Рабочая программа по предмету "География Алтайского края" 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Камалова Гаянэ Левоновна

Рабочая программа по предмету "География Алтайского края" рассчитана на 17 учебных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geografiya_altayskogo_kraya_6_klass.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРВОМАЙСКАЯ  ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА

Рассмотрено:

на заседании МО

учителей ___________

протокол № __
от ___.___.2017 г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

________ /Иванова Л.А./

___.___. 2017 г.

Утверждено:

Директор школы

_________ /Кошенов Ю.А./

Приказ № ___ от ___.___.2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«География Алтайского края»

 6 класс  

Составитель: Камалова Г.Л.

учитель  I квалификационной категории

Период реализации программы 2017 - 2018 учебный год

с. Первомайское

2017

Пояснительная записка

Программа курса составлена на основе методического пособия «География Алтайского края» Л.П, Подкорытова, В.А. Савина; учебника «География Алтайского края», В.С.Ревякина; образовательной программы школы, учебного плана МБОУ «Первомайская ООШ» на 2017-2018 учебный год, с учетом годового календарного графика школы.

Цель данной программы: создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география; учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета; развивать творческие способности учащихся.

Задачи курса:

- способствовать углублению, расширению и конкретизации знаний об особенностях природы, окружающей среды, изменения природы под влиянием человека, расселения человека и его хозяйственной деятельности в своем крае;

- формирование умений и навыков работы с разными источниками информации;

- способствовать активизации самостоятельной работы учащихся.

Содержание учебного материала позволяет организовать развитие оценочной составляющей учебной деятельности школьников через выполнение заданий по экспертизе окружающей среды и степени воздействия на нее человека. Курс дает возможность развивать умения использовать исследовательские методы: наблюдения, анализ материалов экскурсий, анкетирование и т. д.

Одна из целей курса – развитие нравственного потенциала учащихся через принятие ответственности за будущее края путем включения в природоохранительную деятельность. По изучению курса учащимся будет предложено выполнение творческой работы. 

Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов.

       Специфика содержания программы предполагает использование различных методов и форм обучения, позволяющих активизировать различные способы восприятия и усвоения информации, в том числе на теоретическом, практическом и эмоциональном уровнях. Помочь школьникам осознать свою включенность в жизнь родного края, района, села, сделать изучение региональной географии более активным и личностно значимым позволит включение в учебный процесс учебных проектов и исследовательских работы.

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «География Алтайского края» основными формами деятельности являются: работа с классом (фронтальная), кооперативная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Виды организации учебной деятельности: защита презентаций, защита творческих работ учащихся, экскурсии, самостоятельная работа, проектирование, викторины, фронтальные беседы.

Содержание курса

Тема 1. История освоения и исследования территории края. Первые поселения русских, освоение территории. Русские экспедиции. Из истории географических названий на карте края. Заселение своего района.

Тема 2. Природные условия и ресурсы. Рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир края и своего района, природные комплексы края и своего района, природные ресурсы края.

Тема 3. Население. Состав и численность, города, основные занятия населения края и своего населенного пункта.

Требования к уровню подготовки учащихся

                В результате изучения региональной географии ученик должен

знать/ понимать:

• специфику географического положения края, размеры территории, основные этапы ее освоения, федеративные и государственные границы края;

• особенности природы края и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

• важнейшие природные объекты, их пространственное размещение; основные виды природных ресурсов;

• природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы края и защите людей от стихийных и природных явлений;

уметь:

объяснять

• влияние географического положения на особенности природы, хозяйство и жизнь населения края;

• образование и размещение форм рельефа в пределах различных тектонических структур; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

• влияние на климат края его внутриконтинентального положения и основных форм рельефа;

• влияние климата края на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека;

• неравномерность размещения внутренних вод по территории края;

• разнообразие природных комплексов на территории края;

• причины возникновения опасных природных и техногенных явлений, экологических проблем и их размещение по территории края;

приводить примеры

• использования и охраны природных ресурсов;

• особо охраняемых природных территорий;

составлять

• на основе разнообразных источников географической информации краткую географическую характеристику важнейших природных объектов края;

определять

• на картах разного масштаба местоположение края и его основные географические объектов;

применять

• приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе закономерности;

использовать

  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

• ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Тематический  план программы учебного курса «География Алтайского края»

Номер темы и её название

Всего часов на тему

Из них:

Теоретические занятия

Контрольные работы

Практические занятия

Тема 1. История освоения и исследования территории края

3

3

-

-

Тема 2. Природные условия и ресурсы

9

9

-

-

Тема       3. Население

5

5

-

-

ИТОГО

17

17

-

Учебно-тематический план курса «География Алтайского края»

Номер урока

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Оборудование на уроке

Дата

Тема 1. История освоения и исследования территории края - 3 часа

1.

Чем славен Алтай.

Просмотр видеофильма

Презентация

2.

Из истории исследования и освоения территории края.

Работа с учебником

Презентация

3.

Из истории географических названий на карте Алтайского края.

Выполнение заданий

Физическая карта АК

Тема 2. Природные условия и ресурсы  Алтайского края– 9 часов

4.

Рельеф Алтайского края, основные формы, их размещение.

Выполнение заданий

Физическая карта АК

5.

Полезные ископаемые Алтайского края.

Работа с картой

Физическая карта АК

6.

Климат края и времена года.

Презентация

7.

Различия в климате на территории края. Особенности климата своего района.

Работа с картой

Презентация

8.

Внутренние воды. Виды, их особенности, размещение, значение.

Карты АК

9.

Охрана внутренних вод и их использование в своем районе.

Работа с картой

Презентация

10.

Растительность Алтайского края.

Презентация

11.

Животный мир. Условия обитания.

Презентация

12.

Особо охраняемые растения и животные края.

Работа с картой

Презентация

Тема 3. Население Алтайского края – 5 часов

13.

Состав и численность населения.

Презентация

14.

Города Алтайского края.

Презентация

15.

Основные занятия населения края.

Презентация

16.

Основные занятия населения своего района и населенного пункта.

Работа с картой

Презентация

17

Итоговое занятие.

Всего уроков 17

Формы организации деятельности учащихся: работа с классом (фронтальная), кооперативная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Виды организации учебной деятельности: защита презентаций, защита творческих работ учащихся, экскурсии, самостоятельная работа, проектирование, викторины.

Основные виды контроля при организации работы: текущий, итоговый, индивидуальный, письменный. 

Формы контроля: проверочная работа, работа по карточке, тестирование, географический диктант, защита презентаций.

Критерии оценивания ответов:

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;
  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:
  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;
  • правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- определения понятий неполные, допущены небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, фрагментарно, непоследовательно;
  • определения понятий недостаточно четкие;
  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии.

Отметка «2»:

  • Основное содержание учебного материала не раскрыто;
  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
  • допущены грубые ошибки в определении понятий, в терминологии.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Перечень учебно-методических средств обучения:

1. Акарачкина Л. К., Винокурова О. М., Сергеев А. Д. Рассказы о природе и истории Алтайского края. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1987.'

2. Алексеенко Н. А. География Алтайского края: методические рекомендации.- Барнаул: АКИПКРО, 2003. - 3-е изд., испр. и доп. - 40 с.

3. География: программно-методические материалы. 6-9 кл. / Сост В. И. Сиротин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.-288 с.

4. Алексеенко Н.А. Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования. География Алтайского края 6-9 классы - Барнаул, АКИПКРО, 2006 г.

5. Гришаев В. Ф. Алтайские горные инженеры. - Барнаул: День, 1999.

6. Долнаков А. П., Долнакова Е. А., Зотеева Л. А., Степанская Т. М. Памятники архитектуры Барнаула. - Барнаул: Алтайское

книжное издательство, 1982.

7. Заповедники Сибири. В 2-х т. - Т. 2.- М.: Логата, 2000.

8. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории. - Барнаул: Изд-во АТУ, 2002. – 339 с: ил.

9. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. - Барнаул: Изд.Алт.унта, 1998

10. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. - 23

11. Методика преподавания региональной географии в школе: учебное пособие для учителей географии и студентов географ, спец. высш. пед. учеб. заведений / М. А. Никоно- ва, О. А. Бахчиева, И. В. Душина и др.; под ред. М. А. Никоновой. - М.: 2003.

12. Подкорытова Л. Д., Савина В. А. Уроки географии Алтайского края (из опыта работы) / Под ред. д. г. н., проф. Ревякина В. С. -Барнаул: Позиция, 1996.

13. Ревякин В. С. География Алтайского края: учебник 8,9 кл. /Гл. ред. А. Ю. Муравьев; науч. ред. В. А. Рассыпное. – Барнаул: 2004. - Ч. I. - 192 с.

14. Ревякин В. С, Ревякина Н. Е., Малиновский А.В. География Алтайского края: учебное пособие для учащихся школ и лицеев. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1995. -136 с.

15. Розен М. Ф. Колывань и гора Змеиная. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1983 г.

16. Розен М. Ф. Очерки об исследователях Алтая. - Барнаул: День, 1996.

17. Ромашина С. Я., Шварко Л. И., Никитина Л. А. Моя малая Родина Барнаул. - Барнаул: 1999.

18. Сергеев А. Д. Барнаул: 1730-1980. - Барнаул, 1980 -120 с.

19. Степанская Т. М. Архитектура Алтая XVIII - н. XX вв. - Барнаул, 1995.

20. Уникальные природные объекты предгорий Алтайского края / Под ред. Винокурова Ю. И., Дорощенкова О. П. - Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверситета, 1995

21. Энциклопедия Алтайского края. В 2 томах. – Барнаул,1995.

22. Юдалевич М. Барнаул. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1992.

23. География Алтайского края. Методическое пособие. Л.Д.Подкорытова, О.В.Горских.

24.Уроки географии Алтайского края. Л.Д. Подкорытова, В.А.Савина.

25. DVD «Живописные места России. Пещеры Денисова».

26. DVD «Экология и культура».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по географии Алтайского края для 8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«География Алтайского края»факультативдля учащихся 8 классаКурс «География Алтайского края» рассчитан на 35 часов. Учитывает изучение географии своей местности. Данный курс имеет опре...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...