоин, протянувшихся вдоль правого борта более чем на 90 м. Длина повреждений предопределила гибель лайнера. Затопление пяти носовых отсеков вызвало дифферент на нос, поэтому вода стала переливаться поверх переборок в уцелевшие отсеки[70].

3. Высокая скорость в опасной зоне. Несмотря на предупреждения с других судов, «Титаник» не снизил скорость при входе в зону, занятую дрейфующими льдами (правила безопасного мореплавания этого не требовали). Если бы корабль шёл на меньшей скорости, он успел бы совершить манёвр и избежать контакта с айсбергом[58].

4. Ошибка вахтенного помощника. Уильям Мёрдок перед столкновением отдал приказы «Лево на борт» и «Полный назад» (возможно, «Стоп, машина»). Остановка центрального винта значительно снизила эффективность руля, поскольку водяной поток перестал обтекать перо руля. Для достижения более высокой манёвренности при повороте влево необходимо было реверсировать левый винт, а правым и центральным продолжать работать вперёд[286]. Также существует версия, что «Титаник» не затонул бы, если бы Мёрдок не отдал приказа «Лево на борт!». Врезавшись в айсберг, «Титаник» серьезно повредил бы носовой отсек, один водонепроницаемый отсек мог быть затоплен, но корабль остался бы на плаву.

5. Игнорирование последнего ледового предупреждения. Поскольку основными задачами радистов «Титаника» были отправка и приём частных телеграмм, они не уделяли должного внимания ледовым предупреждениям с других судов. Передачу последнего ледового предупреждения, которое было отправлено за полтора часа до столкновения с айсбергом, радист Джек Филлипс прервал в тот момент, когда радист «Калифорниэна» намеревался сообщить координаты обширной зоны скопления льда, находившейся прямо по курсу «Титаника»[45].

Столь большое число погибших объясняется, прежде всего, недостатком шлюпок на борту. На помощь тонущему «Титанику» мог прийти пароход «Калифорниэн», если бы там с меньшим легкомыслием отнеслись к сигнальным ракетам, если бы вахтенные помощники смогли распознать сигналы, передаваемые с помощью лампы Морзе, если бы на борту имелся второй радист, который бы принял сигнал бедствия[2

Дополнительный материал.

«Дети, бегущие от грозы» 1872 г. Холст, масло 167 х 102 см.
Третьяковская галерея, Москва, Россия

 Описание картины Маковского К.Е. «Дети, бегущие от грозы»

На своей картине «Дети, бегущие от грозы» автор изображает сельский пейзаж. Об этом свидетельствует узенькая речка, спрятанная в густой растительности, разноцветные луговые цветы и виднеющийся вдалеке лес. На переднем плане картины дети, которые пошли в лес за грибами, но внезапно попали под начинающуюся грозу.

Они спешат скорее укрыться где-нибудь от дождя. Девочка, несёт на себе своего маленького брата, проходя через небольшой речной мостик. Возникает ощущение, что этот мостик очень шаткий, вот-вот не выдержит, и сломается под их тяжестью.

Художнику удалось очень чётко и точно изобразить переживания и эмоции на лицах детей, которые окутаны страхом по поводу начавшейся непогоды. Маленький брат девочки очень трогательно обхватывает своими ручками её шею, а она поддерживает его за ножки, чтоб он не упал.

Внешний вид детей говорит о том, что они родом из обычной крестьянской семьи: щёчки у них пухленькие и розовые, глаза – большие и выразительные, а волосы – светлые.

Вся картина пестрит разнообразными цветами и оттенками. Она очень яркая и красочная, что придаёт ей особенную прелесть. Она привлекает внимание, и завораживает. Хочется ей любоваться долго-долго.

Ночью 14 апреля 1912 года самый большой и шикарный лайнер в истории человечества на всех парах нёсся к берегам Северной Америки. Ничто не предвещало гибель «Титаника». На верхней палубе в изысканном ресторане играл оркестр. Самые богатые и самые успешные люди пили шампанское и наслаждались прекрасной погодой. Ничто не предвещало беды Через несколько минут дозорный заметил айсберг. А чуть позже «Титаник», корабль гигантских размеров, столкнётся с дрейфующим айсбергом, а спустя ещё некоторое время всё будет кончено. Так начинается великая тайна большого корабля. На следующий день гибель «Титаника» станет легендой, а его история будет величайшей загадкой 20-го века. Международная сенсация Уже утром следующего дня офис компании владельца «Титаника» штурмовали десятки газетных репортёров. Они хотели знать место гибели «Титаника» и требовали разъяснений. Родственники пассажиров океанского лайнера были в негодовании. Короткая телеграмма с мыса Рейс сообщала: «В 23 часа по местному времени самый большой корабль «Титаник» передал сигнал бедствия». Президент компании Ластер Уайтс успокаивал репортёров: «Лайнер непотопляем!» Но уже на следующий день все мировые газеты запестрели сенсационными сообщениями: «Самый безопасный в мире «Титаник» (корабль) утонул в ледяной пучине Атлантического океана. На пятый день своего трагического рейса лайнер унёс с собой 1513 человеческих жизней».

Существует несколько вероятных предположений. Каждое из них заслуживает пристального внимания. Первая версия гласит, что на Атлантическом дне лежит другой затонувший лайнер. Звучит как фантастика, но именно у этой версии гибели «Титаника» есть реальные основания. Некоторые исследователи утверждают, что на океанском дне лежит вовсе не затонувший корабль «Титаник», а его двойник, лайнер «Олимпик». Версия кажется фантастической, но она не лишена доказательств. Океанский монстр Великой Британии 16 декабря 1908 года в Белфасте закладывался первенец - пароход «Олимпик», позже - «Титаник» (размеры корабля достигали без малого 270 метров в длину) с водоизмещением 66 тысяч тонн. До сих пор представители верфи считают его самым совершенным проектом, который когда-либо был осуществлен. Корабль был высотой с одиннадцатиэтажный дом, и длиной, охватывающей четыре небольших городских квартала. Оснащён этот океанский монстр был двумя 4-цилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Его мощность составляла 50 000 лошадиных сил, к электрической сети лайнера было подключено 10 000 лампочек, 153 электромотора, четыре лифта, каждый из которых был рассчитан на 12 человек, имелось большое количество телефонов. Корабль был по-настоящему инновационным для своего времени. Бесшумные лифты, паровое отопление, зимний сад, несколько фотолабораторий и даже больница с операционным залом. Комфорт и респектабельность Внутреннее убранство напоминало, скорее, фешенебельный дворец, нежели корабль. Пассажиры обедали в роскошном ресторане в стиле Людовика XVI, а кофе пили на залитой солнцем веранде с вьющимися растениями. Партии бриджа игрались в просторных холлах, а элитные сигары курили в мягких курительных комнатах. На «Титанике» была богатая библиотека, спортивный зал и даже бассейн

 История корабля «Олимпик» была весьма непрезентабельна. Однако, всего лишь поменяв таблички на лайнерах, похожих как две капли воды, можно было решить сразу несколько проблем. Главное, это выплата страховки в размере один миллион фунтов стерлингов, которая могла бы поправить финансовые дела фирмы. Маленькая авария, большие деньги, дело сделано. Люди не должны были пострадать, ведь лайнер непотопляем. В случае аварии корабль ляжет в дрейф, а проходящие мимо по оживлённой океанской трассе суда заберут всех пассажиров

 Тайна гибели «Титаника» имеет косвенное подтверждение версии страховой афёры, а именно странное поведение капитана Эдварда Смита, который, кстати, был капитаном «Олимпика» во время его первых рейсов. Последний капитан Эдвард Смит считался одним из лучших командоров своего времени. Работая на «Уайт Стар Лайн», он получал около 1200 фунтов в год. Другие капитаны не зарабатывали и половины этих денег. Однако карьера Смита складывалась далеко не безоблачно. Много раз суда, которыми он управлял, попадали во всевозможные аварии, садились на мель или горели. Именно Эдвард Смит командовал «Олимпиком» в 1911 году, когда незастрахованный океанский лайнер несколько раз попадал в серьёзные аварии. Но Смиту удалось не только избежать наказания, но даже получить повышение. Он стал капитаном «Титаника». Могло ли руководство компании, зная о предыдущих ошибках капитана, назначить его на «Титаник», да ещё всего на один рейс? Могла ли она использовать компромат на капитана, чтобы в случае неповиновения со скандалом уволить человека, который принёс компании огромные убытки? Возможно, капитан выбирал между позорным списанием на берег перед самой пенсией и участием в афере, придуманной начальством. Это был последний рейс для Эдварда Смита. О чём думал первый помощник? Ещё одна необъяснимая тайна гибели «Титаника» - это странное поведение Уильяма Мердока, первого помощника капитана. Мердок нёс вахту в ночь аварии. Когда он получил сообщение о надвигающемся айсберге, то отдал приказ направить корабль влево и включить задний ход, что категорически запрещено. Возможно, что первый помощник капитана ошибся и это и есть причина гибели «Титаника»? Но Мердок уже сталкивался с подобной ситуацией и поступал всегда правильно, направляя судно носом на препятствие. Во всех учебниках мореплавания этот манёвр описан как единственно верный в данной ситуации. В тот последний рейс для «Титаника» старший помощник капитана поступил иначе. В результате основной удар пришёлся не в нос, где самое прочное место у корабля, а в его бок. Почти сто метров правого борта вскрылись подобно консервной банке. «Титаник», история гибели которого описывается менее чем за десять секунд, был практически мертв. Именно столько времени понадобилось, чтобы вынести смертный приговор самому большому и самому прекрасному судну в мире. Почему Мердок допустил фатальную ошибку? Если предположить, что он тоже состоял в сговоре, тогда ответ на гибель «Титаника» находится сам собой. Что скрывали владельцы лайнера? Сегодня доказать версию страховой аферы невозможно, компанию «Уайт Стар Лайн» закрыли, корабль «Олимпик» пустили на металлолом, а всю документацию уничтожили. Но даже если предположить, что гибель «Титаника» не была подстроена, то наверняка не обошлось без человеческой ошибки. Ключ к таинственному ящику Много лет прошло с тех пор, как затонул «Титаник». История корабля, тем не менее, получила продолжение в 1997 году, когда на Лондонском аукционе за сто тысяч фунтов стерлингов был продан ключ. Он открывал всего один ящик на «Титанике», но именно этого ключа не оказалось в ту роковую ночь на борту лайнера. Цепь странных обстоятельств, череда фатальных совпадений и просто человеческая халатность сопровождали суперлайнер с самого начала и до конца его первого и последнего рейса. Ну а предмет, проданный за баснословные деньги на Лондонском аукционе, был обычным ключом от обыкновенного ящика. В нём хранилось единственное оборудование, с помощью которого можно было распознать грозящую кораблю опасность, - бинокль. Забывчивый старпом Всё дело в том, что локаторы появились только в 30-х годах прошлого столетия. А на тот момент его функции выполнял человеческий глаз. С самой высокой точки на корабле матрос беспрерывно смотрел вперед по ходу корабля. У лайнера весом 66 тысяч тонн, идущего со скоростью 45 км/ч, очень низкая управляемость, и чем раньше впередсмотрящий заметит опасность, тем больше шансов её избежать. Обычный бинокль был единственным подспорьем. Старпом Блэр по неизвестным причинам в последний момент был снят с судна. Расстроенный, он попросту забыл передать сменщику ключ от ящика, где хранились бинокли. Встреча с необычным айсбергом Вперёдсмотрящим приходилось рассчитывать только на собственную зоркость. Они заметили айсберг слишком поздно, когда изменить ситуацию было практически невозможно. К тому же этот айсберг отличался от других, он был чёрным. За время дрейфа огромная глыба льда подтаяла и перевернулась. Впитавший тонны воды айсберг стал тёмным. Заметить его было невероятно сложно. Если бы тот роковой для «Титаника» айсберг был белым, возможно, дозорные увидели бы его значительно раньше. Особенно если бы у них были бинокли. «Титаник»: история гибели, начало событий Но самое странное то, что командование корабля могло узнать о возможности столкновения с айсбергом гораздо раньше, чем об этом сообщили вперёдсмотрящие. Радисты, голос и слух «Титаника», неоднократно получали сообщение о дрейфующих в этом районе льдинах. За час до того как дозорный заметил айсберг, радист парохода «Калифорния» предупредил о возможной опасности. Но на «Титанике» грубо оборвали связь. Ещё раньше, за несколько часов до столкновения, капитан Эдвард Смит лично прочёл три телеграммы, предупреждающие о льдинах. Но все они были проигнорированы. Прервать цепочку человеческих просчётов мог офицер Мердок, отдавший роковой приказ: «Полный назад! Лево руля». В случае лобового столкновения «Титаника» с айсбергом времени для эвакуации пассажиров было бы значительно больше. Возможно, корабль смог бы удержаться на плаву. Человеческая халатность Далее ошибки последовали одна за другой. Приказ об эвакуации был отдан лишь спустя 45 минут после столкновения. Пассажиров попросили надеть спасательные пояса, и собраться на верхней палубе у шлюпок. И тут вдруг выяснилось, что на «Титанике» всего лишь двадцать шлюпок, в которых смогло бы разместиться не более 1300 человек, 48 спасательных кругов и пробковые жилеты на каждого пассажира и членов экипажа. Впрочем, жилеты были бесполезны для северных районов Атлантики. Человек, попавший в холодную воду, через полчаса погибал от переохлаждения. Пророческие предсказания фантаста Сразу же после катастрофы весь мир был шокирован невероятным совпадением. Дата гибели «Титаника» - 15 апреля 1912 года. А за четырнадцать лет до трагедии никому не известный лондонский журналист Морган Робертсон закончил свой новый роман. Писатель-фантаст говорил о путешествии и гибели огромного по своим размерам трансатлантического лайнера «Титан»: «Холодной апрельской ночью на полном ходу пароход напоролся на айсберг и затонул». Более того, писатель-фантаст точно указал место гибели «Титатика». Роман оказался пророческим, а фантаста окрестили Нострадамусом XX века. В книге действительно оказалось множество совпадений: водоизмещение корабля, его предельная скорость, и даже количество винтов и спасательных шлюпок. Более того, спустя несколько лет, писатель опубликовал свой новый роман, в котором предсказал войну в США и Японии. Ещё одно совпадение: экземпляр книги о корабле «Титан» был на судне у одного кочегара. Моряк прочитал её в первые дни рейса, причем настолько сюжет его впечатлил, что в одном из портов он просто сбежал. И это был не единственный член экипажа, сбежавший с «Титаника». Остаётся загадкой: то ли все, кто сбежал, до этого прочитали книгу, то ли у них были более веские причины. Свидетельства очевидцев трагедии Сразу после крушения «Титаника» в Англии и Соединённых Штатов были созданы специальные комиссии для расследования его причин. Выжившие пассажиры рассказывали о громком хлопке, который слышали уже после столкновения с айсбергом. Это было похоже на взрыв. По одной из версий, в угольном бункере лайнера бушевал пожар. Одни исследователи считают, что он начался ещё до того, как «Титаник» покинул порт, другие уверены, что пожар вспыхнул во время плавания. Немного из истории Британия преобразовывалась в ходе технической революции. Начиная с 30-х годов 19-го столетия Атлантику стали пересекать торговые суда на паровой тяге. Технология оказалась многообещающей, и в адмиралтействе королевства пришли к выводу, что пар сделает парусный флот устаревшим. Когда же в Лондоне появились сообщения, что во Франции, которая также вступила в борьбу за морское господство, уже велись испытания парового двигателя, у англичан не оставалось другого выбора, кроме как принять вызов. Сначала использовались большие гребные колеса, которые устанавливались по разные стороны бортов. Впервые замена гребному колесу появилась примерно через десять лет, в 40-х годах XIX века. Судостроители пришли к выводу, что винт гораздо эффективнее колеса. Только после его изобретения и помещения под днище корабля паровая тяга стала решающим преимуществом. Но в большинстве случаев это оставалось опытными разработками, иногда новшество использовали на военных кораблях. Массовое распространение паровые двигатели получили только в XX веке, и уголь продолжительное время являлся единственным топливом. В будущем переход от угля на мазут станет шагом на следующий уровень развития. Но во времена суперлайнеров класса «Олимпик» корабли с двигателем внутреннего сгорания были такой же редкостью, как паровой двигатель первой половины XIX века. Как бы там ни было, пожар на борту не должен был повлиять на жизнь корабля и его пассажиров. На лайнере не могло быть никаких чрезвычайных происшествий, это же «Титаник». Дальнейшее развитие событий Капитан Смит приказал локализовать бункер, в котором бушевал огонь. Из-за отсутствия кислорода пожар должен был угаснуть, проблема разрешилась бы сама собой. Пожар на борту - достаточно веская причина, чтобы изо всех сил гнать лайнер в ближайший порт. Но когда «Титаник» налетел на айсберг, тот вспорол обшивку корабля, и в бункер попал кислород. Раздался мощный взрыв. Через много лет, после подводного исследования останков корабля, у этой версии появились дополнительные аргументы. Огромный разлом проходит именно там, где находились угольные отсеки. Впервые версия о пожаре появилась на страницах американских газет ещё до того, как оставшиеся в живых пассажиры и члены экипажа «Титаника» были доставлены в Нью-Йорк. Не располагая фактическим материалом, а пользуясь только слухами, газетчики сочиняли самые невероятные истории о трагедии. Во всяком случае, когда допрашивали кочегаров, они отрицали факт возникновения пожара, хотя, казалось бы, после катастрофы им нечего было скрывать. С другой стороны, по некоторым свидетельствам, капитан Смит спускался в котельное отделение и приказал всем молчать о загоревшемся угле. Что же на самом деле случилось с гигантским лайнером, мы пока не знаем. «Титаник», история гибели которого стала сюжетом документальных и художественных фильмов, всегда будет интересовать будущие поколения. Новая версия о гибели лайнера Характер разлома «Титаника» не только подогревает версию пожара в трюме, но и позволяет некоторым исследователям сделать неожиданное предположение. Лайнер потопил другой корабль. В начале XX века в морях испытывали новое секретное оружие. Возможно, в «Титаник» попала торпеда. Версия кажется необычной, но факты разлома и рваных краёв, которые могли получиться в результате торпедной атаки, заставляют относиться к ней серьёзно. Если «Титаник» всё-таки был торпедирован, остаётся только надеяться, что когда-нибудь исследователи доберутся до той части корабля, изучение которой поможет пролить свет на эту версию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

География вне учебника

Слайд 2

Географию называют древней наукой, потому что она возникла более 2,5 тыс. лет назад. В древности люди не могли объяснить явления природы, связи между ними. В те времена люди думали, что подобными явлениями (ветер, гром, волны, землетрясения, извержение вулканов) повелевают разные боги. Каждый из них распоряжается своим «царством»: небом, морями, горами. Каждая стихия имела богов: Нептун, Посейдон – боги воды, боги воздуха, ветров, древние боги земли. Матерью всех богов, которая создала небо, горы, море, древние греки считали богиню Земли – Гею.

Слайд 3

БОГИ НЕПТУН ПОСЕЙДОН БОГ ВЕТРОВ БОГ ВОЗДУХА

Слайд 4

Слово география образовано от имени богини Земли Геи и слова «графо» - пишу. В переводе с древнегреческого языка география означает землеописание. География отвечает на вопросы «где» и «почему», раскрывает связи между миром человека и миром природы.

Слайд 5

Богиня Земли Гея - мать всего, что живет и растет на ней, а также мать Неба, Моря, титанов и гигантов. Гея была прародительницей людей и обителью мертвых. Она не жила на Олимпе, но следила за жизнью олимпийских богов и часто давала им мудрые советы.

Слайд 6

География в живописи, поэзии Погодные явления: ураганы, бури География в кинематографе Ж.Верн «Дети капитана Гранта» Гибель Титаника Песни с географическими названиями Географические ребусы

Слайд 7

География в живописи Брюллов К.П. Айвазовский И.К .

Слайд 9

А. С. Пушкин ВЕЗУВИЙ ЗЕВ ОТКРЫЛ ... 1834

Слайд 11

БУРЯ УРАГАН СМЕРЧ

Слайд 12

К.Е. Маковский Ф.И.Тютчев

Слайд 13

Маковский К. Е . Дети, бегущие от грозы

Слайд 14

ЖЮЛЬ ВЕРН ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА

Слайд 15

ГИБЕЛЬ ТИТАНИКА

Слайд 16

Лайнер унёс с собой 1513 человеческих жизней Причины крушения 1 . Погодные условия . 2 . Характер повреждений . 3 . Высокая скорость в опасной зоне . 4 . Ошибка вахтенного помощника. 5. Игнорирование последнего ледового предупреждения.

Слайд 18

Китай Япония Венгрия Австрия Перу Корея Ирак Канада Бирма Столицы ?

Слайд 19

Пекин Токио Будапешт Вена Лима Пхеньян, Сеул Багдад Оттава Нейпьидо

Слайд 20

2017 год в России объявлен годом экологии

Слайд 21

Роберт Рождественский Не навреди

Слайд 22

ВОПРОСЫ Кого называли матерью всех богов? На какие вопросы отвечает география? Кто написал картины «Последний день Помпеи» и «Девятый вал?» Какие знаете природные явления? Кто написал роман «Дети капитана Гранта ?» Причины гибели Титаника? (с географической точки зрения). Какие географические названия в хит-параде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(Практическое пособие по организации и проведению внеклассного занятия по географии, раздел – геология)

В этой работе показывается возможность проведения занятия по геологии на территории бывшего рудника Придорожный, Солнечного района, Хабаровского края. По такому принципу можно для своей территории соз...

интегрированное внеклассное занятие по химии, биологии и географии

Интегрированное внеклассное занятие по химии, биологии и географии в форме игры "Счастливый случай"...

Внеклассное занятие "Геодезические линии" (интеграция математики и географии)

Данное занятие по математике может быть включено в различные формы внеклассной работы по предмету, так как его содержание выходит за рамки стандарта (тему можно рассмотреть в рамках математического кр...

Внеклассное занятие по географии. Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"

Целью данного занятия является обобщение и систематизация изученного материала по курсу «География материков и океанов», расширение кругозора участников игры, привитие интереса к изучаемому предмету...

Практико-значимая работа по теме: «Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы»

Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы "Мировой океан"....

Методические разработки внеклассных занятий по географии 5-8кл

В декаду естественных наук или недели географии проводятся внеклассные мероприятия. Предлагаю сценарии для разных  возрастных групп....