Рабочая программа по предмету "География Алтайского края" 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "География Алтайского края" рассчитана на 17 учебных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geografiya_altayskogo_kraya_6_klass.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРВОМАЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА
Рассмотрено: на заседании МО учителей ___________ протокол № __ | Согласовано: Зам. директора по УВР ________ /Иванова Л.А./ ___.___. 2017 г. | Утверждено: Директор школы _________ /Кошенов Ю.А./ Приказ № ___ от ___.___.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«География Алтайского края»
6 класс
Составитель: Камалова Г.Л.
учитель I квалификационной категории
Период реализации программы 2017 - 2018 учебный год
с. Первомайское
2017
Пояснительная записка
Программа курса составлена на основе методического пособия «География Алтайского края» Л.П, Подкорытова, В.А. Савина; учебника «География Алтайского края», В.С.Ревякина; образовательной программы школы, учебного плана МБОУ «Первомайская ООШ» на 2017-2018 учебный год, с учетом годового календарного графика школы.
Цель данной программы: создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география; учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета; развивать творческие способности учащихся.
Задачи курса:
- способствовать углублению, расширению и конкретизации знаний об особенностях природы, окружающей среды, изменения природы под влиянием человека, расселения человека и его хозяйственной деятельности в своем крае;
- формирование умений и навыков работы с разными источниками информации;
- способствовать активизации самостоятельной работы учащихся.
Содержание учебного материала позволяет организовать развитие оценочной составляющей учебной деятельности школьников через выполнение заданий по экспертизе окружающей среды и степени воздействия на нее человека. Курс дает возможность развивать умения использовать исследовательские методы: наблюдения, анализ материалов экскурсий, анкетирование и т. д.
Одна из целей курса – развитие нравственного потенциала учащихся через принятие ответственности за будущее края путем включения в природоохранительную деятельность. По изучению курса учащимся будет предложено выполнение творческой работы.
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов.
Специфика содержания программы предполагает использование различных методов и форм обучения, позволяющих активизировать различные способы восприятия и усвоения информации, в том числе на теоретическом, практическом и эмоциональном уровнях. Помочь школьникам осознать свою включенность в жизнь родного края, района, села, сделать изучение региональной географии более активным и личностно значимым позволит включение в учебный процесс учебных проектов и исследовательских работы.
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «География Алтайского края» основными формами деятельности являются: работа с классом (фронтальная), кооперативная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Виды организации учебной деятельности: защита презентаций, защита творческих работ учащихся, экскурсии, самостоятельная работа, проектирование, викторины, фронтальные беседы.
Содержание курса
Тема 1. История освоения и исследования территории края. Первые поселения русских, освоение территории. Русские экспедиции. Из истории географических названий на карте края. Заселение своего района.
Тема 2. Природные условия и ресурсы. Рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир края и своего района, природные комплексы края и своего района, природные ресурсы края.
Тема 3. Население. Состав и численность, города, основные занятия населения края и своего населенного пункта.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения региональной географии ученик должен
знать/ понимать:
• специфику географического положения края, размеры территории, основные этапы ее освоения, федеративные и государственные границы края;
• особенности природы края и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
• важнейшие природные объекты, их пространственное размещение; основные виды природных ресурсов;
• природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы края и защите людей от стихийных и природных явлений;
уметь:
объяснять
• влияние географического положения на особенности природы, хозяйство и жизнь населения края;
• образование и размещение форм рельефа в пределах различных тектонических структур; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
• влияние на климат края его внутриконтинентального положения и основных форм рельефа;
• влияние климата края на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека;
• неравномерность размещения внутренних вод по территории края;
• разнообразие природных комплексов на территории края;
• причины возникновения опасных природных и техногенных явлений, экологических проблем и их размещение по территории края;
приводить примеры
• использования и охраны природных ресурсов;
• особо охраняемых природных территорий;
составлять
• на основе разнообразных источников географической информации краткую географическую характеристику важнейших природных объектов края;
определять
• на картах разного масштаба местоположение края и его основные географические объектов;
применять
• приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе закономерности;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
• ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Тематический план программы учебного курса «География Алтайского края»
Номер темы и её название | Всего часов на тему | Из них: | ||
Теоретические занятия | Контрольные работы | Практические занятия | ||
Тема 1. История освоения и исследования территории края | 3 | 3 | - | - |
Тема 2. Природные условия и ресурсы | 9 | 9 | - | - |
Тема 3. Население | 5 | 5 | - | - |
ИТОГО | 17 | 17 | - |
Учебно-тематический план курса «География Алтайского края»
Номер урока | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Оборудование на уроке | Дата |
Тема 1. История освоения и исследования территории края - 3 часа | ||||
1. | Чем славен Алтай. | Просмотр видеофильма | Презентация | |
2. | Из истории исследования и освоения территории края. | Работа с учебником | Презентация | |
3. | Из истории географических названий на карте Алтайского края. | Выполнение заданий | Физическая карта АК | |
Тема 2. Природные условия и ресурсы Алтайского края– 9 часов | ||||
4. | Рельеф Алтайского края, основные формы, их размещение. | Выполнение заданий | Физическая карта АК | |
5. | Полезные ископаемые Алтайского края. | Работа с картой | Физическая карта АК | |
6. | Климат края и времена года. | Презентация | ||
7. | Различия в климате на территории края. Особенности климата своего района. | Работа с картой | Презентация | |
8. | Внутренние воды. Виды, их особенности, размещение, значение. | Карты АК | ||
9. | Охрана внутренних вод и их использование в своем районе. | Работа с картой | Презентация | |
10. | Растительность Алтайского края. | Презентация | ||
11. | Животный мир. Условия обитания. | Презентация | ||
12. | Особо охраняемые растения и животные края. | Работа с картой | Презентация | |
Тема 3. Население Алтайского края – 5 часов | ||||
13. | Состав и численность населения. | Презентация | ||
14. | Города Алтайского края. | Презентация | ||
15. | Основные занятия населения края. | Презентация | ||
16. | Основные занятия населения своего района и населенного пункта. | Работа с картой | Презентация | |
17 | Итоговое занятие. | |||
Всего уроков 17 |
Формы организации деятельности учащихся: работа с классом (фронтальная), кооперативная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Виды организации учебной деятельности: защита презентаций, защита творческих работ учащихся, экскурсии, самостоятельная работа, проектирование, викторины.
Основные виды контроля при организации работы: текущий, итоговый, индивидуальный, письменный.
Формы контроля: проверочная работа, работа по карточке, тестирование, географический диктант, защита презентаций.
Критерии оценивания ответов:
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- определения понятий неполные, допущены небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, фрагментарно, непоследовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии.
Отметка «2»:
- Основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, в терминологии.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Перечень учебно-методических средств обучения:
1. Акарачкина Л. К., Винокурова О. М., Сергеев А. Д. Рассказы о природе и истории Алтайского края. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1987.'
2. Алексеенко Н. А. География Алтайского края: методические рекомендации.- Барнаул: АКИПКРО, 2003. - 3-е изд., испр. и доп. - 40 с.
3. География: программно-методические материалы. 6-9 кл. / Сост В. И. Сиротин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.-288 с.
4. Алексеенко Н.А. Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования. География Алтайского края 6-9 классы - Барнаул, АКИПКРО, 2006 г.
5. Гришаев В. Ф. Алтайские горные инженеры. - Барнаул: День, 1999.
6. Долнаков А. П., Долнакова Е. А., Зотеева Л. А., Степанская Т. М. Памятники архитектуры Барнаула. - Барнаул: Алтайское
книжное издательство, 1982.
7. Заповедники Сибири. В 2-х т. - Т. 2.- М.: Логата, 2000.
8. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории. - Барнаул: Изд-во АТУ, 2002. – 339 с: ил.
9. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. - Барнаул: Изд.Алт.унта, 1998
10. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. - 23
11. Методика преподавания региональной географии в школе: учебное пособие для учителей географии и студентов географ, спец. высш. пед. учеб. заведений / М. А. Никоно- ва, О. А. Бахчиева, И. В. Душина и др.; под ред. М. А. Никоновой. - М.: 2003.
12. Подкорытова Л. Д., Савина В. А. Уроки географии Алтайского края (из опыта работы) / Под ред. д. г. н., проф. Ревякина В. С. -Барнаул: Позиция, 1996.
13. Ревякин В. С. География Алтайского края: учебник 8,9 кл. /Гл. ред. А. Ю. Муравьев; науч. ред. В. А. Рассыпное. – Барнаул: 2004. - Ч. I. - 192 с.
14. Ревякин В. С, Ревякина Н. Е., Малиновский А.В. География Алтайского края: учебное пособие для учащихся школ и лицеев. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1995. -136 с.
15. Розен М. Ф. Колывань и гора Змеиная. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1983 г.
16. Розен М. Ф. Очерки об исследователях Алтая. - Барнаул: День, 1996.
17. Ромашина С. Я., Шварко Л. И., Никитина Л. А. Моя малая Родина Барнаул. - Барнаул: 1999.
18. Сергеев А. Д. Барнаул: 1730-1980. - Барнаул, 1980 -120 с.
19. Степанская Т. М. Архитектура Алтая XVIII - н. XX вв. - Барнаул, 1995.
20. Уникальные природные объекты предгорий Алтайского края / Под ред. Винокурова Ю. И., Дорощенкова О. П. - Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверситета, 1995
21. Энциклопедия Алтайского края. В 2 томах. – Барнаул,1995.
22. Юдалевич М. Барнаул. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1992.
23. География Алтайского края. Методическое пособие. Л.Д.Подкорытова, О.В.Горских.
24.Уроки географии Алтайского края. Л.Д. Подкорытова, В.А.Савина.
25. DVD «Живописные места России. Пещеры Денисова».
26. DVD «Экология и культура».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по географии Алтайского края для 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«География Алтайского края»факультативдля учащихся 8 классаКурс «География Алтайского края» рассчитан на 35 часов. Учитывает изучение географии своей местности. Данный курс имеет опре...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...